Консультация "Нярн шинж,"
консультация на тему

Балакаева Екатерина Николаевна

Нярн шинж («тонкое соображение») - калмыцкая народная головоломка, имеющая различное воплощение по сложности и материалу изготовления. Суть состоит в том, чтобы освободить планку из двенадцати колец, соединенных кожаным ремешком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24»

«НӘРН ШИНҖ» -

 КАЛМЫЦКАЯ ГОЛОВОЛОМКА

Семинар-практикум для педагогов

Балакаева Е.Н.,

старший воспитатель

Элиста -2016г.

Нярн шинж («тонкое соображение») - калмыцкая народная головоломка, имеющая различное воплощение по сложности и материалу изготовления. Суть состоит в том, чтобы освободить планку из двенадцати колец, соединенных кожаным ремешком.

Мудрая головоломка «Двенадцать роговых колец», которая бытовала у ойратов ещё с древности, помогала им в горе и радости, служила неизменным средством для развития сообразительности и наблюдательности, интеллектуальных способностей человека, со временем забылась.

Ею почти перестали пользоваться, постепенно были утеряны секреты изготовления этой удивительной игры. И только благодаря инициативе энтузиастов, истинных ценителей и хранителей традиций калмыцкого народа, среди которых можно назвать народного поэта Калмыкии Константина Эрендженова, эта остроумная головоломка была бережно сохранена и передана нам, потомкам.

В свою очередь К. Эрендженов благодарит стариков-аксакалов, которые сохранили образцы, учили разгадывать головоломку своих детей, внуков. Эти мудрецы понимали, что, только сохранив свою национальную самобытность, народное творчество, прикладное ремесло, культуру, народ не растворится среди других, не потеряет своё лицо.

Головоломка «Двенадцать роговых колец» уникальна. Научные изыскания показали, что ни одна народность не может похвастать такой замечательной головоломкой, которая заставляет человека «ломать голову» в течение многих часов в поисках решения.

Сейчас, когда остро стоит проблема сохранения и приумножения наследия предков, когда молодежь забывает свои корни, увлечение этой игрой решило бы многие проблемы.

Изготовление  калмыцкой народной игры «Нәрн шинҗ» из шести, семи, восьми и двенадцати колец производится в настоящее время  с использованием современных материалов и инструментов - это древесина, пластик, самоклеющаяся бумага, цветные нити, ремни, пластиковые кольца с украшением резьбой, выжиганием, раскраской фломастером, акриловыми красками и покрытие лаком.

«Нәрн шинҗ» - тонкое умение – головоломки. «Нәрн шинҗ», Төөлгин урлдан» - головоломка. «Гонка колец» или как ее называют «Нәәмн төөлг» «Арвн хойр төөлг» головоломка 12 колец – древняя игра, созданная гением калмыцкого народа. Об истории создания этой замечательной игры говорится в книге «Золотой родник» Констанитин Эрендженова.

«12 роговых колец»

К.Э.Эрендженов «Золотой родник»

С давних пор среди калмыков бытовали различные остроумные игры-головоломки. Кем и когда они были созданы, неизвестно. Они передавались на протяжении веков из поколения в поколение. Головоломками проверялись сообразительность и наблюдательность. Особенно распространенной среди простых людей была головоломка на разгадывание устройства «12 роговых колец». Был и менее сложный вариант этой игры «Восемь роговых колец».

Неграмотные бедные калмыки, пастухи, ходившие целыми днями за стадами, придумывали различные шутки,  и головоломки, чтобы скоротать долгие дни, избавиться от скуки.

Тот, кто придумал эту игру был, конечно, человеком одаренным, наблюдательным и мастером-умельцем. Он, видимо, долго размышлял, делал различные расчеты, чтобы не всякий мог быстро разгадать заложенной в ней хитрое решение. Для создания головоломки он брал различные сложные калмыцкие узлы – двойные и тройные, скрученные узлы, петли и сплетения петель. Разложив все это около себя, рассматривал их и думал: что же подойдет лучше?

