Промыслы и ремёсла Владимирской области
книга на тему

Кирченко Мария Владимировна

Промыслы и ремёсла Владимирской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл promysly_i_remyosla_vladimirskoy_oblasti.docx916.39 КБ

Предварительный просмотр:

Гутный промысел (хрусталь)

Гутный промысел (хрусталь)

Гутный промысел – ручное изготовление стекла, стеклоделие – известен издавна. Считается, что рукотворное стекло было открыто случайно, как побочный продукт других ремесел, в частности, гончарного дела. В древности обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся зола (щёлочь) при высокотемпературном контакте с песком давала стекловидную массу. Как известно, исходным сырьем для изготовления стекла издавна служили песок, известь и щёлочь – органическая (зола растений) либо неорганическая (сода). В качестве красителей использовались соединения меди, кобальта и марганца.

Гутами (от нем. – Hutte – плавильня) назывались специальные печи для стекловарения, а изготовленное в них стекло – гутным. Средневековая плавильная печь представляла собой низкий, топящийся дровами свод, где в глиняных горшках плавилось стекло. Запаса дров надолго не хватало, поэтому, когда лес вокруг гуты вырубали, её переводили на новое место, где леса было ещё в достатке. Переход на топку углём в конце XVII в. способствовал сохранению лесов. Но преобладающим угольное топливо стало только в конце XVIII – начале XIX вв.

На территории Владимирского края встречались археологические находки из стекла, относящиеся к раннему средневековью. Но стеклоделие, как организованный промысел, стало развиваться во Владимирской губернии в XVIII в. В 1756 г. орловский купец Аким Мальцов в урочище Шиворово (вблизи выкупленного им села Никулино) на реке Гусь построил стекольную мануфактуру, давшую начало известному бренду «Гусевской хрустальный завод», а в дальнейшем – и название самому городу «Гусь-Хрустальный». Это строительство было связано с необходимостью вывода стекольных заводов из Подмосковья, где они были запрещены правительством из-за вырубки лесов.

Природные условия владимирской Мещёры были благоприятны для развития стеклоделия. Повсюду нетронутые лесные массивы. В недрах мещёрской земли – залежи мелкого кварцевого песка, пригодного без переработки для плавки стекла, а также богатые залежи огнеупорных глин и известняков. Привлекательным было и географическое положение Мещёры: Волго-Окское междуречье создавало необходимые транспортные условия по сбыту продукции и завозу необходимых для производства химикатов, а близость Москвы и Нижнего Новгорода давала выгодные рынки.

Вместе с оборудованием Аким Мальцов перевёз на гусевские земли со своих можайских заводов рабочих, владевших стекольным мастерством, которые стали основой производственного коллектива, а также их семьи. Образовался большой рабочий посёлок, давший начало городу Гусь-Хрустальный. Аким Мальцов, а после его смерти – его вдова, М.В. Мальцова, сыновья, Иван и Сергей, а в дальнейшем – внук С.И. Мальцов и его племянник Ю.С. Нечаев-Мальцов – расширяли производство и покрыли мещёрские земли целой сетью мальцовских хрустальных заводов, которые занимали ведущие позиции в стекольной промышленности страны.

Наиболее известным и быстро развивающимся стекольным производством был Гусевской хрустальный завод, основанный Акимом Мальцовым, который в середине XIX в. давал четвёртую часть продукции из стекла, производимой в крае. К концу XIX в. художественная гравировка и гранение хрусталя достигла на заводе совершенства. В 1900 г. продукция завода экспонировалась на Всемирной выставке в Париже и была удостоена Гран-при. Хрустальные и стеклянные изделия завода поставлялись в сорок с лишним крупных городов России, и прежде всего – в Москву и Санкт-Петербург. В списке покупателей были знаменитые фирмы – поставщики императорского двора: Торговый дом К. Фаберже, фирма «Ф.А. Лорie», Товарищество П.И. Оловянишникова, Торговый дом «Мюр и Мерилиз» и др.

Гусевской хрустальный завод и сегодня бережно сохраняет секреты и традиции мальцовской резьбы с полировкой. Он неоднократно был отмечен высшими наградами всероссийских и международных выставок. В советское время завод был серьёзно переоборудован, производство механизировано. В 1960-х годах внедрены процессы непрерывной варки в ванных печах хрусталя и цветного стекла, окрашенного редкоземельными элементами. В 1975 г. вступил в строй новый производственный комплекс по выпуску художественных изделий из цветного стекла.

Завод пережил несколько кризисных периодов – конца 1990-х годов, 2008-2011 гг., когда был резко снижен спрос на хрусталь не только в России, но и в мире. В 2012-2013 гг. завод даже временно прекращал работу. Но при поддержке администрации Владимирской области, которая стремилась сохранить бренд «Гусевской хрусталь», в декабре 2013 г. возобновилась работа старейшего в области предприятия стекольной отрасли – под названием «Гусевской хрустальный завод имени Акима Мальцова».

Завод имеет крупную художественную лабораторию и музей, обладающий уникальным собранием старинного и современного гусевского стекла. Ряд работ заводских художников отмечен международными наградами и премиями. На возрождённом заводе большое внимание уделяется изготовлению авторского хрусталя ручной работы по индивидуальным заказам. Часть продукции из цветного хрусталя экспортируется более чем в сорок стран мира.

Современную стекольную промышленность Владимирской области представляют более двадцати предприятий, и почти третья часть из них работает в колыбели местного стекловарения – в Гусь-Хрустальном и близлежащих сёлах.

В частности, одним из известных гутных производств ещё в XIX в. стал Иванищевский стекольный завод, основанный в 1845 г. А.К. Ромейковым, а в 1871 г. – перешедший в собственность купцов Панфиловых. Завод выпускал стеклянные бутылки, посуду и, конечно, хрусталь. Здесь работали уникальные мастера гутных промыслов, которые буквально сманивались из соседних губерний.

