Картотека кубанских подвижных игр
картотека (старшая, подготовительная группа) на тему

Голяк Наталья Владимировна

Интересная подборка кубанских подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kubanskih_podvizhnyh_igr.odt37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека 

Кубанских подвижных игр

Старший и подготовительный возраст

Кубанские подвижные игры

«Брыль» (соломенная шляпа с высокими полями)

 

Играющие сидят по кругу. В центре круга начерчен еще круг. По команде ведущего «Солнце» все руками закрывают глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову Брыль (соломенную шляпу) и сразу говорит «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать его во внутренний круг. Если забежал в центр - ведущий он, если не успел - выходит из игры.

 

«Палочка-выручалочка»

Начинается игра с поиска ведущего. Для этого предлагается такая считалка:

Я куплю себе дуду                                                                                                                 И на улицу пойду!                                                                                                            Громче, дудочка, дуди,                                                                                                                     Я играю, ты води!

Далее ведущему выдаётся палочка-выручалочка. Он встаёт лицом к кону (стене, дереву и т.п.) и начинает медленно «считать»:

Палочка пришла,                                                                                                     Никого не нашла.                                                                                                           Кто первым палочку найдёт,                                                                                        Тот за палочкой пойдёт!

За это время играющим необходимо спрятаться в разных местах. После «счёта» ведущий идёт искать. Палочку он при этом оставляет у кона. Ведущий обязан ходить и искать не только рядом с коном. Иначе играть будет неинтересно. Если ведущий кого-то нашёл, он бежит к палочке. Также к палочке бежит и игрок, которого нашли. Задача каждого добежать до палочки первым.

«Горячее место» (бег)

Цель игры: развитие быстроты, ловкости.                                                                         Описание. На земле чертою обозначают «Горячее место». Один из играющих, по жребию, водит: становится поодаль от «Горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, водящий не пускает и старается поймать стремящегося туда. Если водящему удается запятнать кого-нибудь, то он получает помощника, который тоже начинает ловить остальных детей. Проникнувший в горячее место может отдыхать там сколько угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники водящего ловят его. Когда все переловлены, игра начинается сначала, и первый пойманный становится водящим и охраняет горячее место.

«Просо сеяли» (хороводная игры)

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом к друг к другу на расстоянии 8 шагов. Девушки на слова: «А мы просо сеяли, сеяли...» делают 4 шага вперёд и два притопа.

Затем, на слова: « Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место. 
Группа парней, повторяя движение девушек поёт:
«А мы просо вытопчем, вытопчем. Ой, дед Лада вытопчем, вытопчем». 

Девушки, сменяя парней, поют: «Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей Ой, дед Лада 100 рублей, 100 рублей».

Парни, сменяя девушек, продолжают пеню: «Нам не надо 100 рублей, 100 рублей А нам надо девицу, девицу». 

Девушки идут навстречу парней по словами: «Мы дадим вам девицу, девицу Мы дадим вам косую, косую». 

Парни отвечают: «Нам не надо косую, косую». 
Один из парней остаётся на середине площадки, а парни продолжают петь:
«А мы возьмем любую, любую». 

Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей. Шеренги девушек и парней соединяются. 

«Летучий мяч»

Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети перебрасывают мяч друг другу, через центр круга. Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удаётся, то он встаёт в круг. А тот кому, был брошен мяч, становится водящим.

«Утка и селезень» (хороводная игра) (1 вариант)


В то время как селезень ловит утку, играющие водят хоровод и поют:
Селезень ловил утку, Молодой ловил серую, Поди, утица, домой! Поди, серая, домой! У тебя семеро детей, Дети малые пищат! Есть хотят! 
Играющие ведут себя так же, как в игре « Кошка и мышка», действуют по тем же правилам. Только после слов: «Есть хотят!»- утка бежит в дом (очерченный на некотором расстоянии от играющих круг). Если с окончанием песенки утка была в кругу - играющие открывают пошире ворота и выпускают ее, а селезня удерживают. Когда утка улетела, селезень встает в круг, а уточка может выбрать другого селезня. Если же селезень уточку поймал, то они встают в круг оба, а игру продолжает другая пара. В этой игре селезень - мальчик, уточка - это девочка. В хороводе дети идут медленно. Если руки подняты - ворота открыты, руки опущены - ворота закрыты. И селезень, и утка пробегают только в открытые ворота. Под опущенные руки подлезать не разрешается. 

                                                     
 «Селезень и утка» (2 вариант)


Один из игроков выбирается селезнем, другой - уткой. Остальные участники встают вокруг селезня, берутся за руки и ведут хоровод, двигаясь то в одну, то в другую сторону, и поют: 
На горе-горе петухи поют, 
Под горой-горой озеро с водой. 
А у озера в лесу бел ручей течет, 
По тому ручью селезень плывет. 
Да селезень плывет, ко мне весть несет, 
Он мне весть несет, в хоровод зовет! 

