Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Правдюкова Людмила Евгеньевна

Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shahmaty_pravdyukova.docx42.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 1 «РЯБИНКА»

Дополнительная образовательная программа

«Юный шахматист»

старший дошкольный возраст

Автор разработки:

Воспитатель I квалификационной категории

Людмила Евгеньевна Правдюкова.

г.Нефтеюганск

2016г.

Пояснительная записка.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 2506-р), Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 27 июня 2013 года № 676 «Об утверждении Концепции математического образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», а также введение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, ставят перед системой дошкольного образования новые задачи в математическом образовании детей дошкольного возраста.

 В  Концепции математического образования в России указано: «Математика может стать национальной идеей России XXI века… Особое внимание именно к самостоятельному решению задач, в том числе – новых, находящихся на границе возможностей ученика, было и остается важной чертой отечественного математического образования… Важным элементом… являются математические соревнования школьников. Должен быть расширен охват ими, как и играми с математическим и логическим содержанием (включая шахматы и шашки) … Сегодня система образования обязана обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка с помощью «умных» технологий. Шахматное образование – это и есть технология индивидуального сопровождения каждого ребенка!».

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, смелости,  изобретательности, фантазии.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, учатся самодисциплине.

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Программа «Юный шахматист» разработана на основе программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе». Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Цель: Обучение воспитанников дошкольного возраста игре в шахматы.

Задачи:

  1. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; умение рокировать; объявлять шах; ставить мат,  умение решать элементарные задачи на мат в один ход; умение проводить элементарные комбинации.
  2. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  3. Научить ориентироваться на шахматной доске, правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  4. Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие, уважительное отношение в игре к противнику.
  5. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Формы работы с детьми включают:

подгрупповые занятия, занятия в парах, включающие в себя:

специально подобранные игры, упражнения, задания, чтение художественной литературы, соревнования, игры, упражнения, просмотр презентаций, самостоятельная деятельность детей.

Методы обучения:

-объяснительно – иллюстративный;

-проблемный;

-поисковый.

Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня, продолжительность занятия: не более 30 минут. В состав группы входит 12 детей. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.

 Ожидаемый результат освоения программы.

К концу учебного года воспитанники должны знать:

- Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года воспитанники должны уметь:

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Цель

Основная деятельность

1

Шахматная доска

Дать детям представление о шахматной доске, как   игровом поле для шахмат.

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Чтение и инсценировка дидактической        сказки «Котята-

 хвастунишки».

2

Шахматная доска

Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. Расположение   доски  между партнерами      

Горизонтальная      линия. Количество      полей      в      горизонтали. Количество    горизонталей    на    доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали.   Количество   вертикалей   на  доске.   Чередование   белых и   черных полей    в    горизонтали    и вертикали. Дидактические       задания и игры

«Горизонталь». «Вертикаль».

3

Шахматная доска

Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями.

Диагональ.  Отличие    диагонали    от горизонтали   и   вертикали.   Количество полей   в   диагонали    Большая   белая   и большая   черная   диагонали.   Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г Сухина «Приключения в Шахматной стране» (М: Педагогика, 1991.— С. 132—135) или дидактической
сказки «Лена,  Оля и Баба Яга» (читается
и инсценируется фрагмент сказки; с. 3-
14).        Дидактическое        задание
    «Диагональ».

4

Шахматные фигуры

Познакомить детей с шахматными фигурами Сформировать у детей понятие о  пешке, способах её передвижения.

Белые и черные, пешка, король. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура». «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».

5

Начальное положение

Познакомить детей с Расстановкой фигур перед шахматной партией.

Расстановка фигур перед шахматной
партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.        Просмотр
 диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

6

Ладья

Дать представление о новой фигуре ладья, способах действий и её ценности.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых».     «Один     в     поле     воин». «Кратчайший путь»

7

Ладья

Закрепить  представление о фигуре ладья, способах действий и её ценности.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Зашита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной,  две ладьи  против двух). «Ограничение подвижности».

8

Слон

Дать представление о новой фигуре слон, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.

Место слона в начальном положении. Ход    слона,    взятие.    Белопольные    и чернопольные   слоны.   Разноцветные   и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура  Дидактические задания  «Лабиринт».      «Перехитри      часовых». «Один    в    поле    воин»,    «Кратчайший путь».

9

Слон

Закрепить  представление о новой фигуре слон, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.

Дидактические игры:  «Захват контрольного поля»,    «Защита     контрольного поля»,   «Игра   на уничтожение»   (слон  против слона, два слона против одного, два слона против двух). «Ограничение подвижности».

