ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ «Казачьи забавы и игры как элемент патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Усова Людмила Викторовна

Педагогический опыт на тему приобщения детей к культуре и традициям казачества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Администрация городского округа город Урюпинск  

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7 «Золотой ключик» городского округа г. Урюпинск

 «Казачьи забавы и игры как элемент патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

ОПЫТ РАБОТЫ  ВОСПИТАТЕЛЯ

                   УСОВОЙ ЛЮДМИЛЫ ВИКТОРОВНЫ

                                               

                                               

г. Урюпинск

2018 г.

Содержание

Вступление ……………………………………………………………………

3

Раздел  I.  Справочно – информационные сведения об опыте  ……………

4

Раздел  II.  Технологические сведения об опыте…..…………………..……                

5

1. Актуальность опыта………………………………………………………..

5

2. Цель и задачи, решаемые в опыте………………………………………….

7

3.  Условия реализации…………….…………………………………………..

9

4. Педагогические средства, используемые в опыте…………………………

11

5. Технология работы…………………………………………………………..

13

6. Результативность опыта……………………………………………………..

20

Раздел  III. Сведения о перспективах использования опыта в массовой практике………………...……………………………………...………………..

21

Список литературы……………………………………………………………..

22

Приложения……………………………………………………………………..

24

Вступление

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

Действенным средством воспитания патриотизма, является приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям казачества. Казачья педагогика, своими корнями уходит вглубь веков, к уникальной общности народа, возникшего в Киевской и поздней Руси, со своей сложившейся культурой и общественным укладом жизни. В основе казачьей системы воспитания лежит сама жизнь казака, его хутора, станицы, войска, само историческое предназначение казачества. А весь уклад жизни казака, основывался на идеалах православия, служения Отечеству, трудолюбия и демократии, как организованной свободе в широком понимании, что не утратило значимость для современной педагогики. В традициях казачьей педагогики заложено воспитание чувства собственного достоинства, сострадания, сочувствия, способности пережить чужую беду как свою, воля к свободе, стремление к бескорыстному служению Отчизне. Тренировать тело и дух казаки начинали едва ли не с пелёнок, и даже самые ранние детские игры учили их быть сильными, ловкими, волевыми, справедливыми.

Первым и бесценным кладом, который получает каждый человек от своих предков, является, конечно, родной язык, родная речь. Великое множество прибауток, побасенок, слышал каждый казачонок еще в колыбели, еще не научившись говорить. Так он привыкал к музыке и ритму родного языка, а уж когда вставал на ножки и начинал ходить, то окунался в безбрежный океан фольклора. Пословицы и поговорки так и сыпались из уст каждого взрослого.

Казаки – известные острословы, и именно слово тот «груз, который в пути не тянет и плеч не набивает, а душу согревает, а то и спасает», как говорит казачье присловье. Но вот приходило время, и жизнь ребенка заполняли сказки. Смешные и страшные, веселые и серьезные. Сказки про животных, которые сохраняет народная память с первобытных времен; волшебные, сильно напоминающие сказки тысяча и одной ночи; сказки-былички. Песенный океан окружал казаков с детства и до могилы.

  1. Справочно – информационные сведения об опыте

1.Тема опыта:  «Казачьи забавы и игры как элемент патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

2.Автор опыта: Воспитатель МБДОУ «Детский сад №7                                                                                                                                          «Золотой ключик» городского округа г. Урюпинск Усова Людмила Викторовна.

3.Место функционирования: 403113, улица 50–лет Победы, 6,                                       г. Урюпинск, Волгоградская область, тел. (884442) 4-31-90.

4.Длительность функционирования опыта: над данной проблемой работаю с     2014 г.

5.Уровень новизны опыта: поисково – творческий.

6.Опыт представлен: настоящим описанием и приложениями.

II. Технологические сведения об опыте.

 1.Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. Необходимостью в формировании и развитии у детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров для воспитания и нравственного развития духовно – богатой личности. По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине – Хоперскому краю.