На современном стекольном предприятии, которое преобразовалось в ООО «Гусевские гутные промыслы», работает художественная лаборатория, потомственные стеклодувы создают шедевры. Результаты их мастерства и уникальной ручной работы – изящные произведения искусства из стекла, которые широко известны не только в России, но и за ее пределами.

Прекрасные работы гусевских мастеров представлены в экспозициях Музея хрусталя имени Мальцовых в Гусь-Хрустальном, Музея «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка» во Владимире и других.

Аргуновская резьба

Аргуновская резьба

Аргуновская резьба по дереву, уходящая корнями в XVIII в., прославила плотницкий и столярный промыслы Владимирской земли. Названа она так была по селу Аргуново, которое населяли искусные плотники. Аргуново, бывшее центром волости (сегодня не существует), располагалось на территории нынешнего Петушинского района, в срединном течении реки Киржач. Основным занятием крестьян Аргуновской волости Покровского уезда Владимирской губернии было не земледелие, а плотницкая работа. В XIX в. тысячи аргуновских плотников ежегодно отправлялись на заработки в крупные города, и получили широкую известность за пределами своей губернии – в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, где их называли аргунами. В своём знаменитом словаре В.И. Даль объясняет слово «аргун» как «владимирский плотник».

По некоторым сведениям, выходцами из аргуновских плотников-столяров были крепостные графа Шереметьева – талантливые художники и архитекторы Аргуновы, работавшие в конце XVIII в. над художественным оформлением дворцов в Останкино и Кусково под Москвой.

Мастеровые крестьяне-аргуны из Владимирской губернии специализировались на изготовлении резной мебели (кресел, столов, рам), резных церковных иконостасов, прорезного и плоскостного узорчатого декора на фасадах городских деревянных дворцов и изб (карнизы, наличники, полотенчики). Они удивляли своим уменьем подбирать дощечки из разных пород дерева для паркетного пола, чтобы он приобретал замысловатые узоры.

Аргуновская резьба отличалась необыкновенным разнообразием рисунков и, главное, – сочетанием в деревянном декоре древних языческих символов солнца и урожая, берегинь и оберегов, добрых домовых и диковинных птиц с человеческими лицами, былинно-сказочных драконов и русалок – с античными колоннами и полуколоннами, гроздьями винограда и ветвями благородного лавра. Выполняя заказы у столичных вельмож и купцов, мастера-резчики воспринимали элементы европейской классической культуры, которые органично соединялись в их художественных фантазиях с усвоенными от дедов и прадедов древнерусскими образами. Кроме того, часто аргуновские резные узоры наличников и иконостасов раскрашивались с использованием преимущественно пастельных и тёплых тонов. Это придавало декору особую красоту и изысканность.

До начала XX в. аргуновской резьбой были оформлены почти все дома в центре Киржача, придавая им праздничный вид. К сожалению, в советские годы аргуновский декор на многих домах в Киржаче, изрядно обветшавший, а, кроме того, в соответствии с новыми идеологическими подходами, признанный мещанским, был демонтирован и заменён безликими новыми формами наличников и карнизов. Но в близлежащих деревнях – Финеево, Ильинское, Никифорово и др. – на фасадах старых изб сегодня ещё можно увидеть остатки былой роскоши – ажурных резных украшений.

В настоящее время осталось мало мастеров, владеющих секретами аргуновской резьбы по дереву. И всё же это искусство не утрачено и возрождается усилиями таких, например, энтузиастов, как резчик М.Е. Гашин. Более десяти лет заняла у него работа по реставрации в классическом аргуновском стиле резного иконостаса Свято-Георгиевской церкви в селе Ильинское Киржачского района. Мастер собрал большое количество архивных материалов, досконально изучил особенности аргуновской резьбы по старинным лекалам и сохранившимся образцам, наблюдал за работой потомков аргуновских резчиков и разговаривал с ними.

В конце 2015 г. Михаил Гашин восстановил в Киржаче фасад жилого дома аптекаря Заруцкого, построенного в 1903-1905 гг. (г. Киржач, ул. Гагарина, 34). Мастер аргуновской резьбы планирует украсить ещё несколько домов в центре Киржача, чтобы хотя бы частично воссоздать исторический облик города.

Берестяные работы

Берестяные работы

Береста – верхний слой березовой коры – издавна считалась прекрасным поделочным материалом, теплым и здоровым, который использовался для самых многообразных нужд. На Руси с XI в. береста применялась как материал для письма. Берестяные грамоты – бесценный исторический источник, рассказывающий о развитии древнерусской письменности и повседневной жизни людей.

Благодаря прочности и гибкости, бересту издавна применяли для изготовления посуды. Береста не пропускает воду, поэтому из нее с успехом делали лодки-берестянки и использовали в строительстве как гидроизоляцию. Из бересты плели лапти, делали детские игрушки. Берестяные изделия были неотъемлемой частью народного быта. Они занимали важное место в народных промыслах России, которые живы и развиваются в настоящее время.

На Владимирской земле известно берестяное творчество Сергея Кунова. Мастер изучил и трепетно сохраняет традиции старинного народного ремесла, что позволило ему создавать современные берестяные шедевры: туеса, короба, шкатулки с затейливыми узорами и прорисовками, резьбой, тиснением.

Елена Кунова в 1998 г. тоже начала работать с берестой, вдохновленная творчеством мужа. Особенно хороши ее плетеные короба, шкатулки, вазы, конфетницы, фигурки людей и животных, а также изделия, выполненные в смешанной технике, куда вплетается золотистая березовая прослойка.

Берестяные работы мастеров Куновых радуют не только поклонников их искусства на Владимирской земле. Они хранятся в фондах музеев, частных коллекциях России и за рубежом.

Владимирские узоры

Владимирские узоры

Владимирский край издавна славился ремеслами, связанными с художественной обработкой дерева. Уже в XV-XVI вв. во многих русских городах было широко развито производство деревянной точеной и резной посуды, расписанной различными красками и рисунками. Изделия народных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности.

