Проект "Народные подвижные игры"
проект (старшая группа) по теме

Хакимова Зульфия Раисовна

Участниики познавательно-игрового проекта дети старшей логопедической группы, воспитатель и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_podvizhnye_igry.docx58.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

        Проект на тему:

«Народные подвижные игры»

                                                                                                   Воспитатель

Хакимова З.Р.

имеющаяся категория: первая

                                                              стаж работы: 19л

г. Туймазы  2018 г.

«Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья

Своей страны прекрасной».

Украинская поэтесса Наталья Львовна Забила

Актуальность

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека.  Работу по формированию нравственных качеств личности, любви и уважения к рядом живущим людям необходимо начинать с дошкольного детства. В дошкольном возрасте формируются основные качества человека. Следовательно, стоит обогатить ребенка человеческими ценностями, зародить интерес к истории, обычаям и культуре своей Родины.

Доступность и выразительность народных игр активирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений о культурном наследии, развитию психических процессов. Поэтому проблема приобщения дошкольников к  народным играм актуальна и соответствует потребностям времени и детского сада.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Окунаясь в историческое прошлое  народа можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Подвижные игры просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка, платок, и др.).

  1. Структура проекта

Вид проекта: познавательно – игровой

Тип проекта: краткосрочный

Сроки проекта: 22-26 января 2018г.

Участники проекта: 

- воспитатель – взаимодействует с родителями и детьми в рамках социального партнерства;

- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, обмениваются опытом семейного воспитания;

- дети старшей логопедической группы – участвуют в совместных мероприятиях.

Цель:

Создание условий для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского, башкирского и татарского  народов через подвижную игру.

Задачи: 

  • формировать у детей целостное отношение к национальной культуре, традициям и играм русского, башкирского и татарского народов;
  • способствовать укреплению семейных связей, через заинтересованность содержанием темы проекта, не только детей, но и их родителей;
  • способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном крае;
  • формировать представление о разнообразии народных подвижных игр;
  • учить использовать в самостоятельной деятельности народные подвижные игры, действовать согласно правилам;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать двигательную активность, физические качества, умение договариваться, считаться с мнением своих сверстников, соблюдать правила игр;
  • воспитывать патриотические чувства, взаимопомощь, дружеские отношения, уважения к людям других национальностей.

Предполагаемый результат:

  • ознакомление дошкольников с народными подвижными играми;
  • умение воспитанников взаимодействовать в условиях межнациональных отношений;
  • развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);
  • повышение образовательного уровня родителей через введение их в увлекательный мир народных игр;
  • обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях города.

План проекта:

Проект  включает три основных этапа:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач проекта; сбор материала, необходимого для реализации цели проекта; предварительная работа с детьми; выбор оборудования и материалов; прогнозирование результата; составление плана совместной деятельности с детьми и родителями.

2-й –основной: совместная деятельность с детьми и родителями.

3-й – обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в

самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Формы и методы  реализации проекта:

- подвижные и дидактические игры;

- чтение стихотворений;

- рассматривание альбома;

- просмотр видеороликов;

- беседы;

- изодеятельность;

- продуктивная деятельность.

Реализацию задач проекта осуществляли в ООД, а также в различной совместной деятельности воспитателя и детей.

Материально-техническое обеспечение проектной деятельности:

бита, мяч, юрта, платки, стулья, аудиозапись национальной музыки, тюбетейка.

  1. Обоснование выбора темы:

Так как задача сохранения национальных традиций, формирование национального самосознания человека в настоящее время является актуальной, я задумала цикл проектов под названием «Национальность дружбе не помеха».  В нашей старшей логопедической группе «Звёздочки» 13 детей, из них 12 мальчиков и 1 девочка. Карину никак не смущает, что она единственная девочка в группе, она с удовольствием играет с мальчишками, более того, она является одним из лидеров. Возможно, этому способствовало то, что Карина растёт в семье с двумя старшими братьями и, как выяснилось, она и среди двоюродных родственников она одна девочка.  Чем наверняка можно заинтересовать группу детей, в которой основная масса мальчики? Конечно же, подвижными играми!