  Дошкольное детство очень важный этап в становлении морального облика человека. В этот период у детей закладываются основы патриотизма и нравственности, начинает появляться интерес к явлениям, происходящим в общественной жизни. Очень важно в период, когда Дети начинают задавать вопросы взрослым, стремясь больше узнать о своей стране, родном крае, городе, улице, где они живут, в доступной форме помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных и патриотических чувств.

Одной из важных задач нашего общества является воспитание достойного подрастающего поколения. В настоящее время  ощущается огромное влияние культур Запада и Европы. Современное искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение, давая новые установки и модели поведения. Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Нормой в западных мультфильмах является агрессивное поведение, дети «впитывают» и повторяют то, что видят на экранах. Агрессивное поведение сопровождается яркими картинками и образами, что очень притягивает детские взоры. Это приводит к гипервозбудимости детей и искажению привычных чувств. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

Но, не смотря на это мальчишки и девчонки - современные казачата – всегда рады принять участие в подвижных играх и на уроках физической культуры, и на перемене, и на улице - во дворе дома. Воспитание ребёнка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину и чувство иерархии, внушить уважение к ценностям.  

В настоящее время работа по патриотическому воспитанию особенно трудна, требует большого такта  и  терпения,  так  как  в  молодых  семьях  вопросы  воспитания патриотизма,  гражданственности  не  считаются  важными,  и  зачастую вызывают лишь недоумение.

Обобщение опыта работы основано на изучении и внедрении в образовательный процесс различных форм народной культуры и традиций казачества. Таким образом, возрождение культурного наследия казачества начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине. Вместе мы должны направить детей в правильное русло, воспитать в них особое отношение к родной земле, ее обычаям, традициям, привить уважение к старшим.

В соответствии с требованиями ФГОС  духовно – нравственное развитие и воспитание на ступени  дошкольного образования обозначено целевыми ориентирами: ребенок  обладает установкой  положительного отношения к миру, у него сформированы нравственные и личностные качества. «Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» - задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повысить уровень знаний дошкольников о культурном наследии казачества и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного воспитания.

2.  Цели  и задачи, решаемые в опыте. 

Цель: Сопровождение детей старшего дошкольного возраста на пути  к становлению гражданственности и патриотизма посредством приобщения к культурному наследию казачества Волго-Донского края.

Задачи:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение  к традициям, истории и культуре Прихоперья.
  • Развивать познавательный интерес к  народному творчеству казаков, к родной природе, к окружающему миру.
  • Воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам, где ребенок  родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю.
  • Развивать речевую и музыкальную культуру средствами регионального фольклора.
  • Обучать детским казачьим играм, воспитывать чувство любви к традиционной культуре средствами детского игрового фольклора.
  • Создавать условия для творческого развития детей.
  • Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.

В решении поставленных целей и задач я руководствовалась  принципами:

Принцип историзма. Реализовывается путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным–давно), настоящее (в наши дни) и будущее (планы, перспективы).

Принцип  личностно  –  ориентированного  общения  – индивидуально  –  личностное  формирование  и  развитие  морального  облика человека.  В  процессе  обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают  его опыт.  Партнерство,  соучастие  и  взаимодействие  –  приоритетные  формы общения педагога с детьми.

Принцип наглядности  -  широкое представление соответствующей изучаемому  материалу  наглядности:  иллюстрации,  фотографии  пейзажей,

памятников, достопримечательностей и т. д.

Принцип  последовательности  –  предполагает  планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно) в определенной системе.

Принцип  занимательности  –  изучаемый  материал  должен  быть интересным,  увлекательным  для  детей,  этот  принцип  формирует  у  детей

желание  выполнять  предлагаемые  виды  заданий,  стремиться  к  достижению

результата.

Принцип интегративности. Реализовывается  в сотрудничестве с семьей,  библиотекой, общественностью, краеведческим музеем, музеем Козы и другими организациями.

Принцип активности и самостоятельности  – это активное сотворчество  взрослых и дошкольников.

Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые дают развернутую картину действий и результатов.

Принцип деятельности.  Каждое новое задание вводится не в готовом виде, а определяется ребенком через поисковую деятельность.

