дополнительного образования по краеведению «Мы на севере живем» для детей дошкольного возраста (Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)
рабочая программа (старшая группа) на тему

Щекина Анна Яковлевна

Целью программы " Мой дом у полярного круга" является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забот о чистоте Земли, охране природы и о сохранении духовных ценностей народа станет жизненной потребностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kraevedeniyu_-_kopiya.docx44.47 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДА» (МБДОУ «ДС «ЛАДА»)

Программа

дополнительного образования по краеведению «Мы на севере живем»

для детей дошкольного возраста

(Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного   образовательного стандарта дошкольного образования)

                                                                               Составители:                

                                                                              воспитатели  Иноземцева С.И.,

                                                                                Щекина А.Я.

                                                                                Возраст:4-7 лет

                                                                                Срок реализации: 3 года

ЯНАО, г. Новый Уренгой

2017г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Календарно – тематический план работы для детей старшего дошкольного возраст (4-5 лет).
  3. Календарно – тематический план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
  4. Календарно – тематический план работы для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
  5. Пояснительная записка к мониторингу Программы: «Мой дом у полярного круга».
  6. Диагностический материал к мониторингу Программы.
  7. Список используемой Литературы.

  1. Пояснительная записка

Действующие в настоящее время министерские программы дошкольного воспитания и обучения, в которых ставятся общие для системы образования цели и задачи, не в состоянии учесть региональные особенности всей обширной территории Российской Федерации. Предполагается, что в результате реализации любой комплексной программы уровень воспитанности и образованности дошкольника будет соответствовать современным требованиям дошкольного воспитания и образования, но очевиден и тот факт, что из целостной системы выпадает  огромный пласт, связанный с культурой и историей отдельно взятого региона. Таким образом,  вопросы региональной и этнической вариативности образования до сих пор во многом остаются нерешенными. В ходе работы по решению данной проблемы педагогическим коллективом нашего МБДОУ была составлена программа дополнительного образования (далее – Программа) «Мой дом у полярного круга».

Целью Программы «Мой дом у полярного круга» является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забота о чистоте Земли, охране природы и о сохранении духовных ценностей народа станет жизненной потребностью.

Цель определяет следующие задачи:

  1. Расширить и углубить знания детей о малой родине.
  2. Познакомить детей с играми, обычаями, традициями и с народным творчеством севера, с животным и растительным миров тундры и т.д.
  3. Углубить знания о природных объектах.
  4. Формировать уважительное отношение  у дошкольников к культуре родного края через ознакомление с произведениями поэтов севера.

Программа  рассчитана на три года обучения дошкольников. Периодичность встреч один раз в две недели. Продолжительность 20-30 минут ( в зависимости от возрастных особенностей).

Различные формы организации

  • Игровые занятия, как элемент, формирующий необходимый арсенал знаний у ребёнка;
  • Игры различных видов: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые способствующие закреплению и развитию сформированного навыка;
  • Создание проблемных ситуаций, что позволяет ребёнку увидеть правильные способы действий, попробовать совершить их самому.

Чтение художественной литературы и развлечения выступают как закрепляющие и обобщающие мероприятия по темам, изученные на встречах.

Ожидаемые результаты при реализации Программы

Дети должны знать:

- название города, округа, столицы и жители.

- праздники, игры народов севера.

- животный и растительный мир.

- содержание произведений народов севера.

- символическое значение государственных символов

         Решая задачи по ознакомлению с родным краем, работа  строиться в соответствии с местными условиями региона ЯНАО и особенностями детей, учитывая принципы:

-принцип  гумманизации воспитательной работы с детьми «личность каждого ребёнка и взрослого, его свобода и достоинство»;

-принцип не насилия «понятие и понимание другого человека, формирование не насильственного отношения к природе, всему живому»;

-принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающей единство воспитания обучения и развития;

-принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно-просветительскими учреждениями.

Используемые задачи при организации детской деятельности

Природа Ямала

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Знакомить детей с растительным (ель, берёзы), животным миром (олень, волк, медведь, белка, лиса, сова, чайка) и объектами неживой природы Ямала (вода, песок, торф, снег, дождь, явления природы).