По итогам мониторинга, который проводится в начале учебного года, выяснила, что нашу группу посещают дети трёх национальностей: русские 2 детей (15%), татары 9 детей (70%), башкиры 2 детей (15%). Именно на

подвижных играх этих народов мы с детьми и остановили свой выбор.

Опираясь на возможности и возраст детей, я выбрала три наиболее интересные, на мой взгляд, народные подвижные игры: русская народная игра «Лапта», башкирская народная игра «Юрта» и татарская народная игра

«Тюбетейка».  

Описание игр

Русская народная подвижная игра «Лапта»

Лапта́ — русская народная командная игра с мячом и битой. Как писал Куприн: "В лапте нужна внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру". Игра проходит на ровной площадке прямоугольной формы – как открытой, так и закрытой. Это могут быть земляные или травяные спортплощадки, манежи, спортивные залы. На игровом поле проводят две черты на 40/55-метровом отдалении. Ширина полос составляет 25…40 метров. Одну из сторон отводят под город, другую – под кон.

Игроки делятся на 2 команды с одинаковым числом участников. Одна команда занимает позицию на площадке города, а другая – водит. Игру начинает команда, оказавшаяся в городе. Подающий отбивает лаптой (битой) мяч как можно дальше, направляясь бегом через игровое поле за линию кона, и тут же возвращается обратно. В это время команда, которая водит, ловит направленный в поле мяч и, поймав его, пытается осалить (запятнать) бегущего соперника. При этом им разрешается перекидывать мяч один другому, чтобы точнее попасть в противника с более удобной дистанции.

За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. 

Башкирская подвижная игра «Юрта»

Развивающая задача: развивать умение ориентироваться в простран-

стве.

Организация игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая

из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.»

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Татарская подвижная игра «Тюбетейка»

Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди передают тюбетейку на голову рядом стоящему ребёнку. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.

Задания для играющих:

1. Выбрать напарника и проскакать на «лошадке» (игра «Наездники»).

2. Выбрать напарника и пронести в ложках яйца, не уронив их (кто быстрее и точнее).

3. Исполнить роль Тимербая в игре «Тимербай».

4. Выбрать себе пару и наперегонки проскакать на двух ногах дистанцию. (игра «Спутанные кони»).

5. Общая татарская народная пляска.

3. Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

В начале работы над проектом  я провела беседу с детьми в виде интервью с целью выявления представлений детей о народных подвижных играх,  пробудить у детей интерес к теме народных игр и  вовлечь в тему проекта.

Ты любишь играть?

В какие игры ты любишь играть?

Ты знаешь, что такое народные игры?

Какие народные подвижные игры ты знаешь?

В какие из них ты любишь играть?

С кем ты любишь играть в подвижные игры?

В ходе беседы я выяснила, что,  несмотря на то, что  дети  любят играть в подвижные игры со сверстниками, друзьями, они имеют слабые представления о народных подвижных играх.

Родители совместно с детьми изготовили генеалогическое древо своих семей, в которых наглядно видно, что практически в каждой семье есть разные национальности. Родители вместе с детьми по своим родословным

рассказали нам о национальностях своих семей.

Прочитали стихотворения «Российская семья» В. Степанова, «Лучшее богатство» О. Александровой, «Откуда ты родом» А.Копыловой, в которых говорится о многонациональной нашей стране.

С помощью родителей собрали атрибуты для народных подвижных игр.

При организации работы с родителями была предложена для заполнения анкета «Народные детские подвижные игры» с целью пробудить в родителях интерес к теме народных игр и проводить совместные игры с детьми.

