Образовательный проект «Мой край родной» для детей младшего дошкольного возраста. Инновационные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
методическая разработка (младшая группа) по теме

Африкантова Татьяна Сергеевна

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_kray_rodnoy_apaeva_t.s._-_kopiya.docx443.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад №34 «Золотая рыбка»

городского округа Тольятти

Образовательный проект

«Мой край родной»

для детей младшего дошкольного возраста

Инновационные подходы

в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию

C:\Users\Toshiba\Desktop\Camera\IMG_20160226_095601.jpg

Разработан      воспитателем: Апаевой Т.С.

                                                               г. Тольятти

Гордость за свою страну, уважение к ее героям, чувство сопричастности к событиям, переживаемым обществом, - все это называется патриотизм.

Актуальность

     В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственного, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».  

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. И основной  этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности. Благодаря усилиям и творческой фантазии всех участников образовательного процесса, наш детский сад реализует работу по региональному компоненту.

Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой области, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным городом, областью.

    Всем известно, что человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. В наше время важно воспитывать в ребенке с малых лет духовность в гармонии с нравственными качествами, душевной тонкостью, способностью к самоконтролю, ответственности и чувства долга перед Родиной. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием уважения к культуре других народов, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку и принятие его таким, какой он есть. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка, в первую очередь, под влиянием родителей и педагогов. Все начитается с семьи. Без любви к семье, Родине, ребенок не вырастет достойным членом общества.

      В настоящее время в нашей стране не простая ситуация. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Растет агрессивность и жестокость.  Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.

Нравственное воспитание на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

         Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к  наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

         Поэтому, на мой взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что  и отражено в ФГОС ДО.

   Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

     Мы живем в городе Тольятти. Город Тольятти - районный центр Самарской области, расположенный на левом берегу реки Волги. Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Тольятти — город в котором обилие редких видов растений и животных, множество памятников истории, культурные места отдыха, неповторимые по красоте ландшафты.

Изучая настоящее города необходимо отметить, что сегодня Тольятти – промышленный, научный, культурный центр, современный город с удобной планировкой улиц, строгой архитектурой зданий. Город вырос и похорошел в связи со строительством ГЭС, развитием химической промышленности и в особенности с пуском ВАЗа. При изучении раздела педагог также может познакомить детей с историческим прошлым родного города. – Ставрополем – на Волге и его основателем В.Н. Татищевым. Детям особенно интересно будет узнать о самом городе, об образе жизни его жителей: одежде, быте, ремеслах.

Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм.

О  важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям, на мой взгляд,  необходимо знать и изучать культуру своих предков. Это поможет ребенку в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Данный образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности,  инициативу, творчество, поиск его участников.

Поэтому реализация данного проекта позволила разработать  целостную систему нравственно-патриотического воспитания дошкольников.  Создана авторская модель, в центре которой все участники образовательного процесса — дети, их родители, педагоги ДОУ.  

      Образовательный проект разработан в соответствии с принципами личностно-ориентированного воспитания. Проект имеет несомненное практическое значение.

Новизна: 
Новизна заключается в том, что будет использована поисково – исследовательская деятельность детей совместно с родителями, которые станут активными участниками данного проекта, что позволит более интересно и доступно познакомить детей с родным городом Тольятти.

   Идея проекта:        

  Использование инновационных подходов в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников способствуют повышению качества всей системы воспитательной работы дошкольного учреждения и воспитанию достойных будущих граждан России.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей основная задача дошкольного образовательного учреждения в современном обществе. И важным ее условием является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Я считаю, что для реализации проблемы нравственно-патриотического воспитания целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного взаимодействия с родителями (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление стендов, выпуск брошюр и листовок), но и нетрадиционные формы (домашние задания, индивидуальные беседы,привлечение к организации, предметно-развивающей среды группы и участка  в соответствии с ФГОС ДО, организация практикумов – с демонстрацией вариантов решения вопросов нравственного воспитания ребенка дома, новых форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию, использование мульти-, видео-презентаций на мультимедиа для просмотра их родителями дома и т.д.), активное взаимодействие во всех  образовательных и досуговых мероприятиях, проводимых специалистами в ДОУ, городские и районные, Всероссийские и Международные  мероприятия.

     Большинство родителей в силу различных причин, постоянной занятости не могут успешно решать вопросы нравственного воспитания ребенка, организовывать его познавательную активность, посещать музеи и другие культурные центры. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя, пассивного деятеля, винить в воспитании ребенка детский сад и не сохраняют традиции семейного воспитания, не приобщают детей к общенародным праздникам.

    При передаче родителям способов организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в семье мы стараемся создать такую эмоциональную атмосферу, доброжелательную обстановку, когда и взрослые, и дети могут чувствовать себя естественно и раскованно, в соответствии с принципами личностно-ориентированной педагогики. Это является эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими различный культурный опыт и несхожие педагогические установки, семейные традиции.