Расширять представления о растительном (кедр, лиственница, рябина, багульник, голубика, брусника, грибы), животным миром (белый медведь, песец, рысь, лемминг, куропатка, гусь, утка, лебедь; особенности их внешнего вида и о способы передвижения). Продолжать знакомить с объектами неживой природы (радуга, туман, северное сияние, метель, пурга).

Расширять и углублять представления о растительном (ивняковые заросли, карликовая берёзка), можжевельник, ягель, мох, лишайник) и животном мире (норка, ондатра, морж, тюлень, нерпа, белуга, кулик, орлан), видах рыб (осётр, муксун, пыжьян).

Дать целостное представление об экосистеме  «тундра» (о составе сообщества, условиях среды, приспособлениях к ней, температурном режиме, освещённости, роли человека в сохранении системы и правилах поведения в ней).

        

Быт коренных народов Ямала

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Дать общее представление о жилище-чуме, нартах; одежде (взрослой и детской).

Расширять представления о назначении бытовых предметов и знакомить с новыми: аркан, люлька женская сумочка (туця) для хранения швейных принадлежностей.

Дать представление о средствах передвижения (олени, собаки, вертолёт, снегоход).

Познакомить с национальной одеждой и её украшениями.

Учить различать элементы узора «заячьи ушки», «чум», «проталинки». Углублять представление о жилище народов Севера – чуме, его устройстве и назначении; женской (ягушке), и мужской (малица) одежде, обуви (кисы).

Учить различать элементы узора на национальной одежде: «оленьи рога», «ветки», «локоть лисы», «копыта».

Расширять представления о предметах домашней утвари: деревянная колотушка, игла, нож, сундук, скребок для выделки шкур.

Культура коренных народов Ямала (фольклор)

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Знакомить детей с колыбельными песенками, потешками, сказками.

Продолжать знакомить с фольклором северных народов.

Заучивать небольшие стихотворения, «баюльные» песенки. Рассказывать северные сказки и инсценировать их. Загадывать и разгадывать загадки о животных и растениях.

        

Знакомить с окружным городом Салехардом, родным городом Новый Уренгой и их достопримечательностями. Дать представление о геральдике.

Расширять и углублять знания о фольклоре народов Севера.

Рассказывать и инсценировать сказки (о животных, волшебные, бытовые); знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами коренных жителей; с творчеством В.Н. Ледковым.

Принимать активное и осмысленное участие в национальных праздниках.

Народно – прикладное искусство Ямала

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Знакомить с образцами народно – прикладного искусства Ямала.

Знакомить с видами орнаментов, одежды, предметов быта. Художественная обработка меха: мозаика из меха.

Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла.

Украшение и их символика.

  1. Календарно – тематический план работы для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

№/п

Тема

Форма проведения

Кол-во занятий

1

«Знакомство с краеведческим уголком»

Экскурсия в музей ДОУ

Беседы, показ альбомов, иллюстраций

1

2

«Сказки северных народов»

Чтение

1

3

«Знакомство с родным краем»

Беседы, показ альбомов, иллюстраций

1

4

«В гостях у Тундровика»

Игры народов севера «Ручейки и озёра», «Полярная сова и Еврашки»

1

5

«Мой родной город»

Беседа, рассматривание фотографий, альбомов

1

6

«Животный мир северного края»

Рассматривание картин, альбомов животные севера

1

7

«Растительный мир севера»

Дидактическая игра

1

8

«Колыбельные песни северных народов»

Слушание музыки

1

9

«Игрища загадок»

Ненецкие потешки и загадки севера

1

10

«В гости к нам пришёл Эдейка»

Игры народов севера

1

11

«Уроки бабушки Анико»

Показ изделий народных мастеров, работа в творческой мастерской

1

12

«В гостях у сказки»

Пальчиковый театр

1

13

«Встреча с коренными жителями Ямала»

Встреча-праздник

1

14

Быт коренных народов Ямала

 «Кто в тундре живёт»

«Путешествие в тундру»

Игра драмматизация

1

15

«День Оленевода»

Праздник-развлечение

1

16

«Дети севера»

Рассказывание (познакомить детей с жизнью детей севера)

1

17

Знакомство с играми «Поймай мяч», «Олений пастух»

Подвижные игры народов севера

1

18

«Мир глазами детей»

Создание альбома «Мы на севере живём»

1

  1. Календарно – тематический план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

№/п

Тема

Форма проведения

Кол-во занятий

1

Быт коренных народов Ямала

«Кто в тундре живёт»

Экскурсия в музей (даём представление о национальной одежде о жилище и предметах быта коренных народов севера )

1

2

«Северный фольклор»

«Легенды севера»

Вечер загадок

1

3

«Мой город»

Беседа.

