Дидактическая игра "Минем бәхетле өем" ("Мой счастливый дом")
методическая разработка на тему

Сысолятина Людмила Александровна

Дидактическая игра направлена на развитие математических способностей дошкольников и формирования активного словаря у детей при реализации УМК «Татарча сөйләшәбез». Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий. Ее аналогом была игра Воскобовича «Кораблик Брызг-брызг». С помощью данной игры можно решить большое количество образовательных задач, в зависимости  от того какую цель ставит воспитатель. Данную игру можно использовать как в НОД, так и в свободной деятельности детей.

Дидактическая игра будет полезна воспитателям старшей и подготовительной групп, которые реализуют образовательную программу дошкольного образования «РЕБЕНОК  ИЗУЧАЕТ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК» (часть образовательной программы ДО, сформированную участниками образовательного процесса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_minem_bahetle_oem.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

мадоу «црр-детский сад №88» кировского района г.казани

«Минем бәхетле өем»

Дидактическая игра направлена на развитие математических способностей дошкольников и формирования активного словаря у детей при реализации УМК «Татарча сөйләшәбез». Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий. Ее аналогом была игра Воскобовича «Кораблик Брызг-брызг». С помощью данной игры можно решить большое количество образовательных задач, в зависимости  от того какую цель ставит воспитатель. Данную игру можно использовать как в НОД, так и в свободной деятельности детей.

Дидактическая игра будет полезна воспитателям старшей и подготовительной групп, которые реализуют образовательную программу дошкольного образования «РЕБЕНОК  ИЗУЧАЕТ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК» (часть образовательной программы ДО, сформированную участниками образовательного процесса).

Цель: способствовать активизации речи (русской и татарской).

Задачи игры:

Образовательные:

- формировать активный словарный запас слов(в том числе и на татарском языке) на игровой основе;

- формировать сенсорные эталоны – цвет (в том числе и на татарском языке), расположение в пространстве;

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей, постепенно расширяя их словарный запас татарскими словами;

- развивать основные психические процессы – память, внимание, мышление, восприятие;

- упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций, порядковых числительных.

Воспитательные:

- воспитывать творческое воображение;

- воспитывать интерес к изучению татарского языка.

Игровое оборудование

Данная игра представлена в виде дома (изготовленного из пластика) из 7 корпусов с кармашками, выстроенных согласно цветам радуги. В первом корпусе (красного цвета) один этаж, во втором корпусе (оранжевого цвета) два этажа, в третьем корпусе (желтого цвета) три этажа, в четвертом корпусе (зеленого цвета) четыре этажа, в пятом корпусе (голубого цвета) пять этажей, в шестом корпусе (синего цвета) шесть этажей, в седьмом корпусе (фиолетового цвета) семь этажей.

В игре «Минем бәхетле өем» 28 двухсторонних карточек, с одной стороны которых – картинки с изображением, а с другой – цветовой фон:

1. Хлеб (Ипи)- красный;

2. Молоко (Сөт)- оранжевый;

3. Яблоко (Алма)- желтый;

4. Лук (Суган)- зелёный;

5. Морковь (Кишер)- голубой;

6. Капуста (Кәбестә)- синий;

7. Картофель (Бәрәңге)- фиолетовый;

8. Папа (Әти)- оранжевый;

9. Мама (Әни)- желтый;

10. Девочка (Кыз)- зелёный;

11. Мальчик (Малай)- голубой;

12. Бабушка (Әби)- синий;

13. Дедушка (Бабай)- фиолетовый;

14. Заяц (Куян)- желтый;

15. Медведь (Аю)- зелёный;

16. Лиса (Төлке)- голубой;

17. Волк (Бүре)- синий;

18. Ёж (Керпе)- фиолетовый;

19. Кошка (Песи)- зелёный;

20. Собака (Эт)- голубой;

21. Кукла (Курчак)- синий;

22. Машина (Машина)- фиолетовый;

23. Петух (Әтәч)- голубой;

24. Курица (Тавык)- синий;

25. Утка (Үрдәк)- фиолетовый;

26. Мышь (Тычкан)- синий;

27. Белый (Ак)- фиолетовый;

28. Чёрный (Кара)- фиолетовый.

