Конспект занятия по фольклору в старшей группе "Фольклорная тропинка"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor_starshaya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №172 комбинированного вида

Конспект занятия по фольклору в старшей группе

«Фольклорная тропинка»

Провела воспитатель:

Гончарова Н.С.

Новосибирск – 2016

Программные задачи:

Образовательные:

    Формировать этническое мировоззрение, как выражение национального характера;

    Приобщать детей к традициям русского народа, используя:

        народный земледельческий календарь,

        устное народное творчество.

    Расширять и обогащать социально- нравственный и эмоциональный кругозор детей.

Развивающие:

    Способствовать развитию устойчивого интереса детей к познанию национального быта, народных праздников, фольклора.

    Развивать и обогащать экологические знания детей, любознательность, интерес к природе и окружающему миру, учить наблюдать, делать выводы.

    Способствовать непринужденному речевому общению, на основе совместной деятельности, расширять и обогащать словарный запас детей.

    Стимулировать познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость.

    Создавать атмосферу увлеченности заинтересованности между взрослыми и детьми.

Воспитательные:

    Воспитывать желание принимать участие в народных праздниках, развлечениях.

    Воспитывать интерес к яркому образному родному языку.

Ход развлечения

Хозяйка. (встречаю детей)

    День добрый, детушки - касатушки!

    Проходите не стесняйтесь,

    Всем ли место хватило?

    Много у меня ребят и для каждого

    Ласковое слово найдется!

    Наши деточки в дому,

    Что оладушки в меду,

    Что оладушки в меду

    Сладки яблочки в саду.

Не замерзли в дороге ребята? Стужа на улице!

Дети. Холодно, зимушка-зима!

Хозяйка. А месяц-то как называется?

Дети. Декабрь!

Хозяйка. А в народном календаре его звали-называли: Стужайло! Почему? (Да потому, что это первый зимний месяц, он всегда морозный, холодный).

Хозяйка. И пословицы, и поговорки есть про декабрь, да про зимушку:

    Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет;

    Декабрь год кончает, зиму начинает,

    Зима лодыря морозит,

    Зима-хранительница полей.

Даты: 1 декабря. Платон да Роман

"Каков Платон да Роман, такова и зима"

А если на Платона да Романа ворона ходит по дороге - к теплу.

7 декабря. Екатерина Санница

Первое катание на санках - стар и мал, выходили на пригорок и катались на санках.

14 декабря. Наумов день, Наум - грамотник

(Сына грамоте учи, уму разуму учи, учи, как учили нас, учи, чаще плеткой хлещи);

("Учителя: отставной солдат или церковнослужитель).

13 декабря. Новым Годом Первозванный - слушали воду

Тихая вода - хорошая зима,

Шумная вода - предстоят морозы, бури, метели.

25 декабря. - Спиридон солнцеворот

Медведь в берлоге поворачивается на другой бок.

Солнце на лето - зима на мороз.

День прибывает на воробьиный скок.

Хозяйка. (выбираем ребенка - Кузю)

    Игра с Кузей "Аюшки" (2 раза)

    "У тебя под ногами мох! "Не кланяйся, я не бог!

    Скажи, двести! … У тебя голова в тесте!

    Докучная сказка:

Тебе привет прислала

Хто?

Маша!

Кака Маша?

Свинья наша.

Что вкуснее: слива или вишня?

Пуговица лишня.

Пуговица счастлива!

5. Дразнилка:

    А ты Ваня простота

    Купил лошадь без хвоста

    Поехал жениться

    Привязал корытце

    Корытце болтается

    Невеста улыбается

    Корытце упало

    Невеста пропала.

    А ты Лена егоза

    Съела мышку без хвоста

    Одну овцу

    Свинью пакостницу

    Пятьдесят поросят

    Одни ножки висят.

    Как тебя зовут?

    Зовут зовуткой

    Величают уткой!

    Тарин, Барин, пощипай

    Ехали на лодке

    Тарин, барин утонул

    Кто остался в лодке?

    Пощипай!!!

(Слышится плач ребенка-младенца)

Хозяйка. Разбудили Катеньку! (усаживаемся на скамейке, Дети. передают аккуратно куклу и поют колыбельные).

    Баю-баю-байки

    Прискакали зайки

    Они спрятались в траву

    Не сказали никому.

