Картотека кубанских игр
картотека (подготовительная группа) на тему

Алещенко Ольга Викторовна

Подборка кубанских игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кубанские игры для детей59.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение комбинированного вида №11 ст. Новощербиновской.

                                             

                                                Картотека

                                   кубанских  народных  игр

                                                           

                                                         Разработала: воспитатель Алещенко О.В.

                                                   2015 г.

                    Картотека  кубанских  народных  игр 

Актуальность:  Народные игры являются традиционным средством педагогики и занимают очень важное место в жизни каждого ребёнка. Игры  дают детям положительные эмоции и обладают великой воспитательной силой. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании проявлять волю и стремление к победе. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания дошкольников. 

В ходе игры формируется  духовное обогащение детей, устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств к своей малой Родине.

 По содержанию кубанские игры  лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. 

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, требуют внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости.

Основным условием успешного внедрения кубанских игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое значение и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру, как эмоционально- образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Цель:  Познакомить детей с Кубанскими народными играми; прививать любовь к своей малой Родине; воспитывать чувство патриотизма; развивать физические способности  детей (силу,  ловкость,  быстроту реакции, меткость, равновесие, координацию движений,  скоростно – силовые качества); развивать внимание, ориентировку в пространстве; учить детей передавать образы животных; активизировать речь детей, пополнять словарный запас.

 

«Передай подкову»

Воспитатель говорит детям, что на Кубани есть старинное поверье: «Кто найдёт подкову, тому счастье она принесёт».

Дети стоят в кругу и под музыку передают друг другу подкову. Как только музыка стихает, ребёнок, у которого осталась подкова в руках, выходит к круг и танцует.

«Колядки. Щедрые кубанские казаки.»

Перед новогодними праздниками были распространены ритуальные обходы дворов - коляда, ходили с меланкой и с козой, в которых принимали участие  дети в возрасте от 7 до 14 лет. Собравшись группами, переодевшись в специальные костюмы, с песнями и стихами, называемыми «колядками» они шли от двора ко двору. За старания и искренние пожелания добра и прибыли их благодарили сладостями и деньгами. В качестве примера можно привести детскую игру-коляду:

К нам приходит коляда,

Накануне Рождества.

Просит, просит коляда,

Хоть кусочек пирога.

Кто пирог коляде даст,

Будет тот на всё горазд!

Будет скот того здоров,

Полон хлев будет коров.

Кто зажмёт же свой кусок,

Будет год весь одинок.

Не найдёт удачи, счастья,

Год промается в ненастье.

Не жалей ты пирожок,

А не то, создашь должок!

Дети получают за колядку сладости.

 «Защити курень»

Водящий с шашкой в руке стоит в середине импровизированного куреня.

Вокруг куреня стоят дети с резиновыми кольцами, полыми внутри. По команде воспитателя: «В курень попади!», дети бросают поочерёдно кольца в курень, а водящий должен отбить эти кольца.

«Кубанка» (шапка казака)

1вариант: Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку - кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней), тот побеждает.

2 вариант: По кругу сидят игроки, через одного - на голове кубанка. У ведущего в руках тоже кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящего должны передавать со своей головы тем, кто без кубанок, свои шапки по цепочке (идет смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т.е. у одного человека), игрок выходит из круга, поэтому нужно передавать как можно быстрее.

3 вариант: Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды ) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все  ищут кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.

4 вариант: Участники стоят по кругу в головных уборах - кубанках. По сигналу: «Раз, два, три - бросай!» все подбрасывают кубанку вверх, чья выше подлетит. Победитель тот, чья кубанка упадет позже всех. Не учитывается тот, кто бросил позже.

5вариант: Все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась - игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки

«Брыль» (соломенная шляпа с высокими полями)

 Играющие сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5 - 6 см от края  начерчен  еще  круг.  По команде  ведущего  «Солнце»  все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову Брыль и сразу говорит «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать во внутренний круг. Если забежал в центр - ведущий он, если не успел -выходит из игры. 