После слов «в хоровод зовет!» селезень пытается выбежать из круга. 
Участники, стоящие в кругу, пытаются не выпустить его. Если селезню удается выскочить из круга, он старается поймать утку. Если это ему удается, выбирается новая пара, изображающая селезня и утку, и игра продолжается. 

«В ногу» (метание)

Цель: развитие ловкости, меткости, быстроты двигательной реакции, координации движений, закрепление навыков группового передвижения, развитие подвижности, маневренности.

Описание. Участники игры (6-20 чел.) делятся на 2 команды. Вдоль одной из боковых линий по количеству игроков чертятся круги диаметром 30 см. Игроки одной из  команд выстраиваются в одну шеренгу  на равном расстоянии друг от друга, поставив одну ногу в круг. Игроки другой (нападающей) команды, находясь на противоположной стороне, выполняют броски мяча, стремясь попасть им  в соперников. Те, в свою очередь, уклоняются от попадания. Игра длится определенное время либо до выполнения установленного количества бросков. После этого команды меняются ролями.

За каждое прямое попадание нападающий игрок получает 1 очко. Игрокам, стоящим ногой в круге, запрещается отрывать ее от земли. Запрещается бросать мяч в лицо участнику. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Начало и завершение игры только после сигнала преподавателя. По мере освоения задания его можно усложнить, увеличив, например, расстояние между командами.

«Казаки» (бег)

Цель игры: развитие внимания, ловкости.

Описание. Играющие мальчики выбирают себе начальника, который приказывает им строиться в шеренгу, поворачиваться, скакать в карьер, схватывать на бегу какой-нибудь приз, перепрыгивать через барьер или ров. Играющие попадают в цель камешками.

Правила игры: наиболее отличившиеся в игре и выполнении приказаний получают от начальника чины и знаки отличия.

«Плетень» (хороводная игра)

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате, выполняя определенные движения под звуки бубна (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест. Выигрывает та шеренга, которая первая построится.

«Игра в шапку» (игра малой подвижности)

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

Описание. На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков. Стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

«Красные чернила, белое перо» (бег)

Цель игры: развитие чувства товарищества, сопереживания, силовых качеств, ловкости.                                                                    

Описание. Дети делятся на две команды. Берутся за руки и становятся одна команда против другой.

По жребию одна команда начинает игру словами:

- Красные чернила.

Белое перо,

Дайте нам Сашу,

Больше никого!

Названный ребёнок бежит, стараясь разорвать звено детей, держащихся за руки. Если разорвёт - берёт одного игрока и ведёт в свою команду, нет - остаётся в той команде, куда бежал. Игра продолжается, но начинает её теперь друга команда.

«Не замай!» (бег)

Все участники игры кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки убегая, кричат: «Не замай!» Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. 
Когда все играющие окажутся в этой цепи игра кончается. 

«Просо» (игра малой подвижности)

Цель игры: развитие ловкости, внимания, гибкости.

Описание. Это особый вид игры в жгута. Выбирается водящий-жгутчик, которому вручается жгут. Остальные играющие образуют прямую цепь, взявшись за руки, которые при начале игры приподнимаются настолько, чтобы можно было пробегать под ними.

Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи и спрашивает: «Пойдешь просо жать? Тот отвечает: «А большое просо?» Жгутчик, показывая рукой величину проса, говорит: «Вот такое!». Если жгутчик показывает высокое просо, играющий говорит: «Не достану», а если низкое — «Спины не согну». После этих слов беседующий игрок бежит под поднятыми руками играющих на противоположный конец цепи, а жгутчик преследует его со жгутом. Если жгутчик догонит игрока и ударит его, то он передает жгут нанимаемому жать, а сам становится в цепь с того конца, куда только что прибежал.

«Уголки» (бег)

Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.             Описание. Играющие встают в круг, каждый свое место отмечает камушком, очерчивает маленький кружок. В центре большого круга стоит водящий. Он подходит к одному из играющих и говорит: "Кумушка, у тебя ключи?". Тот, указывая на соседа, отвечает: - У дяденьки поищи.

Последний из стоящих отвечает: - Посередине поищи.

Ищущий ключи отходит на середину круга, в это время остальные меняются местами. Водящий должен не зевать и постараться занять кружок. Игрок, оставшийся без места, становиться водящим.

Указания.  Игру хорошо проводить на большой площадке. Вначале уголки следует располагать близко один от другого. Затем расстояние можно увеличить. Если на участке есть деревья, расположенные недалеко друг от друга, то играющие встают около деревьев. Водящий может говорить и такие слова: "Мышка, мышка, продай уголок! За шильце, за мыльце за белое полотенце, за зеркальце!".

