"Суркунне ситре"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Вадимова Алина Александровна

Конспект по обучению чувашскомй языку на тему "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл surkunne_sitre.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27 «Путене» Моргаушского района

Чувашской Республики

Конспект по обучению чувашскому языку для детей старшей группы на тему «Çуркунне ςитрě»

Выполнила: Вадимова А.А.

Программное содержание: 1. Расширить кругозор детей в процессе    ознакомления с чувашской речью, изучения новых чувашских слов: ирелет, юхать.

2.Учить воспринимать на слух стихотворение на чувашском языке.

3. Формировать умения и навыки слушания и понимания чувашской речи и говорения по теме "Весна".

4. Закрепить лексические единицы: юр, сиве, аша, суркунне, сур, сутсанталак, хевел и т.д.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за стрелки? На них что-то написано: налево пойдешь- маленькую кроватку найдешь, прямо- в гости попадешь, а направо- конверт найдешь. А вот и конверт лежит. Давайте посмотрим, что же в нем? Интересная загадка, послушайте:

    Шура юр ирелет

      Сесенхир черелет,

      Ешел курак усет,

      Вал хасан пулать-ши? (суркунне)

Юр ирелет ,

Хевел пахать,

Курак усет,

Ку хасан пулать? (ςуркунне)

Воспитатель: Ребята,  почему  снег тает? Меншен шура юр ирелет?

Дети: пришла весна- солнце пригревает, у солнца теплые лучи.

Воспитатель: Сапла суркунне ситре, хевел хертсе пахать. Меншен шыв юхать? Почему текут ручьи?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Юр мен тавать? (Ирелет). Шыв мен тавать? (Юхать)

-ет-ет-ет-ирелет

-ать-ать-ать-юхать

Воспитатель: молодцы! Маттур! Ребята куда же нас приведет другая стрелка, которая показывает, что надо идти прямо. Здесь картина. Нам нужно назвать время года на чувашском языке. Посмотрите на эту картину, что можно сказать про нее? Менле сутсанталак вахатне укерсе катартна ÿнерςě? Какая погода?

- Что интересного увидел художник? (Весна, проталинки, мать-и- мачеха, дети, птицы)
- Ачасем мен тавассе? (Киме ярассе, выляссе)

Воспитатель: А давайте мы тоже с вами поиграем. Айтар-ха эпир те сиренпе вылятпар. Игра называется "Переводчики" (Кусарусасем). Я буду называть слова на русском языке, а вы отвечаете на чувашскоя. (юр-снег, сиве-холодно, аша-тепло, суркунне-весна, сутсанталак-время года, хевел-солнце и т.д.)

Воспитатель:  Маттур, ачасем!

Воспитатель:Ребята, скажите пожалуйста еще раз как будет весна по-чувашски? (суркунне)
Суркунне урамра мен улшанать? Какие изменения происходят весной в природе? (суркунне хевел пахать-весной грет солнце, юр ирелет-тает снег, кайăксем йава савăрассе- птицы вьют гнезда, санталак ашатать-погода теплая). Маттур, ачасем, терес.

Физкультминутка:
Кайак евер сунатланар, (машут руками)
Вута сурна пек хусланар, (рубят дрова)
Ларар, тарар, утар, сикер! (садятся, встают, шагают, прыгают)
Перре, икке! Перре, икке! (хлопают в ладоши 2 раза).

Воспитатель: Давайте дальше пойдем по третьей стрелке налево. А здесь книга К.Иванова,  в ней его стихотворение о весне на чувашском языке.
Килче ыра суркунне,
Килчě яче ашатса
Хевел савать тенчене
Хел ыйхинчен варатса.

 (Работа по содержанию на русском и чувашском языках)

Воспитатель: Ну, ребята все ли задания мы с вами выполнили? Какие задания мы с вами выполнили?

Дети: Мы разгадали загадки о весне, познакомились с новыми словами ирелет тата юхать, рассматрели картину о весне, слушали стихотворение о весне.

Воспитатель: Маттур, ачасем!
Пирен вахат хаварт иртре. Сыва пулар.