 В анкетировании приняли участие 10 родителей. 90% (9 родителей) ответили, что часто совершают прогулки в выходные дни и 10% (1 родитель) – нечасто. В основном гуляют во дворе или на спортивных площадках. Все дети предпочитают подвижные игры, некоторые из них ещё и настольные. У 90% имеется дома спортивное оборудование, у 10% их нет. Родители достаточно правильно понимают, что такое народные игры – это яркое выражение народа, игры с забавами, массовые игры, передаются из поколения в поколение. 80% (8 родителей) перечислили русские народные игры, 10% (1 родитель) знает ещё и 1 татарскую игру и 10% (1 родитель) не знает народных игр. И все родители знают, что подвижные игры имеют огромное значение для физического развития и здоровья детей.

2.Основной этап.

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности

по направлениям проекта.

Технологическая карта проекта

Образовательная область

Содержание дисциплин

Социально-коммуникативное развитие

Дидактическая игра «Угадай подвижную игру по картинке».

Речевое развитие

Беседа «Юрта – жилище башкирс-кого народа».

Беседа «Тюбетейка – головной убор татар».

Познавательное развитие

Внесение кукол в русском, башкирском и татарском национальном костюмах.

Просмотр видеороликов «Русская народная  подвижная игра «Лапта», «Башкирская народная игра «Юрта», «Татарская подвижная игра «Тюбетейка».

Рассматривание альбома «Народные подвижные игры».

Физическое развитие

Разучивание и проведение подвижных народных игр.

Художественно-эстетическое развитие

Пластилинография «Тюбетейка».

Рисование «Юрта».

Слушание национальной музыки.

Сотрудничество с родителями:

- консультация для родителей «В подвижные игры играем – здоровье укрепляем»;

- оформление папки-передвижки по теме проекта;

- организация выставки детских работ.

3.Заключительный этап.

На этом этапе проводится обобщение  результатов работы: итоговое  развлечение детей совместно с родителями «Народные подвижные игры» и чаепитие с пирогом дружбы.

Заключение

Работая над проектом, я видела заинтересованность детей. Дети с удовольствием рассматривали альбом, смотрели видеоролики, лепили, рисовали, познакомились и разучили  подвижные игры трёх национальностей нашего региона. Пришли к выводу, что народные игры не менее увлекательны. Игры каждого народа имеют национальные атрибуты, сопровождаются национальной мелодией.

Родители были вовлечены в проект и также с удовольствием приняли участие в нём.  Итогом работы было совместное развлечение детей и родителей. Поблагодарили, высказали свои положительные отзывы.

Работа была организована таким образом, что каждый ребёнок и родитель активно принимал участие.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Он также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.

Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду.

В перспективе продолжить работу над циклом проектов «Национальность дружбе не помеха».

Литература:

  • Башкирские народные детские игры (на русском и башкирском языках). Книга первая.- Изд. 2-е, с изм.- Уфа: Китап, 2002.
  • Иванчикова Р. Народные игры с детьми//Дошкольное воспитание 2005 №4.
  • Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Айрис-пресс, 2003.
  • Картотека «Башкирские подвижные игры»

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Российская семья    

Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!

                         В.Степанов

Лучшее богатство

По-разному люди в стране нашей жили,

Но верой и правдой Отчизне служили.

Дороже любого другого богатства

Ценились всегда у нас скромность и братство.

Есть слово такое хорошее – «наш».

И пусть ты татарин, якут иль чуваш,

Родился ли русским, мордвой, осетином,

Будь Родине добрым и любящим сыном.

                                  О. Александрова

Анкета для родителей по теме «Народные детские подвижные игры»

Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы. Заранее благодарны Вам за участие!

Часто ли совершаете прогулки в выходные дни?__________________

Выйдя с ребенком на прогулку, Вы идете…

а) В лес

б) Во двор

в) В магазин

г) На спортивную игровую площадку

Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?