    Баю-бай

    Мать пошла за рыбою

    Отец пошел по воду

    Приморозил бороду

    Спи-ка, Катя, солнышко

    Спи-ка житно зернышко,

    Спи наша родная

    Рыбка золотая.

    Ай-люли, ай-люли

    Прилетели к нам гули

    Гули стали ворковать

    Нашу Катеньку качать

Хозяйка. А какие веселые праздники ожидают нас впереди?

Дети. Новый год! Рождество!

Хозяйка. В народе, в старину эти праздники назывались - Зимние Святки.

Святки - это от слова "святой". Ведь на Рождество родился Христос - сын бога.

На святки был такой обычай:

Собиралась молодежь, Дети., ходили по домам, поздравляли хозяев с Новым Годом, Рождеством, желали всего самого хорошего.

Чего можно пожелать в праздник? (Ответы детей)

Хозяйка. Поздравляли не просто словами, а специальными песенками- колядками.

А еще любили рядиться.

Давайте мы тоже с вами нарядимся, и пойдем колядовать?! (все надевают маски и др.)

Первый дом (Дети. берут зерно)

Дети.

    Сеем, сеем посеваем

    С Новым Годом поздравляем

    Уродись пшеничка, горох, чечевичка

    В поле копнами

    На столе пирогами!

    Хоть рубль,

    Хоть пятак

    Не уйдем отсюда так!

(выходит первая Хозяйка. дома

Хозяйка. 1

    Спасибо-спасибо

    Вот вам награда

    Конфеты, печенье - кому что надо!

(все благодарят, низко кланяются, и идут дальше со словами:

"Пошла коляда - отворяй ворота")

Второй дом

Дети.

    Коляда, коляда

    Подавайте пирога.

    Не дадите пирога,

    Мы корову за рога,

    Боровка за бока,

    Телку за холку,

    Бычка за хвост

    Уведем на мороз!

(выходит вторая Хозяйка. дома)

Хозяйка. 2

    Не плясали и не пели

    Угощенья захотели!?

Дети.

    Мы плясать-то мастера

    Не боимся пляски,

    Пляши не скучай

    Рождество встречай!

(Звучит музыка плясовая и Дети. пляшут)

Дети.

    Коляда, коляда

    Прикатила молода.

    Мы нашли коляду

    У хозяйки во двору

    Вели скоро подавать

    Или тепленький пирог,

    Или маслица, творог,

    Или денежку копьем,

    Или рубль серебром.

(Хозяйка. 2 выслушивает колядку, благодарит детей и угощает детей караваем)

Хозяйка. 2

    Вот вам пышный каравай

    Его с поклоном получай!

(Дети. благодарят хозяйку 2,кланяются, радуются угощению и уходят)

(Дети. снимают маски)

Хозяйка. Ребята, какое у вас настроение сейчас?

Дети. Нам весело, радостно.

Хозяйка. А где живет ваша радость, веселье?

(Дети. Прижимают руки к сердцу)

Хозяйка. Давайте же поделимся нашей радостью с гостями.

(Хозяйка. обращается к гостям)

Хозяйка. Уважаемые гости, протяните нам свои ладони, Дети., поделитесь своей радостью.

(Дети. идут к гостям и закрывают их ладони своими, улыбаются друг другу, смотрят в глаза, а затем возвращаются к хозяйке)

А сейчас идем угощаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: Теремок “Познавательное развитие” Тропинка в мир математики.

Задачи: Сравнивать объекты по количеству независимо от их величины на примере кругов разной величины.2.Развивать способность составлять логическую последовательность, распознавать нелепицы.3.Формирова...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «По лесным тропинкам»

Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека....

Конспект квест – игры для детей старшей группы «Тропинка добрых дел»

конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по математическим тропинкам»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по математическим тропинкам»Цели:- закрепить счет в пределах десяти (прямой, обратный);- сформировать опыт самостоятельного прео...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: Путешествие по математическим тропинкам: «Счет в пределах 5»

Цель: закреплять навыки счета в пределах 5.Задачи: - продолжать учить сравнению предметов по признакам: длина, ширина;- закреплять умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов,...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Путешествие по математическим тропинкам».

Задачи:- закрепить счет в пределах десяти;- тренировать умение считать в пределах десяти, умение составлять числовой ряд;- закреплять знания о геометрических фигурах;- упражнять в решении логических з...