«Колечко» (игра малой подвижности)

Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции.                                                          Описание. На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3-4 раза, стоя на одном месте.

Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит:

- Я иду искать. Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается угадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он становится в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Если - нет, водит снова этот водящий.

Вариант. Играют не меньше, чем вчетвером.

Игроки встают в ряд и складывают ладони лодочкой, вытянув их вперёд. (Или садятся на лавку, а ладони лодочкой кладут на колени).

Ведущий с колечком обходит игроков и каждому вкладывает в ладонь свои ладони, приговаривая: «Я по горенке иду, колечко несу». Одному из игроков ведущий незаметно кладёт в ладони кольцо. Потом отходит на несколько шагов от игроков и произносит:

«Колечко, колечко, выйди на крылечко.

Кто с крыльца сойдёт, тот колечко найдёт!»

Игрок, у которого в руках колечко, вскакивает с лавки и бежит, а дети, сидящие рядом, пытаются его удержать. Если игроку не удаётся убежать, он возвращает кольцо ведущему, а если убежал, то он становится новым ведущим.

«Заинька» (хороводная игра)

Цель игры: развитие внимания, быстроты реакции.                                                                                              

Описание. Играющие становятся в круг и берутся за руки. На середину садится «заинька» - один из участников. За кругом ходят два «волка». Круг двигается попеременно то в левую, то в правую сторону, все поют:

Заинька, по огородику гуляй-таки, гуляй,

Серенький, по зелёному разгуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочить,

Некуда серому выпрыгнуть.

Твои ворота призатворены стоят,

На них замочки крепко висят,

У каждых у ворот по два сторожа сидят,

По два серых волка рычат.

Затем переговариваются с «заинькой»:

-Где ты заинька, был?

-В огороде.

-Кто тебя видел, заинька?

-Серые волки.

-Не били ли заиньку?

-Били-били, колотили.

-Как тебя били, заинька?

-По спинке дубинкой, по загривку хворостинкой.

-Ты бы, заинька, ушёл.

-Я уйти-то не ушел, убежать, не убежал.

-Ты бы, заинька, бороздкой.

-Бороздка узка, а капуста низка.

-Ты бы, заинька, ползком.

-Чисто поле широко, темным лесом далеко.

-Ты бы заинька под кустик.

-Кустик реденький, а зайка серенький.

-Ты бы, заинька, под ёлку.

-Ой, нельзя под ёлку, ой, боюсь - уколюсь об иголки.

-Ты бы, заинька, в деревню.

-В деревне народ, зайку гонят от ворот.

По окончании диалога «волки» бегут ловить «заиньку». Дети, поднимая и опуская руки, «заиньку» выпускают и впускают из круга, волки бегают только за кругом. Пойманного «заиньку» слегка бьют веткой или хворостинкой. «Волки», не поймавшие «заиньку», носят его на спине несколько кругов. Затем выбираются новые «заинька» и «волки», игра продолжается.

«Чилика» (метание)

Цель игры: развитие глазомера. 

Описание. На площадке чертится круг диаметром 50-60 см, в него кладётся палочка - чилика (длина 13 см, диаметр 2 см), заострена с двух сторон. Водящий стоит у круга, у каждого ребёнка палка (длина 60 см, диаметр 2 см). Ребёнок подходит к кругу и ударяет по чилике, стараясь отбить её как можно дальше, а водящий с того места, куда палка - чилика должна попасть в круг. Если он попал, водящим становится тот, отбивал чилику. Не попал, игра продолжается с того места, где лежит чилика, бьёт её следующий ребёнок.

«Краски» (игра малой подвижности)

Играющие сидят на скамейке, бревне, буме. Выбирается «продавец» и «покупатель». Покупатель отходит в сторону. Дети называют продавцу какой краской они хотят быть. Приходит покупатель- «монах» и говорит.

-Тук-тук.

-Кто там? - спрашивает продавец.

-Я монах, в синих штанах, пришёл за Красочкой.

-За какой?

-За красной.

Если такая краска есть продавец говорит, сколько она стоит и монах-покупатель столько раз ударяет его ладони. С последним числом «краска» убегает, а покупатель её догоняет. Поймав «краску», он отводит её в определённое место. Игра продолжается. Если названной краски нет, продавец говорит:- Скачи по красной дорожке, на одной ножке (от дерева и так далее). Покупатель скачет, возвращается и игра продолжается. Если краска не поймана, садится на своё место и ей предлагается другой цвет.

«Третий лишний»

Цель: развитие быстроты реакции, ловкости.

Описание. Дети становятся по кругу по двое, один сзади другого. Расстояние между парами должно быть не менее 1-2 шагов. За кругом находятся двое водящих. Один из них убегает, другой старается догнать его. Убегающий ребенок, спасаясь от ловящего, становится впереди какой-нибудь пары. Если он успел вбежать в круг и встать, пока его не запятнали, его уже нельзя салить. Теперь должен убегать ребенок, который оказался третьим. Если догоняющий успел коснуться убегающего, то они меняются ролями.