10

Ладья против слона

Продолжать знакомить детей с ходом ладьи и слона. Развивать память, речь.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых». «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». «Зашита». «Выиграй
фигуру». Термин «стоять  под  боем»  Дидактически игры «Захват контрольного         поля», «Защита контрольного        поля».        «Игра       на  уничтожение» (ладья против слона,  две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

 11

Ферзь

Дать представление о новой фигуре ферзь, способах действий, её ценности.

Место ферзя в начальном положении.
Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая
фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр        диафильма

«Волшебные      шахматные      фигуры. Третий шаг в мир шахмат».

12

Ферзь

Закрепить  представление о фигуре ферзь, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами.

Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (ферзь
против        ферзя),        «Ограничение
 подвижности».

13

Ферзь против ладьи  и слона

Продолжать знакомить детей с ходом ладьи, слона и ферзя. Формировать у детей представление о тяжелых фигурах в шахматной партии; и взаимодействии с другими фигурами

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Дидактические        игры        «Захват
 контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности»

14

Конь

Познакомить детей с ходом коня, способах действий, её ценности. Развивать внимание детей.

Место  коня  в  начальном положении. Ход коня, взятие. Конь — легкая фигура.  Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

15

Конь

Продолжать знакомить детей с ходом коня.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня
против двух),        «Ограничение
 подвижности».

16

Конь  против ферзя,                                  ладьи, слона

Продолжать знакомить детей с ходом коня, ладьи, слона и ферзя. Формировать у детей представление о тяжелых фигурах в шахматной партии; и взаимодействии с другими фигурами

Дидактические задания:  «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»- Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

17

Пешка

Познакомить детей с ходом пешки, способах действий, её ценности. Развивать внимание детей.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».

18

 Пешка

Продолжать знакомить детей с ходом пешки.

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения),  «Ограничение подвижности».

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Продолжать знакомить детей с ходом пешки, коня, ладьи, слона и ферзя. Формировать у детей представление о тяжелых фигурах в шахматной партии; и взаимодействии с другими фигурами

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита». Дидактические игры «Игра на
уничтожение» (пешка против ферзя,
пешка против ладьи, пешка против
слона, пешка против коня, сложные
положения), «Ограничение подвижности».

20

Король

Дать представление о новой фигуре король, способах действий, её ценности.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

21

Король против других фигур

Продолжать знакомить детей с главной фигурой – королем и взаимодействии с другими фигурами.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры
«Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король
против пешки), «Ограничение
 подвижности».

22

Шах

Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха».

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

 23

Шах

Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

 24

Мат

Дать детям определение «мат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

25

Мат

Продолжать формировать у детей понятие «мат» . Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход».

26

Мат

Продолжать формировать у детей понятие «мат» . Научить детей ставить мат на малоклеточной доске.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

27

Ничья, пат.

Дать детям определение «ничья», «пат». Научить детей ставить пат на малоклеточной доске.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

28

Рокировка

Познакомить детей с рокировкой – единственным ходом в шахматах, который делается сразу двумя фигурами – королем и ладьей.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

29

Шахматная партия

Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть всеми фигурами из начального положения

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

30

Шахматная партия

Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников;  вырабатывать у ребят настойчивость

Самые общие       рекомендации   о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми      фигурами      из      начального положения.

31

Шахматная партия

Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников;  вырабатывать у ребят настойчивость

Демонстрация коротких партий. Игра всеми  фигурами      из     начального положения

32- 33

Повторение программного материала

Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы.

Проведение шахматного праздника «В королевстве шахматных фигур»

Литература:

Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с.:

Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс (2004 г.) 320 стр.

Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287 стр.

Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"

Пояснительная записка, новизна программы, цель и задачи программы, актуальность, реализация, предполагаемый результат, используемая литература.Тематическое планирование....

Дополнительная образовательная программа развивающей направленности "Юный шахматист"

Введение данной Программы способствует развитию у детей мышления, восприятия, усидчивости, формируют самостоятельность при принятии решение, умение доводить начатое дело до конца....

Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист»

Дополнительная образовательная программа «Белая ладья» является программой социально-педагогической направленности, реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обес...

дополнительная образовательная программа Юный шахматист

дополнительная образовательная программа...

Дополнительная образовательная программа Юный шахматист

Дополнительная образовательная программа Юный шахматист...

Дополнительная образовательная программа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ШАХМАТНОГО КРУЖКА «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ» Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

1. Пояснительная записка. «Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепл...

Программа дополнительной образовательной деятельности для детей с 6 до 7 лет «Юный шахматист»

Краткое содержание программы Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уров...