«Край родной - Чувашский край». Развлечение для старших дошкольников.
материал (старшая группа)

«Край  родной  -  Чувашский  край».

Развлечение  для  старших  дошкольников.

 

ЦЕЛЬ: Формирование основ гражданственности и патриотизма в процессе ознакомления с родным краем.  

 

ЗАДАЧИ:

   -Приобщать дошкольников к культуре чувашского края.

   -Закреплять знания детей о традициях чувашского народа.

   -Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями.

   -Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка.

   -Воспитывать любовь к родному краю.  

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

   - мультимедиа;

   - музыкальный центр;

   - презентация «Край родной»;

   - национальные чувашские костюмы;

 

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ  РАБОТА:  беседы о чувашских национальных праздниках и традициях;  ознакомление с бытом чувашского народа; рассматривание чувашской национальной одежды; рассматривание иллюстраций чувашских узоров; разучивание стихов,  танцев, песен.

 

Ход  развлечения.

 (Слайд № 1)  Ведущий:

Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую.

Где коль праздник – от души ликуют, где работа – гору дай любую.

Знаете ли вы такой народ у которого 100 тысяч слов,

У которого 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет? 

 

 (Слайд № 2)   Ведущий: Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши.    Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного. Вот послушайте музыкальное произведение Фандеева «Таван Сершыв».   Сколько гордости, любви, нежности к родному краю можно услышать в этой музыке.

 

Звучит   «Таван Сершыв» («Край родной»)   муз. Фандеева (слайд № 3).

(В   конце под эту музыку, напевая заходит Илемпи)

 

Илемпи: Ой, куда же привела меня эта прекрасная, красивая песня?

 

Ведущий:  В детский сад. Посмотри сколько здесь ребят.

 

Илампи: Ыра кун, ачасем! Добрый день, ребята! Меня зовут Илемпи.

 

Ведущий: Какое у вас необычное имя. Что оно означает?

 

Илемпи: У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица.

 

Ведущий: А как красиво оно звучит. Прислушайтесь, ребята, - И-лем-пи!

 

Илемпи: А вы, что здесь делаете? Почему все вместе собрались?

 

Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы выразить свое почтение и любовь нашему Чувашскому краю, его трудолюбивому народу.

 

Илемпи: Какие вы молодцы! Я тоже очень люблю милую Чувашию. Сколько прекрасного, хорошего можно рассказать о ней. А вы, ребята, что знаете о своем родном крае?

 

1  ребенок: Наша республика находится почти в центре России и расположилась на берегу великой русской реки Волги  (слайд № 4).

2  ребенок: Волгу на Руси называют матушкой, а чуваши называют эту реку – батюшка – атте.

3  ребенок: Волны Волги ластятся к нам, корабли плывут по волнам.

                     Мы живем на Волге – можете завидовать нам!

4  ребенок: Наша республика по размеру небольшая, но о ней знают во всем мире. Прославляли ее наши выдающиеся, знаменитые земляки.

 

Илемпи: А кого вы из них знаете?

 

5  ребенок: Герой гражданской войны Чапаев  (слайд № 5).

6  ребенок:  Летчик – космонавт Андриан Николаев.

Илемпи: Ребята, а кто из вас мечтает в космос  полететь?

ДЕТИ: (все) Я!!!

 

Илемпи: Но чтоб стать космонавтом надо быть смелым, сильным, ловким и внимательным. Вот сейчас мы проверим, кто самый внимательный.

 

Игра  «Займи  ракету».

 

Ведущий: Илемпи, а в нашей республике еще много и знаменитых артистов, музыкантов и композиторов.

 

Илемпи: А кого вы сможете назвать? (слайд № 6).

 

7 ребенок: Заслуженный деятель искусств Чувашской республики Юрий Васильев.

8 ребенок: Заслуженная артистка Светлана Бубнова.

9 ребенок: А балерину Надежду Павлову знают во всем мире.   

10  ребенок: А какую прекрасную музыку сочинили композиторы   Воробьев и Хирбю (слайд № 7).

 

Ведущий: Да, они сочиняли очень разнообразную музыку, от веселых плясовых до спокойных лирических, которые услышав, ноги так и просятся в пляс.

