Игры с Айсылу «Тактильная угадай-ка» Многофункциональное дидактическое учебно-игровое пособие для детей 3 - 7 лет
методическая разработка на тему

Горшкова Ольга Алексеевна

Пособие  представляет собой куклу в татарском национальном костюме, состоящую из головы и платья. которая держит панно с кармашками, в которых размещается  игровой материал.К пособию прилагаются наборы картинок диких и домашних животных с наклеенными на них кусочками меха. Используя данное пособие, у детей не только развивается тактильное восприятие, но и активизируется словарный запас.

Данное пособие предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми,  на занятиях, в играх, режимных моментах.

Для детей с особенностями психофизического развития данное пособиебудет являться стимулятором развития сенсомоторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogofunktsionalnoe_didakticheskoe_posobie_igry_s_aysylu.docx536.31 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка (3)\DSC_0460.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Игры с Айсылу

 «Тактильная угадай-ка»

Многофункциональное дидактическое

учебно-игровое пособие

для детей 3 - 7 лет

Автор: Горшкова

Ольга Алексеевна

воспитатель первой

квалификационной категории

Паспорт   авторского  игрового  дидактического пособия

 Игры с Айсылу «Тактильная угадай-ка»

Название пособия

Игры с Айсылу «Тактильнаяугадайка»

Автор пособия

Горшкова Ольга Алексеевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 4»

Актуальность

Тактильная (кожная) форма ощущений является у человека наиболее древней. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твёрдое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. 

Описание пособия

Пособие  представляет собой куклу в татарском национальном костюме, состоящую из головы и платья. которая держит панно с кармашками, в которых размещается  игровой материал.К пособию прилагаются наборы картинок диких и домашних животных с наклеенными на них кусочками меха. Используя данное пособие, у детей не только развивается тактильное восприятие, но и активизируется словарный запас.

Данное пособие предназначено для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми,  на занятиях, в играх, режимных моментах.

Для детей с особенностями психофизического развития данное пособиебудет являться стимулятором развития сенсомоторики.

Возрастная категория детей

Для детей    3 – 4 лет – используются  игры  на развитие  тактильных восприятий.

Для детей 5 – 7 лет  - игры на развитие тактильного восприятия усложняются  закреплением  активного словаря в рамках УМК по обучению татарскому языку.

Цель

Обогащение и закрепление представлений детей об объектах окружающих предметов и объектов природы;снижение эмоционально-психического напряжения  посредством тактильно-кинестетических ощущений; закрепление активного словаря в рамках УМК по обучению татарскому языку.

Задачи

 - Развивать у детей тактильное восприятие;обогащать активный словарь детей новыми словами, в том числе и на татарском языке; - Развивать память, внимание, воображение,образное мышление; мелкую моторику. 

 - Развивать тактильную чувствительность рук у детей: тактильную  чувствительность  кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка, тонкую моторику пальцев; 
- Развивать словарь  свойств и качеств, признаков, в том числе и  на татарском языке; учить описательным рассказам о животных, умению правильно отвечать на вопросы на татарском языке;   
- В коллективных играх, организованных на основе пособия развивать умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.

Варианты игр

Игра № 1

«Домашние животные»

3-4 года:Взрослый предлагает детям потрогать, погладить домашних животных, обращая внимание на то, какая у каждого из животных шерсть. Затем ребёнок с закрытыми глазами угадывает, какое это животное и кладет в соответствующий кармашек Айсылу. Можно предложить ребенку достать из кармашка карточку с мехом, её потрогать, погладить, пощупать. Затем ребенок с закрытыми глазами, сравнивая, находит животное с такой же шерстью, как была предложена на карточке. Ребенок может сравнивать материал, как одной рукой так и двумя.

Важно задержать руку на мехе, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребёнку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую мягкость (или тепло).Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие шерстинки. А что чувствуешь ты?"

5-6 лет: Игра параллельно усложняется закреплением  названий домашних животных на татарском языке: кошка-песи; собака – эт; лошадь – ат; корова – сыер; овца – сарык.

Предложить поиграть с Айсылу и ответить на ее вопрос: бу кем? - это кто?