 

«Кривой петух»

Дети стоят в кругу, один ребёнок – в центре круга (кривой петух).

Дети:  Кривой петух, на чём стоишь? (на иголочках)

           А как тебе, не колко? (на подковочках)

Дети идут по кругу и поют:

              Ступай в круг,

              Там блины пекут,

              Там блины пекут,

              Тебе блин дадут.

«Петух» стучит ногой по полу  три раза.

Дети: Кто там?  (это я, Тарас)

           Лови нас, не открывая глаз.

«Петух» должен угадать кого он поймал.

 «Мышка»

  Число играющих – пять человек. Четверо из них стоят по углам, а пятый середине – «мышка». По сигналу дети меняются углами, а «мышка» старается занять какой – нибудь угол. Тот, чей угол «мышка» заняла, становится на её место.

«Перепрыгивание через шапку»

Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают вперед и назад). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать ее из руки, если это ему удается, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка, или кто не поймал ее, когда ему ее бросали, между тем, как ее схватил кто-либо из играющих.

На ровном месте один из играющих - «болван», садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз; остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот переменяет сидящего, то есть становится сам «болван».

 «Разбить кувшин»

1вариант: Надуть шар, положить посередине зала, Нескольким участникам завязать глаза, поставить в разные концы зала, дать гимнастическую палку. Каждый участник делает 3 шага к шару и бьет палкой по нему, стараясь разбить.

2 вариант: Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в ступицу колеса, надевается глиняный кувшин. Игрок берет в руки палку, отходит от шеста с кувшином на 5 - 6 шагов, завязывает себе глаза. Делает несколько оборотов на месте, а затем, направляется к кувшину, что - бы разбить его. (Можно вместо кувшина взять шарик).

«Заплетайся  плетень»

1 вариант: Играющие делятся на две равные по силам команды - зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор, шириной 10-15 м. Игроки - плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы - на одном из концов площадки. Дети - плетень читают:

«Заяц, заяц не войдет в наш зеленый огород!

 Плетень, заплетайся, Зайцы лезут, спасайся!»

При последнем слове, зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:

«Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры.

 Дети - плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

 «Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас».

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

2 вариант: Выбирается водящий, который должен уйти в другую комнату или отвернуться, чтобы не видеть действий других игроков. Играющие делают замкнутый руками круг – «плетень». Один из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных. И так до полного «заплетения» - запутывания. Затем играющие зовут водящего. Чтобы он распутал хоровод. Соединённые руки игроков должны находиться в правильном (не ломанном) соединении.

 «Золото»

Игра ведется преимущественно девочками в неопределенном числе. Одна из играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку) – «золото»; остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

Я золото хороню, хороню,   

Я чистое прихораниваю!

Мое золото пропало,                

Чистым порохом запало,        

Метелицей закето-                     

 Угадай, у кого?       

Все: Гадай, гадай, девица,       

        В какой руке перица?

Стоящая в кругу девушка спускает руку с»золотом» в руки играющих для того, чтобы оставить это «золото» в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах: «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девушки спрашивают: в какой стороне живет ее жених, как кого зовут и прочее, после чего она снова хоронит «золото».

« Напои лошадку»

Дети становятся в двух – трёх метрах от лошаки (игрушки). Воспитатель по очереди завязывает глаза каждому игроку и даёт ведёрко. Ребёнок, с завязанными глазами должен как можно ближе подойти к лошадке и напоить её (поставить перед ней ведёрко). Победит тот, кто всё сделает правильно

«Моргушки»

Девушки сидят по кругу. За каждой девушкой, стоит парень. Перед одним из парней, водящим стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девушек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а парень, стоящий за ней, должен её удержать. Если он не успел удержать свою девушку, то он становится водящим.

«Ляпка»

1 вариант: Водящий (его называют ляпкой) бегает за участниками игры, старается кого-нибудь из них осалить и приговаривает: «На тебе ляпку, отдай ее другому!». Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.

2  вариант: Водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает:

- У кого был?

