Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с Камчатским краем по образовательным областям
календарно-тематическое планирование на тему

Бедак Светлана Викторовна

  Введение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ помогает лучше развить творческие способности, ручные умения каждого ребенка. На этих занятиях создаются условия, при которых творческий потенциал ребенка буден достаточно использован. Главное – в продуктивной деятельности можно создать условия, при которых раскрываются те стороны индивидуальности ребенка, которые не видны в других видах деятельности. Знакомство детей с родным краем дает детям возможность проявлять живой интерес к корякским промыслам, сказкам, легендам о полуострове.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regionalnyy_komponent.docx91.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Национально-региональный компонент

«Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы… Именно культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, «для его духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для его нравственной дисциплины и социальности» [Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. Изд. 3-е. / Д.С. Лихачёв. – М.: Дет. лит., 1989. – С. 203.].

В период сложных процессов социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране, возвращения к этническим корням, поиска этнокультурного наследия народа на фоне более глубокого постижения общечеловеческой культуры активизируются поиски путей, позволяющих усилить в дошкольном образовании изучение традиционной народной культуры.

Особенно важным является то, что идея о национально-региональной специфике образования недостаточно, реализовывалась программами различных образовательных учреждений на протяжении длительного времени. В 2004 г. был принят Федеральный закон об образовании, направленный на развитие национальных культур, региональных культурных традиций, в котором сказано, что в «Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты» [Федеральный закон: Выпуск 41 (224) об образовании. - М. 2004, с. 7].

В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.

Реализация национально–регионального компонента (культурное наследие, родная природа, традиции, фольклор и многое другое) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», ее истокам, к своему дому. Региональный компонент является важнейшей составляющей современного образования, использование которого способствует формированию первоначальных представлений об особенностях родного края, позволяет дать сведения о природе Камчатки, о животном и растительном мире, об истории края, о жизни и культуре коренного населения. Формирует представления о родном городе, его истории, улицах, профессиях.

В МАДОУ необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально – положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края, города. Знания о родном крае расширяют кругозор детей, помогают в будущем лучше понять специфику нашего региона, почувствовать принадлежность к своему народу, развивают их интеллектуальный потенциал и творческие способности. Введение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ помогает лучше развить творческие способности, ручные умения каждого
ребенка.

Реализация национально – регионального компонента (культурное наследие, родная природа, традиции, фольклор и многое другое) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», ее истокам, к своему дому. Региональный компонент является важнейшей составляющей
современного образования, использование которого способствует формированию первоначальных представлений об особенностях родного края, позволяет дать сведения о природе Камчатки, о животном и растительном мире, об истории края, о жизни и культуре коренного населения. Формирует представления о родном городе, его истории, улицах,
профессиях.

В МАДОУ необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально – положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края, города. Знания о родном крае расширяют кругозор детей, помогают в будущем лучше понять специфику нашего региона, почувствовать принадлежность к своему народу, развивают их интеллектуальный потенциал и творческие способности.

Введение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ помогает лучше развить творческие способности, ручные умения каждого ребенка. На этих занятиях создаются условия, при которых творческий потенциал ребенка буден достаточно использован. Главное – в продуктивной деятельности можно создать условия, при которых раскрываются те стороны индивидуальности ребенка, которые не видны в других видах деятельности. Знакомство детей с родным краем дает детям возможность проявлять живой интерес к корякским промыслам, сказкам, легендам о полуострове.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представление о человеке, обществе, культуре.

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. И поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.

Национально-региональный компонент предусматривает реализацию следующих задач:

  • Ознакомление с историей Камчатского края, расширение знаний детей о своем родном крае;
  • Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению

с Камчатским краем по образовательным областям

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

  • Воспитывать у детей  дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам, воспитывать чувство национальной гордости, потребность соблюдать и сохранять народные традиции.
  • Использовать  знания о родном крае в игровой  деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям  Камчатского края, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

  • Приобщать  детей к истории развития и становления Камчатского края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой, с бытом, традициями народов Камчатского края.

Речевое развитие

  • Развивать  речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Камчатского края.

Художественно-эстетическое развитие

  • Приобщать  детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края;
  • Воспитывать  любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций Камчатского края.
  • Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы народа Камчатского края.

II младшая группа (от 3 до 4 лет)

Задачи воспитания и обучения:

  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, животным и растениям родного края;
  • Продолжать укреплять и охранять здоровье детей;
  • Воспитывать интерес к труду взрослых,  с уважением относиться к их труду;
  • Обогащение и активизация словаря, развитие связной речи.

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)

Образовательная область

Задачи:

Физическое развитие

  • Формирование у детей привычек здорового образа жизни, привитие стойких культурно-гигиенических навыков через устное народное творчество и художественную литературу.
  • Расширение представлений у детей о себе и других детях используя корякский фольклор.
  • Развитие интереса к подвижным играм корякского народа, обучение правилам игр, воспитание умения согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Социально-коммуникативное развитие

  • Формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр;
  • Обеспечение освоения основных процессов самообслуживания (самостоятельно или при помощи взрослого одеваться и раздеваться в определенной последовательности), отдельных процессов в хозяйственно-бытовом труде (расставить игрушки на полках, собрать кубики в коробку), используя малые формы устного творчества своего народа;
  • Формирование представлений об удобном и безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений (например, стул удобно взять, аккуратно, медленно не задевая других пронести его к месту);
  • Обращение внимания детей на положительных сказочных героев и персонажей  литературных произведений народов крайнего севера;
  • Стимулирование ситуативных проявлений желания принять участие в труде, умение преодолевать небольшие трудности;
  • Расширение и обогащение представления детей о труде людей родного города;
  • Ознакомление с зеброй, светофором и правилами поведения на улице: разговаривать негромко, соблюдать чистоту;
  • Передать детям знания о доступных их пониманию опасных ситуациях, происходящих дома, в детском саду и на улицах родного города;
  • Формирование элементарных представлений о некоторых растениях, о домашних и диких животных родного края.

