Буклет «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
методическая разработка на тему

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К. Тимирязев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_eksperementirovaniya.doc445 КБ

Предварительный просмотр:

НОВИЗНА

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования в комплексе с решением изобретательских задач. И характеризуется структуризацией практического материала для организации развивающей среды в группах детского сада и проведения игр - экспериментирования с дошкольниками.

Данные разработки могут использоваться педагогами детских садов для работы с дошкольниками.

Принципы организации познавательной деятельности

- Принцип научности обучения.

- Принцип доступности основывается на умении педагога соотнести учебный процесс.

- Принцип наглядности обучения.

- Принцип сознательности и активности детей.

-Принцип прочности обучения.

-Принцип целостности.

-Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.

-Принцип активного обучения.

-Принцип креативности.

-Принцип результативности.

Основываясь на целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования, рабочая программа «Маленькие исследователи», как часть формируемая участниками образовательного процесса,

имеет цель.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Программа способствует решению следующих задач:

•        Сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления; устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

•        Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; - формирование способов познания путём сенсорного анализа.

•        Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

•        Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

МАДОУ №22 «Тополёк»

633010, Новосибирская область, город Бердск, улица К.Маркса, 37

Наши телефоны: 8(38341) 3-09-57, 2-83-03; 2-84-22, 2-83-38

Е-mail: bsk_du22@mail.ru

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 «Тополёк»

ПРОГРАММА  ПО  ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Описание: mqdefault

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К. Тимирязев.

Разработали Воспитатели:                                                                        

Губанова А.Ю. Высшая кат.

Липовая Е.В. Высшая кат.

Шатилова Ю.В. Высшая кат.

БЕРДСК 2018

Учебный план реализации рабочей программы.

     Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется следующим образом:

•        с детьми II младшей группы – 1 раз в месяц по 10 – 15 минут;

•        с детьми средней группы – 1 раз в месяц по 15-20 минут;

•        с детьми старшей группы – 1 раз в месяц по 20-25 минут.

•        с детьми подготовительной к школе группы – 1 раз в месяц  по 25-30 минут.

Учебно-тематический план рабочей программы

Содержание рабочей программы

Объем учебной нагрузки по рабочей программе

(количество игр-занятий)

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Кол-во занятий в месяц

1

1

1

1

Всего занятий в год

10

10

10

10

Работа проводится с подгруппами по 10 – 12 человек. Это дает возможность педагогу:

•        работать с детьми учитывая интересы детей;

•        использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;

•        не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь» …)

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции 

- мини-музей (тематика различна, например

"Часы бывают разные:", "Изделия из камня".

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина";

- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- сито, воронки

- половинки мыльниц, формы для льда

-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые

- мини-стенд"О чем хочу узнать завтра";

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

- персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Вывод:

Каждая деятельность преследует определенную цель, в том числе и детское экспериментирование в ДОУ. Результаты должны быть ощутимыми. Чего же именно добиваются воспитатели, проводя такие необычные и интересные занятия в детском саду? Итог педагогического процесса должен быть следующим:

•        У детей улучшается речь, они используют больше слов в своем активном словаре.

•        Ценность окружающего мира, природы становится выше, поскольку в тесном взаимодействии с объектами живой природы ребенок учится понимать потребности растений и животных и сопереживать им.

•        Работая в команде, разграничивая сферы деятельности, выполняя каждый свою задачу и сводя воедино все данные для общего результата, малыши начинают эффективнее общаться.

•         Мир в представлении юных экспериментаторов уже не состоит из отдельных вещей и явлений, он превращается в целостную структуру.

Иными словами, дошкольник начинает объективнее оценивать все, что его окружает, от предметов до людей, а это очень поможет ему в будущей взрослой жизни. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Маленькие исследователи"

Цели: формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный ...

Информация для родителей "Маленький исследователь"

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет такого явления, объекта, живого существа, которое оставило бы их равнодушными. И кто же лучше, чем родитель, может помочь малышу отк...

Маленький исследователь. Экспериментальная деятельность детей во время прогулки.

Циклы наблюдений в природе и опытная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста....

Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира"

Анкета для родителей "Маленький исследователь большого мира" Цель данной анкеты: выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей....

Вырастить маленького исследователя

Чем можно увлечь ребенка...

Буклет "Маленькие исследователи"

Буклет "Маленькие исследователи"Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры - экспериментирования. Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить и...

Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ

Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ...