ИКТ
консультация (подготовительная группа) на тему

Нагайская Анна Викторовна

Инновационные технологии нравственно-патриотического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии нравственно-патриотического воспитания детей.

Нравственно -патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Исходя из этого работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Решить поставленные задачи невозможно без системной работы и конечно, без создания в группах детского сада предметно - развивающей среды, способствующей нравственно – патриотическому воспитанию.

       Одна из важнейших задач воспитательной деятельности на современном этапе — задача гражданско-патриотической направленности, «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (статья 2 Закона РФ «Об образовании»).

Содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; вовлечение личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Инновационные технологии гражданского образования предусматривают групповую работу, дебаты, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, моделирование и т. д. Эффективное использование новейших педагогических технологий развивает личность дошкольника, способствует проявлению им собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению его социокультурного опыта.

Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания –проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.

Основная цель - создание системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

Задачи работы:

• Изучение уровня компетентности и информированности педагогов ДОУ по вопросу “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности”.

• Создание условий для повышения уровня компетентности педагогов по теме “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности”.

• Разработка методических материалов по теме “Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности”.

• Создание полноценной предметно-развивающей среды;

• Реализация проектов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Метод проектов актуален и очень эффективен.

- он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.

- помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, ДОУ и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ДОУ.

- проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостному виденью картины окружающего мира.

- проектная деятельность позволяет задействовать различные виды детской деятельности.

Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект не “привязан” к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект.

 В настоящее время в связи с усилением направленности на организацию самостоятельной деятельности воспитанников роль проектного метода возросла. Эффективность воспитания и обучения в существенной степени зависит от того, насколько разнообразно может быть обеспечено управление самостоятельной работой детей. Именно на эту цель ориентированы современные образовательные технологии. И именно проектная деятельность является одним из самых эффективных инструментов.

Использование современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДОУ.

Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим.

В педагогической деятельности я использую следующие образовательные технологии:

1. Артпедагогика .

2. Технология портфолио ребенка.

3. Здоровьесберегающая технология.

4. Использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) .

5. Триз технологии.

6. Игровая технология.

7. Исследовательская деятельность.

8. Технология проектной деятельности.

Я, активно использую проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

        «игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);

        «экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

          «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;

          «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Типы проектов:

1.      по доминирующему методу: 

2.      исследовательские,

3.      информационные,

4.      творческие,

5.      игровые,

6.      приключенческие,

7.      практико-ориентированные.

1.      по характеру содержания: 

8.      включают ребенка и его семью,

9.      ребенка и природу,

10. ребенка и рукотворный мир,

11. ребенка, общество и его культурные ценности.

1.      по характеру участия ребенка в проекте: 

12. заказчик,

13. эксперт,

14. исполнитель,

15. участник от зарождения идеи до получения результата.

1.      по характеру контактов: 

16. осуществляется внутри одной возрастной группы,

17. в контакте с другой возрастной группой,

18. внутри ДОУ,

19. в контакте с семьей,

20. учреждениями культуры,

21. общественными организациями (открытый проект).

1.      по количеству участников: 

22. индивидуальный,

23. парный,

24. групповой,

25. фронтальный.

1.      по продолжительности: 

26. краткосрочный,

27. средней продолжительности,

28.  долгосрочный.

Трудно представить работу современного воспитателя без использования проектирования в своей работе. Проектной деятельностью мы занимаемся ни один год.

Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста также можно проводить проекты, но менее длительные по времени: один день, два, три.

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

Преимущества проектного метода:

• является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

• повышает качество образовательного процесса;

• служит развитию критического и творческого мышления.

• способствует повышению компетентности педагогов.

Недостатки: низкая мотивация воспитателей, родителей;

- недостаточный уровень сформированности у воспитанников умений исследовательской деятельности

Алгоритм работы над проектом: выбор темы, тематическое планирование, организация окружающей среды, совместная работа воспитателя с детьми.

В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.

Проекты семейные, личностные, коллективные, групповые.

В заключении необходимо сказать, что использование проектного метода обучения в практике работы ДОУ один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.