Участники проекта:

  • воспитатели
  • дети
  • родители
  • узкие специалисты

 Сроки реализации:

  • Октябрь-май.

Цель:

Систематизация знаний  детей о семье, о природе родного города и о родном городе.

Продукт  проекта: уголок краеведения в группе, выставка фотографий, детского и семейного творчества, презентация проекта, участие во Всероссийском конкурсе с проектом «Мой край родной» на сайте «Солнечный свет»- Победитель 1 место.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь и привязанность  к родному дому, семье, детскому саду.
  2. формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края;
  3. Расширить знания и представления о своем городе.
  4. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
  5. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Из практики видно, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами являются активными участниками, где используется наглядность, поэтому в системе патриотического воспитания я использую разные виды детской деятельности:

  • Познавательно-исследовательская;
  • Игровая;
  • Изобразительная;
  • Коммуникативная;
  • Двигательная;
  • Музыкальная;
  • Восприятие художественной литературы и фольклора;
  • Трудовая.

Форма и методы педагогического взаимодействия:

  • Беседы;
  • Дидактические игры;
  • Наблюдения;
  • Эксперементы;
  • Занятия;
  • Досуг;
  • Игры-драматизации;
  • Сюжетно-ролевые игры.

Формы работы с родителями:

  • Экскурсии по ДОУ;
  • Дни открытых дверей;
  • Участие в создании развивающей среды в условиях ФГОС ДО;
  • Участие в конкурсах, акциях;
  • Участие в тренингах, семинарах;
  • Праздники, досуги, развлечения.
  • Сайт ДОУ;
  • Родительские уголки и информационные стенды;
  • Консультирование.

Этапы работы над проектом:

1 этап-  Информационно-накопительный  

  • Составление анкет –анкетирование родителей.
  • Внесение идей и предложений.
  • Сбор необходимого инвентаря, фотоматериалов.
  • Разработка авторских мероприятий, мультимедийных презентаций.  

2этап– организационно-практический

  1. Оформление уголка по патриотическому воспитанию в группе:
  • мини-музей «Хлеб-чудо земли»,
  • мини-музей «Деревенский дом»,
  • мини-музей «Военная техника»;
  • мини-музей «Животные родного края»;
  • мини –музей «Растительный мир Самарской области».
  1. Участие родителей в создании и оформлении:
  • фотоальбом:«Моя семья – счастливые мгновения», «Мой папа военный»,
  • коллаж «Я мамин (папин) помощник»,
  • папка-передвижка  «Мы гуляем по Тольятти», «А у нас во дворе»,
  • макета «Наш двор»,«Улицы моего города»,
  • макет «Животные зимой»,
  • Коллаж «Зимующие птицы нашей области»,
  • Изготовление кормушек для птиц «Поможем тем кто рядом»,
  • Фотовыставка «Мамочка, милая моя!», «Лучше папы друга нет!».
  • Фотовыставка лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе».
  • Фотоальбом «Молодые бабушки и дедушки», «Наши  увлечения»,
  • Творческая совместная работа родителей и детей «Дружные ладошки».
  • Изготовление «Спортивное древо семьи, «Эмблема моей семьи».
  1. Консультации для родителей по патриотическому воспитанию:
  • «С чего начинается Родина?»,
  • «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»,
  • «Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте?»,
  • «Без прошлого – нет будущего».

  1. Выпуск тематических газет отражение деятельности детей, родителей и педагогов.
  2. Организованная образовательная деятельность «Моя семья» - участие родителей в мероприятии.
  3. Экскурсии совместные с родителями:
  • посещение городского краеведческого,
  • посещение технического музея АВТОВАЗ.
  1. Акции:
  • «Улыбка дня» ,
  • «Солнышко приветствий»,

(воспитывать у детей дружелюбное отношение друг к другу);

  • Акция «Посадим цветы-украшение участка».
  • «Поможем зимующим птицам нашей области»
  1. Проведение народных подвижных игр- участие в играх.
  2. Спортивный праздник «Подвижные игры Среднего Поволжья» совместное мероприятие с детьми и родителями.
  3. Проведение дидактических игр по теме проекта.
  4. Беседы с рассматриванием иллюстраций, презентации по теме:
  • «Улицы родного города» (рассматривание фотографий о городе),
  •  Просмотр презентации «Права ребенка- твои права»,
  • «Памятные улицы города»,
  • «Животный мир родного края»,
  • «Лесные картинки»,
  • «Растения».

