Экскурсия в интерактивный музей "русской избы"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сологуб Татьяна Николаевна

Этот конспект может использовать любой педагог для знакомства с русской избой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekskursiya_v_interaktivnyy_muzey_russkaya_izba.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экскурсии в интерактивный музей

« Русская изба».

Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, чугунок, ухват  и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие гости званные и желанные! Гость на порог — хозяину радость. Меня зовут Хозяюшка. Я хозяюшка этой русской избы.

- Посмотрите, как красиво я оделась. В каком русском наряде вас встречаю.

- Нравится вам? (описание одежды).

- А вы бы хотели так же красиво нарядиться?

- Скажите, а где в русской избе раньше могли бы храниться наряды, рубашки – косоворотки, сарафаны? Отгадайте загадку.

Прячет бабушка в нём вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите,

Этот шкаф зовут….

- В сундучке! Ну давайте проверим, пойдём посмотрим, есть ли там какая одежда. (да) Ну тогда доставайте и наряжайтесь, мальчики в рубахи - косоворотки, а девочки сарафанчики. А у меня есть ещё одна загадка.

Мы в лесок шагаем с мамой,

Я, как груздь, надел панаму.

А на маме, как цветок,-

Яркий ситцевый (платок).

-Правильно это платок, молодцы ребята, посмотрите какие красивые платки в моём сундуке  хранятся.

 - Давайте девочкам платки попробуем  завязать  разными способами (завязываем платки).

- А для мужчин тоже были головные уборы – это картуз, а в наше время это кепка.

- Какие вы у меня красивые, да нарядные. Давайте пройдём за стол.

 Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

— Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

— Почему же из лиственницы строили дома?

- Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга (рассматривание соснового спила).

— Ребята, а вот посмотрите на нашу русскую избу и скажите, что же в ней было самым,  самым главным?

Послушайте, какая загадка интересная:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и обувь, грибы да ягоды, и разные травы. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

-Но это ещё не все чем служила печь людям много лет назад. В те давние времена электричества не было и  печь не только согревала дом, но и была источником света. Когда огонь разгорался в печи, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи и каждый занимались своим делом.

Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит, молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

-Ребята, а отгадайте загадку, что ещё служило источником света?

Таять может, Да не лёд.

Не фонарь, А свет даёт.

-Найдите этот предмет (свечка).

- Отгадайте загадку  и найдите предмет.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

- Правильно это прялка, а можно назвать ласково прялочка.

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки и приговаривала:

«Ты помощница моя, прялочка родная! Напрядёшь ты пряжи, что не видно края!»

В каждом доме в те времена была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Ческами чесали пух.

Молодцы ребята, найдите отгадку на следующую загадку.

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки.

Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается.

Правильно утюг (пробуют гладить деревянными палочками).

А мужчины, каким делом занимались, что изготавливали.

Послушайте загадку.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезал хозяин из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Молодцы ребята, послушайте ещё загадку.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито).

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

А вот скажите ребята, что могла хозяюшка сварить в печке (ответы).

Отгадайте загадку

 «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал».

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по стуку — звонкий, по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по стуку-глухой, по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

- Ребята, пока я вас встречала, не успела, приготовить вам угощение. Вы мне поможете приготовить бараночки. В печи их испечем, да чайку попьём.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дети садятся за столы, им раздаются кусочки солёного теста.

- Ребята кто мне напомнит, как лепить бараночки?

(берём тесто, кладём на ладонь, накрываем другой и раскатываем колбаску между ладонями, затем соединяем концы колбаски, образуя круг, хорошо слепляем концы, сглаживаем, чтобы не было видно стыка. Баранки складываем на противень и ставим в печь для запекания. (подменяем баранки на покупные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в музей "Русской избы" в МКДОУ № 2

Экскурсия в МКДОУ № 2 «Солнышко»1 декабря 2016 года, дети подготовительной группы «Румяные щечки» посетили детский сад №2, где они попали в старинную «Русскую избу». Ребята, разгадывая загадки, познак...

Конспект экскурсии мини -музей "Русская изба"

Конспект  экскурсии мини -музей "Русская изба"...

Экскурсия в музей "Русская изба"

Цель: познакомить  детей с бытом русского народа....

Экскурсия в интерактивный музей «Изба сказок». «В гостях у тётушки Наташи».

Основание для разработки: повышение интереса детей к русской культуре,                               высокая эффективнос...