Принцип последовательности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности,  которая  вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.

 3.  Условия  реализации опыта.

Выбранная мной тема опыта работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, привитие патриотических чувств. Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, потому что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает.

Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с нашей  культурой. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте.

При организации работы  по ознакомлению детей  с казачьими забавами и играми соблюдаются  следующие условия:

1.  Повышение уровня самообразования педагога, его активная жизненная позиция, творческий подход к планированию и проведению образовательной деятельности, использование проблемно – поисковых, информационно - коммуникационных технологий;

2. Введение этнического содержания в развивающую предметно-пространственную образовательную среду. В группе  преобразовывается   уголок нравственно  -  патриотического  воспитания,  где   дети  могут  в  условиях ежедневного  свободного  доступа  пополнять знания о  родном крае, о  малой Родине, стране. Оформлен  макет «Казачья горница» с куклами в казачьих костюмах. Дошкольники чувствуют свою причастность  к его созданию, так как являются соавторами. Имеются альбомы с иллюстрациями  и  фотографиями видов родного города, района («В их наряде простота», «Национальные костюмы народов России», «Достопримечательности нашего города», «Русские игры и хороводы», «Мой любимый Хоперский край») а так же дидактические игры «Одень казака и казачку», «Курень казака», «Подворье казака», «Найди оружие», «Детям о казаках».  (Приложение № 1). С детьми создали альбом рисунков «Где мы живем».

3.   Приобщение к фольклору казаков и введение в обиход характерной им лексики  помогает  детям эмоционально  воспринимать  окружающее.  В связи с этим были созданы, «Картотека считалок», «Картотека зазывалок», подобраны диски с казачьими песнями «Мы из города казаков».

4.     Коллективное чтение, рассматривание иллюстраций, картинок, фото.

5.   Организация специальных занятий с дошкольниками цикла «Традиции, история и культура казачества». (Приложение №2) .

5.   Организация  казачьих игр и забав. Создание картотеки подвижных казачьих игр и забав.  (Приложение №3) .

6.  Сотрудничество дошкольного учреждения, семьи и различных социокультурных организаций, то есть реализация принципа социального партнерства в процессе приобщения дошкольников к культурному наследию казачества Прихоперья.

7.      Взаимодействие детского сада и семьи. Составление анкет для родителей  с целью изучения отношения родителей к проблемам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора казачьих игр.  (Приложение №4). Проведение  консультаций на темы: «Познакомьте ребенка с родным городом»,  «Казачьи народные игры в семье» (Приложение №5), предоставление наглядной информации, привлечение к участию в конкурсах, выставках.

4.  Педагогические средства, используемые в опыте.

1. Методы и приёмы.

     Решая поставленные мною цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:

Наглядные методы: 

Экскурсии, рассматривание книг, альбомов, иллюстраций, фотографий, наблюдения.

Практические методы:

Дидактические игры, С/р. игры, П./и, оформление альбомов, изготовление поделок, создание коллажей, совместные праздники с родителями, развлечения.

Словесные методы:

 Беседы, разъяснение, рассказ, пример, чтение художественной литературы, прослушивание аудио.

 Приемы: обращение к жизненному опыту детей, игровые приемы, обсуждение, поощрение, разъяснение.

     Весь образовательный процесс делится на 4 этапа:

  1.  этап -  знакомство с казачеством, их бытом и традициями.
  2. этап –  знакомство с общими правилами игры. Правила безопасности во время игры. Подбор материала для деления на команды, выбора ведущего. Изготовление подручного нестандартного оборудования для проведения кубанских казачьих игр (макет оружия, коня, кнут, колесо и др.)
  3. этап – разучивание и соблюдение  правил игры. Умение действовать в команде. Развитие физических качеств, воли, сообразительности, смелости, быстроты реакций.
  4. Этап использование разученных игр как во время проведения режимных моменты (прогулка, свободная деятельность детей),  так и при проведении развлечений, досугов, концертов и т.д.

2.  Формы.

Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми. Форма – способ организации, установленный порядок.