- У бабки.

- Что ел?

- Оладки.

- Кому отдал?

Пойманный называет по имени одного из участников игры, и тот становится водящим. Игра повторяется.

 «Хлибчик»

Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий - хлибчик (хлебец) - становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит:

                   Пеку, пеку хлибчик!

                   А выпечешь?

                   Выпеку!

                   А убежишь?

                   Посмотрю!

С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется.

«Калачи»

Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:

                  Бай-качи-качи-качи!

                  Глянь - баранки, калачи!

                  С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

 «Мельница»

Играющие встают в круг, и  кружатся на своём месте. При этом все поют:                    

   

    Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай И в мешочки набивай!

Крутись, крутись, жернов!

Съеден хлеб наш черный,

 Съеден белый хлебик.

Мели новый, мельник!

На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он и выигрывает.

«Капуста»

Рисуется круг - огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу,

Лозу тешу,

Лозу тешу -

Плетень горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Коза с козлятами,

Свинья с поросятами,

Утка с утятами,

Курица с цыплятами.

Играющие пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты, объявляется победителем.

«Сбей шапку»

Под музыку мальчики скачут (имитируют езду на конях) по кругу, друг за другом. В центре круга стоит высокий шест с шапкой на верху. С окончанием музыки, игроки должны быстро сбить шапку с помощью шашки. Выигрывает тот, кому это удаётся. Победитель приглашает казачку на танец и они пляшут. Затем игра повторяется.

 

 «Заря -заряница »

Один игрок (ребенок или взрослый) держит шест с прикрепленными на конце лентами. Каждый играющий берется за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:

Заря-заряница,

Казачка-девица

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

«Достань платок!»

Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные), на которых висят шали. Возле ведущих стоят по два мальчика. Под веселую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель с шалью подходит к девочке, кладет шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек и шалей. Шаль можно заменить кубанкой.

 

«Козел»

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют:

Шел козел дорогою,

Дорогою широкою.

Нашел козел безрогую,

Безрогую козу.

Выходит мальчик-«козел», обходит круг, выбирает «козу», кланяется, делая «рога».

Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

Печаль-тоску размыкаем,

Размыкаем тоску.

Мальчик и девочка пляшут, дети хлопают в ладоши. Хоровод повторяется, девочка остается в роли козы.

« Хвост-Левка»

Играющие берутся руками один за другого гуськом, первый берет в руки хворостину и, приговаривая: «Свисти, Левка, шопоти, Левка, поворачивайся», бросается в сторону. За ним должны быстро повернуться и все другие; отставшие подгоняются хворостиной.

Хороводная игра «Просо сеяли»

Дети делятся на две группы: мальчики и девочки, и выстраиваются в две шеренги  лицом к друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девочки на слова:   «А мы просо сеяли, сеяли...» делают 4 шага вперёд и два притопа. Затем, на слова: « Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.

Мальчики, повторяя движение девочек, поют:

 «А мы просо вытопчем, вытопчем. Ой, дед Лада вытопчем, вытопчем».

Девочки, сменяя мальчиков, поют:

 «Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей Ой, дед Лада 100 рублей, 100 рублей.

Мальчики, сменяя девочек, продолжают пеню:

«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей . А нам надо девицу, девицу».

Девочки идут навстречу мальчикам по словами:

 «Мы дадим вам девицу, девицу. Мы дадим вам косую, косую»

Мальчики отвечают: «Нам не надо косую, косую»

Один из мальчиков остаётся на середине площадки, а остальные продолжают петь: «А мы возьмем любую, любую».

Мальчик выбирает себе девушку, кланяясь ей. Шеренги девочек и мальчиков соединяются.

                                

 «Не займай»  (не тронь меня)

В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки.  Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки убегая,  кричат:   «Не  займай!» Пойманным  считается тот,  вокруг кого  ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается.

Когда все играющие окажутся в этой цепи игра кончается.