 Просмотр видеофильма

1

4

«Животный мир северного края»

Беседа, показ альбома

 «Рисование животных»

1

5

«Сказки северных народов»

Литературная викторина

1

6

Чукотская сказка с элементами драматизации

«Всемогущая Катгыргын»

Оздоровительный досуг

1

7

Ремёсла народов севера

Беседа, показ изделий народных мастеров.

 Работа в творческой  мастерской

1

8

«Мой родной город Новый Уренгой»

Экскурсия

1

9

«Мы смелые и ловкие»

Игры народов севера

Физкультурный досуг

1

10

Встреча с коренными жителями Ямала

Встреча-праздник

1

11

Посещение  Краеведческого музея

 Экскурсия

(дом творчества)

1

12

Что мы называем Севером?

Беседа

1

13

«День Оленевода»

Спортивный праздник

1

14

Орнаменты Севера

Рассматривание альбома.

Рисование орнамента «Уши зайца»

1

15

«Прыжки через нарты»

Оздоровительный досуг

1

16

Украшение головного убора «Ободок»

Рассматривание ненецкого костюма. Рисование

1

17

«Вокруг света»

Вечер загадок

1

18

«Родной Ямал заветный край России»

Интеллектуальная игра

1

4.Календарно – тематический план работы для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

№/п

Тема

Форма проведения

Кол-во занятий

1

Всемирный день коренных народов мира

«Как жили народы севера в ЯНАО»

Экскурсия, плакат этнокалендарь, книжка раскраска, иллюстрации.

1

2

«Проводы  Лебедя»

Праздник. Плакат этнокалендарь, книжка раскраска, изображение перелётных птиц Ямала.        

1

3

«Наш город - Новый Уренгой»

Экскурсия по городу.

Выставка рисунков «Ямал глазами детей»

1

4

«Как сохранить природу севера?»

Беседа. Рассматривание альбома.

1

5

Театрализация Ненецкой сказки «Кукушка»

Показ сказки

1

6

Знакомство с символикой Янао

Презентация, показ альбома

1

7

Творчество В.Н. Ледкова

Конкурс чтецов.

 Плакат этнокалендарь, книжка раскраска

1

8

К нам спешит Ямал Ири

Развлечение.

Плакат этнокалендарь, книжка раскраска

1

9

Создание

«Красной книги»

Творческая мастерская

1

10

Презентация красной книги

Представление «Красной книги»

1

11

«Как живут и чем занимаются люди на севере

Беседа

12

«День оленевода»

Плакат этнокалендарь, книжка раскраска

Беседа

1

13

Спортивный праздник «День оленевода»

Физкультурный досуг

1

14

«Мир птиц»

Плакат этнокалендарь, книжка раскраска

Беседа

1

15

«Вороний праздник»

Плакат этнокалендарь, книжка раскраска

Развлечение

1

16

«День рыбака»

Плакат этнокалендарь, книжка раскраска

«Праздник»

1

17

КВН «Путешествие в стойбище»

Интеллектуальная игра

1

  1. Пояснительная записка к мониторингу Программы

      Одним из важнейших путей оптимизации процесса формирования личности, является его диагностическое сопровождение.

          При проведении и выборе диагностики, придерживалась следующих принципов:

- системность, то есть учёт логики процессов;

-доступность, то есть  возможность её использование;

- надёжность, то есть результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов;

-экономичность, то есть использование минимум времени и усилий для получения оптимального результата;

-наглядность, то есть возможность фиксировать полученные результаты и выводы в виде таблицы.