В XX столетии развитие промыслов, связанных с художественной обработкой и росписью по дереву, шло по-разному. Одни из них расширяли свое производство, другие, в связи с оттоком молодежи в крупные города, – сокращали. В 70-х годах объединившиеся кустари-одиночки создали фабрику «Владимирские узоры», где сегодня возрождаются старинные  ремесла и роспись.

К сожалению, до наших дней не сохранились произведения древнерусского искусства росписи по дереву, какой она была на древней Владимирской земле. Мастера стали искать свою манеру письма на основе глубокого изучения белокаменной резьбы владимирских соборов, старинных деревянных домов, причудливых орнаментов мстёрской вышивки. На этой основе появилось новое направление в росписи деревянной посуды – владимирская роспись. Ее преобладающими цветами стали бежевый, черный, красный, зеленый, а элементами росписи – ягодно-фруктовый орнамент (владимирская вишня, рябина, крыжовник, барбарис, яблоко, груша и т.д.).

Отличительной особенностью владимирской росписи можно назвать несколько тонкостей в технике, делающих изделия непохожими ни на какие другие. Мастера стараются показать красоту натуральной текстуры дерева, выполняя роспись на фоне оставленных неокрашенными фрагментов дерева. Используется уникальная, присущая только владимирским мастерам техника тампонирования, позволяющая на фоне наложенного рисунка раскрыть объем. Это – оригинальная роспись на основе «тычка» и «оживки» с включением в композицию цветного орнамента.

Каждый художник совершенствует свое искусство, вносит в него новые черты. Например, в росписи изделий наряду с растительным орнаментом можно встретить элементы древнерусской архитектуры «Золотого Кольца». Интерес к художественным изделиям из дерева фабрики «Владимирские узоры» не иссякает, а в последние годы даже усиливается.

Адрес:  Владимирская область, г. Суздаль, ул. Промышленная, д.16а  
Телефон/факс: +7 (49231) 2-19-33  

Владимирский рожок

Владимирский рожок

Рог на Руси издавна служил сигнальным инструментом. Звуком рога собирали народ для сообщения важных известий, оповещали о прибытии почты, доставляемой ямщиками. Под звуки рога проходила охота. Сигнал рога звучал во время военных действий и торжественных церемоний. Начиная с X в. рог упоминается в устном народном творчестве (песнях, былинах, сказаниях), его изображение встречается в древнерусских летописных сводах и фресковой живописи.

В конце XVII – начале XVIII вв., по мнению исследователей русских народных инструментов, получил широкое распространение пастушеский рожок как музыкальный инструмент. Он служил для подачи сигналов во время работы: звуком рожка пастух собирал стадо, пас его и охранял. Во время отдыха на рожке исполнялись несложные наигрыши. В полях можно было услышать целые «оркестры» рожечников. Пастушеские рожки приобрели большую популярность у народа, особенно в крестьянской среде.

Первоначально рожки изготовлялись из натуральных рогов животных, но постепенно были заменены деревянными трубками конической формы. Для изготовления инструмента народные мастера, как правило, использовали берёзовые заготовки длиной 150-200 см: продольно их раскалывали, полукруглыми стамесками выбирали древесину, оплетали берестой две обработанные половинки. Перед игрой рожок смачивали водой, чтобы щели на стволе плотно закрылись, и звучание стало более сильным. Небольшое углубление в начале ствола служило мундштуком. Раструб делали конической формы из жести или натурального коровьего рога.

Большое распространение рожок получил среди пастухов в селах центральной России. Но наибольшую известность как музыканты-рожечники уже в XVIII в. приобрели крестьяне Владимирской губернии. Весной вместе со своими рожками они выезжали на сезонные работы в села других губерний. По сути, сформировался целый отхожий промысел владимирских рожечников. Они были непременными участниками праздников в селах, выступали и на городских ярмарках.
Ансамбли, составленные из музыкантов-рожечников, стали называться «хорами».

В середине 1850-х годов в деревне Мишнево Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Камешковский район) крестьянином Н.В. Кондратьевым был создан оркестр рожечников, состоящий из крепостных музыкантов различных сел – Мишнево, Суслово, Горки, Берково, Остров, Машково, Симаково. Первые выступления «хора» рожечников проходили в основном на праздниках и гуляньях в соседних губерниях. В 1865 г. владимирские рожечники получили широкую известность на Нижегородской ярмарке, что было отмечено в печати. Их выступлением тогда был восхищен писатель Максим Горький.

Но наибольший успех пришел к крестьянским музыкантам в Петербурге в 1883 г., когда они были приглашены в Петергоф и играли для самого императора Александра III и его семьи. Рукоплескали владимирским рожечникам даже Париж и города Германии и Бельгии, где им пришлось показывать мозоли на руках, доказывая, что они не переодетые артисты из консерватории, а настоящие крестьяне. Оркестр рожечников под руководством Н.В. Кондратьева просуществовал более 40 лет, до конца 1890-х годов.

Пастушеский рожок с той поры стал именоваться «владимирским», благодаря славе Н.В. Кондратьева и его рожечников, хотя распространен был во многих губерниях. Владимирский рожок и владимирские рожечники как особые понятия включены во все энциклопедические словари. Не случайно на гербе Камешковского района Владимирской области изображен пастуший рожок.

Владимирский рожок – это уже не просто пастуший атрибут, а вполне самостоятельный музыкальный инструмент. Изготовляют его из берёзы, клёна или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. Звук рожка, сильный и пронзительный, зависит от его размера. Существуют две разновидности рожка: малый рожок (местное название – «визгунок»), длиной 30-32 см, и большой рожок («бас»), длина которого может достигать одного метра. Иногда используется рожок, средний между малым и большим – «полубасок», длиной 50-60 см.

