Конспект мастер-класса для педагогов " Игры кочевников"
методическая разработка

Ангрикова Надежда Нарановна

Приобщение детей к культуре Калмыкии через народные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-_klassa_dlya_pedagogov_igry_kochevnikov.docx943.14 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Детский сад № 3 «Ягодка»

Мастер-класс

для педагогов «Игры кочевников»

Подготовила:

воспитатель группы

с этнокультурным компонентом

Ангрикова Н.Н.

Элиста,2018

Цель: приобщение детей к культуре Калмыкии через народные игры.

Задачи: внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками; организация и проведение народных подвижных игр с воспитателями дошкольного учреждения.

1. Сообщение.

   Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх фольклорные тексты и песни, он познаёт ценности и символы культуры своего народа. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми.

   Народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Народные игры имеют многовековую историю, они пришли до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

• Развивают чувство ритма и музыкального слуха.

• Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега).

• Облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их.

• Учат детей действовать вместе, сотрудничать.

• Знакомят детей с древними традициями и обычаями.

Вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

• Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил.

• Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

• Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы все видели его, и он видел всех. Лучше всего, для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.

2.Практическая часть.

1)Несколько примеров народных игр.

У калмыков издревле были широко распространены разнообразные массовые игры как средства развлечения и как спортивные занятия, призванные воспитывать в молодом поколении ловкость, смелость и выносливость, столь необходимые при кочевой жизни. Во многих играх и спортивных состязаниях нашло свое отражение основное занятие калмыцкого населения — скотоводство. Игры и игрушки помогали с малых лет прививать трудовые навыки. Так, детские игрушки воспроизводили сельскохозяйственные орудия, фигуры тягловых и иных животных.

Наиболее популярным и широко распространенным видом массового развлечения были различные игры в альчики (шага наадлгн). В них играли не только дети и подростки, но и мужчины. Игральными костями служили овечьи, редко козьи астрагалы. Коровьи выступали в качестве биты (сачка-сах), для чего все края их срезали, чтобы они скользили по ровной площадке, свободной от травы. Астрагалы тщательно очищали ножом от жил, крупные превращали в биты, для чего их заливали свинцом через отверстия, предварительно сделанные при помощи шила, а края во многих случаях обтачивали.

В теплое время года, после спада дневной жары, собирались подростки и мужчины для игры в альчики — шагалцха. Число участников достигало 10 и более. Каждый из них ставил условленное количество альчиков в один ряд в стоячем положении так, что образовывался ряд длиной иногда в метр и более. Все игроки отходили от этого места на 10–15 метров, откуда бросали биты с таким расчетом, чтобы выбить альчики на расстояние длиной не менее трех стоп. Тот, кто выбивал три альчика подряд, считался выигравшим и забирал либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить. Эта увлекательная и массовая игра развивала хороший глазомер, большую точность броска, а также силу удара.

У подростков, девушек, юношей, молодых мужчин и женщин большой популярностью пользовалась игра «цаган монда хаялган» (буквально: забрасывание белого мяча), игра ночная, при лунном свете, летняя. В конце мая — начале июня, когда крупный рогатый скот начинает линять, молодежь собирала белую шерсть, из которой изготовлялся мяч. Участники игры разбивались на две группы. Один, которому выпало право закидывать мяч, отбегал на значительное расстояние и забрасывал его далеко в степь. По его возвращении все участники кидались отыскивать мяч. Тот, кто находил его, обычно изо всех сил бежал к исходному рубежу: «противники» старались поймать нашедшего и отнять у него силой мяч, его партнеры по группе помогали ему. Победу одерживала группа, представитель которой доставлял мяч на исходный рубеж.

Не менее популярна была игра «бултджи надха» (прятки). Это чисто детская игра для теплого времени года. Участники игры разбивались на две группы, одна из которых разбегалась врассыпную и пряталась, где только можно было, от глаз партнеров, а другая пускалась на поиски спрятавшихся. В дальнейшем игроки менялись ролями.

Шумной и веселой была игра «кепцнг хайха» (буквально: бросать седельную подушку). Обычно играли в нее юноши и девушки, молодые мужчины и женщины. Они садились в круг на расстоянии 1,5–2 метров друг от друга и перекидывали друг другу седельную кожаную подушку. Один игрок обходил круг и должен был поймать подушку. Проигрывал тот, у кого отнял подушку обходивший круг. Выигравший занимал его место в кругу.

В последнее время педагоги все чаще обращаются к опыту предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку очевидным становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка. Важным компонентом народной педагогики является игра. Через игру ребенок приобщается к труду, природе, учится вести себя в коллективе. Народные игры формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своего народа, создают эмоционально положительную основу для развития чувства любви к Родине. Возрождение национального самосознания невозможно без возвращения к национальным истокам. На наш взгляд, калмыцкие игры могут и должны стать базой для решения воспитательных, развивающих, оздоровительных задач. К примеру, игры с использованием речитатива на калмыцком языке способствовали бы решению такого существенного вопроса, как преодоление языкового барьера, а также подготовка детей к школе. В калмыцких национальных играх нашли свое отражение разные стороны жизни народа: быт, традиции, обычаи, религия, трудовые занятия и т.д. Детские игры большей частью представляют собой подражание реальной жизни кочевника скотовода. Существует множество различных игр, связанных с миром животных («Корова», «Овца», «Слепой коршун», «Верблюд и верблюжонок»). Так, например, игра «Цалм» («Аркан») приобщала мальчиков к труду табунщика.

