Проект "Волшебница-вода"
проект (средняя группа) на тему

Чижова Наталья Викторовна

Познавательно-исследовательский проект  "Волшебница - вода" разработан с целью повышения экологического сознания детей, развития интереса к исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnitsa_voda_.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Волшебница Вода»

Вид проекта: Познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный (14 дней)

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: свойства воды.

Целевые группы:  дети средней  группы, воспитатель, родители.

Актуальность проекта: Постепенное повышение   экологического  сознания  ребенка, стимулирующего его интерес к природе.

Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.

Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме, создание условий для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Проблема для детей:  Выбор темы проекта был не случаен. Познакомившись со стихотворением «Вы слыхали о воде?»,  задумались, а на самом ли деле без воды нет жизни на земле? Придя в группу после выходных, мы увидели, что цветы в центре экологии  завяли, в ходе беседы выяснили, что растениям, как и человеку и животным,  необходима вода. Решили узнать, какими же свойствами обладает вода, где ее можно использовать. Так возникла идея проекта и желание познакомиться со свойствами воды.

Цель проекта:

Познакомить детей со свойствами воды с помощью экспериментальных действий. Расширять представления детей о разнообразии способов применения воды. Обобщить знания детей о значении воды в жизни растений, животных и человека. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир воды.

Задачи:

1. Рассказать детям о значении воды в жизни человека, животных и растений.

2. Познакомить детей с основными свойствами воды путем организации опытно-экспериментальной деятельности.

3. Привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности.

4. Повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью.

5. Развивать любознательность, память, внимание, умение мыслить, анализировать, делать выводы;

6. Воспитывать аккуратность, чувство осторожности, бережное отношение к воде.

Ожидаемый результат:

В процессе взаимодействия «педагог – дети» в реализации проекта дети проявляют интерес к экспериментированию; овладевают знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении воды; проявляют бережное отношение к воде, активизируется словарный запас детей.

Цель экспериментирования : доказать, что вода имеет различные свойства: жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса, но может менять цвет, форму, температуру и иметь различные состояния: твердое (лед), жидкое, газообразное; что вода необходима, как растениям, так и людям.

Методы и приемы исследования: наблюдение, беседа, эксперименты, анализ и обобщение результатов.

Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам в окружающей жизни, расширят знания о природе.

Этапы проекта:

Подготовительный:

  • постановка проблемы;
  • определение цели и задач исследовательской работы;
  • пополнение развивающей  среды;
  • подбор художественной литературы;
  • составление картотек загадок, стихов;
  • составление картотеки опытов с водой;
  • подборка оборудования для опытов;
  • разработка плана мероприятий проекта.

Основной:

  • Беседы: «Кому нужна вода и откуда берётся?» «Ходят капельки по кругу» «Значение воды в жизни всего живого», «Как, где и для чего используется вода в жизни человека?» «Береги воду», «Как сохранить воду?».
  • Чтение сказок и рассказов «Почему идёт дождь». Е. Ульева , «Живительный дождик»  М. М. Пришвин, «Приключения Кап и Ли» Т. А. Шорыгина,  «История одной Капли» Е.Г. Студнева,
  • Показ презентации «Вода – основа жизни на Земле»
  • Загадывание загадок, чтение стихов, пословиц, поговорок о воде и её различных состояниях.
  • Чтение стихотворения Т. М. Царенко «Обь – река»
  • Показ презентации «Водоемы Югры»
  • Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением различных водоемов; животного мира рек, озер, морей и океанов – составление описательных  рассказов.
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок на тему: «Родилась речка», «Круговорот капельки»
  • Подборка иллюстраций о воде, оформление альбома «Этот чудесный мир воды!».
  •  Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Снежинка – пушинка» «Водица- водица», «Через ручейки», «Ручейки и озера».
  • Дидактические игры: «Где живет вода?» «Какой бывает вода?» «Разрезные картинки» «Где снежинки?» «Считаем с Капелькой»,  «Как человек использует воду?», дидактические  упражнения  «Круговорот воды в природе»,  «Вода опасная и безопасная»

Творческая мастерская:

  • Рисование «Капелька в кругу друзей», «Снежинки»,  «Радуга-дуга»
  • Аппликация «Рыбки в аквариуме», «Веселые капельки», «Снеговик»
  • Лепка «Капельки – подружки» «Подводный мир»
  • Слушание «Звуки природы» (ручеек, волны, дождь)

Экспериментально-исследовательская мастерская:

Опыты с водой

  • Свойства воды (цвет, вкус, запах, форма)
  • Состояния воды (жидкое, твердое, газообразное)
  • Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия
  • Куда делась вода? (Испарение)
  • Откуда берётся вода? (Процесс конденсации)
  • Изготовление цветных льдинок
  • «Освобождения бусины из ледяного плена»
  • «Как очистить воду?» (фильтр для воды своими руками)

         «Зачем нужна вода растениям?» (опыты с проращиванием семян)

         Оборудование: прозрачные стаканы, краски, кисточки, камешки, формы для льда, бусинки,    ведерки, термос, салфетки, ватные диски, вата, уголь, сито, емкости различной формы,  семена гороха, подсолнечника.

Сотрудничество с родителями:

  • Проведение экспериментов и опытов по свойствам воды в домашних условиях.
  • Выставка совместных рисунков детей  с родителями на тему «Берегите воду»

 Заключительный:

  • Представление содержания деятельности проекта: Презентация «Мы - исследователи»
  • Создание картотек «Игры с водой», «Опыты с водой».
  • Дневник наблюдений за экспериментами.
  • Организация выставки детских работ из природного материала: «Водная фантазия», (Совместно с родителями)
  • Создание книги – самоделки о воде «Приключение Капельки»

Результат:

  • Знакомство  с различными агрегатными состояниями воды, и использованием их в жизни человека и живой природы.
  • Расширение  представлений о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Формирование  знаний о значении воды, вода – источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека, о бережном использовании водных ресурсов Земли.
  • Расширение представлений о безопасном поведении на воде.
  • Обогащение  словарного запаса. Уточнение  грамматических категорий  (словообразование, словоизменение, фразеологические обороты, пословицы и поговорки).
  • В совместной деятельности с педагогом создание  простейших фильтров для очистки воды (салфетка, сито, вата, уголь).
  • Оформление альбома «Этот чудесный мир воды!».
  • Создание книги – самоделки о воде «Приключение Капельки»
  • Изготовление детьми совместно с родителями  различных рисунков по теме проекта и организация выставки творческих работ.

Используемая литература:

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., 2010г.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

4. Райхерт-Гашхаммер, Е. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Е. Райхерт-Гаршхаммер; под ред. Л. В. Свирской. – М. :Национальное образование, 2016. – 112 с.

5. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

Интернет-ресурсы:

  •  Экологические сказки

http://ped-kopilka.ru/semeinaja-biblioteka/yekologicheskie-skazki-dlja-starshih-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html 

  • Презентация «Вода- основа жизни на земле»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/02/15/prezentatsiya-na-temu-voda-osnova-zhizni-na-zemle 

  • Водоемы Югры

http://studydoc.ru/doc/5049057/prezentaciya--vodoemy-yugry- 

  • Экологические игры для дошкольников

http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt06.htm