Рожки имеют шесть игровых отверстий: пять из них расположены на лицевой стороне, одно – с тыльной. Они находятся относительно друг друга на одинаковом расстоянии. Часто мастера не придавали особого значения расположению отверстий на стволе рожка. Поэтому разница в их местоположении иногда составляла 3-4 см. Чистота тонов достигалась силой подачи струи воздуха, позволяющей повышать или понижать тон.

Традиции музыкального искусства хора рожечников Н.В. Кондратьева на Владимирской земле сегодня сохраняет и развивает ансамбль народной музыки «Владимирские рожечники». Он был создан в 1997 г., в 2006 г. ансамблю присвоено звание «Народный коллектив». Художественный руководитель ансамбля – лауреат премии Правительства России "Душа России" Александр Лебедев. Ансамбль выступал на лучших концертных площадках страны (в залах РАМ им. Гнесиных, в концертном зале им. П.И. Чайковского, в Кремлевском Дворце Съездов), совместно с фондом «Новые Имена» был на гастролях в Германии. Ансамбль является лауреатом и дипломантом Международных и Всероссийских конкурсов, а также активным участником проекта народной артистки России Надежды Бабкиной – Всероссийского фестиваля-марафона «Песни России». Ансамбль «Владимирские рожечники» является одним из базовых коллективов Областного Центра народного творчества.

«Владимирские рожечники» ведут большую концертную и просветительскую работу, выступая в общеобразовательных школах, воинских частях, больницах, на областных и городских мероприятиях. Во время каждого концерта А. Лебедев старается познакомить зрителей с историей владимирского рожка, его устройством, с народной русской музыкально-песенной культурой.

Репертуар коллектива состоит из народных песен и наигрышей, которые исполняли владимирские рожечники в конце XIX – начале XX веков, а также современных обработок народной музыки. В программы концертов включаются лирические, плясовые, свадебные, кадрильные, календарные, шуточные, солдатские песни разных областей России. Артисты не только играют на рожках, но поют и пляшут.

«Владимирские рожечники» – это очень яркий и самобытный коллектив народной музыки, и сегодня, по сути, стал «визитной карточкой» Владимирской области.

Глиняная игрушка

Глиняная игрушка

Гончарный промысел с давних пор широко развивался на берегах реки Клязьмы, богатых месторождениями уникального природного материала – красной и голубой глины. Археологические исследования 1925 г. в Ковровском районе (на месте древнерусского города Стародуб-на-Клязьме, где сейчас расположено село Клязьминский Городок) свидетельствуют о развитии здесь гончарного промысла еще в XII-XIV вв. Наряду с глиняной посудой, местные мастера также традиционно изготавливали игрушки: свистульки различных форм, фигурки, изображавшие людей, животных и птиц. Достаточно дешевая, непритязательная, но разнообразная по формам и сюжетам, глиняная игрушка издавна была неотъемлемой частью крестьянского и городского мещанского быта. Ею играли не только дети, но развлекались и взрослые, например, в дни ярмарок и праздничных народных гуляний. Гончарный промысел сохранялся и получал новое развитие на территории Ковровского района на протяжении столетий, вплоть до начала XX в.

В 90-е годы XX в. изготовление глиняной игрушки стало одним из востребованных промыслов на ковровской земле. Оно осуществляется на основе изучения историко-краеведческих и экспедиционных материалов. Сегодня работу по возрождению старинного промысла проводит ООО Фабрика «Ковровская глиняная игрушка», которая была создана в 1993 г. Основатель и бессменный руководитель фабрики  Н.П. Баранова многое сделала для создания на основе традиционных подходов стиля современной игрушки. Ковровская глиняная игрушка обладает особым обаянием и всегда узнаваема. Ее стилистические особенности – яркая цветовая гамма, присущая Владимирской школе живописи, многообразие бытовых сюжетов, тщательная проработка деталей, добрый юмор.

Сегодня старинный промысел развивают талантливые мастера-художники фабрики «Ковровская глиняная игрушка». Их авторскими разработками являются воплощенные в глине сцены русского быта, сказочные и исторические сюжеты. Особенность ковровской игрушки в том, что отдельные жанровые композиции можно объединять и достраивать, отражая бесконечность реального мира. Как и подобает фольклору, художники делятся своей душой, жизненным опытом, создавая прекрасные глиняные композиции. Авторские изделия ковровских мастеров украшают экспозиции музеев Коврова, Владимира, Москвы и других городов России.

На фабрике «Ковровская глиняная игрушка» постоянно появляются новинки, связанные с определёнными праздниками и событиями. Например, к Новому году и Рождеству коллекция пополняется забавными фигурками Деда Мороза, Снегурочки, снеговиков, заснеженными домиками, ёлочками, зимними жанровыми сценками. Создаётся и оригинальная сувенирная продукция, что отражает ориентацию производства на развитие туризма в регионе.

Фабрика «Ковровская глиняная игрушка» удостоена дипломов престижных выставок регионального, российского и международного уровня, занесена в 2002 г. в энциклопедию «Народное искусство России». В 2006 г. это предприятие совместно с Ковровским историко-мемориальным музеем было удостоено Гранта Президента Российской Федерации за представленный проект интерактивной музейной экспозиции «Мир глиняной игрушки» (сейчас она работает на базе Музея природы и этнографии).

В профориентационных учебных центрах (на базе фабрики, в Межшкольном учебном комбинате, в ДК «Дегтяревец») мастера обучают гончарному ремеслу молодежь, готовят кадры для фабрики. В интерактивной музейной экспозиции «Мир глиняной игрушки» работает мастерская, где посетители под руководством мастеров могут попробовать себя в лепке и художественной росписи.

Ковровская глиняная игрушка по праву завоевала признание и любовь не только детей, но и взрослых по всему миру. Она стала одним из брендов современного города Коврова и прекрасным сувениром Владимирской области.