Правила: бегать только по кругу, не пересекая его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру. Если игроков мало, то можно встать не парами, а по одному. Тогда лишним будет не третий, а второй. В этом случае игру можно назвать «Второй лишний».

«Горю, пень» (бег)

Цель: развитие быстроты, ловкости.

Описание. Играющие разбиваются на пары (мальчик и девочка). Тот, кому пары не досталось, выходит «гореть» или «горевать». Он отходит несколько поодаль и говорит: Горю-горю, пень!

               Чего ты горюешь? – спрашивает его девочка из пары, готовой бежать.

                Девку хочу! – отвечает горюющий.

                - Какую?

                - Хоть тебя молодую!

Затем пара бежит, стараясь обежать горюющего: он по одну сторону, а девочка – по другую. Горюющий старается поймать девочку. Если он поймает, то горевать остается тот, что бежал, а если не поймает или тот успеет, обежав горюющего, ухватить свою девочку прежде, то горюющий продолжает горевать. После первой пары бежит вторая, также предварительно спросив горюющего, чего он горюет.

«Клек» (метание)

Цель игры: развитие глазомера, ловкости, смелости и быстроты.                                 Описание. Играющие становится за линией кона. На расстояние 4 см от линии кона. Водящий ставит вертикально на землю клек (небольшая палочка длиной 15 см, диаметр 3-5 см). У играющих должны быть палки (длиной 60-65 см), которые они по очереди бросают в клек, стараясь отбить его.

Если клек сбит, водящий должен быстро поставить его на место и взять одну из палок. Каждый игрок старается подбежать к своей палке и взять её. Оставшийся без палки становится водящим. Если все игроки бросили палки и не сбили клек, водящий старается попасть клеком в лежащую палку. В чью попадёт, тот и становится водящим.

«Цвет» (игра малой подвижности)

Цель игры: развитие быстроты реакции, внимания.

Описание. Один из играющих ходит по кругу и каждому даёт название цвета: белый, красный, зелёный и т.д., а себя называет чертополохом. Потом говорит: «Чертополоховый цвет прекрасный, зелёный не хорош». «Зелёный цвет» отвечает: «Зелёный цвет прекрасный, а синий не хорош». И т.д. Не защитивший себя или назвавший цвет, с которого уже взяли фант, отдаёт свой фант. Фанты разыгрываются.

«Коники» (эстафета с препятствиями)

Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути - препятствия: ров, вода и т.д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.

«Рыбаки и рыбы» (бег)

Цель: развитие ловкости, быстроты.

Описание. По считалке выбираются двое ребят – «рыбаки», остальные – «рыбы». Они  ведут хоровод и поют:

                        В воде рыбки живут,

                        Нет клюва, а клюют.

                        Есть крылья – не летают.

                        Ног нет, а гуляют.

                        Гнезда не заводят,

                        А детей выводят.

Закончив песню, «рыбы» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбы» (которых берут руками взахват) составляют с «рыбаками» «невод» и ловят оставшихся «рыб».

«Бояре» (хороводная игра)

Цель: развитие чувства коллективизма, согласованности действий, силовых качеств.

Описание. Играющие делятся на две команды и встают шеренгами друг против друга на расстоянии нескольких метров.

Бояре, а мы к вам пришли,            Одна из команд двигается шеренгой к другой команде и возвращается на свое место.

Дорогие, а мы к вам пришли.          Вторая команда аналогично двигается к первой команде.

Бояре, а зачем пришли,                     Движения повторяются.

Дорогие, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна,              Подходя ко второй команде, дети указывают на одну из  девочек.

Дорогие, нам невеста нужна.            Движения повторяются.

Бояре, а какая вам нужна,

Дорогие, а какая вам нужна?

Бояре, нам вот эта нужна,

Дорогие, нам вот эта нужна.

Бояре, у ней зубки болят,

Дорогие, у ней зубки болят.

Бояре, а мы пряничка дадим,

Дорогие, а мы пряничка дадим.

Бояре, она прянички не ест,

Дорогие, она прянички не ест.

Бояре, а мы плеточкой ее,

Дорогие, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится,

Дорогие, она плеточки боится.

Бояре, отворяйте ворота,                              Дети поднимают руки вверх, делают «ворота»,

Отдавайте нам невесту навсегда.                 выходит    «невеста» и бежит в направлении       другой команды, стараясь прорваться через сцепленные руки.

Если ей это удается, она забирает одного из игроков в свою команду.

В противном случае сама остается в команде соперников.

