Сценарий коми сказки "Мышка на лодочке"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Сценарий  театральной постановки  по мотивам коми сказки "Мышка на лодочке" с участием детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy._komi_narodnaya_skazka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Музыкально -  театрализованная постановка по мотивам  

                                    Коми народной сказки

                           «Шыр  кывто-като».      (Мышка на лодочке).

Цель:           Формирование этнокультурной компетентности дошкольников на основе  знакомства с  коми-фольклором. Формирование активности субъекта, через разнообразные виды музыкальной деятельности на основе фольклора народа коми.

Задачи через интеграцию образовательных областей:

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности - восприятие народной музыки, пение, музицирование  на коми народных  шумовых инструментах.
  • Развивать  чувство ансамбля,  песенные навыки, выразительность   исполнения.
  • Ознакомление с  коми  народной музыкой, с коми  народными инструментами.
  • Развивать  первоначальные навыки  музыкально – инструментальной импровизации.
  • Воспитывать    музыкально-эстетические  чувства.
  • Способствовать  развитию выразительной пластике движений, речи,  эмоциональности через  театрально-художественную  деятельность .
  • Ознакомление детей с устным  фольклором (сказки),  понимание жанровых особенностей произведений.

Социально-коммуникативное  развитие:

  • Приобщать детей к духовной культуре народа коми, к их нравственно-эстетическим   ценностям,   совершенствуя   знания о быте,  костюме, языке, национальных особенностях.
  • Формировать интерес к народному творчеству народа коми, желание изучать культуру коренного народа    Севера;
  • Формировать  патриотические чувства - гордость за историю своей малой родины, ее народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
  • Способствовать  умению понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев.
  • Способствовать   развитию  коммуникативности,

Речевое развитие:

  • Формировать  навыки  выразительной речи.
  • Развивать  навыки  устного общения с взрослыми и детьми на основе освоения

культурных  традиций.

  • Способствовать  практическому  употреблению коми языка через  процесс пения и

театральной постановки.

Музыкально – литературный   материал:

  • Коми народная песня «Шыр кывто-като» обработка П.И. Чисталева.
  • Стихотворение «Шырпи» (Мышонок) В.Лодыгина.

Участники -   Музыкальный руководитель, воспитатель,  дети подготовительной группы

В ролях:          Бабушка(воспитатель),

Дети:                   Внучка, мышка, заяц, лиса, медведь.

Декорации:    Река, лодочка с веслом.

Костюмы:      Мышка, лиса, медведь, заяц, коми  народные костюмы.

Атрибуты:     Коми народные  шумовые инструменты.

Ход представления: Дети с бабушкой под коми народную музыку выходят, приплясывая и играя на инструментах.

Бабушка:       Челядь, косъянныд, мэ тиянлы кывбур висьтала шырпи йылысь?

Перевод с коми языка:   Ребята, хотите,  я вам стихотворение расскажу про мышонка

   Дети:          Косъям, висьтав  -  Хотим, расскажи.

        Бабушка:         Шырпи тодо ассьыс удж  -  Мышонок знает свою работу .

                                  Йиро, ящик: гудж, гудж, гудж  -  Грызет ящик:   гудж, гудж, гудж.

                                  Сэни чоскыд преник эм  -   Там есть вкусный пряник.

                                  Кодос сейо сийо нэм  -  Который ест он всю жизнь

                                  Кылис кысук: гудж, гудж, гудж  -  Услышала кошка:  гудж, гудж, гудж

                                  Сийо тодо ассьыс удж  -  И она знает свою работу.

                                   Пышйы, шырпи, кутас кань  -  Беги, мышонок, поймает кошка

                                   Пышъис шырпи - из кут кань  - Убежал мышонок - не поймала его кошка.

        Дети:            Аттьо, тэныд почо   -  Спасибо тебе, бабушка.

Внучк        а:          А косъян ми тэныд шырпи йылысь сьыланкыв сьылам?

                                 А хочешь,  мы тебе песенку про мышку споем?

Бабушка:         Косъя, сьылой  - Хочу, спойте.

Мышка в лодке гребет веслом.

Девочки: (поют, на  музыкальный  проигрыш играют на инструментах)

                                   Шыр кывто-като  - мышка плывет –качается.

                                   Лыа дорти чепессьо  - вдоль песчанного берега.

                                   Прилук увтi курыштчо  - веслом гребет.

Внучка:          Руч   водча  воис - лиса навстречу.

        Лиса:         Шыро-чойо, мэно бось - мышка-сестричка, и меня возьми.

Мышка:         Ме тэно ог босьт -  я тебя не возьму.

                                Тэнад божыд кузь -  у тебя хвост длинный,

                                Пыжос войтан   -  лодку утопишь.

Лиса:               А мэ бож вылам пукся  - а я на хвост сяду (садится в лодку).

Девочки  поют:      Шыр кывто-като.    

                                  Лыа дорти чепессьо

                                           Прилук увти курыштчо

                                                

             Внучка:        Коч водча воис  -  заяц навстречу.

Заяц:                 Шыро-чойо, мено босьт  - мышка-сестричка, и меня возьми.

Мышка:         Ме тэно ог босьт  -  я тебя не возьму.

                        Тэнад пельыд Кузь  -  у тебя уши длинные,

                        Пыжос войтан   -  лодку утопишь.

 Заяц:         А мэ пельос лапварта   - а я уши заверну (садится в лодку).

Внучка:        Ош водча воис  - медведь навстречу.

Медведь:         Шыро-чойо, мено босьт  - мышка-сестричка, и меня возьми.

Мышка:         Ме тэно ог босьт  -  я тебя не возьму

                       Тэ зэв ыджыд    -  ты очень большой

                       Пыжос войтан   -  лодку утопишь .

Внучка:         Ош чеччас, да пыжыс порис  -  медведь запрыгнул и лодка накренилась.

Бабушка:         Ок, воисны!  -   Ох, утонули!

Все вместе:         Эз, водзо кывтисны!   -  Нет, дальше поплыли.

Дети под музыку кланяются и уходят.

                        

                                Авторы - Составители   -     Тюрина М.А. –музыкальный руководитель,                                                           Роман  Л. М. -  инструктор по физкультуре.                                                           МАДОУ «Детский сад №12» г. Усинск                

                                                        

 

                        

                                                

                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий инсценировки по мотивам коми народной сказки

Итогом проекта стало выступление моих воспитанников на конкурсе, где мы стали лауреатами....

Сценарий коми праздника по мотивам коми легенд для детей подготовительной группы

Сценарий коми праздника по мотивам  коми легенд для детей подготовительной группы...

Сценарий беседы с применением презентации для старших дошкольников, посвящённой 95 –летию Республики Коми «Известные спортсмены Коми республики».

Данный материал можно использовать по тематической неделе "Я живу в Коми Республике", знакомя детей с известными людьми (спортсменами) республики для старших дошкольников....

Сборник практического материла по коми региональному компоненту: сценарии сказок, игры, сценки на коми языке для детей дошкольного возраста.

Сценарии, сценки, игры из опыта работы музыкального руководителя  при приобщении детей дошкольного возраста к разговорной коми речи. Этот материал может быть полезен музыкальным руководителям дет...

Сценарий коми сказки для подготовительной группы"Пьера и Зарань"

Сценарий для подготовительной группы по мифологической сказке"Пьера и зарань"...

Логомассаж - кому нужен, кому поможет в коррекции речи, а кому-нет.

Логопедический массаж нужен для активизации речевого аппарата, для повышения или понижения тонуса мышц лица, для увеличения объема движения языка....