Мой Башкортостан. Легенды
статья (старшая группа)

Камалова Линара Радиковна

Башкортостан — республика моя!
Люблю твои зеленые края,
Твои высокие горы, голубые озёра.
Все, что связано с тобой —
Это край любимый мой.
Этот край родной люблю
в сердце бережно храню…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_bashkortostan_legendy_.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Теремок» с.Красная Башкирия

Мой Башкортостан

Легенды

Подготовила воспитатель: Камалова Л.Р.

Потомство рода Алпамышей

В очень древние времена жили батыры — необычайные исполины — из рода Алыпов. Через такие небольшие горы, как Магаш, они просто-напросто перешагивали, а чащи островерхих тополей вырывали с корнем, как траву, считая, что те рвут подгузно штанов.

Один из таких Алыпов, вернувшись с поля сражения, вытряхнул пыль, скопившуюся в кожаной обуви, и из нее образовались нынешние Алыповы горы — две горы из пары его обуви. После этого тот великан сделал семь шагов назад, и на месте его следов образовалось семь полян1. Позднее те семь полян стали становищем семи башкирских родов. Сказывают, древнейший род башкир берет начало именно от тех Алып-батыров, от одного из них по имени Алпамыша.

        Происхождение башкир

В давние времена наши предки кочевали с одного места на другое. У них были целые табуны скота. Кроме того, они занимались охотой.

Однажды в поисках лучших пастбищ откочевали они с прежних мест. Долго шли они, прошли очень большой путь, и вдруг наткнулись на волчью стаю. Волчий вожак отделился от стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Долго шли наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками, тучными лугами, пастбищами, лесами, кишащими зверем. А ослепительно дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до этого места, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы рода решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Подобной нет во всем свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот.

С тех пор наши предки стали называть себя «башкорттар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Башкорт значит «главный волк». Вот откуда произошло слово «башкорт».

Вариант №1

Происхождение башкир

Давным-давно в этих местах, богатых лесом и горами, жили старик со старухой из кыпчакского рода. В те времена на земле царили мир и покой. На необозримых просторах степей бегали ушастые косоглазые зайцы, косяками паслись олени и дикие лошади-тарпаны. В водах водилось множество бобров и рыбы. А в горах находили себе пристанище красавицы-косули, степенные медведи, соколы-белогорлики.

Старик со старухой жили, не тужили: пили кумыс, держали пчел, занимались охотой. Много ли, мало ли прошло времени, родился у них сын. Старики только им и жили: берегли его, поили рыбьим жиром, заворачивали  в  медвежью шкуру.

Мальчик рос подвижным, шустрым, и скоро медвежья шкура стала ему мала — так он вырос и возмужал. Когда умерли отец с матерью, он отправился куда глаза глядят. Однажды в горах джигит встретил девушку-красавицу, и они стали жить вместе. У них родился сын, когда вырос — тоже женился. Появились дети и у них. Род увеличивался, умножался.

Шли годы. Эта родовая ветвь постепенно превратилась в большой род. Отец их был главой этого рода. Слово «башкорт» происходит от баш (голова), — кор (род), т. е. оно означает «главный род».

Вариант №2

             Башкирские племена пришли с Причерноморья. Там в селении Гарбалэ обитали четыре брата. Жили они дружно и были ясновидцами. Однажды к старшему из братьев явился во сне некий человек и сказал: Уходите отсюда. Отправляйтесь на северо-восток. Там найдете лучшую долю. Утром старший брат рассказал сон младшим. “Где эта лучшая доля, куда идти?” спросили те с недоумением.

           Никто не знал. Ночью старшему брату снова привиделся сон. Тот самый человек опять ему говорит: “Покиньте эти места, угоните отсюда свой скот. Как только вы тронитесь в путь, навстречу вам попадется волк. Он не тронет ни вас, ни скот ваш пойдет своей дорогой. Вы идите за ним. Когда он остановится, остановитесь и вы”. На следующий день братья со своими семьями отправились в путь. Не успели оглянуться навстречу бежит волк. Они пошли за ним. Долго шли на северо-восток, и, когда добрались до мест, где сейчас находится Кугарчинский район                    Башкирии, волк остановился. Остановились и четыре брата, следовавшие за ним. Выбрали себе землю в четырех местах и там обосновались. У братьев было трое сыновей, они тоже выбрали себе землю. Так они стали владельцами семи участков земли семиродцами.    

         Семиродцев прозвали башкирами, так как их предводителем был вожак-волк башкорт.

Вариант №3

Башкиры пришли со стороны Алтая. Предводителем их был Коркуд1. Вышел он вперед, лег на зеленую траву и, играя на домбре, произнес улень*.

Я — посол, не гоните меня,
Не троньте и род мой,
Кто тронет, тот будет убит мной.

В ответ ему кто-то сказал:

—  Впереди для вас могила вырыта, не ходите туда, возвращайтесь обратно.

