Беседа о избе и предметах быта
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Сороковых Татьяна Валерьевна

А как ещё можно назвать избу? (сруб). А почему? (Потому что её срубили топором). Посмотрите, какие раньше делали избы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Беседа45.6 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА О ИЗБЕ,

А как ещё можно назвать избу? (сруб). А почему? (Потому что её срубили топором). Посмотрите, какие раньше делали избы.ословица напои коня

Я знаю, что вы знаете много сказок, в которых говориться про дом, жилище- избу (Теремок, Сказка о рыбаке и рыбки, Заюшкина избушка, три медведя, три поросёнка, Гуси-лебеди).

 «Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (лиственница)

  • Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

  • В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
  • Ребята, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

  • Послушайте ещё одну  мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

(Если дети затрудняются ответить, загадываю вторую загадку).

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

  • Правильно, ребята. Это русская Печь, сердце дома.  Из чего  делали печь?
  • Правильно, из кирпича. Потом обмазывали глиной. Для чего нужна печь?

(Обобщаю, дополняю ответы детей).

  • Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали (показываю рукой лежанку печки) младшие детки и старики, сушили одежду, ягоды, грибы, целебные травы и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.
  • Что же готовили в русской печи?
  • Правильно, в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

 Обратите внимание, что стоит в печи (чугунок), а у печи? (Кочерга, ухват).

(Показываю детям чугунок) Как вы думаете, зачем нужен чугунок?

Ответы детей.

  • В чугунке варили кашу и щи.

В печке горячо, руками чугун не поставишь. И для этого предназначен ухват (показываю, как ухватом ставить чугунок в печь).

Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете?

Ответы детей.

  • Правильно ребята,  в старину, (обобщаю, дополняю ответы детей)  семьи были большие, по пять, по семь, даже по двенадцать детей. Рассаживались они за стол на лавки. Потому и были столы и лавки  длинными. На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало.

В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы.

  • Ребята, почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, плели лапти, девицы вышивали, шили одежду(показываю предметы детям). Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

А вот на крюке, забитом в потолок, висит колыбелька для самого маленького в семье (показываю колыбельку (люлька, зыбка)).

  • Сядет мамочка рядышком и поет своему сыночку или доченьке  песенку колыбельную (пою колыбельную песенку)

Баю-баю, баю-бай,

 Спи мой сладкий засыпай,

 Гуленьки-гуленьки,

Сели к сыну в люленьку,

Стали люленьку качать,

Стал сыночек засыпать.

  • А давайте вместе споем, только тихонечко, не громко. (Хозяюшка поет вместе с детьми колыбельную).
  • Вот и уснуло наше дитя.

Ребята, я хочу загадать вам еще одну загадку:

«Прячет бабушка в нем вещи 

сапоги, кафтан, сюртук.  

Вы мне дружно все скажите,  

Этот шкаф зовут … (сундук)»

Ответы детей.

Правильно, ребятушки, это сундук. Смотрите сколько добра в сундуке, сколько много разных интересных вещей: это - рушник,  полотенцем вы теперь называете. В сундуке у меня  и одежда вся хранится.  

(Достаю из сундука женскую народную одежду).

  • основной одеждой для женщин были сарафан и сорочка – рубаха- станушка,   (Обобщаю, дополняю ответы детей).
  • Головной убор девушки: повязка, твердая спереди, она называется «краса». Украшали повязку: бисером, цветными стеклами, бусинками, золотой нитью. Женщины-мамы: голову прикрывали вышитыми платками или головным убором, который называется – кичка (показываю головные  уборы).

 (Достаю из сундука мужской костюм).

  • Ребята это у нас мужской костюм. Основой мужского костюма так же была рубаха. Это рубаха-косоворотка. Кто из вас догадался, почему она так называется?

Ответы детей.

  • Она так называется потому, что разрез ворота находится не по середине, а на боку (косо) (показываю детям). От этого и название такое.
  • Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки и нешироких штанов – портов (от слова «портки»). Рубаху подпоясывали  длинным поясом – кушаком.
  • Что за обувь тогда носили?

Ответы детей.

  • Правильно, широко распространены были – ичиги.

