Главные вкладки

    Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду.
    методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

    Бакулина Майя Владимировна
    Методическая копилка педагога: Развивающие игры в помощь воспитателю для детей 5-6 лет в детском саду. 

     

    Воспитатель – это, несомненно, творческая профессия. Именно воспитатель придумывает идеи для поделок, рисунков, аппликаций, которые потом воплощают в жизнь дети. Творчество воспитателей проявляется и в общении с детьми. Каждый ребенок индивидуален, а это, в свою очередь, требует особого подхода. Чаще всего под контролем воспитателя находится более двадцати детей, при этом все они разные. Однако выдающийся воспитатель всегда найдет тактику общения с каждым из них. Разве это нельзя считать искусством?

    Мы с моей подружкой Томой
    Ходим вместе в детский сад.
    Это вам не то, что дома!
    Это школа малышат!
    Здесь мы делаем зарядку,
    Ложкой правильно едим,
    Приучаемся к порядку!
    Детский сад необходим!
    Учим мы стихи и песни
    В нашей группе дошколят!
    Места нет для нас чудесней!
    Чем любимый детский сад!

    Сегодня в помощь воспитателю создано достаточно много методических пособий, в которых можно попросту раствориться, а нужного и не найти. Чтобы вам не скупать лишние методички и не устраивать у себя дома собрание макулатуры из бесполезных пособий, я спешу поделиться развивающими играми для детей.

    Для детей игра — это и средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности.  В игре дитя живет...» Именно потребность активно действовать побуждает ребенка играть. Часто и от педагогов, и от родителей можно слышать, что в детском саду очень много занятий, и дети не успевают играть. Но, во-первых, абсолютно все занятия с детьми дошкольного возраста должны проводиться в игровой форме, потому что игра — это форма жизни для детей. 

    1.Игра «Закончи предложение».

    Цель: развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.

     Ход игры: детям предложить закончить предложения:

    • Мама положила хлеб... куда? (В хлебницу.)

    • Брат насыпал сахар... куда? (В сахарницу.)

    • Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (В салатницу.)

    • Папа принес конфеты и положил их... куда? (В конфетницу).

    • Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

    • Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

    • Я не хочу спать, потому что... (ещё рано).

    • Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

    • Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

    • Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись от собаки).

    2. Дидактическая игра «Мое тело»

    Цель: закрепить представления детей о частях тела человека

    Оборудование: Зеркало

    Ход игры:

    Воспитатель: Ребята, пожалуйста, подойдите к зеркалу. Каждый из вас видит себя в зеркале каждый день, но как часто мы задумываемся о том, как устроен человек? Давайте немного с вами поиграем и вспомним основные части тела человека. Я буду называть слова, а вы должны будете поменять одну или несколько букв в слове, чтобы у нас получилось название одной из частей тела человека. После того, как вы справитесь с заданием, нам необходимо будет вместе показать эту часть тела. Давайте начнем:

    Соловушка – Головушка (дети гладят голову)

    Бобик – Лобик (указывают на лоб)

    Кокосик – Носик (закрывают глаза и дотрагиваются пальчиком до кончика носа)

    Комочки – Щечки (растирают щеки ладонями)

    Дубы – Зубы (стучат зубами)

    Краски – Глазки (раскрывают пошире глаза, смотрят сколько вокруг красок и цветов)

    Сестрички – Реснички (хлопают ресницами)

    Непослушки – Ушки (дотрагиваются до ушей)

    Индейка – Шейка (вытягивают шею)

    Кузнечики – Плечики (одновременно поднимают-опускают плечи)

    Хватучки – Ручки (обхватывают свое тело руками)

    Мальчики – Пальчики (показывают «фонарики», шевелят пальчиками)

    Уточка – Грудочка (выставляют грудь вперед)

    Бегемот – Живот (выставляют живот вперед)

    Олени – Колени (сгибают ноги в коленях)

    Сапожки – Ножки (поочередно выставляют вперед левый, правый носок, двигая ногой на месте)

    Воспитатель: вот какие молодцы! Теперь мы повторили строение тела человека, и при рассмотрении себя в зеркало будем знать, где какая часть тела.

    3. Игра «Вышли мыши как-то раз».

    Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального заражения. Облегчает включение в деятельность. Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп, громкость).

    Вышли мыши как-то раз

    Посмотреть, который час.

    Раз-два, три-четыре,

    Мыши дернули за гири.

    Вдруг раздался страшный звон –

    Убежали мыши вон.

    Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» можно, например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром темпе.

    4. Игра «Заполни пустые клетки».

    Цели: закреплять представление о геометрических фигурах; развивать умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

    Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветов.

    Описание: играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

    5. Игра «Пресс-конференция».

    Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
    Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например, “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга», «В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “ребенок” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы остальных детей.

