Бурятские игры
методическая разработка на тему

Бальжирова Лариса Валерьевна

Бурятские народные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryatskie_igry.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                     « Улюкчиканский детский сад»

      Бурятские народные игры, их роль в воспитании детей дошкольного возраста.


Огромную роль в воспитании любви к родному краю, в формировании уважения к обычаям и традициям своего народа, в воспитании национального самосознания играют национальные народные игры. Бурятские народные игры самобытны, имеют свои особенности и свою историю, уходящую в седую древность. К самым древним играм можно отнести: 1 «дандаалха»- догоняшки, 2 «хоргодоон» - прятки, 3 «урилдаажа наадаха» - бег наперегонки, 4 « Ээрэмшээхэ» - крутиться вокруг чего - не будь, в данном случае разводить костёр, бегать вокруг него и ловить друг друга.

Многие старые игры пережили своё время, но в наши дни дети по-прежнему любят «прятки», «догоняшки», и другие игры, навсегда вошедшие в  сокровищницу народного творчества.

Но наиболее популярным и распространенным видом массового развлечения всех монголо-язычных племён были игры в «шагай наадан», в переводе «бараньи кости» (лодышки-альчики) или бабки.

Эта игра является отражением основного занятия народа- скотоводства, поэтому альчики (бараньи-кости) означают пять видов животных:

     1 «хонхо» (с выемкой), упавшие вогнутой стороной вверх – козёл (козлик);

     2 «бухэ» (горбатый), упавшие выпуклой стороной вверх – это овца;

     3 «морин» (конь), упавшее на бок ровной стороной, ребром- это лошадка;

     4 «ухэр» (крупный скот), упавшее на бок резной стороной – это бычок;

     5 «тэмээн» - это кости, оказавшиеся в сидячем положении – встали на «дыбы» или берцом – это верблюд.

В старину в бедных бурятских семьях практически не было игрушек, поэтому игры в «шагай» стали самыми доступными для детей. В каждой юрте собирали бараньи кости, раскрашивали их, складывали в кожаный мешочек и хранили для детских игр.

Нужно отметить что бараньи альчики или «шагай» очень удобны в обращении, прочны гигиеничны (можно подвергать санитарной обработке), легко запоминаются, эстетичны (можно раскрасить в отваре древесной коры в коричневый цвет, в луковой кожуре – в  жёлтый цвет, в отваре трав и стеблей – в зелёный цвет), они совершенно безопасны, потому исключают травмы.

В произведениях устного народного творчества (в эпосах, улигерах, бурятских  народных сказках) можно найти описание игр «шагай», которые способствовали совершенствованию у детей физических качеств, двигательных умений и навыков, развитию сенсорных способностей, воспитанию целеустремлённости, чувства, коллективизма, воли к победе.

Игры «шагай» -бабки имеют более десятка разновидностей, известных нам;

1 «Хонхо, бухэ туулга»- собирание костяшек, упавших спиной и на спину;

2 «Таалссалга» отгадывания;

3 «Мори урилдаалган»- «конные скачки»;

4 «Няхалалга» - щелканье;

5 «Хумпараа»- подкидывание тремя костяшками-бабками;

6 «Хорёо барилга» -постройка оград для скота;

7 «Хонгордоолго»- подкидывание;

8 «Табаршаалга»- то слова «табан»- пять, подкидывание и ловля бабок одной рукой на весу;

9 «Шуурэлгэ» -хватание бабок горстью;

10 «Харбалга»- метание бабки (лодышки) в бабу;

11 «Дурбэн бурхэ»- четыре молодца;

12 «Ерхо харбалга»- стрельба из костяной стрелы «ерхо».

Эти игры  увлекательны и полезны стоит того, чтобы её возродили и подарили детям.

Однако анализ игровой деятельности в дошкольных учреждениях  показывает, что наши воспитанники недостаточно знакомы с традиционными бурятскими народными играми.