Познавательное и речевое развитие

  • Ознакомление с образцами корякского фольклора: сказками, стихотворениями, танцами.
  • Формирование умений правильного понимания смысла произведений;
  • Воспитание эстетических чувств, побуждение интереса к слушанию сказок, небольших рассказов, стихотворений;
  • Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи;
  • Обучение пониманию смысла произведения;
  • Ознакомление детей с прекрасными образцами корякского фольклора;
  • Развитие всех компонентов устной речи;
  • Развитие сенсорной культуры, используя образцы национальной одежды;
  • Расширение знаний детей о своем родном городе;
  • Воспитание интереса к явлениям родной природы.

Художественно-эстетическое развитие

  • Развитие интереса к национальной корякской музыке, танцам;
  • Закрепление понятий трех музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара;
  • Использование народных хороводных игр;
  • Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству корякского народа;
  • Обучение украшению изделий корякским орнаментом.

Комплексно-тематическое планирование во II младшей группе

Месяц

Физическое развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Познавательное и речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Камчатский край

Сентябрь - май

Игры:

«Камчатские гонки», «Охотники и куропатки», «Солнце».

Беседы:

«С кем я живу», «Где я живу».

Выставка книг камчатских писателей.

Сказки:

«Мышонок-богатырь», «Как евражка и медведь норами менялись», «Хочу кочевать – не хочу кочевать» - Сказки народов Севера «Ворон Кутха», составитель Грибова.

Музыка:

Рассматривание  инструментов корякского народа.

Прослушивание музыкальных произведений.

 Рисование:

«Красивая тарелка»,

«Платочек».

Рассматривание альбомов:

«Моя семья», «Камчатский край».

Поэзия:

«Утреннее солнышко», «Щедрая тундра», «На пляже», «Чаячий детсад», Л. Поповская «Стишатки о Камчатке».

Песенки, заклички, потешки:

«Травка-муравка…», «Дождик, дождик, лей, лей…», «Ворона каркает: кар, кар…», «Ворона прилетела…», пер. Р. Ягафарова, «Дождик, дождик, пуще, пуще».

Рассказы:

 «Зелёным -  презелёным утром», «Мухоморы» - А. Кымытваль «Как построить Ярангу».

ИКТ:

Просмотр праздников.

ИЗО деятельность:

Рассматривание традиционной одежды, предметов быта коренных народов Камчатки. 

Лепка:

«Тарелка», «Чашка». Рисование:

Рисование элементов на полоске;

«Узор на платке». Аппликация:

«Салфетка».

Россия

Октябрь - апрель

Игры:

«Кот и мыши»,

«Воробышки и кот»,

«Наседка и цыплята»,

«Кролики»,

«Солнышко и дождик»,

«Воробушки и автомобиль»

Беседы:

«Что делать если потерялся»,

«Машины на нашей улице»

Сказки:

«Теремок»,

«Маша и медведь»

Поэзия:

А. Барто «Игрушки», К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Айболит»,

«Мойдодыр».

Просмотр мультфильмов по сказкам Чуковского.

Музыка:

Песенки, потешки, заклички:

«Петушок», «Ладушки», «Зайчик», «Солнышко – ведрышко».

ИЗОдеятельность:

Лепка:

«Неваляшка», «Цыплёнок», «Яблоки лежат на тарелке»

Аппликация

«Украсим Маше сарафан», «Чайная пара»,

«Платочек»

Проза:

Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Был у Пети и Миши конь»,

В. Берестов «Большая кукла».

Для заучивания наизусть:

«Пальчик-мальчик», «Этот пальчик дедушка…», «Заинька попляши», «Сорока –сорока».

Рисование:

«Моя любимая игрушка»,

«Здравствуй, солнышко», «Снег кружится», «Дождик».

Праздники:

«Рождество», «Масленица».

 

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Задачи воспитания и обучения:

  • Воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному городу.
  • Знакомить с достопримечательностями родного города.
  • Развивать интерес к культурному наследию камчатского народа.
  • Знакомить детей с изделиями декоративно-прикладного искусства.
  • Воспитывать уважительное отношение ко всему, что создано руками предыдущих поколений.

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)

Образовательная область

Задачи:

Физическое развитие

  • Воспитание интереса к движению, к совместным подвижным играм корякского народа;
  • Формирование положительного качества личности ребёнка, применяя фонетические упражнения, физминутки, дыхательную гимнастику;
  • Ознакомление с корякскими и русскими играми,  развитие интереса к народным играм;
  • Развитие творческих способностей детей (придумывание разных вариантов игр), физические качества: ловкость, быстроту, выносливость во время подвижных игр;
  • Совершенствование двигательных умений и навыков детей.

Социально-коммуникативное развитие

  • Формирование первичных представлений о родном городе, России;
  •  Воспитание навыков вежливого обращения к взрослым и сверстникам, стремление вести себя сдержанно;
  • Развитие представлений о справедливости, доброте, дружбе, смелости, правдивости;
  • Обеспечение самостоятельного и качественного выполнения процессов самообслуживания (без помощи взрослого одеваться и раздеваться; складывать и вешать одежду, обувь, контролировать качество полученного результата), поддерживания порядка в группе и на участке под контролем взрослого, самостоятельного выполнения доступных трудовых процессов по уходу за растениями (поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листья) и животными в уголке природы   (насыпать корм, менять воду);
  • Формирование представлений о видах трудовой деятельности, приносящей пользу людям и описанных в произведениях Камчатских писателей и поэтов, а также русского народа;
  •  Поощрение и закрепление желания трудиться самостоятельно и участвовать в труде взрослых;
  • Ознакомление с опасными ситуациями при контакте с животными и насекомыми, с элементарными приемами первой помощи;
  • Знакомство с растениями сада и огорода, цветника характерные для Камчатского края;
  • Формирование представлений об опасных для человека ситуациях на природе (ядовитые растения и грибы);
  • Воспитание интереса к явлениям родной природы.
  • Закрепление знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира на улицах родного города.

