Экскурсия в интерактивный музей "русской избы"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Этот конспект может использовать любой педагог для знакомства с русской избой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_interaktivnyy_muzey_russkaya_izba.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии в интерактивный музей
« Русская изба».
Цель:
— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, чугунок, ухват и т.д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- развивать художественно-творческие способности детей.
Ход занятия:
Хозяйка избы встречает детей у входа.
— Здравствуйте, гости дорогие гости званные и желанные! Гость на порог — хозяину радость. Меня зовут Хозяюшка. Я хозяюшка этой русской избы.
- Посмотрите, как красиво я оделась. В каком русском наряде вас встречаю.
- Нравится вам? (описание одежды).
- А вы бы хотели так же красиво нарядиться?
- Скажите, а где в русской избе раньше могли бы храниться наряды, рубашки – косоворотки, сарафаны? Отгадайте загадку.
Прячет бабушка в нём вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите,
Этот шкаф зовут….
- В сундучке! Ну давайте проверим, пойдём посмотрим, есть ли там какая одежда. (да) Ну тогда доставайте и наряжайтесь, мальчики в рубахи - косоворотки, а девочки сарафанчики. А у меня есть ещё одна загадка.
Мы в лесок шагаем с мамой,
Я, как груздь, надел панаму.
А на маме, как цветок,-
Яркий ситцевый (платок).
-Правильно это платок, молодцы ребята, посмотрите какие красивые платки в моём сундуке хранятся.
- Давайте девочкам платки попробуем завязать разными способами (завязываем платки).
- А для мужчин тоже были головные уборы – это картуз, а в наше время это кепка.
- Какие вы у меня красивые, да нарядные. Давайте пройдём за стол.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.
-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
-Как мы себя чувствуем дома?
— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
— Почему же из лиственницы строили дома?
- Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга (рассматривание соснового спила).
— Ребята, а вот посмотрите на нашу русскую избу и скажите, что же в ней было самым, самым главным?
Послушайте, какая загадка интересная:
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает» (печь)
Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и обувь, грибы да ягоды, и разные травы. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.
-Но это ещё не все чем служила печь людям много лет назад. В те давние времена электричества не было и печь не только согревала дом, но и была источником света. Когда огонь разгорался в печи, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи и каждый занимались своим делом.
Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит, молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
-Ребята, а отгадайте загадку, что ещё служило источником света?
Таять может, Да не лёд.
Не фонарь, А свет даёт.
-Найдите этот предмет (свечка).
- Отгадайте загадку и найдите предмет.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)
- Правильно это прялка, а можно назвать ласково прялочка.
Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки и приговаривала:
«Ты помощница моя, прялочка родная! Напрядёшь ты пряжи, что не видно края!»
В каждом доме в те времена была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Ческами чесали пух.
Молодцы ребята, найдите отгадку на следующую загадку.
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки.
Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается.
Правильно утюг (пробуют гладить деревянными палочками).
А мужчины, каким делом занимались, что изготавливали.
Послушайте загадку.
«Всех кормлю с охотою,
А сама безротая» (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезал хозяин из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Молодцы ребята, послушайте ещё загадку.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
«Новая посудина, а вся в дырках» (сито).
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.
Дети пробуют просеять муку через сито.
А вот скажите ребята, что могла хозяюшка сварить в печке (ответы).
Отгадайте загадку
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?
«Был я копан, был я топтан,
Был на пожаре, был на базаре,
Сколько было сил, всю семью кормил.
Сам терпел – ничего не ел.
Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)
Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.
Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал».
Горшок был мужской и женский.
Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.
Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.
Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.
Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.
- Ребята, пока я вас встречала, не успела, приготовить вам угощение. Вы мне поможете приготовить бараночки. В печи их испечем, да чайку попьём.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Дети садятся за столы, им раздаются кусочки солёного теста.
- Ребята кто мне напомнит, как лепить бараночки?
(берём тесто, кладём на ладонь, накрываем другой и раскатываем колбаску между ладонями, затем соединяем концы колбаски, образуя круг, хорошо слепляем концы, сглаживаем, чтобы не было видно стыка. Баранки складываем на противень и ставим в печь для запекания. (подменяем баранки на покупные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в музей "Русской избы" в МКДОУ № 2
Экскурсия в МКДОУ № 2 «Солнышко»1 декабря 2016 года, дети подготовительной группы «Румяные щечки» посетили детский сад №2, где они попали в старинную «Русскую избу». Ребята, разгадывая загадки, познак...
Экскурсия в музей "Русской избы" в МКДОУ № 2
Экскурсия в МКДОУ №2...
Экскурсия в музей "Карельская изба"
тема: "Ребенок в доме"...
Экскурсия в музей "Карельская изба"
тема: "Ребенок в доме"...
Конспект экскурсии мини -музей "Русская изба"
Конспект экскурсии мини -музей "Русская изба"...
Экскурсия в музей "Русская изба"
Цель: познакомить детей с бытом русского народа....
Экскурсия в интерактивный музей «Изба сказок». «В гостях у тётушки Наташи».
Основание для разработки: повышение интереса детей к русской культуре, высокая эффективнос...