«Край родной - Чувашский край». Развлечение для старших дошкольников.
материал (старшая группа)
«Край родной - Чувашский край».
Развлечение для старших дошкольников.
ЦЕЛЬ: Формирование основ гражданственности и патриотизма в процессе ознакомления с родным краем.
ЗАДАЧИ:
-Приобщать дошкольников к культуре чувашского края.
-Закреплять знания детей о традициях чувашского народа.
-Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями.
-Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка.
-Воспитывать любовь к родному краю.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедиа;
- музыкальный центр;
- презентация «Край родной»;
- национальные чувашские костюмы;
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: беседы о чувашских национальных праздниках и традициях; ознакомление с бытом чувашского народа; рассматривание чувашской национальной одежды; рассматривание иллюстраций чувашских узоров; разучивание стихов, танцев, песен.
Ход развлечения.
(Слайд № 1) Ведущий:
Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую.
Где коль праздник – от души ликуют, где работа – гору дай любую.
Знаете ли вы такой народ у которого 100 тысяч слов,
У которого 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет?
(Слайд № 2) Ведущий: Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши. Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного. Вот послушайте музыкальное произведение Фандеева «Таван Сершыв». Сколько гордости, любви, нежности к родному краю можно услышать в этой музыке.
Звучит «Таван Сершыв» («Край родной») муз. Фандеева (слайд № 3).
(В конце под эту музыку, напевая заходит Илемпи)
Илемпи: Ой, куда же привела меня эта прекрасная, красивая песня?
Ведущий: В детский сад. Посмотри сколько здесь ребят.
Илампи: Ыра кун, ачасем! Добрый день, ребята! Меня зовут Илемпи.
Ведущий: Какое у вас необычное имя. Что оно означает?
Илемпи: У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица.
Ведущий: А как красиво оно звучит. Прислушайтесь, ребята, - И-лем-пи!
Илемпи: А вы, что здесь делаете? Почему все вместе собрались?
Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы выразить свое почтение и любовь нашему Чувашскому краю, его трудолюбивому народу.
Илемпи: Какие вы молодцы! Я тоже очень люблю милую Чувашию. Сколько прекрасного, хорошего можно рассказать о ней. А вы, ребята, что знаете о своем родном крае?
1 ребенок: Наша республика находится почти в центре России и расположилась на берегу великой русской реки Волги (слайд № 4).
2 ребенок: Волгу на Руси называют матушкой, а чуваши называют эту реку – батюшка – атте.
3 ребенок: Волны Волги ластятся к нам, корабли плывут по волнам.
Мы живем на Волге – можете завидовать нам!
4 ребенок: Наша республика по размеру небольшая, но о ней знают во всем мире. Прославляли ее наши выдающиеся, знаменитые земляки.
Илемпи: А кого вы из них знаете?
5 ребенок: Герой гражданской войны Чапаев (слайд № 5).
6 ребенок: Летчик – космонавт Андриан Николаев.
Илемпи: Ребята, а кто из вас мечтает в космос полететь?
ДЕТИ: (все) Я!!!
Илемпи: Но чтоб стать космонавтом надо быть смелым, сильным, ловким и внимательным. Вот сейчас мы проверим, кто самый внимательный.
Игра «Займи ракету».
Ведущий: Илемпи, а в нашей республике еще много и знаменитых артистов, музыкантов и композиторов.
Илемпи: А кого вы сможете назвать? (слайд № 6).
7 ребенок: Заслуженный деятель искусств Чувашской республики Юрий Васильев.
8 ребенок: Заслуженная артистка Светлана Бубнова.
9 ребенок: А балерину Надежду Павлову знают во всем мире.
10 ребенок: А какую прекрасную музыку сочинили композиторы Воробьев и Хирбю (слайд № 7).
Ведущий: Да, они сочиняли очень разнообразную музыку, от веселых плясовых до спокойных лирических, которые услышав, ноги так и просятся в пляс.
11 ребенок: А наши писатели и поэты: Константин Иванов , Сеспель Миши, Юхма Миши, Марфа Трубина прославляли наш край в своих стихах и поэмах (слайд № 8).
Ведущий: Чувашские поэты писали не только на чувашском языке, но и на русском. Послушайте стихотворение Раисы Сарби «Песенка о песенке» (слайд № 9).
