Познавательное развитие "Мой северный край"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Грязнова Ирина Сергеевна

Формировать интерес к малой Родине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мой северный край20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе  на тему: «Мой северный край»

Цель: продолжать формировать интерес к малой Родине.

Программные задачи:

Обобщить, систематизировать знания о родном крае, коренных жителях Югры – ханты, и манси. Расширять знания детей о животном и растительном мире тайги. Закрепить знания о государственных символах. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к большой и малой Родине.

Материал: д/и «Географическая матрёшка»,  полоски флагов России, презентация достопримечательностей  города Когалыма, иллюстрации хантыйских узоров.

Словарная работа: обогащение речи детей существительными – малица, чум, кисы, нарты; активизация в речи слов – Россия, Ханты-мансийский автономный округ.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о городе, карты России, разучивание пословиц о Родине, рассматривание иллюстраций о коренных жителях севера, беседа о народах  ханты, народная игра «Хейро».

Методы и приемы: проведение беседы, художественное слово, рассматривание иллюстраций, д/игры, просмотор презентации о городе Когалыме.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое.

Содержание организованной деятельности

Дети под музыку входят, здороваются.

Худ.слово читает воспитатель:

«Мой город – между небом  и землёй –

Построен был на сваях и песке,

Неповторимо – сказочный такой,

В таёжном живописном уголке».

-Ребята, о каком городе говорится в стихотворении? (О Когалыме).

Наш город называется Когалым. А как можно назвать жителей нашего города? (Когалымчане).

Как называется наш детский сад? (Березка).

На какой улице находится наш детский сад? (Ленинградская).

Какие улицы нашего города вы ещё знаете?

- Ребята, мы живём в городе Когалыме. А где находится наш город? В России. Я предлагаю вам собрать «Географическую матрёшку».

Д/и «Географическая матрёшка»

- Настя, в каком порядке ты собрала матрёшку? (Я живу в доме, дом находится на улице, улица находится в городе, город находится в России).

- В нашем городе Когалыме много достопримечательностей.

-Какие достопримечательности вы знаете? (ответы детей)

Д/и «Достопримечательности города».

-Почему в нашем городе есть памятник «Капля нефти»?(потому, что у нас нефтяной город, много нефтяников).

- Молодцы, ребята!

-Ребята, как называется округ, в котором мы живём? (ХМАО)

-Какой главный город нашего округа? (Столица г. Ханты-мансийск).

-Какие вы знаете города, которые находятся в округе? (Сургут, Лангепас, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым).

-Почему так называется наш округ? (Здесь живут ханты и манси).

-Кто такие коренные жители?(Это люди, которые жили здесь всегда, у нас коренные жители ханты и манси).

В старинные времена наш край считался диким и глухим. Никого не привлекала скудная растительность и болота. Здесь жили ханты и манси.

-Как называется жилище хантов? (Чум).

-Чем обтягивают чум? (Оленьей шкурой).

-А место, где стоит чум, как называется? (Стойбище).

Ханты вели кочевой образ жизни. С приходом весны они сворачивали свой чум садились на лёгкие сани, как назывались сани у хантов? (Нарты).

-Правильно! И перекочёвывали ближе к рекам и озёрам.

-Как вы думаете, для чего ханты перекочёвывали к рекам и озёрам? (Занимались рыболовством).

Какие вы знаете реки нашего края? (Кирилл, Обь, Ягун).

-Какая рыба водится в наших реках и озёрах? (Язь, карась, щука,окунь).

-Чем занимались ханты в летний период? (Собирали ягоды, орехи, грибы).

-Какие ягоды растут в наших лесах и болотах? ( Клюква, брусника, черника, голубика, морошка).

- Почему с приходом зимы ханты перекочёвывали подальше в тайгу? (Занимались охотой).

- Какие животные водятся в наших лесах? (волк, лиса, медведь, заяц, писец).

(Физкультминутка)

-Зима на севере очень длинная и холодная, ханты очень трудолюбивый народ, чтобы добыть зверя им приходилось выслеживать его сутки, а то и двое. Чтобы не замерзнуть, у них вся одежда сшита из меха.

-Из чего сшита одежда ханты? (Из оленьей шкуры).

-Как называется шуба хантов? (Малица).

-А кисы, что это такое? (Хантыйская обувь).

-Чем отличается хантыйская одежда от нашей русской? (Орнаментом).

-Какие хантыйские узоры вы знаете? (Ворона, лиса, сучок).

Д/и «Укрась малицу».

-Какими узорами ты украсил свою малицу?

-Ребята, как называется наша страна? (Россия).

-Правильно, Россия – необыкновенная страна, потому, что она – наша Родина.

-Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная, как мать и отец).

Родина- это место, где мы родились, страна, в которой мы живём.

Родина у человека одна!

-Много пословиц и поговорок сложи русский народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.

-Нет земли краше, чем Родина наша!

-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!

-Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

-Русский человек без Родины не может!

-Одна у тебя мать, одна и Родина!

- А эту пословицу как можно объяснить? Молодцы!

-У каждой страны, и у России есть свои государственные символы: герб и флаг.

-Выложите у себя на столах флаги (России, Югры и Когалыма).

-Какие цвета на флаге России?

-Что означает белый цвет на флаге России? (Мир и чистота).

-Синий? (Вера, верность).

-Красный? (Мужество за отчизну).

-Из какого цвета состоит флаг Когалыма? (Синий, зеленый).

-Ребята, мы все любим свой город, давайте скажем пожелания своему городу и украсим его цветами, чтобы он был всегда красивым и расцветал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (познавательное развитие) "Символы Краснодарского края"

В этом конспекте даётся детям материал о геральдике Краснодарского края (герб, гимн, флаг)....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Край, в котором мы живем» для детей подготовительной к школе группы.

Образовательные задачи: закреплять представления детей о том, где и как живут коренные жители Севера ханты; расширять познавательный интерес  детей к народным традициям и обычаям, к  д...

Конспект ООД в средней группе ( ОО "Познавательное развитие") по теме: «Край родной, земля Кубанская»

«Край родной, земля Кубанская»Задачи: • познакомить детей с кубанской одеждой; учить правильно называть одежду; • освоить простые элементы кубанской росписи; • развивать умение выделять свойства предм...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание»: познавательное развитие: «Югра – мой край родной»

Конспект НОД по ОО "Познание" : познавательному развитию "Я живу в Югре" поможет обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры  - ханты и манси....

Проект по познавательному развитию «Югра – мой край родной!».

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, ра...

Социально-познавательный проект "Наш северный край - Ямал"

Наша тундра - это наша северная природа и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его традиции, ценности и богатства.Анализируя знания детей о тундре,...