Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Глазкова Ирина Владимировна

                                                                                                     И.В. ГЛАЗКОВА

 

Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времен. Мы выбираем друзей, профессию; испытывая желание чего-то добиться, накладываем на нить провидения собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных нитей – жизненный путь человека. Я считаю профессию воспитателя лучшей для женщины. Ведь главное качество женщины - материнство.. И тут вспоминаешь строки Лермонтов М. Ю.: «Воспитывать... самая трудная вещь. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя»

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. Моя  практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории края, района, села, к традиционному отечественному наследию.

Наряду с обычными занятиями в разных разделах  при перспективном планировании включаю темы по этнокультурному развитию детей:

Для успешной работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду последовательно выполняется несколько принципиально важных условий. Эти условия таковы:

- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей;

- продвижение от опыта к знанию;

- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (пример: на занятии знакомились с лекарственными травами, учились их заваривать, теперь знаем, как они называются);

- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

В одном из уголков группы воссоздали обстановку русской избы. Помимо настоящих старинных вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Печь сделала из коробок. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали повсюду. На полках, кроватях, у рукомойника и красном уголке настоящие, вышитые и связанные крючком рушники и подзоры

В мини музее «Русская изба» часто провожу занятия. Многие занятия проводим по русским народным сказкам. Часть из них заканчиваются чаепитие у самовара. Один раз в месяц   дети отмечают здесь именины детей, приходящиеся на этот месяц. Во время чаепития дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами» и пр. Чаепитие из самовара – это не просто обычная трапеза, а особый ритуал, объединяющий за неспешным разговором доброжелательных друг к другу людей. При этом дети распределяют роли между собой: «гости» наряжаются, «хозяева» готовят и приглашают к столу. Гостей встречаем, как и полагалось на Руси, хлебом-солью. Используем не только современные, но и старинные выражения: «Извольте откушать», «Отведайте печенья». Такое чаепитие даёт возможность расширить знания о традициях русской кухни. Прощание с гостями всегда сопровождается благопожеланиями, благодарностью: «Спасибо за приятный вечер», «Спасибо за хлеб-соль». Дети любят «Русскую избу», с удовольствием занимаются в ней, готовят угощение для кукол, для чаепития в группе, выращивают рассаду для огорода, отдыхают на посиделках и т.д.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме  знакомлю детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Провожу сюжетные игры: «Дочки – матери», «Хозяюшки» и т.д.

Провожу « Дни русской кухни», опираясь на кулинарную традицию родного края.

Традиционно на огороде проводим с детьми посадку традиционных для нашей местности культур.

Впоследствии проводится праздник урожая.

Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с педагогами и родителями.

В режимные моменты включаю потешки, поговорки, загадки. Здесь активизируется работа по привитию навыков традиционной культуры поведения.

В своей работе широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Важным моментом в формировании традиций стало совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Рождество.  

Во второй половине дня часто организуем «посиделки», на которых разучиваем с детьми народные игры с песнями, учим детей изготавливать элементы народных костюмов: кокошники, бусы, праздничную атрибутику и др.. Так, разучив зимние святочные песни и игры, дети, нарядившись в костюмы, шли по  детскому саду и поздравляли всех с Рождеством и Новым годом по старому стилю.

Почти каждый народный праздник превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства.

Для родителей подготовила консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости». Родители помогают в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка краеведения. Пополняют папки: «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края». Игра «Что? Где? Когда?» (кто лучше знает родной край) была проведена между детьми подготовительной к школе группы и их родителями. Подготовили с родителями подготовительной к школе группы фотовыставку «Я живу в Атемаре»» - фотографии детей в самых красивых местах села.

Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки.

 Также используем народные танцы, хороводы, игры с песнями. У меня  сложилась целая система патриотического воспитания детей, цель которой заключается в развитии личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины. Достижение цели решаю через следующие задачи:

  • Воспитание у детей любви и при­вязанности к семье, родному дому детскому саду, родной улице, селу;
  • Формирование бережного отно­шения к родной природе;
  • Развитие интереса к русским тра­дициям и промыслам;
  • Формирование элементарных зна­ний о правах человека;
  • Расширение представлений о Рос­сии, о столице нашей Родины – Москве;
  • Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.   

Основные направления моей работы по патриотическому воспитанию:

Духовно-нравственное;

Культурно-краеведческое  (региональный компонент);

Гражданско-патриотическое;

Экологическое воспитание;

Одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания считаю метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых, включая родителей. Мною разработаны и реализованы проекты: «Здравствуй дерево», «Хлеб всему голова», «Ёлочка красавица», «Этот загадочный космос», «Моя семья», «Мамины руки», «С чего начинается Родина», «Чтобы не было беды», «Священный праздник День победы», «Сказки – добрые друзья».

Анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
  • У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду.                                                   

Для  достижения положительных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка.

В группе оформила уголок «Родина моя», где дети могут наглядно познакомиться с родным краем с символикой Республики Мордовия , полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы о достопримечательностях  родного края и своего села. На основе наглядного материала и специальных занятий я познакомила детей с родным селом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с Российским флагом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл saransk_doc_1.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития.

                                                                                                     И.В. ГЛАЗКОВА

Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времен. Мы выбираем друзей, профессию; испытывая желание чего-то добиться, накладываем на нить провидения собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных нитей – жизненный путь человека. Я считаю профессию воспитателя лучшей для женщины. Ведь главное качество женщины - материнство.. И тут вспоминаешь строки Лермонтов М. Ю.: «Воспитывать... самая трудная вещь. Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя»

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. Моя  практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории края, района, села, к традиционному отечественному наследию.