 «Подсолнухи»

Игроки стоят в несколько рядов - это подсолнухи. Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок построения. По команде ведущего - «солнышко», «земледелец» уходит. «Солнышко» меняет местами двух игроков. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. В это время «солнышко» ходит по кругу, куда переходит «солнышко», туда и поворачиваются лицом все «подсолнухи».

 «Штандер»

Играть нужно на улице, под открытым небом. Все играющие становятся в круг на расстоянии шага, а кто-то один берет мячик и становится в середину, которую обозначают камушком. Затем он бросает мяч высоко вверх и громко называет имя кого-то из игроков. Тот, кого назвали, должен быстро выбежать в центр, чтобы поймать мяч. Бросавший мяч, бежит на его место. Бросать мяч надо повыше и точно вверх, чтобы мяч падал в пределах крута игроков. Тот, кого назвали, ловит брошенный мяч и становится в центр, чтобы опять подбросить мяч и назвать кого-то по имени. Но, если мяч поймать не удалось, и он упал на землю, то все игроки разбегаются в стороны, а тот, кто должен был поймать мяч, как можно быстрее должен схватить мячик с земли, прибежать с ним в центр и крикнуть: «Штандер!» После этого игроки должны сразу остановиться. Водящий должен попасть в кого-нибудь мячом. Если попадет, то все опять разбегаются подальше от того, в кого попал мячик, а тот, подняв его с земли, сам кричит «Штандер!» Так игра и продолжается.

 «Курень»

В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).

 «Кауны»

На одном конце площадки проводится черта. Это - «бахча». За чертой, на расстоянии 2-3 шагов от нее - «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадке обозначается линией «дом детей». Выбирается сторож. Остальные дети – просто игроки.

Когда «сторож засыпает», дети направляются к бахче со словами:

« Крадем, крадем кауны, деда не боимся

Дед нас палкой - мы его каталкой.»

Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.

«Трещотки»

Соревнуются   две   группы.   Ведущий   дает   задание   и   следит   за   его
выполнением. На каждую группу - 2 скороговорки. Каждый должен правильно произнести   по  одной  скороговорке.  Если  игрок не может произнести, то он выбывает. Побеждает та группа, которая «переговорила» соперников.

«Пришел Прокоп, кипел укроп.        .

Ушел Прокоп, кипел укроп.

 Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп».

 «Раз дрова, два дрова, три дрова».

«В поле Поля полет просо Сорняки выносит Фрося».

 

«Утки»

Играющие становятся в круг. Один из них называется «селезнем», а другой «уткой». Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом поют:

 «Утка киря, по полю лета, посшвай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бо малы  дити пищать, исти  хотять».

 Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать.

 «Звонок»

Составляется круг или замкнутая цепь. В круг входят двое играющих: один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза, и он старается по звуку колокольчика определить, где находится соперник  и ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.

     

     

     

«Пчёлы»

Двое из играющих становятся столбами, другие, взявшись за руки, сбиваются вокруг  них в кучу. Один, называемый «маткою», «поджигает» столбы и убегает. Пчелы бегут в погоню и, поймав, жужжат в уши.

«Гуси»

Выбираются две девочки, которые изображают из себя мать и дочь. Несколько мальчиков – стая волков. Остальные – гуси. Мать заставляет дочь гнать гусей в поле. Та гонит, приговаривая: «Гиль, гиль, гиль!» 

Когда гуси уже на поле, мать кричит из дому:

- Гуси, домой!

- Для чего? – спрашивает дочь.

- Для волка.

- Где он?

- Под горою!

- Что он делает?

- Гуску щиплет.

 «Коники»

Проводится как эстафета. У всех «кони» едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути - препятствия: ров, вода и т.д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.

 «Сторожевые»

Обозначить круг обручем или верёвкой. Дети - «сторожевые» с палками охраняют этот круг, «нападающие» за кругом. Задача «нападающих» - загнать мяч в круг, а «сторожевых» - не допустить этого.

 

«Селезень и утка»

1 вариант: Один из игроков выбирается селезнем, другой - уткой. Остальные участники встают вокруг селезня, берутся за руки и ведут хоровод,  двигаясь то в одну, то в другую сторону, и поют:

«На горе-горе петухи поют,

 Под горой-горой озеро с водой.