«Фанты» (игра малой подвижности)

Дети сидят полукругом, ведущий указывает на одного из детей, начинает игру словами:

Вам барыня прислала туалет,

В туалете сто копеек, сто рублей.

Что хотите, то берите.

«Да» и «нет» не говорите,

Чёрный с белым не берите

Вы поедите на бал?

Ребёнок отвечает на каждый вопрос ведущего, соблюдая правила игры, если сказал «да», «нет», «белое», «черное»-отдаёт фант. А ведущий обращается к следующему играющему. Собрав несколько фантов, берёт одного из игроков и спрашивает: «Что сделать этому фанту?» Ребёнок, стоя с закрытыми глазами отвечает. После того, как каждый играющий выполнит задание, ему возвращается фант.

«Пицва» (метание)

Цель: тренировка глазомера, воспитание меткости, ловкости, точности выполняемых движений при броске в цель.

Описание. Участники игры (3-20 чел.) с палками в руках выстраиваются в одну шеренгу за лицевой линией площадки. Задача играющих – поочередно метнуть палку так, чтобы она попала по цели, находящейся на некотором расстоянии в границах игрового поля. После нескольких попыток определяется победитель.

Расстояние между игроками должно быть не менее 1,5м. За каждое меткое попадание дается одно очко. Если после броска палки приняли  крестообразное положение, то присуждается 3 очка. (Если мишенью является палка). Побеждает игрок, набравший большее количество очков.

Метать палку можно поочередно обеими руками. По мере освоения задания целесообразно увеличивать расстояние между играющими и мишенью, требуя повышения точности броска. В качестве цели можно использовать кеглю, булаву, конус, стойку и др.

«Обыкновенный жгут» (игра малой подвижности)

Цель игры:    развитие внимания, ловкости, быстроты движения.

Описание. Для  игры выбирается водящий жгутчик. Остальные дети садятся на корточки  на игровой площадке в кружок на небольшом расстоянии друг от друга. Жгутчик ходит кругом со жгутом в руке, иногда кланяется, делая вид, что предложил кому-нибудь их сидящих жгут за спиной. Жгут кладется за спиной на таком расстоянии, чтобы его было удобно достать рукой. Если до того,  как  жгутчик обойдет один круг, игрок, которому положили жгут, не обнаружит его, то жгутчик поднимает жгут и дотрагивается им до игрока. Этот игрок становится жгутчиком. Если же сидящий игрок найдет жгут, то он бежит за жгутчиком стараясь дотронутся до него жгутом, пока тот не сделает круг и не займет место.

«Выбивной» (метание)

Цель игры: совершенствование навыков броска мяча.                                                Описание. Дети делятся на две команды. Одна команда входит в круг, другая становится вокруг круга. Дети, стоящие за кругом, стараются попасть мячом в детей, которые в кругу. 

«Гуси-гуси» (бег)

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

Все дети — гуси. Один из них — вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: «Га-га-га!»

Когда вожак скажет: «И скорей бегом на пруд!», гуси на перегонки бегут к пруду.

Друг за дружкою гуськом

Ходят гуси бережком.

Впереди идёт вожак,

Он шагает важно так —

Га-га-га!

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут.

Га-га-га!

Гуси крыльями взмахнут,

И скорей бегом на пруд!

«Казаки-разбойники» (бег)

Цель игры: развитие ловкости, сообразительности.

Описание. Играющие делятся на две подгруппы. Одна, по жребию, изображает «казаков», другая - «разбойников». «Разбойники» разбегаются и прячутся (им нужны отличительные знаки). «Казаки» имеют свой дом (стан). Они уходят на ловлю «разбойников», а одного «казака» оставляют сторожить стан. Пойманных «разбойников» «казаки» приводят в стан.

Игра заканчивается, когда все «разбойники» будут пойманы. Если площадь поиска большая, «разбойники» могут оставлять следы - стрелки.

«Самовар» (игра малой подвижности)

Цель игры: развитие внимания.                                                                                            Описание. Играющие сидят на скамейке. Выбирается водящий и ведущий игры - «самовар». Остальные дети придумывают себе «сладкие» названия (сахар, мёд, фрукты, кондитерские изделия). Начинается игра.

Ведущий закрывает глаза «самовару», сидящему спиной к детям и говорит: «Самовар кипит, просит чаю пить с... (называет что-нибудь одно, задуманное детьми, например, с конфетой)».

Ребёнок, который задумал это, встаёт, дотрагивается до плеча «самовара» и садится на место. «Самовар» поворачивается к детям, чтобы назвать, кто до него дотронулся; все дети громко говорят:

- Это я! Это я! Говорите на меня!

Если «самовар» угадывает, кто подходил к нему, названный ребёнок становится «самоваром». Игра продолжается.

«Кубаночка» (бег)

Цель: развитие ловкости, быстроты.