Наряду с обычными занятиями в разных разделах  при перспективном планировании включаю темы по этнокультурному развитию детей:

Для успешной работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду последовательно выполняется несколько принципиально важных условий. Эти условия таковы:

- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей;

- продвижение от опыта к знанию;

- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (пример: на занятии знакомились с лекарственными травами, учились их заваривать, теперь знаем, как они называются);

- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

В одном из уголков группы воссоздали обстановку русской избы. Помимо настоящих старинных вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Печь сделала из коробок. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали повсюду. На полках, кроватях, у рукомойника и красном уголке настоящие, вышитые и связанные крючком рушники и подзоры

В мини музее «Русская изба» часто провожу занятия. Многие занятия проводим по русским народным сказкам. Часть из них заканчиваются чаепитие у самовара. Один раз в месяц   дети отмечают здесь именины детей, приходящиеся на этот месяц. Во время чаепития дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами» и пр. Чаепитие из самовара – это не просто обычная трапеза, а особый ритуал, объединяющий за неспешным разговором доброжелательных друг к другу людей. При этом дети распределяют роли между собой: «гости» наряжаются, «хозяева» готовят и приглашают к столу. Гостей встречаем, как и полагалось на Руси, хлебом-солью. Используем не только современные, но и старинные выражения: «Извольте откушать», «Отведайте печенья». Такое чаепитие даёт возможность расширить знания о традициях русской кухни. Прощание с гостями всегда сопровождается благопожеланиями, благодарностью: «Спасибо за приятный вечер», «Спасибо за хлеб-соль». Дети любят «Русскую избу», с удовольствием занимаются в ней, готовят угощение для кукол, для чаепития в группе, выращивают рассаду для огорода, отдыхают на посиделках и т.д.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме  знакомлю детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Провожу сюжетные игры: «Дочки – матери», «Хозяюшки» и т.д.

Провожу « Дни русской кухни», опираясь на кулинарную традицию родного края.

Традиционно на огороде проводим с детьми посадку традиционных для нашей местности культур.

Впоследствии проводится праздник урожая.

Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с педагогами и родителями.

В режимные моменты включаю потешки, поговорки, загадки. Здесь активизируется работа по привитию навыков традиционной культуры поведения.

В своей работе широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Важным моментом в формировании традиций стало совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Рождество.  

Во второй половине дня часто организуем «посиделки», на которых разучиваем с детьми народные игры с песнями, учим детей изготавливать элементы народных костюмов: кокошники, бусы, праздничную атрибутику и др.. Так, разучив зимние святочные песни и игры, дети, нарядившись в костюмы, шли по  детскому саду и поздравляли всех с Рождеством и Новым годом по старому стилю.

Почти каждый народный праздник превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства.

Для родителей подготовила консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости». Родители помогают в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка краеведения. Пополняют папки: «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края». Игра «Что? Где? Когда?» (кто лучше знает родной край) была проведена между детьми подготовительной к школе группы и их родителями. Подготовили с родителями подготовительной к школе группы фотовыставку «Я живу в Атемаре»» - фотографии детей в самых красивых местах села.

Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки.

 Также используем народные танцы, хороводы, игры с песнями. У меня  сложилась целая система патриотического воспитания детей, цель которой заключается в развитии личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины. Достижение цели решаю через следующие задачи:

  • Воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному дому детскому саду, родной улице, селу;
  • Формирование бережного отношения к родной природе;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • Формирование элементарных знаний о правах человека;
  • Расширение представлений о России, о столице нашей Родины – Москве;
  • Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.   

Основные направления моей работы по патриотическому воспитанию:

Духовно-нравственное;

Культурно-краеведческое  (региональный компонент);

Гражданско-патриотическое;

Экологическое воспитание;

Одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания считаю метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых, включая родителей. Мною разработаны и реализованы проекты: «Здравствуй дерево», «Хлеб всему голова», «Ёлочка красавица», «Этот загадочный космос», «Моя семья», «Мамины руки», «С чего начинается Родина», «Чтобы не было беды», «Священный праздник День победы», «Сказки – добрые друзья».

Анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
  • У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду.                                                   

Для  достижения положительных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка.

В группе оформила уголок «Родина моя», где дети могут наглядно познакомиться с родным краем с символикой Республики Мордовия , полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы о достопримечательностях  родного края и своего села. На основе наглядного материала и специальных занятий я познакомила детей с родным селом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с Российским флагом.

 


Литература:

  1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122 с.
  2. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4.
  3. Давыдова, О.И. Этнопедагогический подход в работе детских садов / О.И. Давыдова // Детский сад. Управление. - 2003. - № 19 (67).
  4. Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" / Г. Н. Данилина. - [3-е изд., испр. и доп.]. - М.: АРКТИ, 2005. - 181 с.
  5. Измайлов, А.Б. Рождественские "Сказочные материалы" в русской народной педагогике для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов // Мир детства и образования. - Магнитогорск, 2007.
  6. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 10. - С. 15-17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития...

Авторская концепция "Духовно- нравственное воспитание дошкольников как основа гармоничного развития личности"

Направление, по которому я работаю, а также коротко о некоторых моментах моей деятельности...