Современные подходы к использованию национальных игр Якутии
презентация на тему

Неустроева Матрена Васильевна

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Российской Федерации указывается, что главное место в жизни ребенка и основной формой работы с детьми является игра, через которую  формируются у детей первичные представления о себе, о семейных традициях, об обществе и его культурных ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaklyuchitelnaya_prezentatsiya_kirgiziya.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные подходы к использованию национальных игр на практике образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Неустроева Матрена Васильевна воспитатели МБДОУ «ЦРР – детский сад № 89 «Парус» г. Якутск;

Слайд 2

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Российской Федерации указывается, что главное место в жизни ребенка и основной формой работы с детьми является игра, через которую формируются у детей первичные представления о себе, о семейных традициях, об обществе и его культурных ценностях.

Слайд 3

Народные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры народов, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления, расцвета воображения. Им отводилось особое место в повседневной жизни древних якутов.

Слайд 4

В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха , видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также с охотой, рыболовством.

Слайд 5

Народные игры как предмет исследования и объект практического использования рассматривались многими выдающимися педагогами К.Д. Ушинским, E.H. Водолазовой , Е.А. Покровским и другие. Обоснование необходимости использования в воспитании дошкольников народных игр дано в трудах педагогов E.И. Тихеевой, А.П. Усовой, В.И. Прокопенко и др. Полифункциональный характер народных игр раскрыт в трудах академика Е.H. Волкова, который рассматривает их в нравственном, эстетическом и физическом аспектах. По мнению этнопсихолога Оконешниковой А.П., только игра является наиболее эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к культуре и традициям своего народа.

Слайд 6

Министр спорта Российской Федерации Виталий Леонтьевич МУТКО, в своем выступлении говорил: «Народные национальные виды спорта могут объединять не только одну эту нацию или народность, но и при разумной политике они могут явиться сплачивающим фактором всего российского многонационального общества».

Слайд 7

Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни.

Слайд 8

Настольные игры народов Республики Саха имеют глубокие корни.

Слайд 9

В 1992г. была создана Федерация якутских национальных настольных игр, главной задачей которой является сохранение богатства народных игр и широкое использование их для развития духовной культуры и образования. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту, и они получили статус вида спорта.

Слайд 10

Инвентарь и место проведения соревнования Основным инвентарем в данном виде соревнований являются кубики, которые изготавливаются из дерева. Размеры хаамыска — 1,5 см х 1,5 см. Количество хаамыска — 5 штук. Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.

Слайд 11

Правила соревнований по якутско й игре хаамыска (камешки) Игра пятью хаамыска состоит из шести этапов. До четвертого этапа участник каждый раз рассыпает хаамыска на столе перед собой и берет одну из них. . 1 этап: Подбрасывая вверх ее, участник должен во время ее полета успеть подобрать со стола по одной хаамыска и поймать подброшенную. 2 этап : Подбрасывая вверх одну хаамыска , участник поднимает каждый раз по две и ловит подброшенную. 3 этап: Подбрасывая вверх одну хаамыска , участник поднимает со стола вначале одну, затем — остальные три или наоборот.

Слайд 12

. 4 этап: Подкидывая одну, участник во время ее полета должен положить на стол остальные четыре. Снова подкидывает одну и во время ее полета должен успеть подобрать все четыре и поймать подброшенную. 5 этап: Игрок бросает на стол все хаамыска . Берет одну и, подкидывая ее вверх, собирает в ладонь остальные по одной. 6 этап: Все хаамыска участник держит в ладони, подбрасывает все и ловит их тыльной стороной ладони, снова подбрасывает и ловит все камешки с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании

Слайд 13

Якутская настольная игра « Хабылык » Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык . До 25-ти ловится только по одному хабылык . Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык , участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцами

Слайд 14

Инвентарь и место проведения соревнования Основным инвентарем в данном виде соревнований являются палочки, которые изготавливаются из дерева. Размеры хабылык : длина — 16 см, ширина — 9 мм, толщина — 4мм. Количество хабылык — 30 штук. Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.

Слайд 15

Правила судейства 1 . Для проведения соревнования назначается судейская бригада в составе: старшего судьи, секретаря, судьи-хронометриста, бокового судьи. 2. Участник, приглашенный первым по жеребьевке, должен разложить на столе хабылык по пять штук. На предстартовую подготовку дается не более 30 секунд. 3. По команде « Бэлэмнэн !» (Внимание!) участник принимает основную стойку, берет в ладонь хабылык . 4. По сигналу « Чэ !» («Марш!») судья-хронометрист засекает время и участник начинает игру. Продолжительность игры — 2 минуты.

