Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»

 

 

 

 

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям

 в старшей группе

Тема: «Казаки  их традиции, их обычаи»

 

 

 

 

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Серебрякова Татьяна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростовская область

город Константиновск

Пояснительная записка к  конспекту беседы по приобщению детей к народным традициямв старшей группе

Тема: «Казаки  их традиции, их обычаи»

  Данная беседа проводиться для ознакомления дошкольников с главными сведениями о нашей Родине.

  Беседа направлена на соприкосновение с историей и традициями казаков. Участие детей в подобных беседах, духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Необходимо чтобы дети выросли не просто жителями, а настоящими патриотами своей страны.

Задачи:

ü Приобщение детей к народному творчеству Дона;

ü Формирование у детей интереса к народным традициям;

ü Расширение знаний о труде и быте казаков;

ü Воспитывать патриотические чувства любви к Малой Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Центр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям

 в старшей группе

Тема: «Казаки  их традиции, их обычаи»

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории

Серебрякова Татьяна Александровна

Ростовская область

город Константиновск

Пояснительная записка к  конспекту беседы по приобщению детей к народным традициямв старшей группе

Тема: «Казаки  их традиции, их обычаи»

  Данная беседа проводиться для ознакомления дошкольников с главными сведениями о нашей Родине.

  Беседа направлена на соприкосновение с историей и традициями казаков. Участие детей в подобных беседах, духовно обогащают детей, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Чтобы дети хорошо знали и уважали своё прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Необходимо чтобы дети выросли не просто жителями, а настоящими патриотами своей страны.

Задачи:

  • Приобщение детей к народному творчеству Дона;
  • Формирование у детей интереса к народным традициям;
  • Расширение знаний о труде и быте казаков;
  • Воспитывать патриотические чувства любви к Малой Родине.

Ход беседы:(Рассказ сопровождается просмотром презентации)

Воспитатель:В родной степи шумят моря и реки,

                           Цветут сады, колышутся поля.

                           Очаровала ты меня навеки,

                           Моя донщина, Родина моя.

                                                                       (И.Фёдоров)

Когда-то , очень давно, жили на той земле, которую мы сейчас называем своей малой  Родиной, наши далёкие предки.

Они любили ту землю. Она была широка – необъятна, обильна и зверем, и птицей, и рыбой. На её просторах можно было насладиться настоящей свободой, кочуя со стадами по дикой степи, где всадник на коне скрывался в высоких травах, а в небе пели жаворонки…

Они жили на этой земле давным-давно, но сейчас словно возвращаются из прошлого, потому что мы протягиваем им руки для знакомства, и они оживают в нашем воображении. Восстанавливая цепь времени: и они, и мы – это звенья одной цепи, состоящей из множества поколений.

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Наш край Донской – наш общий дом!

Донской край был издревле заселён людьми, которые оставили здесь многочисленные следы своего пребывания. Благодаря этим следам учёные смогли восстановить быт наших предков.

Много кочевых народов пыталось обосноваться на берегах Дона, прежде чем на Дону утвердилось казачество. Начиналось всё с нескольких десятков поселений. Первыми казаками были крестьяне, бежавшие из Руси, чтобы освободиться из крепостной неволи.

Прослышав о богатствах Донской земли, двинулись на Дон первые отряды казаков с Рязанской земли.

Кого называли казаками? Казаками называли тех, кто нёс военную службу по найму. Поселившись на Дону, стали они называться Донскими казаками.

Дон. В переводе с аланского значило это слово «Вода», «Река». Но прежде чем наша река стала называться Дон, называлась она красивым словом Танаис. Были и другие названия – Син, Бузан, Тан. Путешественники называли Дон святым, потому что река богата рыбой и обтекает самые плодородные земли. Казаки же называли Дон тихим, славным, батюшкой, Доном Ивановичем, кормильцем. Почему Ивановичем, да потому что считалось, что река вытекает изИван-озера.

Существует легенда этого озера: «Были уИван-озера два сына: Шат Иванович и Дон Иванович. Против воли матери Шат пустился шататься по белу свету. Шатался, шатался и, не сделавши никому пользы, вернулся туда же, откуда вытек. Тихий же Дон, любимец матери, смело пошёл с её благословения в дальний путь. Везде ему были рады. Долго ли, коротко ли шёл, но дошёл до сине моря. Здесь же и остался».

Песня о Доне.

Ой, ты Дон, ты Дон,

Ты, доночек наш, Дон Иванович!