 

11 ребенок:      А   наши писатели  и  поэты:   Константин  Иванов ,   Сеспель Миши,  Юхма  Миши,  Марфа Трубина  прославляли наш край в своих стихах и поэмах (слайд № 8).

 

Ведущий:   Чувашские поэты писали не только на чувашском языке, но и на русском. Послушайте стихотворение Раисы Сарби «Песенка о песенке»   (слайд № 9). 

12  ребенок:

 Я о солнышке пою, о земле родной –

 О земле, что пахнет льном, медом и дымком,

 О земле, где никогда не быть одной,

 Где с друзьями хорошо бегать босиком!

 И чувашский мой напев ты услышишь вдруг,

 И вплетешь свои слова в песенку мою –

 Облетит она тогда всю страну вокруг,

 Ну, а завтра я еще для тебя спою.

 

Ведущий: В этот светлый день, прославляя край Родной, мы должны вспомнить Ивана Яковлевича Яковлева  (слайд № 10).

 

13  ребенок: По широкой Руси, нашей матушки, колокольный звон разливается.

                       Иван Яковлевич Яковлев за труды свои прославляется!

14  ребенок: Он вывел наш народ дорогой знаний из беспросветной темноты на свет.

                       Нет в мире благороднее деяний и цели в мире благородней нет!

15  ребенок: Русский алфавит переработал, он создал Чувашский алфавит.

                       Корни закрепил у двух народов, ведь чувашский алфавит почти такой на вид.

 

Ведущий: Да, давным-давно у чувашского народа не было письменности: люди не могли ни писать на своем родном языке, ни читать. А русского языка они не знали. Просветитель Яковлев взял русский алфавит и добавил всего 4 буквы. Вот они, познакомьтесь с ними: А,Е,С,У. Полюбите их, ведь они чувашскую науку приподняли из темнот глухих   (слайд № 11).

 

Илемпи: Ребята, а вы знаете чувашский язык?

 

Игра    «Выполни  задание»:  чупар, юрлар, сикер, весер, ташлар, ишер,  ала супар,  утар, тарар,  ларар.

 

(Слайд № 12)   Ведущий: В нашей республике живут не только чуваши, но и люди другой национальности: татары, марийцы, украинцы, русские и многие другие. Все они живут в мире, в дружбе и в согласии. Вместе все работают, вместе и отдыхают.

 

Игра  «Перетяни канат».

Ведущий: А сейчас игра для самых сильных и смелых. Для вас, мальчики, я приготовила игру «Перетяни канат». (Для игры выходят по три мальчика).

 

Ведущий: Наши мальчики не только сильные и смелые, они еще и отличные танцоры.

Танец  «Тух-ха, Ванюк» (Выходи, Ванюк).   (Дети встают полукругом).

Туп – туп- тупата, ик урара сапата.

Атя, Ванюк, урама, ура хусса ташлама.

(Топ-топ-топоток, на ножках лапти.

Выходи Ванюша танцевать от души).

 

Игра  «Тухья тахан» (Надень тухью»).

Ведущий:  С девочками я хочу поиграть в игру «Тухья тахан» (Надень тухью»).

(Девочки встают в круг, в центре на стульчике лежит тухья. Под музыку девочки  водят  хоровод, с окончанием музыки, ведущий говорит: «Тухья тахан». Кто первый, исполняет   танец, остальные хлопают).

 

Ведущий:     Край чувашский хорош, лучше края не найдешь.

                     Мы танцуем и  играем - вот как весело живем.

 

Илемпи:  Ребята,  а  вы любите  свой родной край?  (слайд № 13).

 

 16  ребенок: Таван Сершыв, Таван Сершыв, тенчере пере,

                       Таван Сершыв, Таван Сершыв, емере-емере!

 

17  ребенок: Земля моих отцов, земля родных людей.

                       Любовь моя, забота и награда.

                       Наверно, земли есть и краше, и теплей.

                       Наверно есть, других мне и не надо.

 

 18  ребенок: Славлю край родной любимый,

                       Славлю край неповторимый.

                       Лип цветущих аромат,

                       Шелковых лугов наряд!

19  ребенок: Славлю я поля родные, славлю берега крутые,

                       Край Чувашский, край Родной! Расцветай над Волгою рекой!