Предмет  диагностики:

-  знания о родном крае у детей дошкольного возраста.

Цель диагностики:

- изучение  процесса достижения детьми планируемых результатов по формированию устойчивых навыков о родном крае через ознакомление с культурой и играми народов Севера.

Задачи диагностики:

- определить уровень познавательного развития детей через ознакомление их с культурой народов Севера.

- выявить уровень этнокультурной компетентности через игры народов Севера.

Объектом диагностики являются дети средней группы 4-5лет, старшей группы 5-6лет, подготовительной группы 6-7лет.

Сравнительная диагностика проводится в начале и в конце учебного года.

Основными методами диагностики является:

-анализ

-наблюдение

-беседа

-карточный диагностический материал

Критерии оценки диагностики детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и играми народов Севера

Низкий уровень (от 1 до 2 баллов):

-ребёнок с помощью педагога может назвать только город. В котором живёт;

-ребёнок не знает праздники, с помощью педагога принимает участие в играх;

-имеет элементарные знания о растительном и животном мире ЯНАО;

-имеет элементарные знания о сказках народов Севера, не знает сказочных героев;

-ребёнок не знает государственных символов ЯНАО.

Средний уровень (от 2 до 2,5 баллов):

-с помощью педагога называет столицу округа, город в котором живёт, его жителей;

-ребёнок знает название праздника, но затрудняется объяснить их значение, играет в игры народов Севера с помощью педагога, который объясняет правила игры;

-с помощью наводящих вопросов называет животных, птиц и растительный мир ЯНАО;

-ребёнок знает сказки народов Севера, затрудняется назвать сказочных героев;

-затрудняется назвать  государственные символы ЯНАО.

Высокий уровень (от 2,5 до 3 баллов):

-ребёнок называет столицу округа, город в котором живёт, округ, коренных жителей проживающих на территории округа, называет жилище ненцев

-знает название праздников, умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает, умеет играть в игры народов Севера разных видов, умеет объяснить

правила игры;

-называет животных, птиц, растения не менее 7-10 видов;

-знает сказки народов Севера, сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях;

-ребёнок узнаёт среди других государственных символов-герб, флаг ЯНАО, герб Новый Уренгой, знает символические значения.

  1. Диагностический материал к мониторингу Программы

Задание №1.

«Название округа, столицы, жителей ЯНАО»

Цель: уровень знаний детей о городе, столице и коренных жителей округа ЯНАО.

Инструкция:

- назови, в каком городе мы живём? (мы живём в городе новый Уренгой).

- в каком округе мы живём? (мы живём в Ямало-Ненецком автономном округе).

-назови столицу ЯНАО? (столица ЯНАО город Салехард).

-назови коренных жителей проживающих на территории нашего округа? (ханты, ненцы, селькупы, манси).

-как называется жилище ненцев? (чум)

Если ребёнок затрудняется с ответом, педагог предлагает опорные картинки.

Критерии оценки:

Высокий уровень: ребёнок называет столицу округа, город в котором живёт, округ, коренных жителей проживающих на территории округа, называет жилище ненцев.

Средний уровень: с помощью педагога называет столицу округа, округ, город в котором живёт, его жителей.

Низкий уровень: ребёнок с помощью педагога может назвать только город, в котором живёт.

Задание №2.

«Знание традиций, игр, праздников народов Севера»

Цель: выявить уровень знаний детей о традициях, праздниках, играх народов Севера.

Инструкция:

- какие праздники народов Севера ты знаешь?

(«День оленевода» - 26 марта; «День птиц-Вороний день» - 7 апреля; «Праздник облака» - 21 июня; «День рыбака» - 12 июня; «День коренных народов мира» - 9 августа; «Проводы лебедя» - 31 августа).

-какие игры народов Севера ты знаешь?

(«Ловкий оленевод»; «Полярная сова и евражки»; «Перетягивание каната»; «Солнце (хейро)»; «Ручейки у озера»; «Отбивка оленей» и т.д.).

Критерии оценки:

Высокий уровень: ребёнок знает название праздников и умеет играть в игры народов Севера разных видов, умеет объяснить правила игры.

