семинары
материал (старшая группа)

Бапыкай Салбакай Александровна

семинары

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение с детьми заменяют компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество – фольклор. Поэтому сегодня мне хотелось бы рассказать и показать и практически опробовать некоторые методические приемы, которые я использую в своей работе по развитию речи средствами народного творчества.

Сюда входят такие фольклорные жанры:

Скороговорки

Загадки

Пословицы и поговорки

Народные игры

Народные сказки

Давайте их рассмотрим по подробнее:

Как проговаривать скороговорки с детьми? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале мы демонстрируем детям, а потом начинаем вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

(раздаю скороговорки)

Итак, проделываем все пошагово:

  1. Вначале произносите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель: правильно выучить скороговорку.  Обращайте внимание на произношение всех звуков: гласных и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения.
  2. После того, как этот этап успешно пройден – ребенок выучил текст и может произносить его правильно. Начинается 2этап – учимся делать все то же но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
  3.  Читаем скороговорку шепотом. Очень важно, чтобы шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
  4. Теперь произнесите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Загадки. Мы в своей работе очень часто обращаемся этому жанру не только во время занятий, но и во время прогулки, бесед, при рассматривании картин, во время дидактических игр.

Например, игра «Подбери отгадку» я загадываю загадку, а вы даете ответ, подбирая правильный ответ на рисунке.

Игра «Отгадай по описанию» на столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребенок берет одну картинку, не показывая и не называя ее, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают.

Пословицы и поговорки. Для отработки звуковой стороны речи детей использую следующие задания с пословицами. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Они знакомят детей с морально – этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

Творческое задание: «Составить правило к пословице»

Сказки. Большую роль в развитии связной речи играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребенку почувствовать свою успешность, приобщает родному языку, формирует связную речь.  В своей работе использую  задания:

Игра «Радио» например: сегодня по радио диктор будет рассказывать детям сказки. Он будет описывать кого-нибудь из героев сказок, а мы будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте, из какой сказки этот герой.

2 моделирование сказок. Для лучшего понимания детьми приема моделирования сказки, мы вначале мы разбираем их разных видах деятельности – чтение сказки, показ кукольного и теневого театра. Затем переходим непосредственно к работе с моделями. Моделирование начинается замещения одних предметов другими. Замещаемыми объектами будут герои сказок. В качестве заместителей удобно использовать геометрические фигуры, различающихся по цвету, и величине.

Например сказка: «Койгунун бажыны»

Дилгинин бажыны- голубой квадрат

Койгунун бажыны – коричневый квадрат

Дилги – оранжевый круг

Койгун – белый круг

Бору – серый круг

Адыг – коричневый круг

Аскыр дагаа – красный круг

После того как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие фигуры.

Народные игры.  Кроме всего этого мы с удовольствием отдыхаем и играем в народные игры. Народные игры лаконичны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора. Ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Ручеек»

        на тему:

«Развитие родной (тувинской) речи через жанры устного народного творчества»

Выполнила: воспитатель ср.гр «Аленушка»

Бапыкай С.А

Шагонар – 2018г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...