Адрес:  Владимирская область, г. Ковров, ул. Жуковского, д.3
Телефон: +7 (910) 182-85-08; +7 (916) 367-95-95  
Телефон/факс: +7 (49232) 3-76-28
E-mail: remeslo_kovrov@mail.ru
Сайт: www.kovrovremeslo.ru

Лоскутное шитьё

Лоскутное шитьё

Владимирская земля издавна славится своими текстильными традициями. Среди них – лоскутное шитьё, один из видов женского рукоделия, которое веками практиковалось в крестьянских семьях. В лоскутном шитье по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой.

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII в. в основном использовалось домотканое полотно), так и покупной. Женщины сортировали и сохраняли обрезки ткани не только для починки готовой одежды, но и для создания новых вещей. На них шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. В России лоскутная техника использовалась в основном в практических целях: изготовлялись такие стёганые изделия, как лоскутные одеяла, половички, подушки, покрывала. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. То есть лоскутные изделия соединяли в себе утилитарную и декоративную функции. В крестьянской семье лоскутное шитье было для женщины чуть ли не единственной возможностью украсить свой дом, создать тепло и уют.

На рубеже XIX -XX веков лоскутное шитьё широко использовалось в народном костюме, где заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей. Различные изделия из лоскутков можно было встретить во всех уголках Владимирской губернии.

Традиции лоскутного шитья до сих пор передаются из поколения в поколение. Благодаря появившимся техническим возможностям и богатству тканей лоскутные работы становятся еще более красочными и неповторимыми. В 1970-90-е годы стал модным фольклорный стиль в одежде и украшении интерьеров, что подстегнуло интерес к лоскутному шитью. Сегодня мастерицы собирают из лоскутов и модную одежду, и тряпичные куклы, и картины…

На возрождение и сохранение народных традиций лоскутного шитья Владимирского края направлена работа десятков студий и мастерских, народных коллективов и клубов. Объединяющим творческим центром для мастеров лоскутного шитья Владимирского края стал Областной центр народного творчества. Здесь на протяжении многих лет работает народная студия декоративно-прикладного искусства, мастерская лоскутного шитья. Проводятся встречи со старейшими мастерами и современными авторами лоскутного шитья, мастер-классы и стажировки, творческие лаборатории и выездные семинары. В ОЦНТ регулярно организуются выставки лоскутного шитья различных студий Владимира и области, а также персональные выставки.

Гороховецкая плотницкая игрушка

Гороховецкая плотницкая игрушка

Ведущим промыслом Гороховецкого уезда, который по количеству лесов лидировал на Владимирской земле, издавна было плотницкое дело. Местные мастера-плотники – якуши – были известны далеко за пределами Гороховецкого края. Не случайно, визитной карточкой Гороховца и сегодня являются украшенные роскошной резьбой образцы деревянного зодчества конца XIX в.

В середине XIX в. в некоторых гороховецких селениях изготовлялись плотницкие деревянные игрушки, которые были едва ли не единственной радостью деревенской детворы. Такие игрушки ещё называли «щепными», так как вырезались они топором из отходов плотницкого дела – щепок и деревянных чурок. Игрушечниками были только мужчины, плотники-виртуозы, в совершенстве владеющие топором и понимающие художественные возможности и свойства дерева, особенно его мягких пород (липы, осины). Мастера стремились вложить в игрушку всё своё умение и выдумку. Чтобы заинтересовать детей, они даже придумывали конструкции, выполняющие нехитрые движения (например, все детали каталок-колёсок при игре приводились в движение одна от другой).

Формы игрушек, подчас архаичные и грубоватые, подсказывала сама жизнь. Мастера изображали то, что видели вокруг – животных, птиц, женщин с детьми и кошками на руках. Но поскольку плотники часто работали в городах, то они и в игрушках с долей иронии старались отразить городские детали. Например, женщины изображались как барыни, в колоколообразных юбках и городских кофтах, вместо традиционных сарафанов, с кокошниками на головах. Многие местные жители занимались извозом на большой почтово-торговой дороге, соединяющей Гороховец с Москвой и Нижним Новгородом. Поэтому распространённым сюжетом игрушечников были тройки с ямщиками, кони, запряжённые в повозки, а то и просто отдельные лошадки на колёсиках.

Гороховецкие игрушки достаточно ярко раскрашивались, с преобладанием красных, оранжевых и жёлтых тонов. Кистью художники детально прорабатывали яркое оперенье кур и петухов. Даже традиционные гороховецкие лошадки – красно-оранжевого цвета. Считается, что это символически отражало веру наших предков в то, что солнечный диск движется по небу с помощью огненных коней.

Излюбленным орнаментом, украшавшим плотницкую игрушку, была крупная лепестковая розетка, которую можно часто увидеть в декоре резьбы на карнизах домов и наличниках. Кроме того, узоры на игрушках складывались из мелких точек, штрихов, прямых и волнистых линий. Рисунки получались яркими и экспрессивными. Интересна сама техника раскраски: чистую деревянную игрушку покрывали слоем левкаса (грунт из мела, размешанного на клею), как в иконописи, затем раскрашивали и покрывали олифой, для блеска и придачи характерного оттенка.

Гороховецкая плотницкая игрушка – это редкостный вид народной деревянной скульптуры. Сегодня подлинных образцов этой игрушки сохранилось очень мало. Это связано с тем, что к такой игрушке никто всерьёз не относился, её делали наспех для детской забавы, а не на продажу. В сравнении с искусной плотницкой резьбой, которая пользовалась спросом во многих регионах России, игрушка не имела большой ценности. Использовались плотницкие игрушки утилитарно и исключительно в рамках своей деревни: ими играли местные ребятишки и, когда они приходили в негодность, – выбрасывались «за ненадобностью». Поэтому гороховецкая плотницкая игрушка дошла до наших дней только благодаря усилиям коллекционеров. Сегодня образцы старинной гороховецкой игрушки представлены в Художественно-педагогическом музее игрушки в г. Сергиев Посад, в Государственном Русском музее, в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.