Работу по патриотическому воспитанию казачьими забавами и играми я выстроила по трем блокам педагогического процесса:

•        организованно  -  образовательная деятельность;

•        совместная деятельность взрослого с детьми;

•        свободная самостоятельная деятельность детей.

Форма проведения: 

  • занятия,  знакомство с традициями, обычаями, бытом казаков;
  • экскурсии;
  • сюжетно – ролевые игры,  игры подвижные с правилами, хороводные, дидактические;
  • рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов и видеофильмов, слушание казачьих песен;
  • беседы,  разучивание считалок, певалок, речитативов, зазывалок, чтение стихов, произведений писателей нашего города;
  • проектная деятельность;
  • работа с родителями, консультации для родителей;
  • народные праздники, развлечения, досуги;
  • консультации для воспитателей;
  • продуктивные виды деятельности (изготовление атрибутов к подвижным играм).

Форма организации по составу участников:

  • групповая,
  • подгрупповая,
  • индивидуальная.

 5. Технология работы.

Поставив перед собой задачи: расширения представлений дошкольников о родном крае, городе, селе, на основе пополнения знаний об окружающем; воспитания патриотических и национальных чувств, любви к родному краю, Родине, я решила познакомить их с историей нашего казачьего края, его традициями и бытом. Для детей из казачьих семей это станет средством познания своих корней, осознания неразрывной взаимосвязи жизни казачества с жизнью всего российского народа. Дети лучше узнают историю края, где они проживают. Особое внимание хотелось бы уделить знакомству с играми  и забавами казаков.

Казачьи народные игры - самодостаточные произведения народного творчества, созданные и отточенные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа.        

     Как правило, в каждой казачьей семье было много детей, игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Мальчиков с детства учили владеть шашкой и верховой езде. С помощью подвижных игр дети обучались основным видам движения, развивали физические качества, внимание, меткость, глазомер и другие, необходимые в жизни качества, отвечающие традициям воспитания воинского духа казаков. Бесспорным является тот факт, что игры для девочек и мальчиков были разные. Игры для девочек  были спокойные, чаще хороводные. Примером такой игры могут быть разные варианты игры «Колечко», «Веночек».

Кулачные бои («кулочки»), джигитовки, скачки, попадание в мишень, поединки «стенка на стенку», военные «шермиции» (упражнения) с ружьями, пиками, дротиками, стрелами, открывали перед взрослыми казаками возможность померяться силами.

Одной из самых любимых, была древнейшая игра пастухов - дзига (или кубарь), в которую играли с утра до вечера.

Специально изготовленную игрушку, похожую и на шпульку от ниток, и на волчок, подхлестывали кнутами. Условия были самыми разными: стараясь не уронить, гоняли дзигу по маршруту, гоняли наперегонки.

Несмотря на то, что взрослые считали "гонять кубарь" пустым занятием, именно оно развивало глазомер, реакцию, ловкость, выносливость, да и просто обучало пастушьему владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.

Такие игры были популярны среди казачат. В этих играх сюжет отсутствует, и на первый план выступают движения и действия с предметами (тренинговые игры). Во многих из них сохранились, чаще всего в названиях, отголоски более древних житейских эпизодов, смысл которых утрачен. Это игры «Бандура», «Курарепка», «Шагардай», «Сороковка». Все тренинговые игры были ориентированы на физическую подготовку казачат к жизни, включали элементы бега, разновидности метания, прыжки. В них дети приобретали ловкость, быстроту, прыгучесть, меткость.

В праздничные дни молодые казаки развлекались игрой в мяч, чехарду (игра, в которой играющие по очереди прыгают через своих партнеров, стоящих в согнутом положении или на четвереньках), бабки, айданчики (айдан - косточка из ноги барана; служит казачьим детям для игры в айданчики). Эти игры способствовали приобретению навыка «быть шибким» и были в большом почёте среди взрослых, юношества и даже стариков.

Иногда собравшись, играли в кремешки (детская игра, подкидка и подхват камешков), в лапту. В большом толковом словаре донского казачества я нашла следующие пояснения этой игры, записанные со слов старых казаков: «Играли в лапто. Меч – ента лапто. Ф поддавачки играли. Адни лавють, а другие бьють лаптушкай – дощёчка завостриная».