 Илемпи:  Я вижу, ребята, что вы любите свой родной Чувашский край, много знаете о нем, о его народе. И помните:  «Земля талантами  богата, земля талантами сильна!».   И если вы, ребята, будете хорошо учиться, заниматься, стараться узнавать что-то новое, петь, рисовать и танцевать, наш край будет жить и развиваться. Ну, а мне пора прощаться с вами. Сыва пулар! До свиданья!

 

Литература: 

«Мой край обновленный» М. Юхма

«Родной край»  В.Ф. Каховский

«Стихи для детей» Р. Сарби

Портал: Чувашия/Выдающиеся люди Чувашии – интернет

Праздник на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/под ред. Р. Б. Кузьминой- Чебоксары, 2006.

Чувашская МУЗЫКА  в детском саду. Хрестоматия/ под ред. Г. П. Захаровой, Л. Л. Захарова - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Край  родной  -  Чувашский  край».

(Развлечение  для  старших  дошкольников).

ЦЕЛЬ: Формирование основ гражданственности и патриотизма в процессе ознакомления с родным краем.  

ЗАДАЧИ:

   -Приобщать дошкольников к культуре чувашского края.

   -Закреплять знания детей о традициях чувашского народа.

   -Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями.

   -Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка.

   -Воспитывать любовь к родному краю.  

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

   - мультимедиа;

   - музыкальный центр;

   - презентация «Край родной»;

   - национальные чувашские костюмы;

   

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ  РАБОТА:  беседы о чувашских национальных праздниках и традициях;  ознакомление с бытом чувашского народа; рассматривание чувашской национальной одежды; рассматривание иллюстраций чувашских узоров; разучивание стихов,  танцев, песен.

Ход  развлечения.

 (Слайд № 1)  Ведущий: 

Знаете ли вы страну такую древнюю и вечно молодую.

Где коль праздник – от души ликуют, где работа – гору дай любую.

Знаете ли вы такой народ у которого 100 тысяч слов,

У которого 100 тысяч песен и 100 тысяч вышивок цветет?  

 (Слайд № 2)   Ведущий: Живет в самом сердце России, среди вековых дубов, полей и озер, небольшой, но удивительно самобытный народ – Чуваши.    Чувашия – край звучных песен, поэтических легенд и героических сказаний. В них вся душа народа – доброго, трудолюбивого, искусного. Вот послушайте музыкальное произведение Фандеева «Таван Сершыв».   Сколько гордости, любви, нежности к родному краю можно услышать в этой музыке.

Звучит   «Таван Сершыв» («Край родной»)   муз. Фандеева (слайд № 3).

(В   конце под эту музыку, напевая заходит Илемпи)

Илемпи: Ой, куда же привела меня эта прекрасная, красивая песня?

Ведущий:  В детский сад. Посмотри сколько здесь ребят.

Илампи: Ыра кун, ачасем! Добрый день, ребята! Меня зовут Илемпи.

Ведущий: Какое у вас необычное имя. Что оно означает?

Илемпи: У меня очень старинное чувашское имя, которое означает – красавица.

Ведущий: А как красиво оно звучит. Прислушайтесь, ребята, - И-лем-пи!

Илемпи: А вы, что здесь делаете? Почему все вместе собрались?

Ведущий: Мы сегодня собрались, чтобы выразить свое почтение и любовь нашему Чувашскому краю, его трудолюбивому народу.

Илемпи: Какие вы молодцы! Я тоже очень люблю милую Чувашию. Сколько прекрасного, хорошего можно рассказать о ней. А вы, ребята, что знаете о своем родном крае?

 

1  ребенок: Наша республика находится почти в центре России и расположилась на берегу великой русской реки Волги  (слайд № 4).

2  ребенок: Волгу на Руси называют матушкой, а чуваши называют эту реку – батюшка – атте.

3  ребенок: Волны Волги ластятся к нам, корабли плывут по волнам.

                     Мы живем на Волге – можете завидовать нам!

4  ребенок: Наша республика по размеру небольшая, но о ней знают во всем мире. Прославляли ее наши выдающиеся, знаменитые земляки.

Илемпи: А кого вы из них знаете?

5  ребенок: Герой гражданской войны Чапаев  (слайд № 5).

6  ребенок:  Летчик – космонавт Андриан Николаев.