2)Игры с педагогами

 1. «Ловкий наездник». Ход игры. Дети садятся в круг. За кругом остается водящий верхом на «коне» с плеткой. Он ходит по кругу и бросает плетку сзади когонибудь из игроков. Игрок, сзади которого лежит плетка, встает и догоняет водящего, тоже сев верхом на «коня». Водящий старается занять место того, кто бежит за ним. Игра повторяется несколько раз.

2. «Извилистой дорогой». Ход игры. Для игры необходимы 15 альчиков, которые расставляют по прямой линии по 3 альчика один за другим в 80 см друг от друга. Таким образом, получается 5 башенок из альчиков. В двух шагах от первой башенки становится игрок, которому завязывают глаза. Он должен пройти в другой конец линии, поочередно огибая каждое препятствие. Поваливший хотя бы одну башенку считается не выполнившим упражнение.

3. «Альчики». Ход игры. Каждый из участников ставит условленное количество альчиков в один ряд так, чтобы образовалась линия длиной 1 м и более. Игроки отходят на 3–5 м и бросают биты с таким расчетом, чтобы выбить альчик с его места на расстояние 1 шага (3 стопы). Это составляет примерно 30–50 см. Тот, кто выбил 3 альчика подряд, считается выигравшим и забирает либо все альчики, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить. Биту бросают поочередно. Если игрок не попадает в цель, ход переходит к следующему игроку.

 Для проведения калмыцких подвижных игр необходимо соответствующее оборудование. В одном из уголков участка желательно подготовить утрамбованную (но не залитую асфальтом) ровную площадку для игр в «альчики» (кости). Расположить ее надо так, чтобы бита летела в сторону забора, куда не заходят дети. На участке должны быть выносные ящики, стойкивешалки, где размещаются альчики разного цвета, вожжи, шнуры или ленты, лошадки на палочке, плетка, кнут (имитация его), «герлыга» (посох), биты, а также разнообразные физкультурные пособия. Под навесом желательно иметь столы для настольных игр. Игры могут проводиться не только на специально отведенном участке, но и в степи, на лугу, у водоемов. В таких случаях желательно максимально использовать естественные условия – горки, канавки, камешки, деревья, пеньки. Некоторые игры хороши как раз для таких условий – «Прятки» («Бултад наадлгн»), «Игра в лунки», «Нападение» («Хорма хотон») и др. Подвижные игры могут быть использованы на уроках физической культуры, на переменках, в кружковой работе, в течение пребывания детей в группах продленного дня. Впервые знакомя детей с той или иной игрой, воспитатель вначале должен рассказать об истории создания этой игры, о тех явлениях и трудовых действиях, которые в ней отражены. В беседе желательно показать детям иллюстрации, дать как следует рассмотреть их. Педагог всегда должен быть объективен и справедлив в оценке действий детей. И по ходу игры, и подведя ее итоги, воспитатель должен искренне радоваться успехам детей, поддерживать их в случае неудачи. Все замечания, оценка поведения участников высказываются в заключение игры. К анализу игровых действий можно привлечь и самих детей [4, с. 12]. Правила бессюжетных игр определяют способ выполнения движения, в них может быть внесен 2 (надувные шары или мячи).

4.«Загони овец в кошару» Задача игроков: загнать своих «овец» в «кошару» – обруч, лежащий на расстоянии 5–6 м от играющих. Загонять «овец» надо по одной. Кто раньше загонит «овец», тот и победит. Наряду с калмыцкими народными играми для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать и игры других народов.

3) Заключение. Таким образом, если мы хотим опираться в обучении и воспитании детей на их природные данные, на их возрастные возможности, если мы хотим двигаться от близкого, понятного, доступного к более сложному и абстрактному, если мы хотим, чтобы дети были активны, энергичны и оставались детьми, а не становились автоматами по приему информации, мы должны сами освоить игру – этот удивительный феномен детства.

В последнее время педагоги все чаще обращаются к опыту предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку очевидным становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребенка. А важным компонентом народной педагогики является игра. Через игру ребенок приобщается к труду, природе, учится вести себя в коллективе. Народные игры формируют устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре своего народа, создают эмоционально положительную основу для развития чувства любви к Родине. Возрождение национального самосознания невозможно без возвращения к национальным истокам. На наш взгляд, калмыцкие игры могут и должны стать базой для решения воспитательных, развивающих, оздоровительных задач. К примеру, игры с использованием речитатива на калмыцком языке способствовали бы решению такого существенного вопроса, как преодоление языкового барьера, а также подготовка детей к школе.

Спасибо, дорогие коллеги, за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер - класса для педагогов ДОУ и родителей с пошаговым изготовлением атрибутов к сюжетно - ролевой игре тема: "Вкусные пирожные"

"Вкусные пирожные" можно изготовить своими руками и использовать их как в сюжетно - ролевых играх с ребёнком в ДОУ, так и дома....

Мастер-класс для родителей (педагогов). «Игры и упражнения с кинетическим песком»

Мастер-класс для родителей (педагогов).«Игры и упражнения с кинетическим песком»Задачи: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песко...

Конспект мастер-класса для педагогов по организации и проведению развивающей игры «Волшебная лупа» в старшей группе образовательная область «Речевое развитие»

В ходе мастер-класса педагоги познакомились с развивающей игрой "Волшебная лупа", с одним из вариантов ее использования....

Конспект мастер-класса для педагогов "Дидактические игры по экологии"

Задачи:- Дать участникам мастер-класса практические знания об использовании дидактических игр по экологии;- Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса...

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ на тему «Народные игры как уникальный способ познания мира детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса – раскрыть воспитательно-познавательный потенциал и практическую значимость народных игр....

Конспект мастер–класса для педагогов на тему «Подвижные игры с координационной лестницей».

Конспект мастер–класса для педагогов  на тему «Подвижные игры с координационной лестницей»...