                                            Убранство в семейской избе

Русская печь

«Когда в печи жарко – тогда и варко» — как устроена русская печь»

Уже в давние времена появилась и прочно вошла в быт так называемая «русская печь». Хорошая печь – гордость хозяина., святая святых дома. Огонь горевший в печи, давал свет и тепло, на нём готовили пищу. Это уникальное сооружение играло роль своего рода жизненного центра семьи. Русские печи всегда ставили на «опечке». Это небольшой сруб в три – четыре венца из круглых брёвен. Поверх него устраивали горизонтальный «накат», который засыпали песком и мазали толстым слоем глины. Эта глина служила «подом» для печи. В «подпечье» хранили ухват, кочергу, совок, считалось, что там же живёт домовой. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной, она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

    Внутреннее пространство печи – «топка», «горнило» – делали большим: со сводчатым потолком и плоским дном – «подом». Прямоугольное отверстие в передней части горнила — «чело», «устье» — плотно закрывали большой «заслонкой», во избежание потери тепла. Перед устьем устраивали площадку — широкую доску — «шесток», на неё ставилась утварь, чтобы ухватом задвинуть её в печь.

В избе возле двери располагалась печь, устьем обращённая к окнам передней стены. Около неё на стене висела корзинка для хранения ложек. Можно было обойтись без кровати или шкафа, но без печки не обойтись было никак нельзя. Про неё в народе говорили: «печка кормит, печка греет, печка – мать родная».   Рядом с печью  строился голбец, в котором хранили домашнюю утварь.

Ухват , кочерга

В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». В старину печная кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего пищу и тепло, без которого невозможно семейное благополучие. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть в глубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит все та же кочерга.

«Ухватом» вносили в русскую печь чугунки (от полутора до десяти литров). Прежде чем отправить чугунок в печь, его ставили на шесток около устья и подводили под его тулово рога ухвата. Рядом с чугунком под рукоятку ухвата подкладывали подходящего размера каток . Нажав на конец рукоятки, чугунок слегка приподнимали и, опираясь ухватом на каток, вкатывали в печь и ставили в намеченном месте пода. Без сноровки это сделать было непросто. Ухваты, как и горшки, были разных размеров, поэтому их много стояло у печи, их берегли и они долго служили людям.

ПОМЕЛО. 

В Благовещенье между заутреней и обедней хозяйке предписывалось согнать помелом кур с насеста, тогда к Пасхе они будут хорошо нестись, В Великий четверг принято было делать новое помело (оно, по народным представлениям, обновляло печь, охраняло ее от разрушения), за ветками для его изготовления ходили с песнями в лес.

Хлебная лопата

В старые годы, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную «лопату» на длинном черенке. Лопатой, сделанной из доски, сажали в печь хлеб. Хлебная лопата тоже требовала почтительного к себе отношения. Её ставили только ручкой вниз.

Лавка - коник

Коником называли мужскую лавку. Она была короткая.  Коник располагался в жилой части избы, около дверей. Он считался "мужской" лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Здесь они занимались мелким ремеслом: плели лапти, корзины, ремонтировали упряжь и т.п. Под коником находились и инструменты, необходимые для этих работ. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали - на лавку или на скамью.

Бабий кут (куть)

Часть избы от устья до противоположной стены, пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому  всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины . Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым. Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.

Стол

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели. В избе подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте - в красном углу, в котором находились иконы.  Стол всегда располагался вдоль половиц, то есть более узкой стороной к фасадной стене избы. Любое выдвижения стола может быть связано лишь с обрядовой или кризисной ситуацией. Исключительная роль стола была выражена практически во всех обрядах, одним из элементов которых являлась трапеза. С особенной яркостью она проявлялась в свадебном обряде, в котором практически каждый этап завершался застольем. Стол осмыслялся в народном сознании как "Божья ладонь", дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное, время на столе могли находится лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью. В сфере традиционных норм поведения стол всегда был местом, где происходило единение людей: человек, которого приглашали отобедать за хозяйским столом, воспринимался как "свой". Покрывался стол скатертью. В  избе скатерти изготавливали из домотканины . Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

Красный угол.

Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи.  Печь находилась в глубине избы, по диагонали от красного угла. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще "святым". В красном углу кроме божницы находится стол, его ставят в простенке между окнами - против угла печи. В красном углу подле стола стыкаются две лавки. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы.

Лавка

Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать - топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в избу, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов: они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению. В похоронной обрядности покойного клали на лавку, но не на любую, а на расположенную вдоль половиц.Долгая лавка - лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье. На долгую лавку, расположенную всегда вдоль половиц, клали покойников. Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины. Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб. Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю. Лавка судная - лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней стене дома.

Люлька( зыбка)

Легкая зыбка (кузовок), сплетенная из сосновых дранок, подвешиваласьна крюк к матице . В матицу (верхний брус избы) вбивали железное кольцо и вдергивали в него веревку.

Возможно, качание в колыбели со дня рождения с последующим качанием на качелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян редко страдали от морской болезни. Иногда колыбель была в форме пяльцев, обшитых холстом и привешенных за углы на веревках.

На Руси верили, что детишки, смеющиеся во сне,  видят волшебные райские сады, светлые и благоухающие. Так колыбели и украшали: на боках “райские” деревца, царских птичек, лазоревые цветочки… В головной части изображали красно солнышко в лучах, а в ногах — ясен месяц о звездах. У подножья еще обязательно крест делали. Такую колыбель передавали изпоколение в поколение и много малышей вырастало в одной люльке.

Чаще колыбель делал сам хозяин. Мама мужа говорит, что ее отец делал зыбку из березовых жердей. Пусть не такая красивая она была, но денег не стоила, да и тепло родной руки хранила. Из четырех точеных палочек сбивалась квадратная рамочка, не более аршина в длину. Потом на рамочку навертывалась крепкая тряпка — полотно. Натягивали его слабо, с углублением. После хозяйка зашивала его кругом. Иногда на дно укладывали досочку, туда же клали сено и пеленочкой застилали. Шилась маленькая перьевая подушечка; когда перо сбивалось, его меняли. Одеяльцем служила простая самотканая ткань, или оно сшивалось из ситцевых разноцветных лоскутков.

Существовали разные приметы и заговоры:

Если ребеночек плаксивый был, с ним рядом в колыбельку клали полено и говорили: “Расти, детонька, спокойный, как это полено!” А на вечерней зоре отец или дед выносил капризника на крыльцо и просил: “Заря-заяница, красная девица, возьми бессонницу-неугомонницу, а дай нам сон-упокой!” Или бабушка золы в печке на палец возьмет и на лбу малыша заметинки крестом делает, и при этом уговаривает: “Спи, внучек, не плачь, я испеку тебе калач! Спи-ка не реви, я испеку тебе три! Семечком помажу. А тебе его не покажу. Будь умничкой, засыпай и не плачь…” Ребенка до года чужим вообще не было принято показывать, а потому люльку покрывали ситцевым или холщовым пологом.

До какого возраста спал малыш в колыбельке?

В одной местности, как только ребенка отнимали от груди (или рождался его братик или сестричка), кончался его “колыбельный век”: клали его на общую кроватку. В крестьянских избах отдельных детских кроваток не было — спали детишки вместе, рядышком, на полатях. Так что зыбка качала маленького человечка в среднем 2-3 года.

Рубель

Вот рубель - в названье чуден, 
В примененье лёгок он. 
Гладил с легкостью лён, 
Из дерева рублен.

Но непосредственными предшественниками утюга были, наверно, рубель с вальком и сковорода с горячими углями. Вальком называлась круглая толстая палка, на которую наматывали сухое белье или одежду, а затем прокатывали ее рубелем – рифленой с одной стороны доской с ручкой на конце. Пока ткань для одежды делали вручную, она была так груба, что ее нужно было не столько разглаживать, сколько размягчать. Рубель с вальком, а также сковородка с горячими углями с этой задачей справлялись хорошо. С появлением более тонких тканей возникла необходимость тщательно их разглаживать. Наверно это и послужило толчком к изобретению утюга.