В игре «таалсалга» в обеих руках у ребёнка по горсточке косточек, дети отгадывают, в какой руке их больше, в какой – меньше. Если ребёнок угадает, то берёт косточки себе. Кто больше соберёт косточек, тот самый внимательный и наблюдательный,

В игре «Хумпараа» - подкидывание трех альчиков (косточек) учим своих воспитанников управлять рукой, координировать движения, развивать глазомер. Это игра является подготовленным этапом к более сложным играм. По правилам игры нужно, чтобы все три косточки упали одинаково, но для детей младшей группы это необязательно, важнее узнать, кто из них упал; козлик или овечка, лошадка или бычок. Но если у кого-то упали все три косточки в одном положении, тот все косточки-бабки (козлят, овечек, лошадок или бычков) забирает себе.

В игре «хорёо барилга» - строительство ограды для скота или других игрушек,  зверят, дети учились ставить предметы рядышком, последовательно  усваивая понятия «широкий», «узкий» «длинный» « короткий», «большой», и «маленький».

В средней и старшей группах это игра усложнялась.  Дети играли в «городьбу» вдвоем, подгруппами или все сразу. Разделив косточки-бабки поровну, дети строили себе городьбу, воображая её загоном для скота. Ставили туда пять косточек бугром вверх- пять овечек, шесть косточек выемкой вверх – шесть козликов. У каждого в  городьбе было  ещё семь лошадей, восемь коров, четыре верблюда. Отдельно дети выделяли пять игровых, раскрашенных косточек. Их подкидывают, смотрят, как они лягут. Соответственно их положению, из городьбы каждого играющего «выгоняют» животных и ставят их к себе в загон. Потом, по очереди, подкидывает другой ребёнок и тоже выигрывает косточки – бабки из чужой городьбы. Выигрывает тот у кого собрался полный двор скота.

Дети с интересом играют в игру « Шагай харбалга» - метание, которая способствует развитию глазомера, остроты зрения, координации движений. Бабки (кости) в этой игре ставятся в два противоположных ряда на расстоянии 40-60 см. Дети играют по двое. Каждый играющий метит косточкой из своей «стены» (конь или скот) в «стену» соперника. Сколько косточек выбьет из «стены» противника, все забирает себе. Если промахнется то, отдает свою косточку – «стрелу» сопернику.

Наиболее любимой у детей стала игра «Шагай няхалалга» (щелканье бабок). В этой игре воспитатель ставит цель: развивать глазомер детей, координацию мелкой моторики,

рук, закреплять счет, воспитывать собранность, внимательность, быстроту реакции.

Для игры используются раскрашенные в разные цвета косточки – бабки. Играют два или несколько детей.  Ребёнок берет в горсть все бабки и бросает их  на пол. Нужно щелкать одинаковые бабки, т.е. «орудие» и «мишень» должны быть одинаково упавшими. Упавшие бабки различают по четырём видам : «Хонхо» - козлик, « Бухэ» - овечка, «Морин» - конь, «Ухэр» - бычок. Таким образом, «хонхо» выбивает « хонхо» (конь- коня и т.д.). При выбивании ребёнку необходимо сосредоточиться, щелкать только с первой попытки и не задевать остальные бабки, кроме «орудия» и «мишени». Если ребёнок попадает в «мишень», то забирает её себе, но при этом решает, какую бабку выгоднее оставить для  дальнейшего «щелканья» - ту, которой целился. Но если ребёнок промахнулся, задел нечаянно бабки, повторил движение при «прищёлкивании» - уступает место другому. Побеждает тот, у кого больше «косточек». Игра близка к спортивным соревнованиям, поэтому очень увлекательна и нравится детям.

Большое место в работе воспитателя с детьми занимают народные подвижные игры, которые физически укрепляют  ребёнка, развивают нравственные чувства, создают определённый духовный настрой, воспитывают характер, волю, вызывает интерес к народному творчеству. Особенно популярными и любимыми стали игры «Шоно Тарбагашааха» (волк и тарбаганы), «Гахай шэдэхэ», (охота на лабанов.), «Шуур шэдэхэ», (кидание шура) и другие.