Некоторые из игр, в которые играли казачата в 19 веке (например «гонять кубарь», айданчики) забыты нашими бабушками и дедушками, поскольку потеряло свою актуальность и каждодневную необходимость  виртуозное владение нагайкой или шашкой. Хотя в большие праздники на скачках наши казаки показывают свое мастерство джигитовки, владения нагайкой и шашкой.

А вот в некоторые игры – прятки (кулючки), классики - играли и в 19 веке, и наши бабушки и дедушки. И, как и в давние времена, эти игры требуют ловкости и сноровки.

Все современные игры имеют многовековые корни, все игры основаны на традициях того народа из недр которого вышли они. Казачьи игры актуальны и интересны и в настоящее время, хотя большинство из них носят зрелищно–развлекательный характер. Несмотря на это многие из игр с большим удовольствием и пользой можно использовать в свободное время в кругу семьи.

Казачьи игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение народа и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Казачата многие процессы жизнедеятельности отражали именно таким образом, через игру.

Казачьи  игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, с рождения и  до 17 лет.

Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Инвентарь можно изготовить своими руками (Приложение №6).

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. С помощью зазывалок   дети  собирались для игры, что является важной особенностью и имеет давнюю традицию. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:

Собирайся, народ,

Кто со мной играть идет?

Или:

Тай-тай, налетай!

В интересную игру,

А какую – не скажу.

Поиграйте с нами,

Догадайтесь сами!

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай!

Никого не принимай!

Для определения  водящего использовали жребий или считалку (Приложение №7). «Считалка» – это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки – это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь – ты!

Виды казачьих детских игр.

Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что их разделили на три группы:

  • игры без предметов часто сопровождавшиеся пением («Ляпка»);
  • игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.); («Забава с фишками»);
  • символические игры («Всадники»).

На первом этапе работы я подобрала и изучила литературу по данной теме. Изучила и пользуюсь в своей работе рабочей программой  Л.О.Тимофеевой «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края». Интересными и познавательными оказались исторические очерки Евдокимова И.И. «Земля прихоперская», методические рекомендации Левченко  Т.В.  «Традиции  российского  казачества  –  духовный  ресурс патриотического  воспитания  детей  и  молодёжи» и  «Коллективная монография «Казачество: история, патриотическое воспитание, геополитика» (в пяти томах). Том 2, под редакцией Рябовой Е.Л.

 Сухоруков Василий Дмитриевич (1794-1841), есаул, историк, краевед, журналист, член Северного общества, автор ряда новаторских для своего времени трудов по истории донского казачества отмечал, что игры и увеселения Донцов немногочисленны, неразнообразны теперь, как в старину, но живо отражают в себе направление духа и образ их жизни; воинственное молодечество смешивается в них с пастушескою и сельскою простотой.

Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний вообще о нашей малой Родине, о происхождении казаков, города, традициях и быте. Выяснила, что знания у детей о родном городе сформированы, но не систематизированы.

Для того чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашем районе, я провела анкетирование. Исходя из данных анкетирования и собеседований, был составлен перспективный план работы кружка «Расплетись плетень» (Приложение №8), где дети знакомились с происхождением казаков, их традициями, достопримечательностями города. Очень интересным и увлекательным для детей оказалось знакомство с нетрадиционными использованием главного промысла казаков – шерстью.  С большим удовольствием и любопытством ребята рассматривали и изучали разноцветную шерсть, и с интересом принимали участие в создании коллективных работ в стиле  «шерстяная акварель». Так же был разработан план мероприятий с родителями, что позволило работать по данной теме в системе. По результатам анкетирования я увидела необходимость в проведении консультации с родителями на тему «Моя малая Родина», «Казачьи народные игры в семье» .

Музейная педагогика – мощное средство вхождения старшего дошкольника в мир культуры и истории малой Родины. С детьми мы  посетили краеведческий музей, что способствовало обогащению детских представлений об истории и быте казачества, развитию познавательного интереса к истории малой Родины и всегда вызывает особую радость у дошколят.