Рубе́ль (ребрак, пральник) — предмет домашнего быта, который в старину  женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица «Не мытьём, а катаньем ». Использовался он как минимум до середины прошлого века.

Рубель представлял собой пластину из древесины твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании. Издавался звук аналогичный звуку детской погремушки.

Рубель использовали также в качестве музыкального инструмента. В отличие от бытовых рубелей, музыкальные в одной из боковых торцевых сторон имели высверленную резонаторную полость (не сквозную). Кроме того, музыкальный рубель менее длинный, а рубцы его имеют более острые грани.

При игре рубель держат одной рукой за ручку, а другой водят взад-вперёд по его рубцам деревянной ложкой или палочкой. Получается характерный «трещащий» звук.

Угольный утюг

Много лет назад, когда еще не было электрических утюгов, люди пользовались угольными утюгами, так как утюг в быту человека вещь не заменимая. Когда - то бабушка гладила им вещи для своей семьи. Управляться с ним было не просто ввиду его тяжелого веса.

История появления угольного утюга и других приспособлений для глажки белья ищет свое начало в IX веке. Достоверных сведений о точном времени появления первого утюга и его изобретателе история не сохранила. В далеком прошлом люди придумывали различные способы, чтобы вещи после стирки не были мятыми. Один из таких способов состоял в том, что мокрую ткань растягивали и таком виде оставляли сушиться.

Самым популярным долгое время был жаровой, или как его называли у нас, духовой утюг. Он имел тяжелый железный корпус и откидывающуюся крышку для загрузки угля. В крышке были вырезы для вытяжки воздуха, а в корпусе – отверстия для поддува. В эти отверстия нужно было время от времени дуть, чтобы затухающие угли вновь разгорелись. Деревянную ручку укрепляли на крышке на высоких стойках. Саму ручку делали гладкой, а иногда фигурной, чтобы рука гладильщицы не соскальзывала. Боковые поверхности утюгов часто украшали узорами.

Одна бабушка рассказывала: «Не хотелось мне замуж идти в чужую деревню, а мать уговаривала: «Иди дочка, в том доме есть угольный утюг!» Вроде как «Мерседес» последней модели. Этот явный знак достатка и благополучия ставили на видное место рядом с самоваром, чтобы все смотрели и завидовали. А еще одна старушка говорила, что в большом селе в 40 дворов угольный утюг был лишь в одном доме. Угольный утюг сложнее в изготовлении и дороже чугунной отливки. Обращаться с угольным утюгом нужно было очень аккуратно. Открыть крышку, совочком ссыпать в нутро угли, закрыть крышку и при этом не посадить ни пятнышка сажи на одежду.

Керосиновая лампа

Керосиновая лампа — светильник на основе сгорания керосина. Сверху горелки устанавливается ламповое стекло —для обеспечения тяги, а также для защиты пламени от ветра. 

Сундук
«Сундук» – этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых досок с крышкой на петлях, закрывающийся на замок. В нём  люди хранили одежду и ценные вещи. Различные сундучные изделия на протяжении веков составляли важную часть интерьера  изб, его выставляли на видное место свидетельствуя о богатстве семьи. Сундуки в которых хранили приданное невесты зачастую были очень больших размеров и вносились в дом только единожды — при его строительстве. Когда рождалась девочка, ей тут же начинали готовить приданое – это называлось «нагнетать сундуки». Приданое было залогом успешного брака. После замужества девушка оставляла родной дом и забирала с собой сундуки с приданым: подушки, перины, одеяла, полотенца (изготовленные самой невестой), одежду, домашнюю утварь, украшения. Во многих избах сундуки разного размера выставляли в виде горки, т.е. ставили один на другой, иногда их численность достигала потолка. Сундуки использовались не только для хранения добра, но и служили подставкой под подушку, скамьёй, а иногда и местом для дневного послеобеденного сна. Обычно их оковывали для прочности полосами железа.

История избы

Деревянные семейские дома строят мастера - плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли – изба.

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома - «сруб». Для жилых помещений пазы делались глубже. Между бревнами прокладывали слой мха, причём чем больше был паз верхнего бревна, тем больше мха закладывалось в него, следовательно, больше тепла удерживалось в избе.