12 ребенок:
Я о солнышке пою, о земле родной –
О земле, что пахнет льном, медом и дымком,
О земле, где никогда не быть одной,
Где с друзьями хорошо бегать босиком!
И чувашский мой напев ты услышишь вдруг,
И вплетешь свои слова в песенку мою –
Облетит она тогда всю страну вокруг,
Ну, а завтра я еще для тебя спою.
Ведущий: В этот светлый день, прославляя край Родной, мы должны вспомнить Ивана Яковлевича Яковлева (слайд № 10).
13 ребенок: По широкой Руси, нашей матушки, колокольный звон разливается.
Иван Яковлевич Яковлев за труды свои прославляется!
14 ребенок: Он вывел наш народ дорогой знаний из беспросветной темноты на свет.
Нет в мире благороднее деяний и цели в мире благородней нет!
15 ребенок: Русский алфавит переработал, он создал Чувашский алфавит.
Корни закрепил у двух народов, ведь чувашский алфавит почти такой на вид.
Ведущий: Да, давным-давно у чувашского народа не было письменности: люди не могли ни писать на своем родном языке, ни читать. А русского языка они не знали. Просветитель Яковлев взял русский алфавит и добавил всего 4 буквы. Вот они, познакомьтесь с ними: А,Е,С,У. Полюбите их, ведь они чувашскую науку приподняли из темнот глухих (слайд № 11).
Илемпи: Ребята, а вы знаете чувашский язык?
Игра «Выполни задание»: чупар, юрлар, сикер, весер, ташлар, ишер, ала супар, утар, тарар, ларар.
(Слайд № 12) Ведущий: В нашей республике живут не только чуваши, но и люди другой национальности: татары, марийцы, украинцы, русские и многие другие. Все они живут в мире, в дружбе и в согласии. Вместе все работают, вместе и отдыхают.
Игра «Перетяни канат».
Ведущий: А сейчас игра для самых сильных и смелых. Для вас, мальчики, я приготовила игру «Перетяни канат». (Для игры выходят по три мальчика).
Ведущий: Наши мальчики не только сильные и смелые, они еще и отличные танцоры.
Танец «Тух-ха, Ванюк» (Выходи, Ванюк). (Дети встают полукругом).
Туп – туп- тупата, ик урара сапата.
Атя, Ванюк, урама, ура хусса ташлама.
(Топ-топ-топоток, на ножках лапти.
Выходи Ванюша танцевать от души).
Игра «Тухья тахан» (Надень тухью»).
Ведущий: С девочками я хочу поиграть в игру «Тухья тахан» (Надень тухью»).
(Девочки встают в круг, в центре на стульчике лежит тухья. Под музыку девочки водят хоровод, с окончанием музыки, ведущий говорит: «Тухья тахан». Кто первый, исполняет танец, остальные хлопают).
Ведущий: Край чувашский хорош, лучше края не найдешь.
Мы танцуем и играем - вот как весело живем.
Илемпи: Ребята, а вы любите свой родной край? (слайд № 13).
16 ребенок: Таван Сершыв, Таван Сершыв, тенчере пере,
Таван Сершыв, Таван Сершыв, емере-емере!
17 ребенок: Земля моих отцов, земля родных людей.
Любовь моя, забота и награда.
Наверно, земли есть и краше, и теплей.
Наверно есть, других мне и не надо.
18 ребенок: Славлю край родной любимый,
Славлю край неповторимый.
Лип цветущих аромат,
Шелковых лугов наряд!
19 ребенок: Славлю я поля родные, славлю берега крутые,
Край Чувашский, край Родной! Расцветай над Волгою рекой!
Илемпи: Я вижу, ребята, что вы любите свой родной Чувашский край, много знаете о нем, о его народе. И помните: «Земля талантами богата, земля талантами сильна!». И если вы, ребята, будете хорошо учиться, заниматься, стараться узнавать что-то новое, петь, рисовать и танцевать, наш край будет жить и развиваться. Ну, а мне пора прощаться с вами. Сыва пулар! До свиданья!
Литература:
«Мой край обновленный» М. Юхма
«Родной край» В.Ф. Каховский
«Стихи для детей» Р. Сарби
Портал: Чувашия/Выдающиеся люди Чувашии – интернет
Праздник на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/под ред. Р. Б. Кузьминой- Чебоксары, 2006.
Чувашская МУЗЫКА в детском саду. Хрестоматия/ под ред. Г. П. Захаровой, Л. Л. Захарова - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvlechenie.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Край родной - Чувашский край».
