«ПРОРИСОВЫВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕВЕРНЫХ РОСПИСЕЙ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ»
консультация на тему

Лозовая Екатерина Витальевна

Письмо – сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности сосредотачиваться,  управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако в дошкольный период в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша и облегчить в будущем процесс овладения письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pednahodka.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

 «ПРОРИСОВЫВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕВЕРНЫХ РОСПИСЕЙ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОДГОТОВКИ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА К ПИСЬМУ»

Мы живём в мире технического прогресса, современный ребёнок уже в дошкольном возрасте проводит много времени за компьютером, планшетом и другими гаджетами. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети не умеют правильно держать карандаш, ручку или кисточку, не могут скоординировать свои движения во время рисования или выполнения заданий, требующих усилий со стороны мелкой моторики. А впереди школа, и сложный навык – обучение  письму. Попадая в первый класс, у многих детей возникает проблема.

Ведь письмо – сложный для ребенка навык, который требует выполнения тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти руки, способности сосредотачиваться,  управлять своей деятельностью. Овладение письмом – трудоемкий процесс, который обычно приходится на первые месяцы пребывания детей в школе. Однако в дошкольный период в семье, и в детском саду можно сделать очень многое, чтобы подготовить малыша и облегчить в будущем процесс овладения письмом.

Важно отметить, что мы - педагоги дошкольных учреждений подготавливают руку ребёнка к письму с помощью игровых упражнений, а не учат его писать. 

Какие упражнения и игры помогут нам в этом?

На мой взгляд, это сочетание различных видов игр и практической деятельности ребёнка: чтение книг, развитие навыков мелкой моторики, физическая культура, массаж и самомассаж и многое другое. Всё это способствует гармоничному развитию ребёнка. На мой взгляд, одной из важнейших является изобразительная деятельность, и в частности рисование. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребёнка к письму. Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Перед школой ребенок должен очень много рисовать.

Особое значение имеет декоративно - прикладное рисование - рисование орнаментов, узоров. Ведь многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны. При этом ребенок учится правильно определять направление линий и движения руки, знакомится с ритмическим, композиционным построением орнаментов, развивает глазомер. Все это имеет непосредственное отношение к подготовке руки к письму.

Знакомя детей с историей и культурой родного края, изучая народные промыслы Архангельской области, я обратила внимание, что прорисовывание элементов росписей Северной Двины поможет в подготовке руки детей к навыку письма.  В Архангельской области существует 9 народных росписей. Условно их можно разделить на два вида: графические – чёткие, ритмичные, требующие точности в движениях, твёрдости руки; и свободно-кистевые – где рука должна двигаться легко и свободно.

Во время прорисовывания элементов северных росписей развиваются разнообразные действия: координация действий руки и глаза, зрительный контроль за своей работой. Дети учатся сохранять ритм рисунка, высоту прорисовываемых элементов, во время обводки крупных элементов идёт регулирование силы нажима на кисть и развивается точность движений.  В росписях Северной Двины много элементов, которые развивают чувство ритма (бордюры (бёрды) – геометрический орнамент в узкой полосе, состоящий из чередования прямоугольников и треугольников, а так же полос различной толщины, повторяющийся, ритмичный растительный орнамент). Крупные элементы, например, мезенского коня можно использовать и для штриховки, которая развивает точность движений. 

Графическое упражнение – штриховка – одно из важнейших упражнений определяющихся не только чёткостью и красотой изображения линий, но и лёгкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.

Прорисовывая элементы Ракульской, Шенгурской и Онежской росписей, таких как капельки, травка, листочки, различные розанчики и другие цветы, дети учатся рисовать их легко, свободно, не забывая при этом про нажим на кисть и соразмерность элементов. Здесь мы так же учимся снимать напряжение в руке. Рисуем как бы взмахивая рукой, как птица крылом.

Данные задания я предлагаю  детям во время свободной деятельности в ходе режимных моментов. В продаже есть и готовые раскраски с элементами росписей, где детям предлагают раскрасить или дорисовать узор. Мною разработан  цикл  раскрасок  «Пиши - стирай» с заданиями: продолжи узор, повтори узор, обведи по краю, капельки, травка. Задания на штриховку и направление наклона линий: «Солнышко», заштрихуй коня, продолжи бордюр.