Первоначально избы рубили топором, использовались также поперечные и продольные пилы. Внутренние стены чисто обтесывались, углы делались круглыми, для пола использовались толстые бревна, которые раскалывались на две половины и гладко отесывались топором с плоской стороны. Крыши крыли тесом и «дором» (драными досками).

Примерно в середине XIX столетия было освоено драньё досок, что намного облегчило труд строителей. Способ приготовления «дора» заключался в следующем. Ровное бревно раскалывали на четыре части и затем каждую часть при помощи железного крюка и специальной деревянной ручки раздирали на доски, между которыми по мере раскалывания передвигали деревянный каток.

Как строили избу?

При постройке избы копали яму, в которую на 20 – 25 сантиметров углубляли сруб. Песком для тепла и сухости – засыпали завалинки. Для предохранения сруба от загнивания его иногда ставили на валуны или пеньки с отрубленными корнями или на обрезки толстых брёвен, откуда и появилось выражение «избушка на курьях ножках». Такой оригинальный вид фундамента применялся в строительстве очень долго. Сначала делали четырёхугольный венец (периметр строения) – четырёхугольник из горизонтально уложенных и притесанных друг к другу брёвен.

Избы были четырёх стенные и пятистенные. Четырехстенная изба делалась на высокой подклети, покрывалась тесовой двускатной крышей; в ней ставилась русская печь устьем к передним окнам.

«Пятистенка» отличалась от «четырехстенки» тем, что была разделена капитальной бревенчатой стенкой на две половины. Пятистенки имеют поперечную рубленую стенку, членящую внутреннее помещение на две равные или неравные части: избу и сени.

   В одной половине устраивается кухня с большой русской печью, а в другой — чистое помещение — горница, не предназначенная для постоянного жилья.

  5-  стенная изба с 4 - скатной  крышей

Связь шестистенной избы.

 Соединение двух жилых помещений теплыми сенями удовлетворяло бытовым потребностям сельского жителя. К имеющейся уже клети сельскому хозяину было нетрудно прирубить еще одну клеть на некотором расстоянии, необходимом для устройства сеней связи.

Архитектурное сооружение.

Семейская изба - замечательное архитектурное сооружение. Крестьяне старались строить не только прочно, но и красиво. Здесь представлена передняя часть избы, её лицо. На крыше красуется вырезанный из дерева конь-охлупень, он словно охраняет дом, несёт в него красоту, мир, достаток. Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные доски. Они называются причёлины, от слова "чело" - лоб.

От причелин и конька спускаются резные полотенца. Резьба на них изображает знаки солнца, земли, воды.

Крыши у домов делали двух разных видов: двускатные (похожие на шалаши) ичетырехскатные (как пирамиды). А на крыше избы всегда помещали конек. Конек считался и украшением, и оберегом дома.

Окна.

Фасад – лицо избы, окна – ёё глаза.Окна со ставнями и наличниками напоминают глаза избы. Действительно, утром окна блестят открытыми глазами, смотрят на всё происходящее вокруг, а на ночь их закрывают ставнями, и изба погружается в сон.

Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.

Верхняя часть наличника семейские называли «кудрями».Лобовая доска над наличниками - резная, украшена тонким узором, словно кружевная лента украшает лоб красавицы.Тёплый цвет дерева, стен избы, ажурные украшения - всё говорит о том, как красива семейская изба, мир человека, его малая вселенная.

Крыльцо всегда строили с навесом, чтобы было на нем чисто да сухо в любое время года. А вот навесы по форме могли быть разные: односкатные – с одним резным столбиком,двускатные или  полукруглые с двумя резными столбиками и

небольшими перилами.

В крестьянскую усадьбу входили, как правило, теплый и просторный жилой дом, казенка и крепкие наземные помещения для скота, прочный амбар для хранения зерна, погреба с надстройкой для хранения скоропортящихся продуктов в летнее время, небольшая баня.

Под одной крышей были собраны и жилая изба и хлев для скотины и кладовая

Ворота «кабанчиком» в среде староверов  свидетельствуют о зажиточности хозяев.