Познавательное и речевое развитие

  • Ознакомление детей с малым жанром корякского и народного фольклора, с ярко иллюстрированными книгами писателей и поэтов родного края;
  • Знакомство с традиционными народными праздниками;
  • Воспитание эмоционального восприятия содержания произведений;
  • Побуждение детей  к общению, используя информационно-коммуникативные технологии, игры-ситуации, наглядность;
  • Формирование умений понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характеры персонажей;
  • Ознакомление с достопримечательностями родного города, столицей России-Москвы и с растительным и животным миром родного края;
  • Развитие интереса культурному наследию русского народа;
  • Знакомство с русской избой и домашней утварью;

Художественно-эстетическое развитие

  • Ознакомление с народными музыкальными инструментами: гармонь, балалайка;
  • Совершенствование умения детей чувствовать характер музыки;
  •  Ознакомление с простейшими движениями, характерными для национального танца;
  • Формирование интереса к корякскому декоративно-прикладному искусству; обучение украшению корякским орнаментом;
  • Ознакомление детей с городецкими изделиями, выделяя элементы (бутоны, купавки, розаны, листья);
  • Ознакомление умений использовать элементов дымковской росписи для создания узоров;
  • Знакомство с народным костюмом, материалом, из которого изготовлен;
  • Знакомить детей с игрушкой «скатка», с разновидностью кукол, характерных для России: «кувотка», «кукла-младенчик».

Комплексно-тематическое планирование в средней группе

Месяц

Физическое развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Познавательное и речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Камчатский край

Сентябрь

Игры:

Беседы:

Город, в котором я живу.

Улица, на которой находится детский сад.

Достопримечательности города.

Выставка книг камчатских писателей.

Сказки:

«Мышь – хвастунишка», «Мышка и лиса» - сказки народов Севера «Ворон Кутха», составитель Грибова.

Стихи:

«Птичий базар» , «Бабье лето», «Рябина» Л. Поповская.

Для заучивания наизусть:

«Пальчик-пальчик, где ты был?»

Музыка:

Рассматривание  инструментов корякского народа.

Прослушивание музыкальных произведений.

Рассматривание альбомов:

«Атлас. Люби и знай свой край».

 

Песенки, заклички, потешки, считалочки:

«Огуречик, огуречик…», «Фрукты», «Катилось яблоко…»

Рассказы:

«Мухоморы» А. Кымытваль.

ИКТ:

Презентация «Достопримечательности моего города»

ИЗО деятельность:

Лепка:

«Птички»

Рисование:

«Камчатская рябина»

Аппликация:

«Дом, в котором я живу»,

«На улицах города»

Россия

Октябрь

Игры:

«Море волнуется», «Курица и цыплята»

Беседы:

Понятие «семья». Члены семьи.

Семейные обязанности.

Сказки:

«Мужик и медведь», «Лиса и козёл»

Поэзия:

«Котик» М. Дружинина, «Мы идём через дорогу» М. Дружинина, «Вот какой рассеянный» С. Маршак, С. Михалков «Дядя Стёпа».

Музыка:

«Осень» Чайковский; «Колыбельная» муз. А. Гречанинова.

Песенки, потешки, заклички:

«Наш козел…», «Зайчишка-трусишка…»,  «Барашеньки…».

ИЗОдеятельность:

Лепка:

«Скатерть для мамы»

Аппликация:

«Хоровод матрёшек» (коллективная работа)

Проза:

«Сторож» В. Осеева «Как Маша стала большой», «Осень на пороге» Н. Сладков.

Литературные сказки:

«Как варить компот» Г. Юдин, «Синие листья» В. Осеева.

Рисование: 

«Моя семья», «Украсим сестре фартук».

Камчатский край

Ноябрь

Игры:

«Солнце», «Каюр и собаки», «Олени и пастухи».

Беседы:

Природа родного края. Растения сада, огорода, цветника. Животные края: домашние, дикие.

Выставка книг камчатских писателей.

Сказки:

«Медведь и бурундук», «Мышка», «Хитрая лиса» - сказки народов Севера «Ворон Кутха», составитель Грибова.

Слушание:

«Зайчик» муз. Ю. Матвеева Песенки, заклички, потешки, считалочки:

«Наш козёл-стрекозёл», «Кисонька-мурысенька»,

«Мыши-мыши, ну-ка тише».

Рассматривание книг:

«Птицы Камчатки», «Морские животные Камчатки», «Растения Камчатки», «Животные Камчатки».

Поэзия:

«Сопка-динозавр». «Каменные берёзы», «Поздняя осень» Л. Поповская.

ИКТ:

Презентация «Дикие животные Камчатского края»

Рассказы:

«Тормозок», «Два лица» А. Кымытваль.

ИЗО деятельность:

Лепка:

«Птичий базар» (коллективная работа)

Рисование:

«Украсим полотенце»

Аппликация:

«Украшение подушки»

Россия

Декабрь

Игры:

«День и ночь», «У медведя во бору»

«Два мороза», «Сигналы светофора», «Ловкий пешеход».

Беседы:

«Великий город – Москва и её достопримечательности».

Дидактическая игра:

«Гости Москвы», «Наша Родина».

Знакомство с русским костюмом: материал, детали.

Сказки:

«Мороз и заяц», «Привередница».

Поэзия:

«Живи, ёлочка!» И. Токмакова, «Белый снег пушистый» И. Суриков.

Просмотр мультфильма:

«Снеговик – почтовик».

Литературные сказки:

«Сказка про комара-комаровича» д. Мамин-Сибиряк,

Песенки, потешки, заклички:

«Кот на печку пошёл…», «Ножки, ножки, где вы были…».

ИЗОдеятельность:

Лепка:

«Сказочная птица».

Аппликация:

«Украшение пояска» (филимоновская роспись)

Рисование:

«Наряд русской красавицы» (филимоновская роспись).

Новогодний праздник.