Описание. Для начала игры  надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть!» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно предавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное  место, та и выиграла.

«Моргушки» (игра малой подвижности)

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Описание. Девочки стоят по кругу. За каждой девочкой стоит мальчик. Перед одним из мальчиков – водящим стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девочек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а мальчик, стоящий за ней, должен ее удержать. Если он не успел удержать свою девочку, то он становится водящим.

«Горелки» (бег)

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди — водящий). Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один — слева, другой — справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

«В три бабки» (метание)

Цель игры: развитие ловкости, меткости.

Описание. Перед началом игры игроки конаются, т. е. берется палка, один игрок обхватывает ее рукой у нижнего конца, другой берется выше его руки и т. д. Последний игрок, взявшийся за конец палки, называется «верх», а другой «низ». «Верхи» бьют, а «низы» идут в поле.

Для этой игры в землю втыкаются три палочки (бабки): первая бабка, от которой бьют «битой» мяч, вторая втыкается недалеко от первой, несколько в стороне, а третья - шагов на 30-40 от первой. Играющие бьют по очереди. Бить можно только один раз. Ударивший мяч отходит ко второй бабке, куда идут и другие. Если мяч залетел далеко, стоящие у второй бабки перебегают к третьей, а если можно, то бегут и назад. Если же нет возможности бежать назад, то ожидают там удобной минуты, чтобы помчаться к первой бабке. Стоящие в поле стараются ударить мячом кого-нибудь из бегущих. Если это им удается, они все бросаются к первой или ко второй бабке, смотря по тому, куда бежать ближе и удобнее. Побежденные в это время стараются в свою очередь ударить мячом кого-либо из противников, и если им это удается и они вовремя убегут к бабкам, то продолжают бить, а если нет, идут в поле, а низы начинают игру.

«Садовник» (игра малой подвижности)

Цель игры: развитие внимания.                                                                                           Описание. Играющие называют себя именами цветов: жасмин, роза и т.д. Ведущий - «садовник» говорит:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился

Все цветы мне надоели,

Кроме... розы (или называет другой цветок).

Ребёнок - «роза» должен быстро сказать: «Ой!».

Садовник: «Что с тобой?»

Роза: «Влюблена»

Садовник: «В кого?»

Роза: «В лилию»

«Лилия» должна быстро откликнуться. Если зазевалась, с неё берут фант, игра продолжается. Затем фанты разыгрываются.

«Тополек» (бег)

 
В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока - «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него «пушинки», за кругом на любом расстоянии - «ветры». Ведущий; 
-
«На Кубань пришла весна, распушила тополя! Тополиный пух кружится, но на землю не ложится. Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!» 
После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т.е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя. 

«В городок» (метание)

Цель: совершенствование навыков броска мяча, развитие ловкости, точности и координации движений.

Описание. Чертится круг диаметром 5-7 м. Играющие (6-20 чел.) делятся на 2 команды. Одна из них остается внутри круга («городка»), игроки другой выходят за его пределы и размещаются вокруг него на равном расстоянии друг от друга. Игроки за линией «городка», получив мяч, стараются выбить им  передвигающихся в круге соперников. Те из них, в кого попал мяч, выходят из игры. После того как все игроки «в городке» будут выбиты, команды меняются. Игра начинается по сигналу преподавателя. Игроки внутри круга не должны выходить за его пределы и касаться мяча. Запрещается бросать мяч в лицо играющим. Побеждает команда, быстрее и точнее выполнившая задание.

Команды соревнуются между собой, кто быстрее поразит соперника за условленное время. Размеры игрового поля зависят от вида и дальности броска играющих.

«Золотые» (игра средней подвижности)

Цель: развитие внимания.

Описание. Игра ведется преимущественно девочками в неопределенном числе. Один из играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, камешек и др.), остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые лодочкой. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

                        Я золото хороню, хороню,

                        Я чистое прихорашиваю!

                        Мое золото пропало,

                        Чистым порохом запало,

                        Метелицей замело.

                        Угадай, у кого?

Все:                 Гадай, гадай, девица,

                        В какой руке перица?

Стоящая в кругу девочка опускает руку с «золотом» в руки играющих с тем, чтобы  оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах: «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает. Если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото».

«Грыбаки» (бег)

Цель игры:  развитие скоростной выносливости.

Описание. Дети берутся руками попарно и становятся пара за парой.

Выбираются «грыбаки» - пара, которая становится впереди всех на небольшом расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «грыбаков». Бегущие должны бежать  в одиночку, не держась за руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки. Если один из бегущих будет пойман «грыбаками» не успев подать руку товарищу, то он и его товарищ становятся «грыбаками», а «грыбаки» становятся позади всех пар. Если «грыбаки» не поймали ни одного из бегущих, то становятся на прежнее место и бежит следующая пара, а та, что бежала, становится позади последней.