Про тебя же ты, наш Дон,

Лежит слава, ойславушка.

Слава добрая, речь высокая.

Как со славной со восточной, со сторонушки

Протекала, быстра речушка.

Славный Тихий Дон.

Он прорыл, прокопал, младец,

Горы глубокие.

А направу сторонушку

Леса тёмные.

Как да по леву сторонушку

Луга зелёные.

На Дону – то все живут,

Братцы, люди вольные,

Люди вольные живут, братцы,

Донские казаки.

Поселившись, казаки в местах называвшихся «крепкими», где сама природа – помогала защищаться от врага. Донские казаки считали себя воском Донским. У власти на Дону стоял Войсковой круг – это было народное собрание, участвовали в ней все казаки. Сами же казаки подчинялись атаману. У атамана был помощник есаул. Обычаи у казаков были суровые. Если казак провинился, то его сажали в мешок, набивали его камнями и бросали в воду.

Большее время казаки воевали – то был их промысел. Кроме военного дела, казаки освоили охоту и рыболовство. Казаки, промышлявшие охотой, прозывались камышниками, или гулебщиками. Охота обеспечивала казаков мясом и мехом, из которых делали шапки и шубы. Занимались казаки: и разведением лошадей, коров; торговлей; строительством судов.

Издавна, из уст в уста, от предков к потомкам, передавали казаки былины, песни, игры традиции.

Пословицы и поговорки передавали саму сущность казаков.

Казаку всегда мила родная сторона.

Каков казак отец, таков и сын молодец.

Казак без коня, что воин без ружья.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Не взявшись за топор куреня, не срубишь.

Что такое курень? Курень – это казачий дом. В котором жили казак с казачкой. Главой семьи был казак. Он занимался все ми хозяйственными делами. На плечи казачки ложилась вся работа по дому. Казачьи семьи были большими, до 13 душ доходило. В семье каждый нёс соответственно своему возрасту работу. Жёны помогали мужьям, дети – родителям. Мужчины косили хлеб, женщины гребли и вязали снопы.

Входя в казачий курень, каждый должен был наклониться хозяевам, а то шишку можно на лбу набить, дверь в избе низкая. Пол избы занимала печь. Без печи хата не хата. Хорошая печь гордость хозяина. Печь обогревала избу, там пекли хлеб, готовили еду. На печи сушили одежду, обувь, рыбу. Здесь можно было спать.

У хороших хозяев курень сверкал чистотой. На стенах – расшитые полотенца. Пол, стол, скамьи, на кроватях – кружевные оборки – подзоры. Правый угол от печки назывался бабий кут. Здесь всё было для хозяйки, для приготовления пищи, стояла прялка.

Левый угол – красный, для гостей. Здесь стояли стол, скамейки, иконы. Всё в избе делалось своими руками: резали ложки, миски, ковши, ткань вышивали, плели лапти. Сами делали  и столы, лавки, сундуки.

Вечером освещали курень лучинами. Пучок лучин вставляли в кованые светцы, которые закрепляли в любом месте.

Вёдра были деревянные, носили на коромысле.

В каждом доме были иконы. Все казаки были люди верующими и часто ходили в церковь, и жили по церковным правилам.

Были и праздники у казаков. Один из самых любимых праздников «Рождество». «Масленица» - тот праздник казаки называли «честной и весёлой объедухой». Великим днём казаки считали – «Пасху». Великий церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Степная станица.

В стороне степной

Землю сушит зной.

Здесь растят коней,

Как растят детей.

Песни нам поют,

Молока дают…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим в старшей группе Тема: «Волшебница вода»

занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Волшебница вода"...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим в старшей группе Тема: «Волшебница вода»

занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Волшебница вода"...

Конспект занятия по обучению детей татарскому языку в старшей группе . Тема: «Иван бабайга, Вәли бабайга кунака барабыз».

В данный материале отражена работа по обучению детей татарскому языку в старшей группе.Цели:- закрепление пройденного материала по проекту " Мой дом"- учить детей составлять диалог по темам " Овощи", ...

Конспект НОД по приобщению детей к чтению в старшей группе

Данный конспект поможет педагогам детского сада разнообразить методы и приемы, применяемые ими в работе по ознакомлению детей с художественной литературой....

Конспект развлечения по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «В гостях у казака»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к донскому фольклору.Задачи:ü Воспитывать у детей интерес к родному краю;ü Развивать чувство юмора и умение веселиться;ü Совершенствовать исполнительные нав...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...