Проект "Чувашия:прошлое, настоящее, будущее.Русский национальный костюм"
проект (младшая группа)

Елисеева Светлана Тимофеевна

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций.

Цель проекта: изучить историю русского народного костюма. Познакомить с русским народным костюмом  воспитанников младшей группы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

“Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 7

“Березка” города Новочебоксарск Чувашской Республики”

ПРОЕКТ

«Чувашия: прошлое, настоящее, будущее.

Русский народный костюм»

Подготовили: воспитатели

МБДОУ «Детский сад №7  

«Березка» г. Новочебоксарска

Чувашской Республики

Макарова Валентина Леонтьевна

Елисеева Светлана Тимофеевна

г. Новочебоксарск, 2018

Актуальность

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом. На формирование состава, покроя, особенностей орнаментации русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций. До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм  в художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народный песне и танцах. К группе  нарядной одежды относятся платья-костюмы, ансамбли. Их внешний вид служит, как правило, цели украшения человека. В этом заключается основная функция нарядной одежды – функция эстетичности. Утилитарная функция в нарядной одежде играет второстепенную роль. Вышивка и различные отделки открывают большие возможности придавать нарядность платьям нейтральных форм, простых по конструктивному строю.  Особенность нарядной одежды заключается в том, что она должна выражать и подчеркивать индивидуальность человека. Здесь можно провести параллель с  народным костюмом: ни один образец нарядного костюма не повторяет в точности другой, ни в деталях покроя, ни в отделке, несмотря на то, что все они конструктивно декоративно построены по одним и тем же принципам.   В наибольшей степени применяются элементы покроя верха народных рубах: прямые линии, проймы, полики, ластовицы и т.д. В моделировании нарядной одежды особенно часто применяется вышивка, форма, силуэт и особенности конструкции русских  сарафанов. Отражение получили такие особенности элементов покроя русских сарафанов, как членение по вертикальным линиям – по средней линии и линиям, расположенным симметричным относительно центра, построение формы с участием высокой кокетки, бретелей различной конструкции.

Актуальность проекта:

 Сегодня, наконец-то, приходит понимание того,  сколь много потеряно там, где нет воспитания  на своих местных, национальных традициях: забыты народные промыслы, многие дети плохо знают традиции и обычаи своего народа, своей семьи.

Тема проекта: «Чувашия: прошлое, настоящее, будущее. Русский народный костюм»

Вид проекта: творческий, долгосрочный

Проблема

 Как формировать первичные представления о малой родине, об отечественных традициях и праздниках воспитанников младшей группы.

Цель проекта

Изучить историю русского народного костюма. Познакомить с русским народным костюмом  воспитанников младшей группы.

Задачи проекта

1. Изучить историю создания русского народного костюма.

2. Формировать эстетический вкус.

3. С помощью родителей сшить русский народный костюм для куклы.

4.  Воспитывать уважение к творчеству старшего поколения.

Ожидаемые  результаты

  1. Дети узнают русский народный костюм среди множества других костюмов.
  2. Дети могут назвать элементы костюма.
  3. Используют свои знания в игровой деятельности: в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх.

Реализация проекта

Сроки реализации: долгосрочный

С 03.09.2018 по 28.02.2019 год.

I этап

(Подготовительный этап)

Задачи этапа:

1. Изучить историческую литературу и подготовить методический материал.

2. Изучить программно-методический материал по истории создания русского костюма.

3. Обменяться опытом работы с воспитателями других групп по истории создания русского народного костюма.

Пути и сроки реализации.

Мероприятия

Сроки

 С  родителями:

1.  Родительское собрание «Я живу в России».

Сентябрь

Создать предметно-развивающую среду:

1. Оформить буклеты, альбомы «Моя родина Россия и я живу среди русского народа»

2.  Подготовить видеопрезентацию  «Русский народный костюм».

Сентябрь

        

II этап

 (Основной этап)

 Задачи проекта:

  1. Разработать и внедрить план мероприятий по формированию первичных представлений о русском народе, ее традициях и праздниках.