 Перед тем, как начать приобщение детей к музейной культуре, были выработаны определенные правила и нормы поведения:

  • не шуметь - «Слушай сам и дай слушать другому»,
  • экспонаты не трогать -  «Сохрани историю для других»,
  • будь доброжелателен по отношению к другим -  «Пусть твоему соседу тоже будет удобно рядом с тобой», которые неукоснительно соблюдались детьми».

  Так же было проведено знакомство детей с рядом сложных для них понятий и терминов. Например, «время», «культура», «история», «экспозиция», «исследователь». Разнообразные экспозиции, богатые материалы музея позволяют более полно знакомить детей с историей и культурой, людьми, природой родного края.

   Где, как ни в музее можно вблизи рассмотреть и даже потрогать дикого кабана, цаплю, сову и даже подержать бивень мамонта?

    В музее много  предметов прикладного искусства. Дети с удовольствием рассматривали их, узнавая о людях, изготовивших их.

    В зале музея «Казачья горница» дети продолжали знакомиться  с бытом казаков, с тем, как образовалась наш  казачий городок после переселения казаков с Дона. Дети имеют возможность рассмотреть традиционную одежду казаков и с помощью дидактической игры «Наряди казачку и казака» (девочка и мальчик одевают кукол и называют элементы казачьей одежды, рассматривают оружие казаков – шашку).

    Все это оказывает  эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, приобщения к казачьей культуре,  помогает знакомить детей с окружающим миром

      Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы знакомлю детей на занятиях, беседах, экскурсиях и прогулках. Были оформлены  тематические  альбомы «Мой любимый Хоперский край»,  «Достопримечательности  нашего города», «В их наряде простота», «Урюпинск вчера и сегодня». Во все времена года дети бывают в парке. Здесь дети все видят, имеют возможность ко всему прикоснуться. Дети различают породы деревьев, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразие мира птиц.

   Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлен уголок патриотического воспитания,  где находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с районом, городом Урюпинском, Волгоградской областью, городом Волгоградом, карта области, символика района и области, тематические папки, дидактические игры, куклы в национальных костюмах, а так же материалы для ознакомления с родной страной.

 Для работы по данному направлению собрала картотеки «Русские народные игры и хороводы»,  «Подвижные игры и забавы казаков», «Картотека считалок для подвижных игр», «Картотека певалок, зазывалок и речитативов». Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, приобщения к культуре, помогает знакомить детей с окружающим миром.

  Большая роль отводится совместной досуговой деятельности с детьми. В совместной деятельности использую дидактические игры «Детям о казаках», «Найди оружие казаков», «Найди флаг казаков». Среди подвижных игр особой популярностью пользуются «Ручеек», «Казаки», «Шапка»,  «Заря», «Иголка, нитка и узелок», «Карусель», хороводные игры «Игровая», «Долгая Арина», «Во садике царевна», «Козел», «Селезень и утка», «Ляпка» и т.д. С помощью этих игр  дети знакомятся с предметами старины, казачьим обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, развивается интерес к историческому прошлому, появляется желание у детей знакомиться с жизнью казаков, воспитывается уважение к старшему поколению.

   

Казачьи забавы  увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. И уж совсем не обойтись без казачьего фольклора в период адаптации детей к детскому саду.

Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций. Дети стали более активными и открытыми.  Во время игры часто возникали  неожиданные ситуации, из которых дети с легкостью выходили, используя  приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.

Объяснение игр проводила  кратко, понятно  и образно. Необходимо придерживаться плана изложения, включающего название игры, правила, цели, роль участников, ход игры. Рассказ сочетала с показом.

Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на участке детского сада, так и в спортзале.

 Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов. (Приложение №9). К примеру:

  • Дуб, калач, стань, не плачь!
  • Шики-быки новы-быки…
  • Свисти, Левка, шопоти, Левка, поворачивайся!

