Влияние устного народного творчества Южного Урала на развитие речи детей 3-4 лет
статья на тему

Костикова Светлана Николаевна

Уральское устное народное творчество имеет свои особенности, в нем раскрываются быт и национальные традиции проживающих здесь народов. Знание фольклора родного края расширяет кругозор ребенка, укрепляет его связь с родной землей, прививает чувство любви к родному краю и патриотизм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_statya_1_avtosohranennyy.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Костикова Светлана Николаевна,

Воспитатель МБДОУ ДС №366

Влияние устного народного творчества Южного Урала на развитие речи детей 3-4 лет

Нельзя просто повторять фольклор. Фольклор - это кладовая,

из которой нужно брать для сегодняшнего дня.

(Михаил Светлов)

Устное народное творчество, народное искусство слова называется фольклором, за рубежом его называют ещё – народные знания либо народная мудрость. Фольклором называют словесное искусство, которое включает в себя пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и пр.
Произведения устного народного творчества возникли в далёкой древности, но и сегодня мы используем их, зачастую даже не подозревая и не осознавая этого (читаем 
сказки, загадываем загадки, говорим поговорки, поём народные песни, повторяем скороговорки и многое другое).
Народные скороговорки, песни, загадки, сказки, пословицы используют в своей речи взрослые люди и дети, подрастающая молодёжь и люди старческого возраста. Но мало кто явно представляет себе каким образом зарождается, живёт и существует устно-поэтическое народное творчество, и тем более ещё меньшее количество людей отдаёт себе отчет в ценности фольклора и знаком с его историей.

Своё начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник тогда, когда подавляющее большинство человечества ещё не имело письменности. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, высказывали их в устном произведении, после передавали свои знания другим: от отца к сыну, от матери к дочери, т.е. из поколения в поколение. Тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков. 

Изучение детского фольклора меня заинтересовало потому, что захотелось вернуться к истокам, к своим корням, всему, что характеризует самобытность народа. Ведь фольклорное творчество – это и есть история развития народа, изложенная в стихах, песнях, сказках. Южный Урал стал своеобразной «фольклорной копилкой», где хранятся произведения устного народного творчества, созданные в разных уголках России. Именно поэтому фольклор Южного Урала так многообразен и насыщен разными традициями. 

Уральское устное народное творчество имеет свои особенности, в нем раскрываются быт и национальные традиции проживающих здесь народов. Знание фольклора родного края расширяет кругозор ребенка, укрепляет его связь с родной землей, прививает чувство любви к родному краю и патриотизм.

Уральский фольклорист - Павел Петрович Бажов написал множество сказок для детей. К сказам, адресованным непосредственно младшему поколению, традиционно относят «Серебряное копытце», «Огневушку-Поскакушку» и «Голубую змейку». Произведения Бажова для детей написаны очень кратким и доступным языком.

Произведения Бажова очень удобно применять в сказкотерапии, основной задачей которой является формирование у детей положительных ценностей и мотиваций, прочных моральных устоев, развитие у них творческого восприятия мира и хороших интеллектуальных способностей. Яркие образы сказов, простые, душевные, трудолюбивые люди из народа, фантастические персонажи сделают мир ребенка красивым, добрым, необычным и завораживающим.

Самое важное, что нужно вынести из сказок Бажова – это мораль. Ее ребенок обязательно должен усвоить и запомнить, и помощь нас, взрослых, в этом очень необходима. После того как сказка рассказана, с детьми в той же дружелюбной манере нужно провести беседу о главных героях, об их поведении и судьбе. Малыши с удовольствием расскажут о тех персонажах и их поступках, которые им понравились, выскажут свое мнение по поводу отрицательных героев и их поведения. Таким образом, беседа поможет закрепить положительный эффект сказкотерапии, способствуя прочному укоренению полученных знаний и образов в сознании ребенка.