Пути и сроки реализации.

Мероприятия

Сроки

С детьми.

1. Конкурс русских народных игрушек «Народная игрушка»

2. Просмотр видеопрезентации «Моя Родина - Россия»

3.  Конкурс чтецов «Моя Россия»

4. Русские народные подвижные игры.

5. Выставка рисунков «Наша Отчизна».

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

С родителями

1. Мастер-класс: «Русская народная вышивка»

2. Выставка народной вышивки «Узоры души»

3. Изготовление и оформление народного русского  костюма для мальчика и девочки.

Ноябрь

Декабрь

Январь

III этап

(Заключительный этап)

Задачи этапа:

1. Выявить уровень формирования первичных представлений о русском народном костюме.

Пути и сроки реализации.

Мероприятия

Сроки

С детьми

1. Сюжетно-ролевая игра «Одеваем куклу на праздник»

Февраль

Воспитатели:

1. Фотоотчет проведенных мероприятий.

2. Выступление на педсовете.

Февраль

По плану

Таким образом: в младшей группе, при правильно разработанной  системе можно формировать первичные представления о родине и об отечественных традициях и праздниках  русского народа. А также узнают о том, что  у русской национальной одежды своя многовековая история; общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Воспитанники с большим удовольствием познают новое и интересуются историей, традициями русского народа, используют полученные знания и умения в игровой деятельности, участвуют в подвижных играх, поют народные, авторские детские песни, рассказывают стихи, рисуют элементы русской народной вышивки, узнают гимн России по музыке, словам, сравнивают русские народные костюмы с костюмами  других народов.

Литература:

  1. Брайчевская Е. А. Летописные данные о древнерусском мужском костюме X—XIII вв.// В кн. Земли Южной Руси в IX—XIV вв. — К.: Наукова думка, 1995
  2. Гиляровская Н. Русский исторический костюм для сцены. — М.-Л.: Искусство,1945
  3. Этнография русского крестьянства Сибири. XVII-середина XIX в. — М.: Наука, 1981.
  4. Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. — М., 2005
  5. Русская народная одежда в рисунках B. Гордеевой. — М., 1974
  6. Брайчевская Е. А. Летописные данные о древнерусском мужском костюме X—XIII вв.// В кн. Земли Южной Руси в IX—XIV вв. — К.: Наукова думка, 1995
  7. Гиляровская Н. Русский исторический костюм для сцены. — М.-Л.: Искусство,1945
  8. На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии североуральского крестьянства XVII—XX вв. — М.: Наука, 1989.
  9. Этнография русского крестьянства Сибири. XVII-середина XIX в. — М.: Наука, 1981.
  10. Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. — М., 2005
  11. Русская народная одежда в рисунках B. Гордеевой. — М., 1974
  12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_национальный_костюм
  13. https://infourok.ru/proekt-na-temu-russkiy-kostyum-1016566.html
  14. https://www.livemaster.ru/topic/2164361-osobennosti-natsionalnoj-russkoj-zhenskoj-odezhdy
  15. https://pandia.ru/text/80/497/25673.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувашский национальный костюм

знакомство родителей с национальным костюмом...

конспект занятия "Национальный костюм мордвы"

В этом материале описываются традиции мордвы,их одежда и как она называется.в конспекте есть вопросы для закрепления о Мордовии....

Конкурс национального костюма народов Поволжья. Номинация «Башкирский детский костюм»

Я хочу представить Вашему вниманию работу, выполненную творческой группой нашего детского сада /в которую вхожу и я/для участия в городском конкурсе костюмов народов Поволжья....

Дидактическое игра «Нарядим куклу в национальный костюм» (бурятский костюм)

Познакомить детей с национальной бурятской  одеждой можно, использовав вот такую игру. Предложите детям одеть её в народную одежду. Пособие предназначено для как для индивидуальной, а так же подг...

Куклы в национальных костюмах (татарские, русские костюмы)

Уникальный сувенир - куклы в татарских и русских национальных костюмах....

Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)

Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...