Манкун. Пасха.
план-конспект занятия на тему

Тема : «Манкун».

 

Задачи:

 

1.    Формировать представления о чувашском празднике  манкун, приобщать детей к истокам чувашской национальной культуры.

 

2.    Закрепить умение освоения композиционных приемов составления узора на объемных формах, отображая представления древних людей о гармонии природы и жизни человека.

 

3.    Совершенствовать умения детей, составлять короткие рассказы, используя содержательный смысл чувашского орнамента. Передавать  свои впечатления разными видами предложений, живо, эмоционально.

 

4.    Воспитывать любовь к культуре чувашского народа.           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mankun._pasha.docx15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Манкун».

Задачи:

  1. Формировать представления о чувашском празднике  манкун, приобщать детей к истокам чувашской национальной культуры.

  1. Закрепить умение освоения композиционных приемов составления узора на объемных формах, отображая представления древних людей о гармонии природы и жизни человека.

  1. Совершенствовать умения детей, составлять короткие рассказы, используя содержательный смысл чувашского орнамента. Передавать  свои впечатления разными видами предложений, живо, эмоционально.

  1. Воспитывать любовь к культуре чувашского народа.          

Оборудование и материалы:

Подборка иллюстраций с изображением о чувашском празднике «Манкун».

Иллюстрация с изображением чувашского орнамента.

Музыкальный ряд – диск с чувашскими  детскими песнями.

Материалы: гуашевые краски, кисточки,  подставки для кисточек, палитра, спичечные коробочки, яйцо.

Ход занятия.

   Приветствие.

- Здравствуйте, дети.

Я не просто пришла к вам в таком наряде. Я хочу познакомить с чувашским праздником манкун.

- Ребята, а что вы знаете об этом празднике?

- Усаживайтесь поудобнее и мы с вами отправимся в прошлое чувашского народа.

- Манкун – это праздник весны, праздник солнца.  

 А справляли этот праздник так: в день наступления манкун рано утром детвора выбегала встречать восход солнца.

В этот день оно выходило пританцовывая, радостно.

Вместе с детьми выходили и старики. Они рассказывали детям легенду о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар. Люди любили солнце, а злой Вупар это не нравилось. Она решила погубить его. Боясь колдуньи и ее злых духов солнце все реже появлялось на небе.

Тогда богатыри захотели освободить солнце и получив благословление стариков, отправились в путь.

 Сражались они семь дней и семь ночей и победили Вупар и ее злых духов.

Богатыри вернули солнце на небо. Люди обрадовались возвращению солнца. Старики осыпали детей хмелем и зерном. А дети начинали играть, бороться, валяться на земле, чтобы весь год быть здоровыми.

   Так люди праздновали победу добра над злом.

После этого всей гурьбой дети и старики возвращались в деревню. У ворот их встречали с гостинцами, зазывали в дома, угощали орехами, колобками и крашеными яйцами.

   Считалось, что дети, первыми встретившие солнце, приносили в дом счастье, здоровье и благополучие.

Ребенка, зашедшего первым, на руках переносили к столу и сажали на подушку. Дети при этом должны были сидеть смирно, иначе, говорили, птицы не будут высиживать птенцов.

 Посидев за столом и поблагодарив хозяев,  дети шли на улицу.

К великому дню в центральной площади устанавливали качели. Весь день около них играли дети в разные игры, а вечером там собирались молодые люди. Играли в хороводные игры.

- И мы сейчас с вами поиграем в хороводную игру «Угадай имя».

(Дети играют в хороводную игру).

Ларать Никита, ларать Никита

Шешке теме айенче

Сиет Никита, сиет Никита

Шешкен сара майарне.

Вахат ситсен Тарас пулать-

Ятне терес калас пулать.

( Если не угадает, кто до него дотронется – спляшет чувашский танец).

- Молодцы, ребята! Хорошо поиграли.

- А мы еще говорили, что в этот праздник угощают друг друга крашеными яйцами, и мы сейчас для своих родных приготовим подарок – раскрасим яйцо.

Но необычно, а чувашским узором.

- Ребята, давайте вспомним значения элементов чувашского орнамента.

(Диалог между воспитателем и детьми).

- Какие вы у меня молодцы! Всё правильно сказали.

- Давайте, садитесь за столы, подумайте, какой узор нарисуете на своем яйце.

(Дети садятся за столы).

- Ребята, если вы решили, приступайте к работе, а потом расскажите о том, что вы нарисовали. Нам будет интересно узнать.

(Дети рисуют).

- Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Давайте сейчас послушаем, что вы нам расскажете.

(Рассказы детей).

- Ой, какие интересные рассказы получились. Когда будете дарить свой подарок -  расскажете свой рассказ, всем будет интересно.

Скажите, пожалуйста, что вы теперь можете рассказать о празднике манкун?

_ Молодцы, ребята! Пусть яйца подсохнут, а вечером их заберете и подарите своим родным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пасха! Пасха - праздник это!"

Весення встреча светлого праздника Пасхи в старших группах детского сада...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пасха Светлая, Пасха Великая!"

В этой непосредственно-образовательной деятельности дети  знакомятся  со славянским народным праздником Пасхой, украшают  пасхальные яица с помощью пуговиц, узнают много интересного. Тр...

Праздник Пасхи "Веселится народ- нынче Пасха у ворот!"

Сценарий к проведению Праздника Пасхи....

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Пасха, светлая пасха»

                       Интегрированное занятие по познавательному развитию...