а) Подвижные игры

б) Настольные игры

в) Сюжетно-ролевые игры

г) Другие (Какие?)_______________________________________________

______________________________________________________________

Какое спортивное оборудование имеется у вас дома?______________

____________________________________________________________

В какие подвижные игры Вы играли в детстве?___________________

_____________________________________________________________

Как Вы понимаете, что такое народные игры?____________________

__________________________________________________________________

Перечислите, какие народные игры Вы знаете____________________________

__________________________________________________________________

Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? ______

 Как Вы думаете, какое значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей?________________________ __________________________________________________________

Беседа «Юрта – жилище башкирского народа»

- Юрта сделана из живых материалов: шерсти, дерева и кожи. Нижняя часть – решетка, слегка скреплена в перекрестках ремнями так, чтобы было удобно складывать, когда нужно вести юрту; и раздвигать когда юрту ставят. Деревяный круг, служит в юрте отверстием для прохода дыма и света и закидывалась отдельной верхней кашмой. Важнейшим элементом башкирской юрты была зановесь (шаршау, которая разделяла жилище на 2 неравные части. Правая от двери, меньшая была женская (спальня, там хранились предметы хозяйственной необходимости, одежда, припасы. Левая большая предназначена для мужчин была гостевая. Башкирский народ использовал для украшения своего жилища вышитые ковры, вышитые полотенца, праздничную одежду, украшения, охотничьи принадлежности, конскую упряжь и оружие.

Беседа «Тюбетейка – головной убор татар»

У каждого народа свой национальный костюм, мы с вами попозже узнаем, как называется части костюма, и подробно поговорим. Сегодня для вас я принесла в группу, татарский головной убор мужчины, называется он, тюбетейка.

Воспитатель: Повторяем вместе со мной – тюбетейка.

Воспитатель: Вы знаете, она бывает разного цвета, на рисунке она представлена черно – зеленого цвета, а в руках у меня, какого цвета?

Дети: Белого цвета.

Воспитатель: Верно, белого.

Воспитатель: Что мы видим не ней, если внимательно посмотреть?

Дети: Узоры.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел: «Лепка»

Тема: «Украшение татарской тюбетейки»

Возрастная группа: старшая  логопедическая

Выполнил:

Воспитатель

Хакимова З.Р.

Имеющаяся категория: первая

Стаж работы: 19 л

Туймазы 2018 г.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Цели: 

- Закрепить знания ранее полученного материала: основные составляющие национального костюма.

- Познакомить детей с татарским орнаментом.

- Учить закрашивать декоративный узор способом пластилинографии.

- Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.

- Воспитывать любовь к народному искусству.

Предварительная работа: чтение татарской сказки "Шурапе", рассматривание татарского орнамента, беседы.

Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик Ринат и Шурале), магнитофон, диски с татарской национальной музыкой,  тюбетейки из бумаги с нарисованным орнаметном.

Содержание организованной деятельности детей

 I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! У нас сегодня снова гости - кукла Ринат. Давайте улыбкой поприветствуем нашего гостя. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашему гостю. Пусть от этой улыбки вам всем станет хорошо.

(Стук в дверь.)

  • Здравствуйте, ребята!(входит Шурале).
  • Ребята, кто пришел к нам в гости?
  • Шурале.
  • Правильно, это Шурале!
  • А где мы его встречали?
  • В сказке.
  • В какой сказке?
  • В татарской сказке " Шурале".

Шурале: Странное дело, а может быть нет. Живу я в лесу уже тысячу лет Свой дом берегу и лес сторожу Тихо ступаю и неслышно хожу! Я - Шурале! Имя мое очень нравится мне! Хоть и грозен мой вид, Я о том не грущу Кто со злом в лес придет, Тех я в лес не пущу.

11. Дидактическая игра «Узнай костюм»

  • Посмотрите, что у Шурале в руках.(два конверта)
  • Покажи нам, Шурале, очень просим!

-Я вижу здесь много картинок, на которых изображены красивые вещи.