Константин Дмитриевич Ушинский справедливо заметил, что «освоение ребенком языка во всем его богатстве и красочности немыслимо без знакомства с пословицами и поговорками, что обусловлено их формой и содержанием». Первые пословицы и поговорки ребенок слышит в речи взрослых, смысл которых он понимает не сразу. Пословица имеет поучительный смысл. А поговорка – это образное определение какого-либо явления. Смысл тем понятнее, чем нагляднее он выражен. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи.

Целенаправленное и систематическое использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.

В работе с детьми мною используются такие методы как:

  • словесные (беседы, рассказ, чтение, игровые (дидактические и подвижные игры);
  • наглядные (иллюстрации, альбомы, мультимедийные пособия).

Также использую разнообразные формы: образовательная деятельность, досуги, беседы, наблюдения, игры, разучивание стихов, загадок. Провожу дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, индивидуальную работу с детьми.

В течение учебного года в группу периодически поступают новые дети. Для них очень важен период адаптации к новой среде. Вот тут помогает использование разных форм фольклора: стишки, потешки, песенки, прибаутки, пальчиковые игры и др. Ведь ценность фольклора в том, что можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции, симпатию к педагогам и детям, доставить ему радость.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей в нашей группе подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора-это подвижные, дидактические, пальчиковые игры. В книжный уголок мы поместили разнообразную художественную литературу: это большие яркие книги, книги-игрушки, книги малютки; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к разным сказкам и потешкам. Есть в группе пальчиковые театры: «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». В группе есть аудио и видеокассеты со сказками, уголок ряженья. Мной был разработан перспективный план по данной теме.

Таблица 1

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практический выход

Подбор и изучение методической литературы

Сентябрь-май

1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / Н. Зимина // Дошкольное воспитание. — 2005

6.Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. Составитель З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая. Просвещение, 1990г.

 Формирование электронной библиотеки.

Работа с детьми

Сентябрь-октябрь

Знакомство детей с устным народным творчеством через сказки.

Отгадывание загадок.

Чтение сказок П.Бажова «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка».

Досуг «Вечер загадок».

Изготовление дидактических игр «Угадай сказку», «Из какой сказки герой».

Ноябрь

Театрализованная постановка.

«Базар»: Инсценировка произведения В.Н. Кузнецова.

Декабрь

Знакомство детей с устным народным творчеством через дидактические игры. Дидактические игры «Веселые матрешки», «Дымковский узор».

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Картотека дидактических игр по ознакомлению с устным народным творчеством.

Январь-февраль

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Картотека пальчиковых игр. Игра-занятие на основе потешки «Огуречик-огуречик».

Март

Разучивание считалок, скороговорок.

Создание картотек скороговорок на развитие речи, считалок.

Апрель-май

Знакомство с закличками о солнце, о дожде и с колыбельными песнями.

Создание картотеки, исполнение закличек на прогулке.

Заучивание колыбельных песен и исполнение детьми их в сюжетно-ролевых играх.

Проделанная работа дала следующие результаты: речь детей удалось повысить. У детей обогатился и активизировался словарь, улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие, расширились представления детей об окружающей действительности. С уверенностью можно сказать, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Подводя итог своей работы, хочется отметить, что использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников необходимо активно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа: сказки, потешки, считалки, заклички. Мой опыт работы показывает, что фольклор - это уникальное средство для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По устному народному творчеству Южного Урала

Продолжать развивать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.Стимулировать участие детей в исполнении потешки педагогом(договаривание слов, выполнения движений, подражание иг...

Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Родительское собрание на тему: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»...

Родительское собрание «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....

Родительское собрание в младшей группе «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Повестка посиделок:1. Раскрыть значение фольклора в развитии речи детей2. Проведение викторины «Фольклор – языковая сокровищница».3. Разговор о разном...

Мастер-класс с родителями по теме: «Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»

Мастер-класс с родителями по теме:«Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей»Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: посл...

Мастер-класс с родителями по теме Значение устного народного творчества в воспитании и развитии речи детей

Цель: Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, , потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....