Игра № 2

«Дикие животные»

3-4 года: Взрослый предлагает детям потрогать, погладить диких животных, обращая внимание на то, какая у каждого из животных шерсть. Затем ребёнок с закрытыми глазами угадывает, какое это животное и кладет в соответствующий кармашек Айсылу. Можно предложить ребенку достать из кармашка карточку с мехом, её потрогать, погладить, пощупать. Затем ребенок с закрытыми глазами, сравнивая, находит животное с такой же шерстью, как была предложена на карточке. Ребенок может сравнивать материал, как одной рукой так и двумя.

Важно задержать руку на мехе, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребёнку о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую мягкость (или тепло).  Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие шерстинки. А что чувствуешь ты?"

5-6 лет: Игра параллельно усложняется закреплением  названий диких  животных на татарском языке: волк-бүре; заяц – куян; мышка – тычкан; медведь – аю; ежик – керпе; лиса – төлке.

Предложить поиграть с Айсылуи ответить на ее вопрос:бу кем?-это кто?

Игра № 3

«Угадай  и опиши животное»

3-4 года:Взрослый предлагает потрогать и угадать  на ощупь животное не доставая его из кармашка Айсылу. Обратить внимание на то, какая у каждого из животных шерсть. Затем Айсылу просит рассказать о животном (Заяц маленький, белый, пушистый).

5-6 лет: Игра параллельно усложняется закреплением  названий животных  и их описанием на татарском языке (Куянматур,  ак, чиста, кечкенә).

Предложить поиграть с Айсылу и ответить на ее вопросы: бу кем?-это кто?ничә?-сколько?нинди?-какой?

Игра № 4

«Найди по описанию»

3-4 года:Предложить детям рассмотреть животных,потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, мягкие)и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковых по ощущениям животных   внутри кармашков Айсылу.

5-6 лет: Игра параллельно усложняется закреплением  названий животных  на татарском языке.

Предложить поиграть с Айсылу и ответить на ее вопросы: бу кем? - это кто? бу кем?-кто это? нишли? -что делает?

Игра № 5

«Угадай, кто спрятался в кармашке»

3-4 года: Взрослый предлагает внимательно посмотреть на животных,  затем просит детей закрыть глаза.  В это время воспитатель прячет одного из животных в кармашек Айсылу и спрашивает: Угадайте, кого не стало?

5-6 лет: Игра параллельно усложняется закреплением  названий животных на татарском языке.  

Предложить поиграть с Айсылу и ответить на ее вопрос:

кем юк?-кого нет?

Игра № 6

«Угадай, кто как кричит»

3-4 года: Взрослый предлагает выбрать животного, погладить его и  ответить на вопрос: Кто как кричит? Ребенок должен назвать животное и воспроизвести его крик, затем положить  в соответствующий  кармашек Айсылу.

5-6 лет: Игра параллельно усложняется закреплением  названий животных на татарском языке.

Игра № 7

«Назови детенышей»

3-4 года: Взрослый предлагает выбрать животного, погладить его и  назвать детеныша, затем положить  в соответствующий  кармашек Айсылу.

5-6 лет: Игра параллельно усложняется закреплением  названий животных на татарском языке.

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\Новая папка (3)\DSC_0457.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.Доклад на тему:" Игры с песком и водой как средство психологической разгрузки у детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка."

В данном докладе раскрывается новизна работы,значение игр с песком и водой,принципы проведения занятий....

Игра – викторина «Чудо - дерево» по сказкам К.И.Чуковского для детей 4-7ле

В статье представлен сценарий игры – викторины «Чудо – дерево». Эта игра – викторина позволяет в увлекательной форме познакомить дошкольников с творчеством К.И.Чуковского. Цель: показать детям удивит...

Игры-эстафеты, как средство развития быстроты, ловкости и коодинационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Использование игр-эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи. В работе раскрываются: роль и значение игры-эстафеты; методика х проведения; какие игры с...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. (Игры с прищепками)

Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить ...

Перспективный план по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Перспективный план    по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей  «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в подготовительной гр...