Манкун. Пасха.
план-конспект занятия на тему
Тема : «Манкун».
Задачи:
1. Формировать представления о чувашском празднике манкун, приобщать детей к истокам чувашской национальной культуры.
2. Закрепить умение освоения композиционных приемов составления узора на объемных формах, отображая представления древних людей о гармонии природы и жизни человека.
3. Совершенствовать умения детей, составлять короткие рассказы, используя содержательный смысл чувашского орнамента. Передавать свои впечатления разными видами предложений, живо, эмоционально.
4. Воспитывать любовь к культуре чувашского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mankun._pasha.docx | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Манкун».
Задачи:
- Формировать представления о чувашском празднике манкун, приобщать детей к истокам чувашской национальной культуры.
- Закрепить умение освоения композиционных приемов составления узора на объемных формах, отображая представления древних людей о гармонии природы и жизни человека.
- Совершенствовать умения детей, составлять короткие рассказы, используя содержательный смысл чувашского орнамента. Передавать свои впечатления разными видами предложений, живо, эмоционально.
- Воспитывать любовь к культуре чувашского народа.
Оборудование и материалы:
Подборка иллюстраций с изображением о чувашском празднике «Манкун».
Иллюстрация с изображением чувашского орнамента.
Музыкальный ряд – диск с чувашскими детскими песнями.
Материалы: гуашевые краски, кисточки, подставки для кисточек, палитра, спичечные коробочки, яйцо.
Ход занятия.
Приветствие.
- Здравствуйте, дети.
Я не просто пришла к вам в таком наряде. Я хочу познакомить с чувашским праздником манкун.
- Ребята, а что вы знаете об этом празднике?
- Усаживайтесь поудобнее и мы с вами отправимся в прошлое чувашского народа.
- Манкун – это праздник весны, праздник солнца.
А справляли этот праздник так: в день наступления манкун рано утром детвора выбегала встречать восход солнца.
В этот день оно выходило пританцовывая, радостно.
Вместе с детьми выходили и старики. Они рассказывали детям легенду о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар. Люди любили солнце, а злой Вупар это не нравилось. Она решила погубить его. Боясь колдуньи и ее злых духов солнце все реже появлялось на небе.
Тогда богатыри захотели освободить солнце и получив благословление стариков, отправились в путь.
Сражались они семь дней и семь ночей и победили Вупар и ее злых духов.
Богатыри вернули солнце на небо. Люди обрадовались возвращению солнца. Старики осыпали детей хмелем и зерном. А дети начинали играть, бороться, валяться на земле, чтобы весь год быть здоровыми.
Так люди праздновали победу добра над злом.
После этого всей гурьбой дети и старики возвращались в деревню. У ворот их встречали с гостинцами, зазывали в дома, угощали орехами, колобками и крашеными яйцами.
Считалось, что дети, первыми встретившие солнце, приносили в дом счастье, здоровье и благополучие.
Ребенка, зашедшего первым, на руках переносили к столу и сажали на подушку. Дети при этом должны были сидеть смирно, иначе, говорили, птицы не будут высиживать птенцов.
Посидев за столом и поблагодарив хозяев, дети шли на улицу.
К великому дню в центральной площади устанавливали качели. Весь день около них играли дети в разные игры, а вечером там собирались молодые люди. Играли в хороводные игры.
- И мы сейчас с вами поиграем в хороводную игру «Угадай имя».
(Дети играют в хороводную игру).
Ларать Никита, ларать Никита
Шешке теме айенче
Сиет Никита, сиет Никита
Шешкен сара майарне.
Вахат ситсен Тарас пулать-
Ятне терес калас пулать.
( Если не угадает, кто до него дотронется – спляшет чувашский танец).
- Молодцы, ребята! Хорошо поиграли.
- А мы еще говорили, что в этот праздник угощают друг друга крашеными яйцами, и мы сейчас для своих родных приготовим подарок – раскрасим яйцо.
Но необычно, а чувашским узором.
- Ребята, давайте вспомним значения элементов чувашского орнамента.
(Диалог между воспитателем и детьми).
- Какие вы у меня молодцы! Всё правильно сказали.
- Давайте, садитесь за столы, подумайте, какой узор нарисуете на своем яйце.
(Дети садятся за столы).
- Ребята, если вы решили, приступайте к работе, а потом расскажите о том, что вы нарисовали. Нам будет интересно узнать.
(Дети рисуют).
- Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Давайте сейчас послушаем, что вы нам расскажете.
(Рассказы детей).
- Ой, какие интересные рассказы получились. Когда будете дарить свой подарок - расскажете свой рассказ, всем будет интересно.
Скажите, пожалуйста, что вы теперь можете рассказать о празднике манкун?
_ Молодцы, ребята! Пусть яйца подсохнут, а вечером их заберете и подарите своим родным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пасха! Пасха - праздник это!"
Весення встреча светлого праздника Пасхи в старших группах детского сада...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Пасха Светлая, Пасха Великая!"
В этой непосредственно-образовательной деятельности дети знакомятся со славянским народным праздником Пасхой, украшают пасхальные яица с помощью пуговиц, узнают много интересного. Тр...
Праздник Пасхи "Веселится народ- нынче Пасха у ворот!"
Сценарий к проведению Праздника Пасхи....
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Пасха, светлая пасха»
Интегрированное занятие по познавательному развитию...
"МАНКУН" - сценарий праздника встречи весенного нового года (для детей старшего дошкольного возраста)
Праздник приурочен ко Дню Чувашской письменности (25 апреля)...
«Веселись народ, праздник Пасхи идёт» Цель: ознакомление детей с таинством Пасхи и народными традициями. Задачи: Познакомить с особенностями празднования Пасхи в России, с православным преданием Воскресения Христова.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28158211","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28158228","attributes":{"align":"right",...