А у озера в лесу бел ручей течет,

По тому ручью селезень плывет.

Да селезень плывет, ко мне весть несет,

Он мне весть несет, в хоровод зовет!»

 После слов «В хоровод зовет!» - селезень пытается выбежать из круга. Участники, стоящие в кругу, пытаются не выпустить его. Если селезню удается выскочить из круга, он старается поймать утку. Если это ему удается, выбирается новая пара, изображающая селезня и утку, и игра продолжается.

2 вариант: В то время, как селезень ловит утку, играющие водят хоровод и поют:

Селезень ловил утку,

Молодой ловил серую,

Поди, утица, домой!

Поди, серая, домой!

У тебя семеро детей,

Дети малые пищат!

Есть хотят!

Играющие ведут себя так же, как в игре «Кошка и мышка», действуют по тем же правилам. Только после слов: «Есть хотят!» - утка бежит в дом (очерченный на некотором расстоянии от играющих круг). Если с окончанием песенки утка была в кругу – играющие открывают пошире ворота и выпускают ее, а селезня удерживают. Когда утка улетела, селезень встает в круг, а уточка может выбрать другого селезня. Если же селезень уточку поймал, то они встают в круг оба, а игру продолжает другая пара.

В этой игре селезень – мальчик, уточка – девочка. В хороводе дети идут медленно. Если руки подняты – ворота открыты, руки опущены – ворота закрыты. И селезень, и утка пробегают только в открытые ворота. Под опущенные руки подлезать не разрешается.

 «Игровая »

Играющие встают в круг, берутся за руки. В центре - ведущий. Играющие ходят по кругу. Ведущий говорит нараспев:

У казака Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели,

Разом делали, как я!

Ведущий показывает разные движения, а все играющие повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех, становится новым ведущим. Игра повторяется.

 «Во садике царевна»

Дети идут по кругу в одну сторону, девочка-царевна в другую и поют,  выполняя согласно тексту движения.

«Во садике царевна, царевна, царевна.

Царевну звать…..(имя девочки – царевны).

По садику ходила, ходила, ходила,

Златым кольцом звенела, звенела, звенела,

Царевича манила, манила, манила:

- Иди сюда поближе, поближе, поближе

И кланяйся пониже, пониже, пониже,

Еще того пониже, пониже, пониже.

Здоровайся покрепче,покрепче, покрепче,

Еще того покрепче, покрепче, покрепче».

 В конце хоровода обнимаются.

 «Тополек»

В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока - «ветры». В центре площадки в кругу стоит ведущий «тополь», а за кругом, на любом расстоянии - «пушинки». Ведущий говорит:

«На Кубань пришла весна, распушила тополя!

Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.

Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!»

После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т.е. ловят) «пушинок». «Пушинки» бегут в круг к «тополю». В кругу они в безопасности. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

 «Перетяжки»

1 вариант: Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков, лицом друг к другу.        

По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков. Если во время перетягивания цепь разорвётся, то два человека, допустившие разрыв, выходят из игры.

2 вариант: Играющие делятся на две команды. Командир  одной команды берет палку, а за него берутся играющие. Командир другой команды берется также за эту палку, а за него берется его команда. Затем стараются перетянуть палку – каждый на свою сторону. Кто перетянул, те и победили.

\3 вариант: Участники становятся в круг и берутся за руки. Перед ними чертится круг и внутри этого круга ещё один круг на расстоянии полуметра друг от друга. Расстояние между кругами считается пропастью. Под музыку дети идут вокруг большого круга, а когда музыка останавливается – каждый должен затянуть в «пропасть» своего соседа с любой стороны, приэтом не расцепляя рук. Кто ступил хотя - бы одной ногой в «пропасть» или расцепил руки, выбывает из игры.

 «Петушок»

Все дети сидят. Ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается «Петушок». Ведущий говорит:

«Утром кто бесов гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку и кричит...»