«Вы поедете на бал» (игра малой подвижности)

Цель игры: развитие внимания.                                                                                           Описание. Играют вдвоём, лучше больше. Ведущий говорит:

Барыня прислала туалет,

В туалете вам билет.

Не билет там, а записка,

А в записке говорится: «Да» и «Нет» не говорить,

Чёрное с белым не носить,

Не смеяться, не болтать,

Губки бантиком держать.

Вы поедете на бал?

После этих слов ведущий задаёт детям разные вопросы, на которые те должны отвечать быстро, без запинок, но не произносить слов «да» и «нет», а также «чёрный» и «белый». Кто ошибается, тот отдаёт свой фант. Если играют вдвоём, то меняются ролями.

Можно играть по договорённости, например, в течение дня. Так ребёнка легче подловить из-за потери бдительности, зато он научиться быть внимательным и собранным.

«Разбить кувшин» 


Надуть шар, положить посередине зала, Нескольким участникам завязать глаза, поставить в разные концы зала, дать гимнастическую палку. Каждый участник делает 3 шага к шару и бьет палкой по нему, стараясь разбить. 

«Кубанка» 


1вариант 
Участники стоят по кругу в головных уборах - кубанках. По сигналу: «Раз, два, три - бросай!» все подбрасывают кубанку вверх, чья выше подлетит. Победитель тот, чья кубанка упадет позже всех. Не учитывается тот, кто бросил позже. 
2 вариант. 

Все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под музыку быстро снять с себя и надеть соседу. Музыка остановилась - игра прекратилась. Выигрывает тот, у кого на голове нет кубанки. 

«Завивайся плетень» 


Играющие делятся на две равные по силам команды- зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - коридор шириной 10-15 м. Игроки -плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы - на одном из концов площадки. Дети - плетень читают:
 Заяц, заяц не войдет В наш зеленый огород! Плетень, заплетайся, зайцы лезут, спасайся! 
При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят:
«Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры. Дети - плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают: «Не войдет и другой раз, Нас плетень от зайцев спас». 
Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов. 

«Петушок» 


Ведущий удаляется одного из игроков из круга, среди оставшихся назначает «петушка», который после слов ведущего: 
«Утром кто чертей гоняет? Песни звонкие спевает? Спать мешает поутру и кричит... (ку-ка-ре-ку)» - должен прокукарекать. Игрок вне круга должен определить по голосу кто был «петушок». 

«Ляпка» 


Первый вариант. Водящий (его называют ляпкой) бегает за участниками игры, старается кого-нибудь из них осалить и приговаривает: «На тебе ляпку, отдай ее другому!». Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. 
Второй вариант. Водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: 
• У кого был? 
• У бабки. 
• Что ел? 
• Оладки. 
• Кому отдал? 
Пойманный называет по имени одного из участников игры, и тот становится водящим. Игра повторяется. 

«Хлибчик» 


Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий - хлибчик (хлебец) - становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит: 
Пеку, пеку хлибчик! 
А выпечешь? 
Выпеку! 
А убежишь? 

Посмотрю! 
С этими словами дети и хлибчик бегают по залу (по площадке) врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется. 

«Калачи» 


Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова: 
Бай-качи-качи-качи! 
Глянь - баранки, калачи! 
С пылу, с жару, из печи.
 
По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова
«Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

«Мельница» 


Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится. При этом все поют:

Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся! 
Мели, мели, засыпай И в мешочки набивай! 
Крутись, крутись, жернов! 
Съеден хлеб наш черный, 
Съеден белый хлебик. 
Мели новый, мельник! 

На последнем слове песни все должны 
остановиться и стоять не шевелясь. Кто не сумеет вовремя остановиться, из игры выходит. Остальные повторяют песню и опять кружатся. Остается в кругу самый внимательный. Он и выигрывает.

 «Подсолнухи» 


Игроки стоят в несколько рядов - это подсолнухи. Один «земледелец» стоит в стороне и запоминает порядок построения. По команде ведущего - «солнышка», «земледелец» уходит. «Солнышко» меняет местами двух игроков. К началу считалки «земледелец» появляется перед «подсолнухами» и до конца считалки должен определить перемещение. В это время «солнышко» ходит по кругу, куда переходит «солнышко» туда и поворачиваются лицом все «подсолнухи». 