Камчатский край

Январь

Игры:

«Ловля оленей»,

«Куропатки и охотники», «Льдинки, ветер и мороз»

Беседы:

Знакомство с русской избой и домашней утварью. Знакомство с традиционными народными праздниками.

Жилище камчатского народа.

«Что даёт край стране» - рассматривание продуктов деятельности камчатского народа.

Выставка книг камчатских писателей.

Сказки:

«Храбрая мышь», «Лепёшки», «Отчего у зайца длинные уши» - сказки народов Севера «Ворон Кутха».

Ознакомление с музыкальным инструментом:

«Шаманский бубен»

Просмотр видео, фото инструментов.

Рассматривание альбомов:

«Национальная одежда Камчатского края»

Поэзия:

«Сугробы», «Первый снег», «Рукодельница зима» Л. Поповская.

Загадки:

«Домашняя утварь»

Рассказы:

«Подарок для тёти» А. Кымытваль.

Литературные сказки:

«Приключения в лесу Ёлки – на-горке» (главы) пер Брауде.

Для заучивания наизусть:

Л. Николаенко «Почему медведь зимой спит».

ИКТ:

ИЗО деятельность:

Лепка:

«Что даёт край стране» (коллективная работа)

Рисование:

«Кухлянка»,  «В зимнем лесу»

Аппликация:

«Меховая шапка коряков»

Россия

Февраль

Игры:

«Волк и ягнята», «Лисичка и курочки», «Стая уток».

Беседы:

 «Добрые и вежливые слова».

«Папы, дедушки – солдаты».

Сказки:

«Лиса, волк, медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Поэзия:

«Научу обуваться братца» Е. Благинина»,

«Мамин день» И. Токмакова, «Праздник мам» В. Берестов.

Музыка:

«Мамочка моя» муз. А. Перескокова

ИЗОдеятельность:

Лепка:

«Что было в избушке трёх медведей».

Аппликация:

«Цветы для мамы»

Рисование:

«Роспись доски» (городецкая),

«Подарок папе».

Проза:

«Про снежный колобок» Н. Калинина, «Оля пришла в садик» В. Карасева, «Звездолётчики» В. Бороздин.

Литературные сказки:

«Сказка про маму» С. Прокофьева.

Камчатский край

Март - апрель  

Игры:

«Ручейки и озёра», «Рыбаки и рыбки», «Здравствуй, догони!»,

«Смелые ребята».

Беседы:

«Земляки, прославившие наш город»,

«Камчатские национальные блюда».

Выставка книг камчатских писателей.

Сказки:

«Медведь и лиса», «Вот это товарищ!», «Хитрый лукавого проучил», «Храбрый медведь».

Музыка:

Продолжаем знакомство с национальными музыкальными инструментами: Бубен.

Национальный праздник

«Беренгия», «День оленевода»

Рассматривание альбомов:

«Ездовые собаки»

Поэзия:

«Ледоход», «Причал рыбака» Л. Поповская.

Для заучивания наизусть:

А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

Литературные сказки:

А. Милн «Винни-пух и все-все-все» (главы)

Песенки, заклички, потешки:

«Солнышко-солнышко», «Иди весна…», «Кот на печку пошел».

Рассказы:

«Моя непоседа – Илюкинэ. Маленькая повесть о маленькой девочке» А. Кымытваль

ИКТ:

Презентация «Как проходит праздник «Беренгия»»

ИЗО деятельность:

Лепка:

«Собака»

Рисование:

«Собачья упряжка»

Аппликация:

«Олень в лесу» обрывная аппликация.

Россия

Май  

Игры:

«Стрелок», «Перепрыгни через ров».

Развлечение:

«Мы любим играть»

Беседы:

Народная игрушка. Разновидность игрушек.

День Победы.

Сказки:

«Лиса-лапотница»

Поэзия:

Е. Баратынский «Весна, весна», Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Проза:

В. Бианке «Подкидыш», Н. Носов «Затейники».

Литературные сказки:

Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» (главы)

Музыка:

Ходьба под «марш».

ИЗОдеятельность:

Лепка:

«Подарок моему другу»

Аппликация:

«Украшение солонки» (городецкая роспись).

Рисование:

«На улицах праздничного города»

Выставка детских работ

 

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Задачи воспитания и обучения:

  • Расширять представления детей о родной стране; о государственных (Новый год, День Защитников Отечества, День Победы, 8 марта) и народных (Сабантуй, Алхалалай, Беренгия, День оленевода) праздниках;
  • Дать сведения о нравственных качествах: человечности, гостеприимстве, чистоплотности своего народа.
  • Почитать обычаи народов Камчатского края;
  • Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам разных национальностей;
  • Прививать любовь к музыке, живописи, литературе, искусству народов.

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)

Образовательная область

Задачи:

Физическое развитие

  •  Воспитание у детей сознательного отношения к своему городу; своему здоровью, стимулирование желание совершенствовать его и вести здоровый образ жизни, используя устное народное творчество своего народа и народов других национальностей;
  • Развитие самоконтроля у детей по отношению к своему двигательному поведению во время игровых занятий, построенных на основе народных музыкальных подвижных игшр и эстафет;
  • Ознакомление с играми народов севера;
  • Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца;
  • Совершенствование двигательных умений и навыков детей;
  • Формирование правильной осанки, умение выполнять движение осознанно, красиво, быстро, ловко.

Социально-коммуникативное развитие

  • Формирование представлений о нравственных качествах: человечности, гостеприимстве, чистоплотности своего народа; почитание обычаев и традиций своего народа;
  •  Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми: привычки играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками;
  • Формирование доброжелательного отношения к сверстникам разных национальностей;
  • Обеспечение самостоятельного, быстрого и аккуратного выполнения процессов самообслуживания (одеваться и раздеваться, складывать одежду), поддержания порядка в группе и на участке, выполнения обязанностей дежурного;
  • Приобщение к коллективной трудовой деятельности, поощрения проявления готовности помочь другим людям в процессе труда; расширение и систематизирование представлений о труде взрослых, о результатах труда, его значимости;
  • Продолжение формирования представлений о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы, через ознакомление с трудовыми традициями и обычаями русского, корякского народов;
  • Поощрение самостоятельности, настойчивости, ответственности при выполнении трудовых процессов; разделение с ребёнком чувства удовлетворения от процесса индивидуального и коллективного труда, чувства гордости, поддерживать стремление получить от взрослого и сверстников положительную оценку результата и своих качеств, проявленных в труде;
  • Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • Совершенствование правил поведения на проезжей части улиц родного города и в общественных местах: быть скромным, сдержанным, громко не разговаривать, соблюдать порядок, чистоту; уступать место в транспорте старшим и младшим;
  • Формирование осторожного отношения к опасным для человека ситуациям в окружающем мире.