Со старшими детьми необходимо разучивать детские народные песни и танцы. Не обязательно учить сложный танец со множеством движений. Для того, чтобы ребёнок понял и полюбил танцевальную культуру своей родины, достаточно нескольких характерных движений, которые дополнит красивое и ритмичное музыкальное оформление и яркие национальные костюмы, а также атрибуты в виде лент, цветов, веточек и так далее.

Обычно все дети с удовольствием поют народные песни и танцуют под них, так как большинство этих произведений задорного и весёлого характера и чаще всего обладают интересным смысловым сюжетом. Можно устраивать национальные песенные и танцевальные конкурсы в стенах детского сада, а также проводить календарно-обрядовые праздники. Соприкасаясь с музыкой и творчеством своей страны или края, ребёнок начинает любить и ценить свой народ и своё отечество.

        Мною был проведен  цикл занятий по приобщению детей к народной культуре казаков. На занятиях они познакомились с промыслами, с традиционными праздниками, играми, песнями, потешками, сказками, загадками.

    Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника. В этом может помочь метод проектов. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители не должным образом отнесутся к своей роли и не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в контексте истории города и района, если не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. С этой целью мной был запланирован и проведен проект «Моя родословная, моя семья». (Приложение №10). В ходе работы над проектом воспитанники с родителями собирали различный материал о своих семьях, корнях, традициях. Результатом стала выставка сделанных родителями с детьми книг «Про меня и мою семью всем ребятам расскажу».

Проектная деятельность «Мои выходные» (Приложение №11) способствовала установлению близких отношений детей и родителей в процессе совместной деятельности. Итогом стало оформление выставки совместных работ в форме стенгазеты. Стенгазета «День сегодня выходной» помогла детям закрепить представления о социальных явлениях, активизировать эмоции, память, способствовала  развитию речи и собственной активности детей. Благодаря этому, у них  появилось желание  рассказать о себе, родственниках, о событиях, что способствует развитию речи. Дети, рассматривая стенгазету, показывали друг другу фотографии,  рассказывали о своих событиях, делились впечатлениями.

Учавствуя в проектной деятельности «Герб моей семьи» (Приложение №12) дети познакомились с изображениями и значением гербов разных городов и стран, научились использовать при составлении рассказов о гербах своих семей лексику, связанную с символикой.

Анализ семейных работ «Герб моей семьи», помог раскрыть индивидуальность каждой семьи, а дети с удовольствием рассказывали, что символизирует его герб.

Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей  выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.

  У дошкольников сформировано чувство любви к родному краю, казачеству; развивается речевая и музыкальная культура средствами детского игрового фольклора.

Я использую народные игры в разнообразных режимных моментах, на физкультурных занятиях, в праздниках и развлечениях, что тренирует речь детей и параллельно знакомит с особенностями народной речи. Дети, включаясь в игры получают возможность побыть в роли лидера-водящего. Эти игры способствуют раскрытию эмоциональных, интеллектуальных и творческих способностей, развивают гибкость характера, решительность, помогают справиться с трудными ситуациями. Игры развивают у детей коллективизм, чувство симпатии друг к другу, сострадание, дети научились радоваться успехам других.

6. Результативность опыта

Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания об истории, культуре и природе родного края,  района. Сформирован интерес и потребность к посещению музея. Дети, посетив музей, узнали много интересного и полезного.

Уровень усвоения предлагаемого материала по этим критериям определяю на основе бесед с детьми, анализа детских работ, наблюдения за детьми во время непосредственно образовательной деятельности, свободных видов деятельности.

Таким образом, систематическая работа по теме: «Казачьи забавы и игры как элемент патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» дала положительные результаты. Дошкольники познакомились с историей родного края, с образом жизни людей в старину, их трудовой деятельностью, с детским игровым фольклором. У них сформировано чувство настоящего патриота, который знает исторические корни своего народа, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине».

Только в тесном сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота. Сформировать личность выпускника, как достойного представителя сообщества, носителя, пользователя и  созидателя ценностей и традиций  хоперского края. Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие, и мы должны не только сохранить и познакомить с ним детей, но и передать его им, чтобы они в свою очередь передали его следующему  поколению.