(Развлечение для старших дошкольников).
ЦЕЛЬ: Формирование основ гражданственности и патриотизма в процессе ознакомления с родным краем.
ЗАДАЧИ:
-Приобщать дошкольников к культуре чувашского края.
-Закреплять знания детей о традициях чувашского народа.
-Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями.
-Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка.
-Воспитывать любовь к родному краю.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедиа;
- музыкальный центр;
- презентация «Край родной»;
- национальные чувашские костюмы;
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: беседы о чувашских национальных праздниках и традициях; ознакомление с бытом чувашского народа; рассматривание чувашской национальной одежды; рассматривание иллюстраций чувашских узоров; разучивание стихов, танцев, песен.
Ход развлечения.
(Слайд № 1) Ведущий:
Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую.
Где коль праздник – от души ликуют, где работа – гору дай любую.
Знаете ли вы такой народ у которого 100 тысяч слов,
У которого 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет?
(Слайд № 2) Ведущий: Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши. Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного. Вот послушайте музыкальное произведение Фандеева «Таван Сершыв». Сколько гордости, любви, нежности к родному краю можно услышать в этой музыке.
Звучит «Таван Сершыв» («Край родной») муз. Фандеева (слайд № 3).
(В конце под эту музыку, напевая заходит Илемпи)
Илемпи: Ой, куда же привела меня эта прекрасная, красивая песня?
Ведущий: В детский сад. Посмотри сколько здесь ребят.
Илампи: Ыра кун, ачасем! Добрый день, ребята! Меня зовут Илемпи.
Ведущий: Какое у вас необычное имя. Что оно означает?
Илемпи: У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица.
Ведущий: А как красиво оно звучит. Прислушайтесь, ребята, - И-лем-пи!
Илемпи: А вы, что здесь делаете? Почему все вместе собрались?
Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы выразить свое почтение и любовь нашему Чувашскому краю, его трудолюбивому народу.
Илемпи: Какие вы молодцы! Я тоже очень люблю милую Чувашию. Сколько прекрасного, хорошего можно рассказать о ней. А вы, ребята, что знаете о своем родном крае?
1 ребенок: Наша республика находится почти в центре России и расположилась на берегу великой русской реки Волги (слайд № 4).
2 ребенок: Волгу на Руси называют матушкой, а чуваши называют эту реку – батюшка – атте.
3 ребенок: Волны Волги ластятся к нам, корабли плывут по волнам.
Мы живем на Волге – можете завидовать нам!
4 ребенок: Наша республика по размеру небольшая, но о ней знают во всем мире. Прославляли ее наши выдающиеся, знаменитые земляки.
Илемпи: А кого вы из них знаете?
5 ребенок: Герой гражданской войны Чапаев (слайд № 5).
6 ребенок: Летчик – космонавт Андриан Николаев.
Илемпи: Ребята, а кто из вас мечтает в космос полететь?
ДЕТИ: (все) Я!!!
Илемпи: Но чтоб стать космонавтом надо быть смелым, сильным, ловким и внимательным. Вот сейчас мы проверим, кто самый внимательный.
Игра «Займи ракету».
Ведущий: Илемпи, а в нашей республике еще много и знаменитых артистов, музыкантов и композиторов.
Илемпи: А кого вы сможете назвать? (слайд № 6).
7 ребенок: Заслуженный деятель искусств Чувашской республики Юрий Васильев.
8 ребенок: Заслуженная артистка Светлана Бубнова.
9 ребенок: А балерину Надежду Павлову знают во всем мире.
10 ребенок: А какую прекрасную музыку сочинили композиторы Воробьев и Хирбю (слайд № 7).
Ведущий: Да, они сочиняли очень разнообразную музыку, от веселых плясовых до спокойных лирических, которые услышав, ноги так и просятся в пляс.
11 ребенок: А наши писатели и поэты: Константин Иванов , Сеспель Миши, Юхма Миши, Марфа Трубина прославляли наш край в своих стихах и поэмах (слайд № 8).
Ведущий: Чувашские поэты писали не только на чувашском языке, но и на русском. Послушайте стихотворение Раисы Сарби «Песенка о песенке» (слайд № 9).
12 ребенок:
Я о солнышке пою, о земле родной –
О земле, что пахнет льном, медом и дымком,
О земле, где никогда не быть одной,
Где с друзьями хорошо бегать босиком!