Познавательное и речевое развитие

  •  Ознакомление с художественной литературой, устным народным творчеством и творчеством народов крайнего Севера;
  • Подведение детей к пониманию смысла поговорок, пословиц, их место и значение в речи; эмоционально-образного содержания сказок, нравственного смысла изображённого;
  • Формирование интонационной выразительности в речи в процессе исполнения и обыгрывания художественных произведений поэтов и писателей народов Крайнего Севера и русского народа;
  • Совершенствование умений рассказать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа;
  • Воспитание культуры общения;
  • Совершенствование диалогической речи;
  • Воспитание дружественных чувств к народам других национальностей;
  • Формирование у детей познавательного интереса, интеллектуального развития, через знакомство с историей, культурой, традицией и природой Камчатского края.

Художественно-эстетическое развитие

  • Ознакомление с классическими, народными, современными образцами народной музыки, со звучанием национальных инструментов;
  • Продолжение знакомства с корякским орнаментом;
  • Расширение представлений о народном декоративно-прикладном искусстве (тканые изделия, кожаная мозаика);
  • Ознакомление с гжельской росписью, с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки);
  • Формирование представлений об орнаменте и о национальной одежде корякского народа;
  • Побуждение желания создавать узоры на бумажных силуэтах, в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка) одежды и головных уборов (кокошник, платок, пояс и др.) и предметов быта (ковёр, салфетка, полотенце и др.).

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе

Месяц

Физическое развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Познавательное и речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Камчатский край

Сентябрь

Игры:

С метанием: «Ловкий оленевод»;

С бегом: «Полярная сова и евражки»; «Льдинки, ветер и мороз»;

На внимание: «Рыбаки»»

 

Беседы:

Понятия «семья», «родной дом».

Значение семьи для человека.

Пословицы: «Дома и стены помогают», «Мой дом – моя крепость» (объяснение смысла).

«Самые красивые  места, достопримечательности родного города».

Дид. игра: «Составь узор».

Пальчиковая игра: «Семья».

Выставка книг камчатских писателей.

Сказки:

«Летучая мышь», «Кем быть».

«Речка Ога», сказки села Эссо.

Стихи:

Л. Поповская «Мухоморы»,  «Камчатский август».

Музыка:

Слушание музыки:

 «Времена года. Сентябрь».

История изготовления маракасов коряками.

Игра на маракасах.

ИКТ: просмотр презентации о музыкальных инструментов коряков.

Рассматривание альбомов:

«Петропавловск-Камчатский», «Вулканы»

Рассказы:

В. Евдокимов «Спор», «Первая вылазка»

ИЗО деятельность:

Лепка:

«Корякские ковш и блюдо с ложкой»

Для заучивания наизусть:

Н. Добрушкина «Бабье лето» («Есть в мире краешек земли»)

Рисование:

«Яранга – жилище коряков»

Аппликация:

«Кухлянка»

Россия

Октябрь

Игры:

«Гуси-лебеди», «Юрта», «Охотники и утки», «Дотронься до…»

Беседы:

«Мы не одни живём на земле».

«Традиции и культура русского народа»

«Старые виды ремесла: плетение и ткачество»

«Правила поведения на дороге»

Сказки:

«Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный».

Фольклор народов мира:

Песенки: «гречку мыли», «Дом, который построил Джек».

Слушание музыки:

 «Времена года. Октябрь».

Песенки, потешки, заклички:

«Как на тоненький ледок», «Николенька-гусачок…».

ИЗОдеятельность:

Лепка:

Коллективная «Гуси-лебеди»

Аппликация:

«Орнамент на платочке»

Дид.игра:

«Кем был»

Проза:

Б. Житков «Белый домик»

Для заучивания наизусть:

РНПесня «По дубочку постучишь…».

Рисование:

«Осень» (под музыку)

«Меховая шапка коряков»

Камчатский край

Ноябрь

Игры:

«Нарты-сани», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Северная рыбка», «Зайцы и волки».

Беседы:

«Как жили наши предки».

«Понятие  «Родина», «Малая Родина».

«Символика Камчатки».

Дид.игра: «Собери герб»

Сказки:

«Лисица, птица и ворон», «Ворон Кутха».

Е. Пешкова «Ящерица».

Музыка:

Слушание музыки:

 «Времена года. Ноябрь».

История инструмента «Варган».

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Атлас. Люби и знай свой край.

Поэзия:

В. Лихно «Мой дом»

ИЗО деятельность:

Лепка:

«Ворон Кутха».

Драматизация по сказкам.

Рассказы:

В. Евдокимов «Полёты не во сне», «Скоропелая молва».

Рисование:

«Как жили наши предки»

Аппликация:

«Вулканы Камчатки»

Россия

Декабрь

Игры:

«Скок-перескок», «Займи место», «Липкие пеньки»., «Лохматый пёс», «Защити товарища».

Беседы:

Функциональное предназначение предметов русского быта».

Традиционные народные праздники.

Чаепитие на Руси.

Сказки:

«Хаврошечка», «Заяц-хвастун», «Царевна-лягушка».

Сказки народов мира:

«Златовласка», «Три золотых волоска Деда-Всеведа».

Проза:

Л.Толстой «Лев и собачка»; С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»

Поэзия:

С. Маршак «Пудель», В. Левин «Сундук».