Однако для создания  наиболее оптимальных условий по патриотическому воспитанию дошкольников мною намечено:

  • продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды;
  • оптимизировать методы и приемы, формы методической работы по патриотическому воспитанию;
  • обобщить и представить педагогический опыт.

III.        СВЕДЕНИЯ О ПЕРСПЕКТИВАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПЫТА В МАССОВОЙ ПРАКТИКЕ.

1. Условия эффективности опыта.

- Типовой детский сад общеразвивающего вида с 12 часовым пребыванием, функционирует 7 групп.

- Средняя наполняемость в группе 25 детей.

- Развивающая среда соответствует возрастным особенностям детей старшего возраста, группа оснащена всем необходимым материалом указанном в приложении.

- Образование воспитателя – высшее.

               

2. Перспективы и возможности использования опыта.

Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, а также родителями для воспитания и развития своих детей.

Использование в воспитательно - образовательном процессе элементов и различных видов подвижных игр, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

Список литературы:

1. Астапенко М.П. История донского казачества с древнейших времён до 1920г. – Ростов - на - Дону: ООО «Мини Тайп», 2004г. 608с.

2. Броневский В.  Описание донской земли, нравов и обычаев жителей. Часть II Санкт-Петербург, в типографии Экспедиции заготовления Государственных бумаг, 1834г.

3.«Воспитание патриотизма на основе культурно - исторических традиций Донского казачества в образовательных учреждениях: программно - методические материалы»: Ростов-на-Дону, РО ИПК и ПРО, 2008.

4.«Детский игровой фольклор Волгоградской области». Репертуарно-методический сборник. ОНПЦ «Культура». Волгоград - 1997, Н. Атанова.

5.Изучение этнокультурного казачьего компонента литературного образования: Методическое пособие. / Сост. Г.М.Вялкова. – Волгоград:, 2007. Издательство ВГИПК РО. – 188с.

6. Капранова Л. Н. «Бабушкины забавушки», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.

7.Литература с этнокультурным казачьим содержанием. Хрестоматия./Под ред. проф. В.И.Супруна. Волгоград: Издательство ВГИПК РО, 2007. – 320 с.

8.Люлёшки. Репертуарно-методический сборник для руководителей детских фольклорных ансамблей. Казачьи песни, русские народные песни и игры. Автор-составитель Н.А.Резчикова. Волгоград, 2004 г., -33с.

 9.Лялина Л. А.  «Народные игры в детском саду», М, ТЦ «Сфера», 2008г.

10.Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного и школьного возраста (библиотечка журнала «Вестник образования»). - М.: Издательство «Про-Пресс»-№ 3.- 2009.-56с.

11.«Проектная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. В.Н. Журавлёва. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2009. – 202 с.: ил.

12.Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Кн. Для учителя и учащихся / Сост. М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко. - М.: Просвещение. 1995. – 224 с.

13.Сластёнова И.В. Селезень утицу догонял: Игровой фольклор Волгоградскоцй области: Репертуарно-методический сборник. Вып. 1/ВГИИК, ВГПУ. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 138 с.: нот.

14.«Фольклор - музыка-театр», М, Владос, 1999г.

15. Шалыгин В.В., автор-составитель, член Союза журналистов России. Мой край родной казачий. Усть-Медведицкий округ области Войска Донского. – 2-е изд.- Волгоград: Станица-2, 2004 – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Опыт работы по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ по теме ""Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе работы на метеостанции "

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3...

Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему: «Великая Отечественная война1941-1945гг»

laquo;Собери картинку»Задачи игры:• Закреплять знания детей о Великой Отечественной войне.• Развивать у детей интеллектуальную компетентность.• Воспитывать чувство гордости за на...

Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Эти игры помогают закрепить знания детей о Великой Отечественной войне, воспитать чувство гордости за народ, который победил врага,уважение к героям Великой Отечественной войны....

План по самообразованию "Олимпийские игры, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию "Олимпийские игры, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

Квест-игра как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ходе спортивных праздников в ДОУ

Квест-игра как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ходе спортивных праздников в ДОУКвест (англ. quest), - приключенческая игра (англ.adventure game) — один ...