"Наш- Акмулла"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Рахимгулова Айсылу Бикьяновна

 башкирский поэт-просветитель, выдающийся поэт-философ, поэт-мыслитель. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bash_yazyk.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Ход ООД:

Воспитатель:

 -Һаумыһығыҙ балалар! Здравствуйте дети!

Сәләм ҡулдар! Хлоп – хлоп – хлоп!
Сәләм аяҡттар!
Топ – топ – топ!
Сәләм сикәләр!
Плюх – плюх – плюх!
Сәләм күҙҙәр!
 Миг – миг – миг!
Сәләм ирендәр!
 Чмок – чмок – чмок!
Сәләм танау!
 Бип – бип – бип!
Сәләм дуҫтар
!

-Хәлдәрегеҙ нисек?

-Якшы!

- Ултырыгыҙ.

       Посмотрите на экран, узанали Кто это? Настоящие его фамилия, имя, отчество - Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович. Это был великий учитель башкирского и казахского народа. 14 декабря ему исполнилось бы 186 лет.

Мы смотрели про его жизнь презентацию.

 А что вам запомнилось, ребята?

 1 реб. :Молодой Акмулла взял у отца без разрешения телегу с лошадью и поехал учить казахских детей.

2 реб: У него было 16 братьев и сестёр. Растила их мачеха. Она не любила и обижала Мифтахетдина.

3 реб.: Акмулла призывал: “Башкиры! Учитесь, учитесь, учитесь!”

4 реб.: Он написал много стихотворений без рифмы. Писал, как думал и говорил.

   В.: У всех членов семье есть имена. Учителя Акмуллу в детстве звали Мифтахетдин. За свои заслуги он получил имя Акмулла. Как вы думаете, что оно означает?

      1 реб.: Имя Акмулла означает “чистый, добрый мулла”.

У каждого из нас своё имя, которое дали нам родители.

  А сейчас поиграем в игру с мячом, которая называется 

«Кто ты?»

(Һин кем?) (Исемен нисек?)

- Мин малай. Исемем Артём.

- Һин кем?) (Исемен нисек?)

- Мин кыз. Исемем Катя.

Игра продолжится, пока все дети не назовут свои имена.

Презентация: «Моя семья»

В.: Ребята, наш волшебный экран приготовил для вас сюрприз.

Давайте посмотрим.

Показ слайда.

- Скажите, кого вы видите на экране?

(Индивидуальные ответы детей)

Папу, маму, дедушку и. т. д., а как можно их назвать одним словом?

Семья, а если по-башкирски как будет?

Ғаилә (Повторим)

Кабатлайбыз (Ғаилә)

А как вы понимайте слово  «Семья»?

(Индивидуальные ответы детей)

       У каждого своё представление о семье. Одно для всех людей общее -это самые близкие и дорогие люди.

                   Показ слайдов «Члены семьи»

   

     Был кем? (Кто это)

Олатай (Дедушка)

Был кем? (Бабушка) -Өләсәй

Был кем?  (Папа)-Атай

Был кем?  (Мама)- Әсәй

Был кем?  (Мальчик)- малай

Был кем? (Девочка)- ҡыҙ

Предлагаю поиграть в  интересную башкирскую игру 

«Минен гаиләм».

Пальчиковая игра «Моя семья».

Был  бармак-олатай

Был  бармак-өләсәй

Был  бармак-атай

Был  бармак-әсәй

Был  бармак- мин

Бына минен ғаиләм!

Когда был Акмулла маленький он очень любил играть  с друзьями

Давайте свами тоже поиграем.

Игра “Ак тирәк –күк тирәк.”

Наши гости  поиграют в игру «Курай»

В.: У каждого члена семьи свои вещи и предметы, которыми он пользуется.

Сегодня мы с ними познакомимся и узнаем, как произносятся их названия на башкирском языке.

Показ слайдов

 Тюбитейка- Түбәтәй (ҡабатлайбыҙ)

Очки- Күҙлек

 Рубашка- Күлмәк

 Платок-Яулыҡ

 Брюки-Салбар

Юбка-Итәк

Дети повторяют башкирские слова за воспитателем.

(хоровые и индивидуальные ответы).

 

Показ слайда «Был кемдеке?»

В.: Ребята, помогите, пожалуйста, определить, кому из членов семьи принадлежат вещи.

Был түбәтәй кемдеке? (Это чья тюбетейка)

Был түбәтәй олатайҙыкы.

Был күҙлек кемдеке? (Это чьи очки)

Был күҙлек өләсәйҙеке.

Был күлдәк кемдеке? (Это чья рубашка)

Был күлдәк атайҙыкы.

Был яулык кемдеке? (Это чей платок)

Был яулык әсәйҙеке.

Был салбар кемдеке? (Это чьи брюки)

Был салбар  малайҙыкы.

Был итәк кемдеке? (Это чья юбка)

Был   итәк ҡыҙҙыҡы.

В.: Молодцы! Ничего не перепутали. Всё расставили по своим местам.

   В.: Мы с вами вместе в нашей группе уже 4 года! Вы пришли к нам малышами, а скоро станете первоклассниками. За это время мы стали с вами одной дружной семьёй! В группе мы вырезали лепестки ромашки. А ромашка - это символ семьи. На лепесточках ромашки – ваши весёлые портреты. Давайте соединим все лепестки в одну большую ромашку!

Рефлексия: Молодцы, все дружно поработали!  А теперь подведём итог нашего занятия. О чем мы с Вами сегодня говорили? А что Вам больше всего понравилось или запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"М.Акмулла - гордость башкирского народа"

quot;М. Акмулла - гордость башкирского народа"...