«Петушок» - ребёнок:  «Кукареку!»

Тот, кто стоял спиной, угадывает кто кричал.

 «Стадо»

Играющие выбирают «пастуха» и «волка», а все остальные – «овцы». Дом «волка» в лесу, а у «овец» - два дома на противоположных концах площадки. «Овцы» громко зовут пастуха:

«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!

Трава мягкая, роса сладкая.

 Гони стадо в поле, погулять на воле!»

«Пастух» выгоняет «овец», они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу  «Пастуха»: - «Волк!!!» - все «овцы» бегут в дом на противоположную сторону площадки. «Пастух» защищает «овец». Кого «волк»  поймал - выходит из игры.

 «Пень»

Дети стоят по кругу парами лицом в круг. Один ребенок в середине круга прыгает на одной ноге. Дети поют:

Пень, пень, пень,

Дай конопель,

Трошку горошку,

Масла ложку.

При последнем слове мальчик встает впереди какой-нибудь пары. Ребенок, стоящий сзади, становится ведущим.

 

«Лень»

Один из играющих, изображающий «лень», садится на землю. Дети стоят подальше от него - врассыпную.

Дети:  Тепло ли тебе, лень? Холодно ли молодому?

Лень:  Не тепло.

Дети:  Не одеть ли нам его,

           Не обуть ли нам его?

           Как с молодца кафтан,

           Со старушки сарафан,

           С молодицы-то платок,

           С красной девушки венок.

 Изображают, как его одевают.

Дети:  Что ты, лень, сидишь?

Лень:  Пить, есть хочу.

 Дети: Что же тебе надобно?

 Лень: Яства боярские,

            Питья государские.

Дети: Кто спину не гнет,

          Тому ложка не в рот,

          А где гнулась спина,

          Тому рожь густа и колосиста,

          Колосиста, ядрениста.

          С зерна-то пирог,

          С колоска - весь мешок.

«Лень» догоняет детей, они убегают. Пойманный ребенок становится «ленью».

 «Баба Яга»

В центре зала стоит «Баба Яга», в руках у нее помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают:

«Бабка Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала!

А потом и говорит: «У меня нога болит!»

Пошла на улицу - раздавила курицу,

Пошла на базар - раздавила самовар,

Вышла на лужайку - испугала зайку!»

Дети разбегаются, а «Баба Яга», прыгая на одной ноге, пытается коснуться детей своим помелом. «Бабой Ягой» становится тот, до кого водящий дотронулся «помелом».

«Расколушки»

Играющие разбиваются на пары (мальчик и девочка). Тот, кому пары не досталось, выходит «гореть» или «горевать». Он отходит подальше и говорит:

Горю-горю, пень!

Чего ты горюешь? – спрашивает его девочка из пары, готовой бежать.

Девку хочу! – отвечает горюющий.

- Какую?

- Хоть тебя молодую!

Затем пара бежит, стараясь обежать горюющего: он по одну сторону, а девочка – по другую. Горюющий старается поймать девочку. Если он поймает, то горевать остается тот, что бежал, а если не поймает или тот успеет, обежав горюющего, ухватить свою девочку первым , то горюющий продолжает горевать. После первой пары бежит следующая, так же спросив горюющего, чего он горюет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека кубанских игр

Картотека кубанских игр для детей дошкольного возраста...

Картотека Кубанских народных игр

Игра - единственный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Мною сделана подборка народных игр Кубани. Данные игры несут своей целью донести до потом...

Картотека Кубанских народных игр для дошкольников

Картотека Кубанских народных игр для дошкольников...

Картотека Кубанских Народных игр

Кубанские народные игрыКубанка (шапка казака) Варианты игры: Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку - кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней, тот побеждает. По кругу сид...

Картотека кубанских народных игр

В материале представлены  описания кубанских народных игр...

Картотека кубанских подвижных игр

В картотеке собраны детские подвижные игры....

Картотека. Кубанские игры

ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)    Играющие становятся рядом, рука в руке.    Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подны...