-Что это?

-        Рубаха, камзол, шаровары.

- Что вы знаете о них?

-        У женщин - камзол из бархата, рубаха из парчи. Вся одежда из ярких, дорогих тканей.

-Что это?

- Это обувь- ичиги.

-Ее шили из кожи, и узоры вышивали цветными нитками, мужские ичиги

шились из черной кожи. А женская обувь была многоцветной и узорной.

 -Что это?

-Тюбетейка - это мужской головной убор, ее вышивали золотыми нитками и бисером.

-Что это?

-Калфак - женский головной убор, его украшали золотыми нитками и бисером.

- Ребята, вы назвали элементы костюма какой национальности? Это элементы татарского национального костюма.

III. Знакомство с татарским народным орнаментом

  • Покажи нам, Шурале, что в другом конверте?
  • Ребята, да это же тюбетейки! А на них узоры.

-Хотите узнать, что это за узоры? А на этот вопрос нам ответит Шурале, ведь это он нарисовал эти элементы. Расскажи, пожалуйста, нам очень интересно!

Рассказ Шурале:

  • Ребята, так как я герой татарской сказки, и поэтому очень люблю искусство татар. Это - рисунки, в которых нарисованы узоры, именно из татарского орнамента.
  • Я сегодня расскажу вам о татарском орнаменте. У татарского народа
    существует три вида орнамента:
  1. Цветочно-растительный. В нем встречаются мотивы волнообразных
    побегов (в виде виноградной лозы) цветов тюльпанов, пиона, ромашки, фиалки, трилистника. Таким видом орнаментов украшались занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки, тюбетейки.
  2. Второй вид орнамента - «геометрический» - применялся он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней.
  3. Третий вид - «зооморфный» - среди узоров получили распространение
    изображения соколов, голубей, уток.

-Спасибо, Шурале! Ты много интересного рассказал нам.

 -Ребята, мне пора возвращаться домой в лес. До свидания.

IV. Рассматривание орнамента на тюбетейках

-Ребята, а мы с вами рассмотрим эти красивые узоры. (Вывешиваются две круглые основы тюбетейки)

-Посмотрите на эти два рисунка. Чем они отличаются?

-На одном рисунке нарисован узор, который называется бараний рог, а на втором  - собачий хвост. Как вы думаете, почему эти узоры так называются?

-Скажите, какие цвета используются в татарском орнаменте?

-В татарском орнаменте используются яркие цвета (красный, синий, зеленый, голубой, розовый, оранжевый, желтый).

V.        Физкультминутка.

Если б всё на свете было

Одинакового цвета, (покрутишь головой)

Вас бы это рассердило,

Или радовало это? (покачать головой)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным, (наклоны)

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным! (прыжки па одной ноге)

VI.        Закрашивание техникой пластилинографии орнамента на тюбетейке.

(Работа детей под звуки татарской национальной музыки.)

VII. Итог занятия

-О чем мы сегодня говорили на занятии?

-О татарском костюме и татарском орнаменте, в татарском орнаменте используются яркие цвета, люди используют орнамент для украшения.

-Что мы с вами делали на занятии?

-Украшали  татарскую тюбетейку.

-Давайте посмотрим, у всех ли получились работы?

Ринату очень понравились ваши тюбетейки, и теперь он сможет часто менять

наряды и быть всегда красивым.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 г.Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел: «Рисование»

Тема: «Украшение юрты башкирским орнаментом»

Возрастная группа: старшая  логопедическая

Выполнил:

Воспитатель

Хакимова З.Р.

Имеющаяся категория: первая

Стаж работы: 19 л

Туймазы 2018 г.

Задачи:

1. Познакомить детей с художественным экстерьером юрты (цветовое

решение-серый или белый войлок, шкура; элементы орнамента: прямые линии, кускар).

2. Познакомить детей с устройством юрты (каркас, купол).