И чувашский мой напев ты услышишь вдруг,
И вплетешь свои слова в песенку мою –
Облетит она тогда всю страну вокруг,
Ну, а завтра я еще для тебя спою.
Ведущий: В этот светлый день, прославляя край Родной, мы должны вспомнить Ивана Яковлевича Яковлева (слайд № 10).
13 ребенок: По широкой Руси, нашей матушки, колокольный звон разливается.
Иван Яковлевич Яковлев за труды свои прославляется!
14 ребенок: Он вывел наш народ дорогой знаний из беспросветной темноты на свет.
Нет в мире благороднее деяний и цели в мире благородней нет!
15 ребенок: Русский алфавит переработал, он создал Чувашский алфавит.
Корни закрепил у двух народов, ведь чувашский алфавит почти такой на вид.
Ведущий: Да, давным-давно у чувашского народа не было письменности: люди не могли ни писать на своем родном языке, ни читать. А русского языка они не знали. Просветитель Яковлев взял русский алфавит и добавил всего 4 буквы. Вот они, познакомьтесь с ними: А,Е,С,У. Полюбите их, ведь они чувашскую науку приподняли из темнот глухих (слайд № 11).
Илемпи: Ребята, а вы знаете чувашский язык?
Игра «Выполни задание»: чупар, юрлар, сикер, весер, ташлар, ишер, ала супар, утар, тарар, ларар.
(Слайд № 12) Ведущий: В нашей республике живут не только чуваши, но и люди другой национальности: татары, марийцы, украинцы, русские и многие другие. Все они живут в мире, в дружбе и в согласии. Вместе все работают, вместе и отдыхают.
Игра «Перетяни канат».
Ведущий: А сейчас игра для самых сильных и смелых. Для вас, мальчики, я приготовила игру «Перетяни канат». (Для игры выходят по три мальчика).
Ведущий: Наши мальчики не только сильные и смелые, они еще и отличные танцоры.
Танец «Тух-ха, Ванюк» (Выходи, Ванюк). (Дети встают полукругом).
Туп – туп- тупата, ик урара сапата.
Атя, Ванюк, урама, ура хусса ташлама.
(Топ-топ-топоток, на ножках лапти.
Выходи Ванюша танцевать от души).
Игра «Тухья тахан» (Надень тухью»).
Ведущий: С девочками я хочу поиграть в игру «Тухья тахан» (Надень тухью»).
(Девочки встают в круг, в центре на стульчике лежит тухья. Под музыку девочки водят хоровод, с окончанием музыки, ведущий говорит: «Тухья тахан». Кто первый, исполняет танец, остальные хлопают).
Ведущий: Край чувашский хорош, лучше края не найдешь.
Мы танцуем и играем - вот как весело живем.
Илемпи: Ребята, а вы любите свой родной край? (слайд № 13).
16 ребенок: Таван Сершыв, Таван Сершыв, тенчере пере,
Таван Сершыв, Таван Сершыв, емере-емере!
17 ребенок: Земля моих отцов, земля родных людей.
Любовь моя, забота и награда.
Наверно, земли есть и краше, и теплей.
Наверно есть, других мне и не надо.
18 ребенок: Славлю край родной любимый,
Славлю край неповторимый.
Лип цветущих аромат,
Шелковых лугов наряд!
19 ребенок: Славлю я поля родные, славлю берега крутые,
Край Чувашский, край Родной! Расцветай над Волгою рекой!
Илемпи: Я вижу, ребята, что вы любите свой родной Чувашский край, много знаете о нем, о его народе. И помните: «Земля талантами богата, земля талантами сильна!». И если вы, ребята, будете хорошо учиться, заниматься, стараться узнавать что-то новое, петь, рисовать и танцевать, наш край будет жить и развиваться. Ну, а мне пора прощаться с вами. Сыва пулар! До свиданья!
Литература:
«Мой край обновленный» М. Юхма
«Родной край» В.Ф. Каховский
«Стихи для детей» Р. Сарби
Портал: Чувашия/Выдающиеся люди Чувашии – интернет
Праздник на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/под ред. Р. Б. Кузьминой- Чебоксары, 2006.
Чувашская МУЗЫКА в детском саду. Хрестоматия/ под ред. Г. П. Захаровой, Л. Л. Захарова - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995.