—  Впереди нас ожидает благоденствие, позади — проклятье. Мы пойдем  вперед, — ответил Коркуд.

После этого башкиры расселились в долинах Агидели (Белой).

Потомство волков

Мы — потомки рода Волков — Буре. Раньше были Усергенами. Когда наши предки вели кочевую жизнь, им встретилась мать Волчица. Когда один охотник хотел ее подстрелить, Волчица заговорила человеческим голосом: «Не стреляй в меня, возьми за хвост и ударь по земле». Ударил охотник по земле, и волчица обернулась девушкой-красавицей. Охотник привел ее домой и женился на ней. Усергенцы не приняли такую невестку и прогнали семейство охотника. Ушел он от них, обосновался в стороне. Родились  у него дети, образовался новый род.

И так как главой рода была волчица, то и род стал называться Волчьим. А родоначальника того самого охотника — стали называть Башбуре — Главным волком. Вот мы и есть из рода Башбуре.

Ямантау

Ямантау — злая каменистая гора, на ней много впадин, она чаще всего окутана туманом, даже летом на ней холодно. Раньше местные жители боялись восходить на нее. В тумане мерещились им чудовища. Говорили: "Если попадешь на Ямантау, назад не возвратишься". Страх вызывала причудливая скала - Сарыкташ, напоминающая по своей форме глубокую калошу. Есть стойбище и озерцо на вершине горы, в котором как будто бы жил полоз, превращавшийся в грозовую тучу.Потом люди боялись подниматься на Ямантау с луками и стрелами – гнва оборотня боялись.

Дед мой говорил, что когда Ямантау кутывает туман, наступает ненастье; когда же туман поднимается ввысь, - следует ожидать ветра.

Мурадымово

В этих местах первым поселился старик Мурадым со своми младшими братьями Исмагилом и Киньякаем. Тогда здесь были густые, непроходимые леса, каменистые горы, и жили братья в пещерах. Эти пещеры существуют и поныне. Находятся они на берегу реки Мурыдым. Когда проезжаешь через нее на лошади, или камень какой бросишь в пещеру, - гулом отдается. Потому одну из пещер так и называют – Дунгурдаук, то есть Гулка. А пещеры Кулсура и Еркупер напоминают внутри жилой дом. Во время вражеских набегов здешние люди прятались в тех пещерах.

Сам Мурадым происходил из шестого юрта Минского рода, который, как известно, имел двенадцать таких юртов. Главой юрта была Урадас-бий. После его смертинаследники его стали делить землю. Именно в ту пору и появился Мурадым в этих местах. Поначалу он обосновался на берегу речки Биллекылыс. Название свое река получила от некоего бия. От Мурадыма остались названия другой реки и аула.

Откол (Давлеканово)

Лет двести тому назад на берега Дима прибыл старик по имени Откол и там обосновался. Сам он был со стороны Ирендыка, из деревни Туркменово. Старику полюбились эти привольные места. Здесь он решил себе свить родое гнездо. А ушел он с предгорья Ирендыка потому, что там жизнь стала очень беспокойной: участились угона скота – барымта. Хромой Откол не мог у себя на родине спокойно заниматься скотоводством и потому отправился подальше в поисках мирных просторов. Вот и остался жить в этих местах старик Откол.

От потомков старика Откола идет история пула Откол.

Когда в 1890-18895 годах здесь прошла железная дорога, аул соединился со станцией. Рос он очень быстро, там селились ремесленники, мастеровые, купцы. В 1910-1914 годах в Отколе были построены мельницы, и он превратился в поселок Давлеканово. Название это произошло от слова «Тавляган»: так звали человека из рода отколовцев. Здесь и поныне есть улица Откола.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Легенды Урала"

Уральский край богат  легендами. О происхождении Уральских гор и озёр досихпор учёные спорят. В презентации находятся слайды с красивыми видами Урала....

презентация "Легенды Урала"

Уральский край богат  легендами. О происхождении Уральских гор и озёр досихпор учёные спорят. В презентации находятся слайды с красивыми видами Урала....

презентация "Легенды Урала"

Уральский край богат  легендами. О происхождении Уральских гор и озёр досихпор учёные спорят. В презентации находятся слайды с красивыми видами Урала....

Презентация: Интерактивный кроссворд по теме: "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "Нравственно - патриотическое воспитание детей через легенды и притчи о цветах Подмрсковья"Вместе с воспитателем Романовой Инной Александровной разработали к пр...

Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

Иллюстрация садовых цветов и их описание.Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"В...

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "...

Конспект занятия в подготовительной группе «Чтение Легенд и изготовление журавлика (из одной из легенд) в технике оригами»

Конспект  в подготовительной группе«Чтение Легенд и изготовление журавлика (из одной из легенд)  в технике оригами»Выполняла Абросимова Дарья СергеевнаЛегенды об оригами.Воспитат...