Сегодня искусство гороховецкой плотницкой игрушки сохраняется в творчестве отдельных мастеров – В.А. Елшенкова, А.Ю. Климовича. Они возрождают технологию изготовления необычной деревянной игрушки как нематериальное культурное наследие, впитавшее в себя мудрость многих поколений.

В настоящее время возрождённая плотницкая игрушка представлена в экспозициях Гороховецкого историко-архитектурного музея. В рамках организованных музеем событийных праздников – День якушаДень купцаГорохов день – проводятся мастер-классы по резьбе и росписи гороховецкой игрушки. Эту, не похожую ни на какие другие изделия, плотницкую игрушку можно приобрести в качестве самобытного сувенира из Гороховецкого края.   

Мстёрская вышивка

Мстёрская вышивка

Один из широко известных художественных промыслов Владимирской земли – мстёрская вышивка. Искусство вышивальщиц Мстёры известно с XVII в. Оно было бережно  сохранено и развито как направление современного декоративно-прикладного искусства.

Мстёрская вышивка славится тем, что изделия с ней, не имея лица и изнанки, красиво смотрятся с обеих сторон. Изящные мелкие узоры растительного орнамента, ажурные изображения человеческих фигур и архитектурных форм искусно создаются мстёрскими мастерицами.

Белая гладь – одна из самых нарядных вышивок белыми нитками по белому полю хлопчатобумажных тканей. Цветная гладь – так называемый «владимирский шов», который выполняется крупными стежками с преобладанием красного цвета. Вышивка гладью, по преданию, зародилась во мстёрском женском монастыре Святителя Иоанна Милостивого в XVII в. Считается, что этой сложнейшей техникой в совершенстве владеют только вышивальщицы Мстёры, продолжая художественные традиции прошлого.

Начало современному промыслу положено в 1923 г., когда была организована «Образцовая артель художественной вышивки» (позже – Строчевышивальная фабрика имени Н.К. Крупской). Здесь изготавливали украшенные мстёрской вышивкой скатерти и столовые салфетки, покрывала, портьеры, женское бельё и лёгкое платье, мужские рубашки. Во второй половине XX в. мастерицы развивают орнаментальное направление вышивки, используя мотивы живой природы (причудливые цветы и травы, поющие птицы на ветвях яблонь и пр.), обращаются к сказочным сюжетам. В 2003 г. фабрика преобразовалась в ООО «Мстёрская вышивка». Самобытная продукция, выпускаемая объединением, пользуется большим успехом. Мастерицы, опираясь на многовековой опыт, создают авторские произведения, которые экспонируются в таких музеях, как «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка» во Владимире, Мстёрский художественный музей и других.

Художественные изделия – нарядная одежда, бельё, предметы интерьера, украшенные мстёрской вышивкой, известны не только на Владимирской земле, но демонстрируются на многих российских и международных выставках, покоряя ценителей прекрасного.

Адрес: Владимирская область, Вязниковский р-н, пос. Мстёра, пл. Ленина, д.11 
Телефон: +7 (49233) 2-04-66

Мстёрская лаковая миниатюра

Мстёрская лаковая миниатюра

В XVIII веке Мстёра являлась одним из центров русской иконописи. К середине XVIII века появились так называемые «мелочные письма» – иконы с миниатюрными сценами и множеством деталей. О широкой известности мстёрских мастеров свидетельствуют коллекции икон Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи.

В начале XX в. были заложены принципы нового вида декоративно-художественного искусства – лаковой миниатюры Мстёры. Шкатулки и ларцы из папье-маше украшены разнообразными живописными сюжетами, которые выполнены темперными красками, изготовленными, как и в иконописи, старинным способом на яичной эмульсии. 

Последовательность приемов живописи аналогична иконописи. Сначала рисунок с помощью «припороха» переносится с кальки на крышку коробки. Затем производится «роскрышь» – нанесение композиции. После этого начинается детальная длительная «роспись». За ними следуют «плави» – приведение цвета к единству. Заканчивает письмо «бликовка» белилами либо творёным золотом. Готовая вещь покрывается шестью слоями прозрачного лака, сушится в печи и полируется.

Характерная особенность мстёрской живописи – ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма – голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры. В тематике преобладают русские сказки, бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники.

Уникальные произведения искусства, создаваемые мстёрскими художниками, экспонируются в таких музеях, как «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка» во ВладимиреМстёрский художественный музей и других. Сегодня искусство лаковой миниатюры активно развивается, делая Мстёру одним из уникальных художественных центров не только Владимирской земли, но и России.

Центр традиционной Мстёрской лаковой миниатюры
Адрес:
 601408, Владимирская область, Вязниковский район, поселок Мстёра, ул. Ленина, д.2 
Телефон: +7 (49233) 5-02-43; +7 (49233) 5-01-09 
E-mail: pkctmm@mail.ru 
Сайт: www.мстера.рф

Народный костюм

Народный костюм

Национальная одежда – это часть культуры народа, отражает его историю и традиции. Народный костюм формируется под воздействием климата, географического положения, хозяйственного уклада, рода деятельности и мировоззрения людей. Кроме того, национальная одежда всегда несла информацию о социальном статусе человека, подчёркивала возрастные и семейные особенности.

Считается, что русский национальный костюм стал складываться примерно к XII в., в период формирования русской нации. Он использовался всеми сословиями вплоть до начала XVIII в., когда царь Пётр I стал активно приглашать иностранцев в Россию и приобщать элиту к европейской культуре. После указа 1699 г. в аристократической среде исчез национальный костюм. Его разрешено было носить только крестьянам, монахам и священникам.

Отличительной особенностью русского народного костюма были наличие многих составляющих и многослойность. Народные костюмы отличались большим разнообразием. Издавна на Руси для их изготовления использовали натуральные ткани: хлопок, лен, конопляное полотно или сукно из овечьей шерсти. Красили их натуральными красками, часто в яркие цвета (преобладал белый, синий и красный цвета), богато украшали тесьмой, бисером, вышивкой.