В игре «Шоно Тарбагашааха» считалкой выбирается «волк», остальные дети – «тарбаганы». Чертится два круга – «норы». «Тарбаганы» перебегают из одной «норы» в другую. «Волк» их ловит. Дети – «тарбаганы» стараются не стать добычей «волка».

Игра «Гахай шэдэхэ» ( охота на кабанов) – очень подвижная и эмоциональная. В этой игре у детей развивается ловкость, быстрота, глазомер. Считалкой выбираются  два «охотника» которые становятся по обе стороны «поляны» (прямоугольник длиной от 3 до 6 метров шириной от 1,5 – до 2 метров). Их «оружие» - мячик. В этой игре дети прыгают, падают, наклоняются, т.е. стараются не стать «добычей охотника». « Охотник» попав мячом в «кабана», забирает его к себе за черту. «Охотники» соревнуется между собой у кого больше «кабанов».

С интересом дети играют в игру «Малгай нюуха» (прятание шапки). Дети садятся в круг, водящий обегает круг, незаметно ложит шапку у кого – ни будь за спиной. Дети стараются не упустить момент, когда водящий уронит шапку. Ребёнок, за спиной которого упала шапка, Должен немедленно  среагировать : подняться, схватить шапку, побежать за водящим, настичь его и задеть шапкой, пока он не сел на его опустевшее место, Иначе он станет «огоньком» - сядет в середину круга и в наказание будет исполнять шуточные номера – «кукарекать», прыгать на одной ноге и т.д. В процессе этой игры у детей развивалась внимательность, быстрота реакции, преодолевалось робость,  стеснительность.

Бурятский народ из поколения в поколение посредствам игры передавал свой фольклор с этой целью использовались старинные игры. «Таабари таалсаха» (загадывания и отгадывание загадок) «Алта нюуха» (прятать золото), «Дуу андалдан» (обмен песнями). Дети играли в игру «Загадывание и отгадывание загадок» На начальном этапе игры загадывала детям на бурятском языке, а дети отгадывали их. Если дети затруднялись, показывала картинки- отгадки.

Дети очень любят играть в игру «Алта нюуха» ( прятать золото) игра побуждает  детей к теплым  дружеским взаимоотношениям, развивает у детей наблюдательность. По считалке выбирается ведущий, ему вручается «золото» ( пуговица обёрнутая фольгой). Дети садятся в ряд, положив руки на коленки, сомкнув их ладошкой. Ведущий должен не заметно положить «золото» кому ни будь в ладошки.  Дети должны внимательно смотрят «за соседями». Если ребёнок заметил, что «золото» положили соседу, должен быть начеку. При слове ведущего «Золото» выходи! Ребёнок должен поймать соседа за руку или за одежду и не дать ему встать со своего места. Иначе «золото» будет обязан спеть или сплясать. Обычно детям хочется, чтобы его поймали, все желают быть артистами. Выступив «золото» становится ведущей, а ведущий садится на его место. Если «золото» затрудняется в исполнении своего номера, то дети помогают всей группой. После каждого выступления дети хлопают в ладоши и благодарят выступающего.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Бурятские мотивы" по ознакомлению детей ДОУ с бурятской культурой

            Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.        ...

Мастер-класс «Активизации методов и приемов по обучению бурятскому языку с использованием бурятского национального костюма»

Социализация детей дошкольного возраста в поликультурной среде через ознакомление с бурятским национальным костюмом....

Папка - передвижка "Бурятские игры"

Папка-передвижка "Бурятские игры"...

Бурятские игры для дошкольников

Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки....

дидактические бурятские игры

дидактические бурятские игры...

Методическая разработка "Пальчиковые игры, физкультурные минутки и подвижные игры в обучении детей дошкольного возраста бурятскому языку"

В детстве игра является важнейшей деятельностью ребенка, которая помогает развивать его воображение, мышление, память, речь. В полюбившихся забавах ребенок испытывает ощущение свободы, он может в моме...

Картотека Бурятские народные игры Чем играли раньше дети?

Раньше у детей не было такого разнообразия игрушек, как теперь. Дети развлекались по-другому: скачки, прыжки, прятки, бабки. Играли тем, что было под рукой: камушки, веточки, самодельные куколки....