Литературные сказки: 

Т. Александрова «Домовёнок Кузька».

Музыка:

 Слушание песен на праздниках.

Песенки, потешки, заклички:

«Мороз», «Как у бабушки козёл…».

ИЗОдеятельность:

Лепка:

Путешествие в сказку (герой русских сказок)

Аппликация

«Украшение полотенца»

Рисование:

«Роспись блюда» (гжель)

Камчатский край

Январь

Игры:

«Вяженка и оленята», «На новой стойбище», «Перетягивание каната»;

Игра на внимание:

«Белый шаман»;

«Сокол и лиса».

Беседы:

«Знакомство с историей костюма: орнамент и его предназначение».

«Одежда наших предков».

Выставка книг камчатских писателей.

Сказки:

«Бедная лягушка», «Ты счастливее всех нас».

Е. Пешкова «Сказка о хозяине пурги Буге».

Музыка:

История о шаманском бубне.

Прослушивание звучания бубна.

 ИКТ: просмотр видео, где играю на бубне.

Рассматривание альбомов с костюмами Камчатского народа.

Поэзия:

Л. Поповская «Евочка-припевочка».

ИЗО деятельность:

Лепка:

«Бубен»

Обыгрывание сказок.

Рассказы:

В. Евдокимов «Рыба в платьице в горошек», «Опять кузницей пропах».

Рисование:

«Торбасы эвенские»

Аппликация:

«Орнамент эвенский»

Россия

Февраль-май

Игры:

«Гуси-лебеди», «Мышеловка», «Гори-гори ясно!», «Как у дядьки Трифона», «Золотые ворота», «По малину», «Светофор», «Запрещённые движения», «Воевода».

Беседы:

«Традиции и культура русского народа»,

«Русские народные промыслы»,

«Русские народные игрушки: филимоновская игрушка»;

«Русские народные игры».

Сказки:

«Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Докучные сказки», «Финист – ясный сокол», «Рифмы».

Русский фольклор: пословицы и поговорки, загадки.

Музыка:

Заучивание колыбельных песен.

Пение русских народных песен: «Как у наших у ворот», «А я по лугу», «Ты скажи, скажи, воробушек», «Ворон», «Андрей-воробей».

Развлечение:

«Встреча со сказкой» (инсценировка).

«А у наших у ворот развесёлый хоровод».

Дидактические игры:

«Русский наряд для куклы», «Сложи узор», «Дымковское лото», «Русское лото».Словесно-дидактические игры:

«Летает-не летает», «Кто любит»,

«Закончи пословицу»

Песенки:

«Счастливого пути!», «По дубочку постучишь – прилетает синий чиж…», « Ранним-рано  поутру…», «Грачи-кирпичи».Поэзия:

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»;

А. Барто «Верёвочка»;

С. Есенин «Берёза».

Проза:

В. Драгунский «Друг детства»

Л. Толстой «Косточка».

Слушание гимна России.

Игры на музыкальных инструментах: трещотка, колокольчики, металлофон.ИЗОдеятельность:

Лепка:

«Петушок», «Котёнок» (филимоновская игрушка).

«Сказочная птица» (дымковская игрушка).

 (Кувшин).

Аппликация:

«Украшение кокошника для русской красавицы»;

«Русский сарафан»

Рисование:

«Косынка для куклы» (дымковская роспись); «Узор на фартуке для мамы» (городецкая роспись);

«Голубое чудо гжели»

Камчатский край

Март-апрель

Игры:

«Волк и олени», «Солнце», «Рыбаки», «Ловкий оленевод», «Охота на куропаток», «Успей поймать», «Борьба на палке».

Беседы:

Растительный и животный мир Камчатского края.

Красная книга.

Правила поведения на природе.

«Витамины нашего края укрепляют организм».

Знаменитые наши земляки.

Дидактические игры:

«Четвёртый лишний», «Правильно - неправильно».

Выставка книг камчатских писателей.

Сказки:

«Лисёнок и эхо», «Кит и олень», «Волк, ворон и горный баран».

Е. Пешкова «Костёр».

В.Лихно «Камчатский этюд. Стихи о родной природе»

Музыка:

Музыкальный инструмент у коряков: «лук с тетивой»;

Алеутов: «цитра»;

Чукчи: «лютни» - краткий рассказ.

ИКТ: просмотр видео об инструментах, прослушивание их звучания.

Литературная викторина:

«Путешествие по знакомым сказкам»

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Атлас: Люби и знай свой край.

Птицы Камчатки.

Животные Камчатки.

Поэзия:

«Есть в мире краешек земли» - стихотворения

ИЗО деятельность:

Лепка:

«Уточка»

«Крабы»

«Сивучи»

Инсценировка сказок.

Рассказы:

В. Евдокимов «Доман-машина», «Пирожок с морковкой», «Нащупал рыбу на уху», «Жалко цепь пропадёт».

Рисование:

«Медведь на реке»

«Страна фантазий» (полюбившиеся герои сказок).

«Птичий базар»

Аппликация:

«На пляже сивучи столпились»

«Щедрая тундра»

Подготовительная  группа (от 6 до 7 лет)

Задачи воспитания и обучения:

  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, к родному языку;
  • Продолжать знакомить детей с музыкой, живописью, литературой, праздниками  Камчатского края.

Содержание направлений с учетом национально-регионального компонента (НРК)

Образовательная область

Задачи:

Физическое развитие

  • Усовершенствование знаний, детей об организме человека, через устное народное творчество;
  • Формирование и расширение знаний детей о пользе лекарственных растений своего края в сохранении и укреплении собственного здоровья;
  • Продолжение формирований умений и опыта здоровьесберегающих действий во время проведения досугов и национальных праздников;
  • Продолжать знакомить детей с национальными подвижными играми;
  • Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; находить, придумывать разные варианты подвижных игр;
  • Воспитывать нравственные и волевые качества: выдержку, решительность, инициативность, смелость.