«Штандер» 


Играть нужно на улице, под открытым небом. Все играющие становятся в круг на расстоянии шага, а кто-то один берет мячик и становится в середину, которую обозначают камушком. Затем он бросает мяч высоко вверх и громко называет имя кого-то из игроков, который должен быстро выбежать в центр, чтобы поймать мяч. Добросавший бежит на его место. Бросать мяч надо повыше и точно вверх, чтобы мяч падал в пределах крута игроков. Тот, кого назвали, ловит брошенный мяч и становится в центр, чтобы опять подбросить мяч и назвать кого-то по имени. Но, если мяч поймать не удалось, и он упал на землю, то все игроки разбегаются в стороны, а ловивший как можно быстрее должен схватить мячик с земли, прибежать с ним в центр и крикнуть: «Штандер!» После этого игроки должны сразу остановиться. Водящий должен попасть в кого-нибудь мячом. Если попадет, то все опять разбегаются подальше от того, в кого попал мячик, а тот, подняв его с земли, сам кричит «Штандер!» Так игра и продолжается. 

«Кауны» 


На одном конце площадки проводится черта. Это - «бахча» за чертой на расстоянии 2-3 шагов от нее - «шалаш сторожа». На противоположной стороне площадке обозначается линией «дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие - дети 
Когда «сторож засыпает», дети направляются к бахче со словами:

Крадем, крадем кауны, деда не боимся, 
Дед нас палкой - мы его каталкой! 

Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша. 

«Звонок»

 
Составляется круг или замкнутая цепь; в круг входят двое играющих: один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза, и он старается по звуку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться. 

«Мышка»

 
Число играющих пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Бели мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой. 

«Сторожевые» 


Нужны палки и резиновый мяч, положить обруч или вырыть ямку. Сторожевые с палками охраняют круг, нападающие за кругом. Задача - загнать мяч в круг. 

«Игровая» 


Играющие встают в круг, берутся за руки. В центре - ведущий. Играющие ходят по кругу. Ведущий говорит нараспев: 
У казака Трифона 
Было семеро детей, 
Семеро сыновей. 
Они не пили, не ели, 
Друг на друга смотрели, 
Разом делали, как я! 

Ведущий показывает разные движения, а все играющие повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех, становится новым ведущим. Игра повторяется. 

«Перетягивание» 


Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на 
расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному 
выстраиваются две команды игроков. 
По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. Перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает. 
Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков. 

 «Стадо» 


Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец - два дома на противоположных концах площадки. 
Овцы громко зовут пастуха:
 «Пастушок, пастушок, заиграй в рожок! Трава мягкая, роса сладкая. Гони стадо в поле, погулять на воле!».
Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Волк» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.

«Баба Яга»

 
В центре зала стоит Баба Яга, в руках у нее помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают: 
- «
Бабка Ежка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! А потом и говорит: «У меня нога болит!» Пошла на улицу - раздавила курицу, Пошла на базар - раздавила самовар, Вышла на лужайку - испугала зайку!». Дети разбегаются, а Баба Яга, прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий перенесет в круг.

 

Считалки, используемые на Кубани.

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты – води.

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,

Выплывает белый месяц,

Кто до месяца дойдёт,                                                                                                       Тот и прятаться пойдёт!

- Заяц белый, куда бегал?

- В лес зелёный.

- Что там делал?

- Лыко драл.

- Куда клал?

- Под колоду.

- Кто украл?

- Родион.

- Выйди вон.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич, король,

Королевич, сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых людей.

Шёл баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто травку возьмёт, тот вон пойдёт.

Катится горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

И кричала: «Кук-мак»,-

Убирай один кулак.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить –

Выходи, тебе водить!

Стакан, лимон, выйди вон!

Стакан воды, выйди ты!

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

- Здравствуй, мишенька – дружок!

Сколько стоит пирожок?

- Пирожок стоит три,

А жмуриться будешь ты!

Катилось яблочко – розовый цвет,

Ты меня любишь, а я тебя нет.

1,2,3, - води!

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге,

Сколько гвоздей, говори поскорей,

Не задумывайся!

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,-

Выплывает белый месяц,

Кто до места не дойдёт,

Тот и жмуриться пойдёт!

Край дольный,

Край широкий.

Мак мачистый,

Головистый,

Головушки, как розушки.

Встань так, будешь — мак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека кубанских подвижных игр

В картотеке собраны детские подвижные игры....

Картотека «Кубанские подвижные игры»

Кубанские игры несут главную цель - донести до детей национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Они яв...

Картотека кубанских подвижных игр

картотека кубанских подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Казачьи забавы"...

Картотека кубанские подвижные игры "Казачьи забавы"

Картотека кубанскиз подвижных игр...

Картотека кубанских подвижных игр

Знакомство детей с историей и культурой малой родины, является неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания....

Картотека кубанских подвижных народных игр для подготовительной группы

Картотека кубанских подвижных народных игрдля подготовительной группы «Ляпка»Первый  вариант. Водящий (его называют ляпкой) бегает за участниками игры, стараясь кого- нибудь из н...

Картотека" Кубанские подвижные игры"

Картотека "Кубанских подвижных игр"...