Ему очень понравился узел с двойной основой. Такой же узел делали калмыки из бараньей кишки. Завязываются подобные узлы сложно, но развязываются (когда догадываешься, как это сделать) легко.

  • Теперь  сколько колец можно соединить этим узлом?  - думал дальше создатель головоломки.
  • Калмыки разводят 4 вида скота, если 4 увеличить вдвое, то получится 8. Можно составить головоломку и из 8 колец, но на ее разгадку не потребуется много времени.

Долго он размышлял, сколько же колец надо соединить и догадался:

  • В году 12 месяцев. Вот их количество мы и используем! Значит надо соединить 12 колец. Если 12 колец 12 раз оплести узлами, то последнее кольцо будет иметь 144 оплетки. Чтобы освободить от узла 1 кольцо, потребуется 144 оборота. И тогда самый остроумный будет ломать голову несколько дней, как освободить от узлов 12 колец! – так решил мастер-мудрец.
  • А где найти нужные кольца? Металлические разыскать нелегко, кроме того, они будут тяжелыми, как железные путы… Из дерева кольца сделать трудно, да и притом они будут хрупкими. Что же делать?

Идет мудрец однажды по степи и вдруг находит в степи прямой коровий рог. Поднимает мудрец этот рог, рассматривает со всех сторон и восклицает:

Если согреть рог на огне или опустить в горячую воду, то он может размягчиться и освободиться от кости!

Что искал, то и нашел! – воскликнул с радостью мастер и отправился в степь на поиски таких же рогов. Нашел несколько штук, принес домой, и, также опустив в горячую воду, освободил от косной ткани и вырезал острым ножом двенадцать одинаковых колец.

Теперь эти кольца необходимо укрепить на деревянном бруске. Брусок можно сделать из осины или березы.

Сделал ровный гладкий брусок длиною около 40 сантиметров, шириною 3 сантиметра и толщиною 2 сантиметра. Просверлил 12 отверстий на одинаковом расстоянии друг от друга и соединил тесемками из кожи: не высохнут, не порвутся – заключил мастер.

Мастер изготовил деревянную планку длиною также примерно 40 сантиметров, с выемкой посередине. Эта планка должна двигаться между кольцами с таким расчетом, чтобы узлы, закрепляющие каждое кольцо, выходили в выем планки. Суть головоломки заключалась в том, чтобы освободить планку от колец. Чтобы сделать это, надо долго думать, производить многочисленные расчеты, гадать. Не всякому удавалось освободить планку даже после длительных раздумий. Так простой калмык придумал сложную головоломку «Двенадцать роговых колец» и назвал ее «Мудрым решением» или «Тонким соображением».

И вскоре игра приобрела популярность среди народа. Во время праздников обязательно проводились конкурсы на решение этой головоломки. Её предлагали и сватам на сватовстве девушки. Если сваты не могли решить головоломку, то им зачастую отказывали и, кроме того, за поражение, в порядке выигрыша, требовали оседлого коня.

Так высоко ценили калмыки эту игру-головоломку, игру тонкого соображения.

У калмыков очень много интересных, занимательных массовых и одиночных игр. Если бы лучшие из них удавалось восстановить и распространить среди современной молодежи – это явилось бы хорошим и полезным делом.

* * *

Сказал мудрец

- Вся жизнь – головоломка.

И знаньями кичись иль не кичись,

Но ты, мой друг,

В «соображенье тонком»

Как следует сначала разберись.

В загадке всякой

Главное есть что-то.

Ты суть её открой, в конце концов,

Чтоб сто сорок четыре оборота

Не тратить вновь на каждое кольцо.

Чтоб не вертеться около и рядом,

Когда к решенью выбираешь путь –

Умом своим и взглядом

Любых вещей таинственную суть.

Не зря народ оставил нам в наследство

Так много игр, влекущих издали:

Играло человеческое детство –

И улетали к звездам корабли.

«Нәрн шинҗ»- древнейшая головоломка всех времен и народов! Она пришла к нам через тысячелетия из седых калмыцких степей.

Она уникальная, удивительная игра! Развивает память, интеллект, логическое мышление. Это лекарство для ума!