3. Познакомить детей с особенностями интерьера (две половины: мужская и женская, спецификой их оформления).

4. Закрепление навыков рисования красками.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель в башкирском народном костюме встречает детей:

-Здравствуйте, дорогие гости! Для встречи с вами я надела праздничный костюм. Это башкирский костюм. А вы знаете, как на уральской земле поселились башкиры? (Дети рассказывают легенду).

-Правильно, ребята. Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте:

"Из синей травы стог поставила, верхушку открытой

оставила","Поперёк палка и вдоль палка, соберёшь-целая охапка"

-Что это? (Юрта). А для чего она нужна была башкирам? (Чтобы в ней

жить). А по-башкирски юрта называется-тирмэ. Давайте внимательно рассмотрим башкирское жилище. Стены юрты состояли из решёток прямоугольной формы. Они скреплялись друг с другом ремешками по кругу.

В верхней части тонкие жерди башкиры стягивали верёвкой. Крыша юрты

была остроконечной или круглой. В центре крыши было круглое отверстие. Как вы думаете, для чего башкиры оставляли отверстие в верхней части купола юрты. (Чтобы свет был). Правильно. Деревянный каркас юрты покрывали войлоком или шкурой.

-А теперь я вас приглашаю войти в юрту. Самым главным местом был очаг. Очаг-это костёр. А для чего он был нужен? (Для тепла, света, приготовления пищи). Правильно. Про очаг народ сложил пословицы:

"Каков очаг, таков огонь". А куда же выходит дым из костра-очага? Конечно

же, в двери и круглое отверстие на верху юрты.

-Ребята, посмотрите, юрту разделяет занавес. По-башкирски она называется

шаршау. Она разделяет юрту на две половины: мужская и женская. На мужской половине, было особое место для гостей. Это самое красочное и почётное место. Там ставили высокую гору разноцветных подушек, на которых сидели гости. На землю клали коврик. Налево от двери развешивали оружие. А как вы думаете, что было на женской половине юрты? Там были: посуда, пищевые припасы, одежда.

-Ребята, посмотрите, юрта украшена башкирскими узорами.

А вы знаете, что они означают?

-Усаживайтесь, гости, на подушки, и послушайте легенду "Письмо сына, который не умел писать".

"Давно это было, люди тогда ещё не умели писать. Жили на Урале башкиры. Пас пастух скот, давно он ушёл из дома. И вот захотел он послать весточку своей матери, которая сильно болела. Он хотел рассказать о себе, как он живёт, хотел пожелать ей здоровья, но не знал, как это сделать. И тогда он придумал нарисовать всё, что хотел сказать. Взял он берёзовую кору и вырезал на ней рисунок и отправил его матери с голубями. Получила мать такое послание, долго смотрела, думала идогадалась. Видит она первый знак, и думает-это похоже на рога животных. Видит второй знак: значит сын её говорит, что пасёт два стада. Видит третий знак и думает-его пастбище находится около леса, потому что это похоже на дерево, которое род ветром склонилось. Смотрит на четвёртый знак-он похож на изгородь, значит, пастбище огорожено от хищников. А пятый знак похож на лучи солнца, значит, погода стоит хорошая. На что же похож шестой знак? (На сердце). Правильно-сын желает матери здоровья, любит её, сердце его заботится о ней. А седьмой знак говорит, что в середине пастбища поставлена юрта-тирмэ".

-Вам понравилась легенда? А сейчас я предлагаю поиграть в башкирскую народную игру. Она называется "Юрта".

Цель игры: развивать ловкость, терпение, находчивость, активный интерес к народным играм.

Правила:

дети становятся у своей «Юрты (3 свернутых платка) по 4 человека. Далее под веселую башкирскую музыку дети водят хоровод вокруг всех трёх платков. Ведущий считает: «Раз, два, три –к своей юрте подходи».

Дети по 4 человека становятся вокруг свернутого платка и водят маленький хоровод.