Когда мы рисуем, я приучаю детей не спешить, прорисовывать, раскрашивать и штриховать старательно, можно в несколько подходов, чтобы избежать переутомления.

Не забываем мы и про то, как правильно держать кисточку или карандаш. Дети как бы укладывают его спать, а наша рука двигается так, чтобы ему снились хорошие сны. (Средний палец –матрасик, указательный – подушка, а большой – это одеяло. А чтобы спинка карандаша не устала, она должна лежать между большим и указательным пальцами.)

Так же необходимо уделять и особое внимание позе ребёнка при рисовании. Очень важно, чтобы задания приносили радость, но никак не переутомление и скуку.

Данную работу я строю на соблюдении следующих дидактических принципах:

  1. Принцип систематичности и последовательности:

Для достижения видимого результата упражнения следует выполнять систематически, хотя бы несколько раз в неделю.

Все задания и упражнения я строю от простого к сложному. В графических росписях мы начинаем с линий, завитков, постепенно переходя к обводке и прорисовыванию бордюров.

В свободно – кистевых росписях мы начинаем с листиков и травки, переходя к капелькам и цветам.

  1. Принцип доступности:

При подборе дидактического материала я руководствуюсь возрастом детей и уровнем их развития.

  1.  Принцип наглядности:

Дети имеют возможность рассмотреть изделия народных мастеров, познакомиться с народными инструментами для рисования, сравнить их с современными.

Изучая материал по данной теме, я задалась вопросом - как определить уровень готовности руки ребёнка к письму?

Можно провести несколько простых упражнений, которые помогут определить, достаточно ли хорошо развита у малыша мелкая моторика и готова ли его рука к письму. Вот  два традиционных задания, которые чаще всего используют

Задание 1. Рисуем круг. Показываем ребенку нарисованный на листе бумаги круг. Диаметр круга 3-3,5 см. И просим нарисовать точно такой же круг на его листе бумаги (простым карандашом).

Если кисть руки ребенка развита слабо, то могут наблюдаться такие признаки:
— вместо круга получится овал или круг выйдет слишком маленького размера,
— линия будет прерывистой, угловатой, неровной; вместо одного плавного движения руки при рисовании круга у ребенка будет много мелких прерывистых движений кисти руки при рисовании,

Задание 2. Штриховка. Предлагаем ребенку заштриховать силуэт простого предмета (домик, кораблик, яблоко или любой другой, ) прямыми линиями, не выходя за границы силуэта. Показываем образец – как можно штриховать (горизонтальная штриховка, вертикальная штриховка, диагональная штриховка) Ребенок сам выбирает, в каком направлении он будет штриховать, а потом педагог смотрит как можно усложнить задание.

По данной теме я работаю второй год. По результатам диагностики я отметила, обследовав детей старшей группы. В начале года 47% детей группы круг нарисовали неровный, прерывистый, у некоторых получился овал. При выполнении упражнения «штриховка» - дети выходили за контур изображения, линии были нечёткими, был слабый нажим на карандаш, и нарушена ритмичность штрихов.

При регулярном использовании специально подобранных упражнений на прорисовывание элементов росписей, мною было отмечено при повторном проведении диагностики, что количество детей успешно справившихся с заданием увеличился до 83%.

Результаты своей работы я представила на педагогическом совете своего дошкольного учреждения.

На мой взгляд – народные промыслы, а в частности росписи Северной Двины это кладезь народной мудрости, накопленной не одним поколением мастеров, которая не потеряла своей актуальности и в настоящее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму...

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму Оглавление:1. Введение1.1. Постановка и обоснование выбора темы1.2. Основная цель и задачи2. Основная часть3. ...

МАСТЕР – КЛАСС «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму».

В ходе мастер-класса вашему вниманию будут предложены варианты простых, но значимых заданий, которые можно проводить как в процессе НОД, так и в свободной и самостоятельной деятельности детей....

Презентация "Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму".

Приложение для мастер-класса «Развитие мелкой моторики детей как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму»....

«Значение и способы развития мелкой моторики у детей подготовительной к школе группы». «Подготовка руки дошкольника к письму».

Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий про...

Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму

Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. О необходимости целенаправленной работы по развитию мелкой моторики написано немало статей и доказано, что развитие ф...