  1. Проведение организованной образовательной деятельности:
  • «День защитника отечества»,
  • «Моя семья»,
  • «Мы дарим вам радость»,
  •  «Путешествие в зимний лес»,
  •  «Путешествие по городу».
  1.  Изготовление альбома «Традиции нашей группы».
  2. Изготовление плаката «Берегите природу».
  3. Изготовление книги: «Красная книга Самарской области».
  4. Изготовление макета по  ПДД.
  5. Создание новогоднего украшения на елку города Тольятти, семьи воспитанников награждены сертификатом об участии в городском конкурсе.

3 этап- заключительный:

  • Мониторинг промежуточных и итоговых результатов работы.
  • Презентация проекта на педагогическом совете в ДОУ (аналитический отчет по итогам проекта).
  • Итоговое родительское собрание  «Воспитание нравственных качеств и патриотических качеств у дошкольников» (активное участие родителей, составление отзывов и пожеланий).
  • Организация уголка краеведения.
  • Оформление фотовыставки «Моя семья в истории города».
  • Музыкально-литературное развлечение «Соловушка»

Безусловно, настоящий проект не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриоти-ческому воспитанию.

Моей главной задачей в разработке проекта стал выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных,  труд людей, традиции, общественные события и т.д.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие праздники и т.д.

Предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

В результате умело запланированной и организованной работы во второй младшей группе «Солнышко» у детей формируется устойчивый интерес к истории, культуре и природе родного края, воспитывается любовь к своей малой Родине, данные выводы можно сделать по результатам диагностики, в ней хорошо просматривается положительная динамика.

Исходя из положительной результатов проекта «Мой край родной» я решила принять участие во Всероссийском творческом конкурсе «Солнечный свет», награждена  Дипломом Победителя 1 место.

Для реализации проекта я использовала  свои методические разработки, которые                                                                                              опубликованы на Международных и Всероссийский интернет ресурсах.  

  • Опыт работы по реализации регионального компонента нашего детского сада  освещен  в городской  газете «Площадь свободы» №19 (6143) в статье «С любовью к родине», где предоставлены в качестве примера созданные мною мини-музея «Природа Самарской области».
  • Я принимала участие в Международном конкурсе творчества «Артсеть» с  подпроектом  «Моя семья» -Победитель 1 место.
  • Для распространения опыта на Всероссийском уровне в номинации «педагог-профессионал», я приняла участие с авторской разработкой конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ «Моя семья» (вторая младшая группа), награждена Дипломом Победителя 1 степени.
  • Активно участвовала в Международной педагогической конференции «Обучение и воспитание: методики и практика 2015/2016 учебного года» с разработанным материалом «Профилактика детского-дорожного транспортного травматизма», материал опубликован в электронном сборнике, награждена Дипломом Победителя 1 степени.

В перспективе планируется  написаниеавторской программы «Мой край родной, навек любим».

Литература

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.
  2.  Дыбина О.В. Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле»  – Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2014. – 210 с. : обл.
  3. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
  4. Акулова О. Дошкольное воспитание» № 4. 2005 г. ст. 24.
  5. Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическое воспитанию // Ребёнок в детском саду. №2
  6. Воспитательная система «Маленькие россияне»/ Под ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004.
  7. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
  8. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
  9. Алешина М.В. Знакомим дошкольников с родным городом. Конспекты – занятия.

 М.: Сфера. – 1999.

  1. Аникин В.П. Живая вода: (Вступительная статья) // Сборник русских народных песен,сказок, пословиц, загадок. – М., 1987.
  2. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В.
  3. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru
  4. Патриотическое воспитание. // Ребёнок в детском саду. №5 – 09.
  5. Родной свой край люби и знай./ Герасимова З.М., - ж. «Дошкольное воспитание», 2001, № 2

F:\партфель новый 2016 год\8\грамоты\Апаева(1).jpg

F:\партфель новый 2016 год\8\грамоты\4sY4dRgdksw.jpg

F:\партфель новый 2016 год\8\грамоты\N4oDhcohYTY.jpg

F:\партфель новый 2016 год\8\грамоты\WL1lxgRxFKg.jpg

F:\партфель новый 2016 год\8\печать\шаг вперед 2.jpg

F:\партфель новый 2016 год\8\печать\шаг вперед.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: Инновационные подходы в организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Светлячок» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

«Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Цель данной работы заключается в  реализации комплексного подхода к развитию ребенка и осуществлении интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством о...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Презентация по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Систематический подход к организации работы по нравственно–патриотическому воспитанию дошкольников

Обобщён и представлен педагогический опыт по систематическому подходу к организации нравственно-пвтриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ, с учетом трёх направлений: Среда, непосредственно образов...

Образовательный проект "Цветы вокруг нас"для детей младшего дошкольного возраста

Данный образовательный проект может быть интересен для педагогов дошкольных образовательный учреждений. Этот проект на целен на приобритение элементарных экологических представлений ребенком дошкольни...

«Современные подходы в работе по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста»

Материал представлен в виде презентации по работе с детьми старшего дошкольного возраста по  нравственно – патриотическому воспитанию....