Играть можно как с изображениями на картинках, так и с цветовым фоном.

Игровая мотивация

В цветном доме много интересного. Он многоэтажный, в нем семь этажей и семь корпусов разного цвета: красного, желтого, оранжевого, зелёного, голубого, синего и фиолетового. Каждый последующий корпус на один этаж больше другого. На этаже расположена только одна квартира, в которой проживает один участник игры.

Варианты игр

  1. «Заселим дом»

Правила игры: распределение карточек по условиям (названия карточек произносится на татарском языке).

Условия игры:

- На первом этаже этого дома находится продуктовый магазин. В нем продаются продукты питания, овощи и фрукты. Что продают в магазине?

(Ипи; Сөт; Алма; Суган; Кишер; Кәбестә; Бәрәңге)

- На втором этаже дома поселилась семья:

В оранжевом корпусе поселился Әти, в желтом- Әни, в зелёном- Кыз, в голубом- Малай, в синем- Әби, в фиолетовом- Бабай.

- Картинка «Песи» живет в зелёном корпусе на четвертом этаже, а картинка «Буре» на третьем этаже в синем….

И т.д.: Куян; Аю; Эт; Курчак; Машина; Керпе; Тавык; Әтәч.

- Картинка «Урдәк» захотела поселиться над картинкой «Песи”, картинка «Төлке» поселилась справа от картинки «Аю”.

- На самом верху черный (кара) чердак, а под ним самая белая (ак), пустая комната.

- Самая маленькая героиня поселилась на шестом этаже синего корпуса.

  1. «Кто? и Где?»

Правила игры: все картинки расставлены по местам, необходимо назвать картинку на татарском языке при определении условия.

Условия игры:

- Назови картинки, которые находятся в голубой башне…

- Кто поселился  во втором (оранжевом) корпусе на втором этаже, кто в четвертом (зелёном) корпусе на третьем этаже…

- Кто живет между картинкой «Тавык» и картинкой «Урдәк»?

- Кто живет под картинкой «Керпе»?

  1. «Угадай кто».

Правила игры: все картинки расставлены по местам, необходимо назвать картинку на татарском языке по описанию. Воспитатель или ребенок (в старшем дошкольном возрасте в роли ведущих могут быть дети) задумывает картинку. Задача детей – угадать какая картинка загадана. Можно задавать вопросы, ответом на которые будут  «да» или «нет».

Условия игры:

Эта картинка  в 6 корпусе?

Он живет на 4 этаже?

Слева от него картинка «Эт»?

Это картинка «Курчак».

Составили воспитатели:

Борисова Е.С.- воспитатель первой квалификационной категории

Сысолятина Л.А.- воспитатель высшей квалификационной категории.

Казань 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Әдәпле булу- бәхетле булу"

Гаиләдә балаларны әдәплелек кагыйдәләренә өйрәтү. Балаларга мирас итеп нәрсә калдыра алабыз, аларга нинди тәрбия бирәбез. Олуг язучыларыбызнын мисалларын китерү....

Китаплы гаилә - бәхетле гаилә.

Китап – кеше тормышында зур әһәмияткә ия. Югары технологияләр, компьютер заманында кеше барыбер китапсыз, китап укусыз яши алмый....

"Җиде бабасын белгән кеше бәхетле була"

Материал по нравственному воспитанию...

Сығарылыш кисәһенә сценарий «Бәхетле баласаҡ - карабы»

сценарий на выпускной вечер в детском саду...

Консультация для родителей "Әдәпле булу – бәхетле булу"

Консультация для родителей "Әдәпле булу – бәхетле булу"...