В русском народном костюме соблюдалось чёткое деление на повседневную, праздничную и обрядовую одежду (для свадьбы, церкви, похорон и др.). Повседневная одежда была достаточно простой, состояла из самых необходимых элементов, шилась из недорогих, но прочных тканей. Для сравнения, повседневный женский наряд мог включать всего семь предметов, а праздничный – до двадцати. Праздничная одежда была более богато декорирована, с использованием шёлковых и золотых ниток, бисера, шилась из дорогих тканей. Праздничный наряд был настоящим сокровищем для семьи и передавался из поколения в поколение.

Красота костюма зависела от фантазии мастерицы и её умения сделать одежду не только неповторимой, но и «говорящей» о месте жительства, социальном статусе, возрасте, семейном положении и роде деятельности ее обладателей. Часто на создание одного костюма уходило больше года.

На Руси выделялось два основных вида женского костюма: сарафанный комплекс (северные и центральные русские регионы) и понёвный (южнорусский). Сарафаны – платья без рукавов – различались по тканям и покрою (глухие, распашные, на лямках, со швом впереди или на пуговицах и пр.). Для Владимирской губернии были характерны косоклинные старообрядческие сарафаны на красном подбое, с образующимися за счёт покроя красивыми фалдами сзади. Понёва – женская юбка, состоящая обычно из трёх кусков ткани (глухая или распашная), с богато украшенным подолом. Понёва была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Основой  женского наряда издавна была длинная рубаха, которая одевалась под сарафан или понёву. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие – из шёлка. Они украшались оторочкой или вышивкой.

Обязательной составляющей русского народного костюма был головной убор, который завершал весь наряд, делая его цельным. Различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи – ленты, повязки, обручи, сложенные жгутом платки – оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. У замужних женщин волосы полностью прятались под головным убором – кикой (кичкой), кокошником. Передняя твёрдая часть кики выполнялась в форме рогов, копыта или лопатки. Поверх кики надевалась нарядная сорока – верхняя часть головного убора из кумача, шёлка или бархата. Сзади кики волосы прикрывал позатыльник, часто украшенный бисером. Зимой при выходе из дома женщины покрывали такой головной убор платком.

Изучением и восстановлением народного костюма занимаются этнографы, историки, краеведы. На Владимирской земле известны работы мастера по истории народного костюма Ольги Чемодановой. Она изучает исторические источники и вручную воссоздает одежду по подлинным образцам и акварелям художников. Ольга Чемоданова – участница и дипломант многочисленных выставок и фестивалей народного костюма. Она владеет старинными приемами рукоделия: бисероплетения, золотого шитья, плетения поясов. Высокую оценку специалистов по народному творчеству получили ее коллекции «Русский народный костюм», «Стилизованный костюм», которые экспонируются во многих городах России.

В Судогодском доме народного творчества Ольга Чемоданова создала театр народного костюма «Традиция» и любительское объединение «Сударушка», где она проводит мастер-классы по ткачеству, пошиву русского костюма, вышивке и плетению поясов, возрождая традиции Владимирской губернии.

Адрес: Владимирская область, г. Судогда, ул. Ленина, д.10
Телефон: +7 (49235) 2-35-40

Покровский пряник

Покровский пряник

Первые пряники на Руси назывались «медовым хлебом» и появились ещё в IX веке. Они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причём мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII-XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезённые из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил своё название (от др.-русск. пьпьрянъ – пряный) и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно сегодня.

Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от теста и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину «сухими духами». Для придания аппетитного желтого цвета пряничное тесто подкрашивали жженым сахаром.

В XVIII-XIX веках производство пряников процветало во многих губерниях России. Среди них и Покров на Владимирской земле, который был знаменит своими пряничными мастерами. Они знали особый секрет приготовления печатных пряников, передаваемый из поколения в поколение.

Главное отличие покровского пряника в том, что в тесто не кладут яиц, зато в обилии используют пряности – гвоздику, корицу, кардамон.

Пряники делали для подарков и именин, для свадебного обряда, для праздничных трапез, для украшения новогодних елок, для раздачи нищим. Разнообразными были размеры и формы пряников. На пряниках оттискивались буквы алфавита, изображения животных и птиц, фигурки людей.

Каждый покровский пряник изготавливается вручную. Тесто формируется в специальных пряничных досках и выпекается в специальной пряничной печи. В качестве начинки используется вареное сгущенное молоко с грецким орехом.  Затем пряники вручную расписываются художниками-мастерами.

Сегодня подарочные пряники от компании «Покровский пряник» прочно завоевали любовь потребителей не только за внешнюю оригинальность и красоту, но и за уникальный и изысканный вкус.

Фирменный магазин «Покровский пряник» 
Адрес: 
Владимирская область, г. Покров, 103-й км трассы Москва - Нижний Новгород 
Время работы: круглосуточно
Телефон: +7 (910) 098-73-94

Художественная ковка

Художественная ковка

Кузнечное дело – одно из самых древних ремёсел, состоящее из достаточно сложных технологических процессов. Они вызывали необходимость оборудования специальных помещений – кузниц, снабженных горном и воздуходувными мехами, а также множеством кузнечных инструментов (наковальней, клещами, молотами, напильниками и пр.). Из-за повышенной пожароопасности кузницы всегда располагались на окраинах поселений. Поэтому проживающие на отшибе кузнецы казались соседям  загадочными, часто считались шаманами, а иногда – колдунами, связанными со злыми силами. В русском языке даже есть слова, например, «коварство», «козни», этимологически связанные со словом «ковать», то есть заниматься кузнечным делом. В то же время, в русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и лечить болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу. Кузнецов, хоть и побаивались, но уважали, отдавая должное необходимым для этой профессии качествам – силе, ловкости и мужеству.