Дворы делились на две-три части. На переднем дворе находились амбар, погребица с холодным глубоким погребом, где хранились летом скоропортящиеся продукты: молоко, мясо, сало, ягоды, варенья, соленья, приготавливать которые  семейские женщины были большие мастерицы.  Тут же под навесом стояли телеги.

Задний двор был предназначен для скота: лошадей, овец, коров и свиней. Скотский двор иногда был крытым, разные животные были отгорожены друг от друга изгородями. Тут же были расположены хлев для свиней, стайка для коров и овчарни для овец.В хлев клались «мерлоги», то есть кучи соломы, в которую зарывались свиньи. В стойле были «комяги» – большие долбленые колоды наподобие корыта, в которых кормили и поили скот.

На третьем дворе были расположены сеновал, хозяйственный инвентарь, ступка для толчения конопляного семени, мялки для конопли. Иногда там строили баню, топящуюся «по-черному», то есть с каменкой, не имеющей трубы для выхода дыма, весь дым выходил через отверстие в потолке, отчего потолок и стены были покрыты толстым слоем сажи. Белые бани появились позже.

Иногда усадьбу огораживали стоячим остроконечным бревенчатым тыном – наиболее древним видом ограждения. Особенность его заключалась в следующем: глубоко вкопанные столбы соединялись скрытыми внутри горизонтальными брусьями, пропущенными через сквозные долбленые отверстия в бревнах. Прочность такого тына и трудность его преодоления обеспечивали ему столь долгую жизнь.

На гумне почти у каждого хозяина был свой колодец с журавцем на высоких, обычно двух столбах. К журавцу была прикреплена цепня (длинный шест), к которой привязывалась бадья (деревянное окованное ведро). На гумне недалеко от колодца находились огороды с широкими грядами, на которых выращивали капусту, брюкву, морковь, лук, чеснок, горох, укроп, в парниках – огурцы, сеяли множество цветов (мяту, мак, ромашку, гвоздику и другие).За огородом располагались телятники выгон для телят с поливом из канав                      

В народе говорили, что избу не строили ,  а «рубили» .

   Потому, что основным  инструментом плотника  был топор.

    Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с брёвен

   кору. Им же вырубали в брёвнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу.

 

Из обработанных  бревен складывали стены дома - «сруб».

Между  бревнами укладывали мох для утепления

Избы были четырёхстенные и пятистенные.  Четырехстенная изба делалась на высокой подклети, покрывалась тесовой двускатной крышей; в ней ставилась русская печь устьем к передним окнам.

«Пятистенка» отличалась от «четырехстенки» тем, что была разделена капитальной бревенчатой стенкой на две половины. Пятистенки имеют поперечную рубленую стенку, членящую внутреннее помещение на две равные или неравные части.

   В одной половине устраивается кухня с большой русской печью, а в другой — чистое помещение — горница, не предназначенная для постоянного жилья.

Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило.  Окна украшали резными наличниками.

Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали.

         Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе.

            Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей.

            Ставни также украшали резными узорами.

  Не бравшись за топор, избы не срубишь.

  Не для лета изба рубится — для зимы.

  Не красна изба углами, красна пирогами.

  Они живут — ни вон, ни в избу.

  Плотник без топора — что изба без угла.

  Хоть в лесной избушке жить, да за милым быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей "Русская изба. Предметы быта"

Данная презентация знакомит детей с устройством русской избы, предметами быта....

"Русская изба. Предметы быта на Руси"

Здесь представлен материал об устройстве русского быта, старинной домашней утвари....

Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»

Цель:— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи...

Презентация для детей по патриотическому воспитанию «Русская изба. Предметы быта» подготовительная группа.

Презентация для детей по патриотическому воспитанию «Русская изба. Предметы быта» подготовительная группа....

Конспект занятия " Знакомство детей с русской избой и предметами быта"

Конспект занятия «Знакомство детей с русской избой и с предметами быта»...

Настольная игра "Русская изба и предметы быта"

Настольная игра "Русская изба и предметы быта" и наглядгное пособие "Предметы русского быта"...

Конспект занятия " Знакомство детей с русской избой и предметами быта"

Конспект занятия "Знакомство детей с русской избой и предметами быта"...