    6. Игра «Кто кем был или что чем было».

    Цели: активизировать словарь; расширять знания об окружающем мире.

    Описание: кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.) А лошадь (жеребёнком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т. д.?

    7. Игра «Ау!».

    Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
    Количество играющих: 5-6 человек.
    Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
    Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

     

    8. Игра «Да или Нет».

    Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

    Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

    Осенью цветут цветы?                                       Урожай весь собирают?

    Осенью растут грибы?                                       Птичьи стаи улетают?

    Тучки солнце закрывают?                                 Часто-часто льют дожди?

    Колючий ветер прилетает?                                Достаём ли сапоги?

    Туманы осенью плывут?                                   Солнце светит очень жарко,

    Ну а птицы гнёзда вьют?                                   Можно детям загорать?

    А букашки прилетают?                                      Ну а что же надо делать -

    Звери норки закрывают?                                    Куртки, шапки надевать?

     

    9. Игра «Сочинитель»

    Цели: развитие навыков рифмовки слов, развитие слухового внимания и памяти.

    Описание: Воспитатель читает двустишие с пропущенным последним словом и просит ребенка подобрать слово в рифму.

    Доски на гору везем,

    Будем строить новый… (дом)

                                                 

    Здесь красивое местечко,

    Протекает мимо… (речка)

     

    Шел по лесу шустрый мишка,

    На него свалилась…(шишка)

                                                     

    Как-то вечером две мышки,

    Унесли у Пети…(книжки)

     

    Мама милой дочке Оле

    Суп сварила из (фасоли)

     

    Мы собирали васильки,

    На головах у нас…(венки)

     

    Сшил себе котенок тапки,

    Чтоб зимой не мерзли (лапки)

                                                       

    Говорят, один чудак

    В речке выловил башмак

    Но, зато ему потом

    На крючок попался…(сом)

    10. Игра «Вспомни быстрее».

    Цель: развивать логическое мышление.

    Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

     

     

    11. Игра «Разговор чисел».

    Цель: закреплять прямой и обратный счет.

    Игровой материал и наглядные пособия: карточки с числами.

    Описание: дети-«числа» получают карточки и становятся друг за другом по порядку. «Число 4» говорит «числу 5»: «Я меньше тебя на один». Что же «число 5» ответило «числу 4»? А что сказало «число 6»?

    12. Игра «Как спасти от беды»

    Цель: закрепление знаний детей по ОБЖ; развитие логического мышления.

    Ход игры

    Выслушав задание воспитателя, дети придумывают решение, которое поможет избежать беды. Например, в соответствии с заданием ситуация следующая: «В большом магазине девочка потеряла маму». Ребёнок предлагает выход: «Нужно подойти к продавцу и объяснить, что в магазине находится мама. Надо назвать себя, а также имя и фамилию мамы. Попросить помочь её найти».

    Водитель нарушил правила дорожного движения…

    Вода затопила дороги, люди не могут выйти из домов…

    В детском саду объявили эвакуацию, все дети…

    Мальчик во время игры поранил ногу…

    В квартире начался пожар и папа…

    Когда слышны крики «Спасите, пожар!», нужно…

    Во время новогоднего праздника погас свет…

    В доме нет света, а ребёнок дома один…

     

    Старшим дошкольникам нравятся творческие игры, в которых дети отражают свое понимание окружающего мира. Пяти-, шестилетним детям педагог объясняет правила игры, ставит перед ними определенные задачи, а потом только наблюдает за тем, как играют дети, оказывая им при необходимости помощь. В этой возрастной группе игра становится свободной, самостоятельной деятельностью детей, в которой работают творческое мышление и воображение, развиваются активность и инициативность.

    Игры и упражнения, приведенные выше, помогут вам сделать занятия с дошкольниками интересными и разнообразными.

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка мастер-класса для педагогов . Знакомство детей с профессиями взрослых в детском саду «Все работы хороши!»

    освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя...

    Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

    Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. КартотекаИгры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет...

    Копилка педагога "Как играть с тревожными детьми" Воспитатель МКДОУ ЦРР - детского сада № 10 г. Россоши Черникова Л.П.

    Копилка педагога " Как играть с тревожными детьми"  Если вы заметили что в вашей группе появился тревожный ребёнок воспользуйтесь следующими рекомендациями:1.В любую новую игру вкл...

    Детские, развивающие и обучающие игры на улице, игры для детей в школе и в детском саду

               Подборка 15 детских, развивающих и обучающих игр на улице для детей в школе и в детском саду...

    Консультация для воспитателей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада».

    Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важе...

    Семинар-практикум для педагогов Тема: "Реализация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста, в условиях, детского сада».

    Цель:  развитие интереса у педагогов к планированию образовательного процесса с использованием дифференцированного подхода  в воспитании детей с учетом пола.Задачи:Обратить особое внимание п...