Кузнечное ремесло было широко распространено в древнерусских городах и деревнях. Русские кузнецы владели всеми основными техническими приемами обработки железа, меди и ее сплавов, а также серебра и золота. Производилось все, что требовалось в повседневной жизни, – топоры, ножи, обручи и дужки для бочек и ушатов, гвозди, серпы, лопаты, сковороды, массивные клепаные из листов котлы, разнообразные замки (от простейших до сложных, с затейливыми механизмами) и многие другие изделия. В кузнечных мастерских выковывалось боевое оружие и военное снаряжение – мечи, копья, шлемы, кольчуги. Кузнецы могли делать и тонкую работу, производя декоративные вещи и ювелирные украшения. Вплоть до XIX в. технология ковки металла практически не изменялась. С развитием научно-технического прогресса кузнечное ручное дело было вытеснено заводским поточным производством с гидравлическими молотами и прокатными станами...

Однако и сегодня сохраняются кузницы, которые занимаются, например, ручной художественной ковкой и изготовляют штучные изделия. В самом центре Владимира, на пешеходной Георгиевской улице, расположилась действующая кузница потомственных кузнецов Бородиных, которая сегодня является центром сохранения кузнечного ремесла и народных традиций. Это настоящая художественная творческая мастерская, работающая с раскаленным металлом, где используются старинные уникальные технологии ковки.

Мастер-кузнец Юрий Бородин оформил своими работами многие музеи Владимирской земли. Кузнецы Бородины участвовали в восстановлении памятников истории и культуры в Суздале, Владимире, Муроме, Гусь-Хрустальном, Гороховце.

В кузнице Бородиных представлены старинные и современные произведения декоративно-прикладного искусства, которые выполнены как в традициях русской народной ковки, так и в новой технике ювелирной ковки. Декоративные кованые панно поражают сложными сюжетами, легкостью и изяществом. Они уникальны по своей сути. Кузнецы Бородины участвуют во всероссийских и международных художественных выставках.

Сегодня кузнецы Алексей и Юрий Бородины проводят мастер-классы, на которых можно узнать об особенностях старинных технологий кузнечного дела, почувствовать жар раскаленного металла, подержать в руках настоящий кузнечный инструмент. Мастера помогают посетителям самостоятельно выковать гвоздь на память, ведь на Руси именно гвоздь считался символом начала и конца строительства дома, а взятый в путь гвоздь должен был напоминать о доме и уберегать от всех невзгод. Молодожены могут выковать в кузнице подкову на счастье.

Адрес:  г. Владимир, ул. Георгиевская, д.3г  
Телефон: +7 (915) 760-21-77 (Алексей Бородин)  
Сайт: www.kuznica33.ru
E-mail: kuznica33@inbox.ru

Этнографические куклы

Этнографические куклы

Традиции артельного производства русской художественной куклы, которые были утрачены в начале XX в., сегодня, через сто лет возрождаются нашей землячкой,  мастерицей Галиной Масленниковой. Она входит в число самых известных российских художников по куклам.

Галина Масленникова родом из знаменитой династии текстильных фабрикантов Думновых. Прадед Галины – Иван Фадеевич Думнов в середине XIX века, один из первых в нашем крае, наладил у себя в Заречье (Киржачский район Владимирской области) производство шёлкового бархата, плюша и различных шёлковых тканей: атласа, плиса, фая, бурса и т.п. Род Думновых имеет славную историю. Они построили в Заречье храм Казанской Божьей Матери, больницу, на свои средства содержали школу. В родовом доме и разместилась самая большая выставка кукол Галины Масленниковой.

Как и сто лет назад куклы изготавливаются вручную с использованием только натуральных материалов. С исторической точностью воспроизводятся все кукольные этнографические костюмы и кукольные композиции из жизни русской деревни XIX в.

Высокий художественный уровень кукол позволяет Г. Масленниковой участвовать во многих престижных выставках в Москве и за рубежом, получать дипломы и награды. Многие кукольные композиции находятся в музеях Москвы, а также Японии, США, Австрии, Франции и Германии.

Благодаря необычайной красочности и колориту куклы Г. Масленниковой используются для оформления витрин, интерьеров, да и просто покупаются как яркие и самобытные сувениры и подарки к народным праздникам. Кроме того, эти этнографические куклы – прекрасный учебный материал для детей, изучающих русскую народную культуру.

Адрес: Владимирская область, Киржачский р-н, с. Заречье, Музей-усадьба фабриканта С.И. Думнова 
E-mail: info@galinadolls.com   
Сайт: www.galinadolls.com 

Автор: В. Королькова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе в области "Коммуникация".Составлена воспитателем Рожновой Ларисой Алексеевной МБДОУ №20 города Муром Владимирской области

Данный материал может помочь воспитателям в составлении технологической карты по разным видам деятельности работы с детьми.   Совместная деятельность  составлена  в игровой форме , этап...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»

Тема: «Знакомство детей с казачьими промыслами и ремёслами»Цель: Создание условий для знакомства с ремеслами донских казаков и приобретения навыков работы с глиной в процессе игровой ситуации «Гончарн...

"Промыслы и ремёсла Даниловского края"

В статье рассказывается о промыслах и ремёслах которые были в длёкие годы на Даниловской земле....

Проект "Народные промыслы и ремёсла Тюменской области"

Проект "Народные промыслы и ремёсла Тюменской области"...

Народные промыслы и ремёсла Алтайского края

Проект "Народные промыслы и ремёсла Алтайского края" для детей подготовительной группы.Цель: выявить традиционные   народные промыслы в Алтайском крае Задачи:•Расширить з...

Конспект беседы-игры «К тюменским ремесленникам» по ознакомлению с промыслами и ремёслами Тюменской области для старшего дошкольного возраста

Оборудование: макеты домиков-лавок (картонная основа в виде дома), фотографии ремесленных изделий, дидактические игры.Ход:Ребята, сегодня я предлагаю отправиться со мной в путешествие к ремесленникам ...