Ведущий опять считает: «Раз, два, три –свою юрту собери!»

Ребята берут платок за 4 края и поднимают вверх –юрта готова.

-Ребята, вы отдохнули? А теперь я предлагаю вам украсить башкирским

орнаментом юрту. (Кускар). Воспитатель показывает образец рисования кускара. (Звучит спокойная башкирская музыка. Ребята рисуют орнаменты на элементах юрты и приклеивают на приготовленный  шаблон юрты).

-Ребята, у вас получились очень яркие орнаменты.

-Вы хорошо потрудились, и вас, дорогих гостей я хочу угостить башкирскими сладостями-приглашаю в юрту попробовать чак-чак.

Звучит башкирская музыка, дети угощаются чак-чаком.

Консультация для родителей

«В подвижные игры играем – здоровье укрепляем»

«Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей, зависит их Духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский

   Дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, период формирования человеческой личности, когда закладывается основа здоровья. Неоспорим тот факт, что хорошее здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свое значение в последующие годы жизни. В настоящее время дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, задержку возрастного развития. Подвижные игры имеют большое значение в укреплении здоровья дошкольников. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, лазанье, прыжки. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем. Подвижные игры вносят радость в жизнь ребенка и способствуют укреплению организма, приучают к дисциплине, сосредоточению и планомерности действий. В подвижных играх создаются благоприятные условия для проявления творчества, выдумки, фантазии. Подвижные игры способствуют воспитанию двигательных качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.     Ограничение действий правилами, принятыми в подвижной игре, при одновременном увлечении игрой отлично дисциплинирует детей. В настоящее время забота о здоровье, эмоциональном благополучии и всестороннем развитии детей стали занимать приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны активные, здоровые и гармонично развитые личности. Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода – гиподинамии. Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуется, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. Укрепление и оздоровление организма, формирование необходимых навыков, воспитание дружеских взаимоотношений, развитие речи и обогащение словаря – основные воспитательные задачи, которые мы осуществляем при помощи разнообразных подвижных игр.

Уважаемые, родители!

Я предлагаю вашему вниманию подвижные игры, которые будут интересны не только вашим детям, но и вам.

Игра «Поймай мяч».

Цель: развивать у детей ловкость, быстроту реакции.

Ход: участники игры делятся на две команды с равным количеством игроков. Все игроки стают в круг. Водящий, выбранный с помощью считалки, подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают игроки одной команды, то они начинают его перебрасывать друг другу так, чтобы игроки другой команды не смогли его захватить. Бросать мяч можно только руками. Победит та команда, которая дольше всего удержит мяч.

«Игра наоборот».

Цель: развивать ловкость, внимание.

Ход: В этой игре все движения делаются наоборот. Ведущий выходит на середину и становится перед игроками, стоящими в шеренгу. Затем он показывает какое-нибудь движение, а игроки должны показать его наоборот. Например, если ведущий поднял руку, то игроки должны опустить, если он развел ладони, то все должны свести и т. д. Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Игра «Бегает или летает?».

Цель: развивать внимание, умение ловить мяч.

Ход: Участники этой игры встают в круг. Один из игроков подбрасывает мяч в воздух и называет какое-нибудь существо. Если названное существо летающее, игроки должны поймать мяч на лету. Если водящий назвал ползающее или лазающее по земле существо, то игроки должны поймать мяч, отскочивший от земли. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Игра «Воздух, вода, земля, ветер».

Цель: развивать внимание, быстроту реакции.

Ход: играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к кому-либо из играющих, водящий говорит одно из четырех слов и считает до пяти. Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте. Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь: «Огонь!». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

Участие взрослых в подвижных играх приносит двойную пользу: доставляет детям много радости, а родителям дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать ему другом.

Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные. подвижные, игры малой подвижности)

Данный материал содержит разнообразные игры для использования  в работе над проеком  "Огород на окне"....

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...