Социально-коммуникативное развитие

  • Совершенствование знаний о традициях и обычаях своего народа;
  • Формирование представлений о том, что люди разных национальностей живут в мире и дружбе;
  • Ознакомление с традициями, обычаями, обрядами корякского народа;
  • Воспитание у детей организованности, дисциплинированности, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам; умения и желания самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать поступки сверстников;
  • Продолжать воспитывать патриотические чувства к родному краю и толератного отношения к народам других национальностей;
  • Обеспечения осознанного и самостоятельного выполнения процессов самообслуживания, самостоятельного контроля качества результата;
  • Привлечение к выполнению сезонных видов работ в природе;
  • Поощрение желания работать в коллективе;
  • Формирование знаний о соблюдении правил безопасности в разнообразных видах трудовой деятельности, активных форм общения с детьми и взрослыми в процессе трудовой деятельности;
  • Расширение и систематизирование представлений о различных видах труда  корякского народа, удовлетворяющих потребностей общества и государства;
  • Поддерживание положительного отношения ребёнка к собственному труду, его результату, труду взрослых и его результата как к ценности;
  • Ознакомление с реками Камчатского края, правилами безопасного поведения на водоёмах;
  • Формирование элементарных представлений о работе ГИБДД;
  • Совершенствование осмотрительного отношения к опасным для человека и окружающего мира ситуациям.

Познавательное и речевое развитие

  •  Ознакомление детей с художественной литературой и устным народным творчеством Камчатского края;
  • Закрепление умений понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, различать жанровые особенности произведений, навыков выразительной речи;
  • Систематизирование знаний детей о творчестве писателей и поэтов родного края, умение сравнивать, анализировать и обобщать;
  • Формирование представлений о государстве. О символах России и Камчатского края (флаг, герб, гимн);
  • Закрепление представлений о столице России – Москве, о государственных праздниках;
  • Расширение представления о родном городе, его достопримечательностях (музей, памятники, реки, вулканы…);
  • Воспитание уважения и толерантного отношения к людям разных национальностей;
  • Расширение представления об образе жизни людей, населяющих Камчатский край, их обычаях, традициях, фольклоре;
  • Развитие личности дошкольников через взаимодействие культур народов Камчатского края.

Художественно-эстетическое развитие

  • Ознакомление с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой народной музыки, с народными инструментами свирель, гусли, волынка, скрипка, ложки, домбра, дудка, деревянные ложки;
  • Изучение произведений национальной музыкальной культуры;
  • Слушание государственных гимнов России;
  • Расширение представлений детей о народных промыслах, о национальном орнаменте;
  • Развитие умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (хохломская, жостовская);
  • Закрепление умения при составлении декоративной композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки используя характерные элементы узора и цветовую гамму росписи того или иного народа.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе

Месяц

Физическое развитие

Социально-коммуникативное

развитие

Познавательное и речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Камчатский край

Сентябрь

Игры:

«Белый шаман», «Солнце», «Рыбаки», «Лисички и курочки»;

Беседы:

«Различные уклады семейного быта»;

«Семейные традиции»;

«Кто такие «предки»?;

Сказки:

«Росомаха и лисица»;

Т. Лукашкина  «Сказки бабушки Петровны. Моя Родина»

Музыка:

Слушание песни: «Тылго-ваям»

Рассказ о духовых инструментах (аэрофоны)

Муз.игра «Угадай, кто…»

Д/И «Найди братца», «Угадай, кто кричит».

Рассматривание фотографий корякских семей

Поэзия:

«Есть в мире краешек земли» сост. Н. Санеев «Бабье лето», «Вечер над Никольской»;

Песенки, заклички, потешки:

«Солнышко – вёдрышко», «Загляни к  нам солнышко»;

Загадки

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Составление генеалогического древа

Рассказы:

В. Евдокимов «Спор», «Первая вылазка».

ИЗО деятельность:

Лепка:

«Сказочные герои»

Рисование:

«Моя семья»

Аппликация:

«Бабье лето», «Украсим фартук маме»

Россия

Октябрь - май

Игры:

«Жмурки», «Горелки», «Домино», «Лото», «Скажи за героев сказки», «Король, прими нас на работу», «Чёрное и белое», «Ой, болит!», «Мышеловка», «Бубенцы», «В саду ли в огороде», « В хороводе мы были», «На зеленом лугу», «Верба-вербочка», «Кот, какая сметана?» 

«ПДД»

«Угадай, какой знак?»

«Светофор»

Беседы:

Символика России;

Знакомство с Красной книгой, с отдельными представителями животного, растительного мира, занесенного в нее.

«Правила поведения в общественных местах»;

«Как вести себя на дороге?»

«Почему на пасху красят яйца?»

«Почему русские люди пекут блины»

«День Победы»

Сказки:

«Морозко», «Сивка-Бурка», «Царевна-Лягушка», «Хаврошечка», «Снегурочка»

Поэзия:

А. Блок «На лугу». С. Есенин «Пороша», М.   Лепрмонтов  «Горные вершины»

Проза:

А. Куприн «Слон», М. Зощенко «Великие путешественники», Н. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

Литературные сказки:

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», П. Ершов «Конек-горбунок»

Сказки и былины:

«Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Василиса-Прекрасная», «Волк и лиса», «Добрыня и змей», «Садко», «Семь Симеонов – семь работников».

Музыка:

Песенки:

«Лиса рожью шла…», «Чигарик-чок-чигарок», «Зима пришла…», «Идёт матушка весна…», «Когда солнышко взойдет, роса на землю падёт…»

Загадки.

Заучивание колыбельных песен и приговорок.

Игра на музыкальных инструментах (дудка, треугольники, деревянные ложки и др.)

Пение русских народных песен:

«Лиса по лесу ходила», «А я по лугу», «Ходит зайка по саду», «Во поле береза стояла», «Как пошли наши подружки».

ИЗОдеятельность:

Лепка:

«Дымковская лошадка»,

Настольно-печатная игра:

«Промыслы России»;

«Найди дымковский узор»;

«Четвертый лишний»;

«подбери узор»

Праздники:

«Коляда», «Масленица»,

«Новый год у ворот», «День защитников Отечества», «Международный женский день»

«День Победы.