Слайд 16

5. Судья-хронометрист информирует участника по истечении одной минуты и за 15 секунд до конца игры. 6. Если участник допустил ошибку при ловле, то судья указывает и не засчитывает пойманный хабылык . 7. Если участник выронил хабылык , то сам должен его поднять. 8. По сигналу «БYTTЭ!» («Стоп!») судья-хронометрист засекает время, и участник заканчивает игру. 9. По окончании игры секретарь делает запись о количестве пойманных хабылык в соответствующей графе судейского протокола.

Слайд 17

10. Если участник поймал все 30 хабылык раньше окончания отпущенного времени, то судья-хронометрист фиксирует, а секретарь отмечает в протоколе время, затраченное на игру. 11. Победитель определяется по наименьшему количеству времени или по наибольшему количеству пойманных хабылык . 12. Если по окончании игры два или более участников набирают одинаковое количество очков, то назначается дополнительная игра, и по их результатам присуждаются места.

Слайд 18

Тыксаан делают из тальника одинакового размера. Играют поочередно несколько человек. Все тыксааны собирают в ладонь и рассыпают их на стол. Это действие называется « кутуу ». Рассыпаются по разному: поперечной стороной, навзничь, друг на друга, стоймя. Если два тыксаана легли друг на друга тыльной или внутренней стороной, стоймя, играющий забирает их к себе. Затем он отстреливает лежащие навзничь тыксааны лежащими в таком же положении, обратной стороной – такими же. Если попадает в цель, не задев других, то забирает пораженный тыксаан и продолжает игру. В противном случае игра переходить к другому. Следующий игрок делает « кутуу » заново. Игра продолжается до тех пор пока не закончатся тыксааны . В конце игры у кого больше тыксаанов , тот побеждает. Тыксаан

Слайд 19

Куорчэх Играют два или несколько человек. Крутят куорчэх , у кого дольше крутится и не упадет, тот выигрывает .

Слайд 20

Тырыынка Игроков может быть двое или несколько. Игрок, зажав тырыынки в ладонь, опускают руку на стол и резко разжимают ладонь. Упавший отдельно он забирает в себе. Верхний из лежащих друг на друге можно с помощью одной тырыынки отсоединить от других. Условия: не сдвинуть соседнюю. В противном случае игра переходить к другому. Играют до последней тырыынки .

Слайд 21

В ДОУ республики ведутся кружки по якутским настольным играм и « Обугэлэр онньуулара » («Игры предков»)

Слайд 22

В преддверии Ысыаха Туймаады и Спартакиады по национальным видам спорта «Игры Манчаары » для пассажиров в аэропорту были организованы мастер-классы и показательные выступления мастеров Федерации национальных настольных игр РС (Я ) .

Слайд 23

Таким образом, в Республике Саха (Якутия) сформирована система государственных гарантий развития национальных видов спорта, позволяющая в достаточной степени реализовать их потенциал в оздоровлении населения, приобщении граждан к систематическим занятиям физической культурой, в подготовке спортивного резерва и духовного возрождения национальных традиций и обычаев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ссылка на публикацию в Интернете статьи "Современные подходы к использованию информационных технологий в образовании"

Наш ребенок и компьютер... На  каком этапе следует нам познакомить наше чадо с ПК и следует ли это делать до школы?...

Современные подходы к использованию фольклора народов Поволжья при формировании положительного отношения и устойчивого интереса к народной культуре и традициям

Народная музыка в процессе воспитания отличается от другихпредметов тем, что ей доступно передавать непосредственное движение человеческой жизни. она способна воплотить в себе дух эпохи, характер наци...

Современный подход к использованию диафильмов в практике коррекционной работы по подготовке к овладению связной речью у дошкольников с задержкой психического развития

Очень трогательная, добрая сказка, как в потерянной рукавичке зимовали звери, пока хозяин не вернулся за пропажей....

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: "Современные подходы к использованию элементов метода мозжечковой стимуляции как условие гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, в том числе и с особыми образовательными потребностями"

Описаны теоретические основы системно организованного метода мозжечковой стимуляции с применением специального балансировочного комплекса «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics)....

Совет педагогов «Современные подходы к использованию игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича» в интеллектуально-творческом развитии детей дошкольного возраста.

Технология развивающих игр В.В. Воскобовича предполагает активное включение ребенка в воспитательно-образовательный процесс с помощью погружения в сказку.  Методика рассчитана на формировани...

"Современные подходы к использованию различных видов игровой деятельности в дошкольном возрасте"

Необходимость развития игровой деятельности у детей в дошкольном возрасте было подтверждено исследованиями еще в начале XX века о роли игры в развитии детей дошкольного возраста. В настоящее время под...