Средний уровень: ребёнок знает название праздника, но затрудняется объяснить их значение, играет в игры народов Севера с помощью педагога, который объясняет правила игры .

Низкий уровень: ребёнок не знает праздники, с помощью педагога принимает участие в играх.

Задание №3.

«Знание о природных объектах, животном и растительном мире тундры».

Цель: выявить уровень знаний детей о животном и растительном мире ттундры.

Инструкция:

- какое животное одомашнено коренными жителями Севера? (олень)

-какая северная ягода улучшает зрение? (черника)

-ягода, растущая на болотных кочках? (клюква)

-каких животных живущих на Севере ты знаешь? (олень, белый медведь, тюлень, морж);

-какие грибы растут в нашем крае? (белый гриб, подберёзовик, маслята)

-какие ягоды растут в нашем крае? (голубика, черника, морошка, брусника, клюква, можжевельник)

Если ребёнок затрудняется с ответом, педагог предлагает опорные картинки.

Критерии оценки:

Высокий уровень: ребёнок  называет животных, птиц, растений не менее 7-10 видов.

Средний уровень: с помощью наводящих вопросов называет животных, птиц и растительный мир ЯНАО.

Низкий уровень: имеет элементарные знания о растительном и животном мире ЯНАО.

Задание № 4.

«Знание содержание произведений народов Севера».

Цель: выявить уровень знаний детей о содержании произведений народов Севера.

Инструкции:

-какие сказки народов Севера вы знаете? («От чего у белого медведя нос чёрный»; «Старик и его дочери»; «Голубика»; «Кто оленя научил бегать»; «Лягушка и медведь» и т. д).

-каких сказочных героев знаете?

Критерии оценки:

Высокий уровень: ребёнок знает сказки народов Севера, сказочных  героев, умеет узнавать их в произведениях.

Средний уровень: ребёнок знает сказки народов севера, затрудняется назвать сказочных героев.

Низкий уровень: ребёнок имеет элементарные знания о сказках народов Севера, не знает сказочных героев.

Задание №5.

«Знание символического значения Государственных символов ЯНАО»

Цель: выявить уровень знаний детей о символическом значении государственных символов ЯНАО.

Инструкция:

-покажи Герб Ямало-Ненецкого Автономного округа;

-покажи Герб города Новый Уренгой;

-покажи флаг ЯНАО

При выполнении этого задания педагог предлагает детям опорные картинки.

Критерии оценки:

Высокий уровень: ребёнок узнаёт среди других государственных символов-герб, флаг ЯНАО герб города Новый Уренгой, знает символическое значение.

Средний уровень: затрудняется называть государственные символы ЯНАО.

Низкий уровень: ребёнок не знает государственных символов ЯНАО.

7. Список используемой литературы.

 1.Анцибор М.М. Гуляева Н.А.  Детский сад и семья, пути их взаимодействия – научно-методическое пособие . - г. Тула 1 996.

 2. Детский сад вокруг нас. Газета №2008.

 3.Ефремов Л . Журнал Северяне 4 2005.

 4.Келеман  А.В. Осокина Т.И.  Детские подвижные игры народов СССР.   М.: Просвещение, 1988.

  5.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов. – М.:Т Ц2. Сфера  2007.

 6.Осипова П.Е .Работа детского сада с семьёй. Издательство скрипторий 2003.

    Осипова П.Е .Работа детского сада с семьёй. Издательство скрипторий

7.Человек и север. Журнал 1.2002.

  Человек и север. Журнал 2.2002.

  Человек и север. Журнал 3.2002.

8.Шортыгина Т.А. Беседа о русском севере. – М.: ТЦ Сфера,2008.

9.Ямальский меридиан. Журнал4 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)

Рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белый медвежонок» разработана в соответствии с Федеральным государственн...

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ».

В настоящее время детский сад стал местом, где воспитанники получают опыт эмоционального взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при ус...

Рабочая программа для средней группы (4-5 лет)составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21-2022

СодержаниеЦелевой раздел. Пояснительная записка.3Приоритетные цели и задачи.4Региональные и культурно-национальные особенности.5Возрастные и индивидуальные особенности детей.5Срок реализации прог...