Сюжетно-ролевая игра:

«Мы – пассажиры»

Сочинение детьми танцев под фонограмму русских народных мелодий

«Сынко Филипко», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».

Просмотр мультфильмов по сказкам Чуковского, Пушкина, Ершова.

«Мишка» (по богородской игрушке);

«Цветы в вазе».

Аппликация

«Волшебная яблоня» (по сказке «Хаврошечка»),

Коллективная аппликация «Хоровод матрёшек»;

«Чайная пара» (Гжель); «Ложки» (Хохлома)

Рисование:

«Городецкие узоры», «Поднос» (Жостово);

«Масленица», «Пришла Коляда – отворяй ворота», «Зимние забавы»,

«Портрет мамы»

Камчатский край

Ноябрь - май

Игры:

«Охота на волка»,  «Ловкий оленевод», «Нанайская борьба»,  «Борьба на палке», «Успей поймать», «Охота на куропаток», «Тройной прыжок»,

Беседы:

«Улицы города рассказывают»

«Особенности  Корякского народного костюма»

«Одежда эвенов, ительменов»

Выставка книг камчатских писателей.

Сказки:

«Чирки и лис», «Дружба силу добавляет» - «Ворон Кутха»;

Т. Лукашкина «Сказки бабушки Петровны»;

Музыка:

Прослушивание звучания камчатских народных инструментов

ИКТ:

Просмотр видео празднования традиционных Камчатских праздников

«Солнце», «Перетягивание каната», «Бег на лыжах», «Оленьи упряжки».

Дид. эколог. игры:

«Волшебные превращения», «Какого растения не стало», «Где, что зреет»,  «Угадай, что в руке»,

«Вершки и корешки»

«Растительный и животный мир Камчатского края»

«Лекарственные растения Камчатского края»

«Традиционные обрядные праздники, особенности их празднования в Камчатском крае»

«Жилища ительменов и коряков»

«Морские животные Камчатки»

«Народные игры»

Поэзия:

Л. Поповская «В зимнем лесу»

«Есть в мире краешек земли» - стихи и проза.

В. Лихно «Камчатский этюд»

Слушание корякской мелодии.

Песенки, заклички, потешки, поговорки, считалки

Праздники:

Ительменский «Алхалалай»

Корякский «Хололо»

Эвенский Новый год "Нургенек"

«День оленевода»

«Беренгия»

«Наши современники – земляки, прославившие наш город»

Рассматривание книг с иллюстрациями народных костюмов коряков, эвенов.

 «Атлас – Люби и знай свой край»

Рассказы:

В. Евдокимов «Походы за околицу»

А. Камытваль «Как построить Ярангу»

Ю. Пшонкин «Амто, Корякия!»

ИЗО деятельность:

Лепка:

«Животные леса» (коллективная работа)

«Щедрая тундра – ягоды, грибочки»

«Яранга»

«Сивуч»

«Мишка с рыбой»

«Маракасы из раковины»

Игра- развлечение:

«Все народы в гости к нам»

Экскурсия в краеведческий музей Камчатского края

Рассматривание фото «Музыкальные инструменты Корякского округа»

Рисование:

«Район, в котором я живу»;

«Кухлянка»

«В зимнем лесу»

«Жилище коряков»

«Лежбище котиков»

Аппликация:

«Узор на эвенской шапке»

«Корякский узор на торбасе»

«Сивучи на воде»

Оригами:

Птицы, животные

 

Литература:

  1. Александр Пирагис. Петропавловск-Камчатский. Улицы города рассказывают. Изд. «Новая книга», 2000.
  2. Е.В. Гропянов. Писатели Камчатки. Изд. «Новая книга», 2005.
  3. Атлас. Люби и знай свой край.
  4. Э.В. Малиновский. Птицы Камчатки. Изд. «Новая книга», 2005.
  5. Одежда Камчатских эвенов, Петропавловск-Камчатский, 1989.
  6. Вестник Северо-Восточного государственного университета. Магадан 2015. Выпуск 24
  7. А.Н. Сметанин. Пресноводные и морские животные Камчатки. Изд. «Новая книга», 2004.
  8. Юрий Пшонкин. Амто, Корякия! Изд. «Детская литература», 1991.
  9. Т. Лукашкина. Сказки бабушки Петровны. Изд. «Кашмат» 1991.
  10. Ворон Кутха. Изд. «Малыш», 1974.
  11.  Есть в мире краешек земли, сост. Н. Санеев. Изд. «Новая книга», 2000.
  12. Антонина Кымытваль. Как построить ярангу. Изд. «Детская литература», 1987.
  13.  Людмила Поповская. Стишатки о Камчатке. Серия «Камчатское детство», 2012.
  14.  Виктор Евдокимов. Походы за околицу. Серия «Камчатское детство», 2013.
  15.  Елена Пешкова. Сказки села Эссо. Серия «Камчатское детство», 2013.
  16.  Виктор Лихно. Камчатский этюд. Стихи о родной природе. «Новая книга», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем на 2014-2015 учебный год в подготовительной группе.

В материале представлен план работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с родным краем....

Перспективное планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем детей старшей группы

Формирование исторического и патриотического сознание дошкольников очень важная составляющая развития личности ребёнка. Поэтому необходимо включать разнообразные виды деятельности по освоению основ кр...

содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем в старшей группе.

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем на 2016 – 2017 учебный год в старшей группе № 3 «Радуга».Календарный периодблокНеделя Содержание образовательной деятельност...

Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем в средней группе по программе "От рождения до школы" под. ред. Н. Е. Веракса.

Планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем в средней группе по программе "От рождения до школы" под. ред. Н. Е. Веракса....

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем Календарный период блок Неделя Содержание образовательной деятельности НОД Образовательная деятельность в режимных моме...

Содержание образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем в старшей группе.

В материале представлен план работы с детьми старшей группы по ознакомлению с родным краем....