Илемпи: Ребята, а кто из вас мечтает в космос  полететь?

ДЕТИ: (все) Я!!!

Илемпи: Но чтоб стать космонавтом надо быть смелым, сильным, ловким и внимательным. Вот сейчас мы проверим, кто самый внимательный.

Игра  «Займи  ракету».

Ведущий: Илемпи, а в нашей республике еще много и знаменитых артистов, музыкантов и композиторов.

Илемпи: А кого вы сможете назвать? (слайд № 6).

7 ребенок: Заслуженный деятель искусств Чувашской республики Юрий Васильев.

8 ребенок: Заслуженная артистка Светлана Бубнова.

9 ребенок: А балерину Надежду Павлову знают во всем мире.   

10  ребенок: А какую прекрасную музыку сочинили композиторы   Воробьев и Хирбю (слайд № 7).

Ведущий: Да, они сочиняли очень разнообразную музыку, от веселых плясовых до спокойных лирических, которые услышав, ноги так и просятся в пляс.

 

11 ребенок:      А   наши писатели  и  поэты:   Константин  Иванов ,   Сеспель Миши,  Юхма  Миши,  Марфа Трубина  прославляли наш край в своих стихах и поэмах (слайд № 8).

Ведущий:   Чувашские поэты писали не только на чувашском языке, но и на русском. Послушайте стихотворение Раисы Сарби «Песенка о песенке»   (слайд № 9).  

12  ребенок: 

 Я о солнышке пою, о земле родной –

 О земле, что пахнет льном, медом и дымком,

 О земле, где никогда не быть одной,

 Где с друзьями хорошо бегать босиком!

 И чувашский мой напев ты услышишь вдруг,

 И вплетешь свои слова в песенку мою –

 Облетит она тогда всю страну вокруг,

 Ну, а завтра я еще для тебя спою.

Ведущий: В этот светлый день, прославляя край Родной, мы должны вспомнить Ивана Яковлевича Яковлева  (слайд № 10).

13  ребенок: По широкой Руси, нашей матушки, колокольный звон разливается.

                       Иван Яковлевич Яковлев за труды свои прославляется!

14  ребенок: Он вывел наш народ дорогой знаний из беспросветной темноты на свет.

                       Нет в мире благороднее деяний и цели в мире благородней нет!

15  ребенок: Русский алфавит переработал, он создал Чувашский алфавит.

                       Корни закрепил у двух народов, ведь чувашский алфавит почти такой на вид.

Ведущий: Да, давным-давно у чувашского народа не было письменности: люди не могли ни писать на своем родном языке, ни читать. А русского языка они не знали. Просветитель Яковлев взял русский алфавит и добавил всего 4 буквы. Вот они, познакомьтесь с ними: А,Е,С,У. Полюбите их, ведь они чувашскую науку приподняли из темнот глухих   (слайд № 11).

Илемпи: Ребята, а вы знаете чувашский язык?

Игра    «Выполни  задание»:  чупар, юрлар, сикер, весер, ташлар, ишер,  ала супар,  утар, тарар,  ларар.

 

(Слайд № 12)   Ведущий: В нашей республике живут не только чуваши, но и люди другой национальности: татары, марийцы, украинцы, русские и многие другие. Все они живут в мире, в дружбе и в согласии. Вместе все работают, вместе и отдыхают.

Игра  «Перетяни канат».

Ведущий: А сейчас игра для самых сильных и смелых. Для вас, мальчики, я приготовила игру «Перетяни канат». (Для игры выходят по три мальчика).

 

Ведущий: Наши мальчики не только сильные и смелые, они еще и отличные танцоры.

Танец  «Тух-ха, Ванюк» (Выходи, Ванюк).   (Дети встают полукругом).

Туп – туп- тупата, ик урара сапата.

Атя, Ванюк, урама, ура хусса ташлама.

(Топ-топ-топоток, на ножках лапти.

Выходи Ванюша танцевать от души).

Игра  «Тухья тахан» (Надень тухью»).

Ведущий:  С девочками я хочу поиграть в игру «Тухья тахан» (Надень тухью»).

(Девочки встают в круг, в центре на стульчике лежит тухья. Под музыку девочки  водят  хоровод, с окончанием музыки, ведущий говорит: «Тухья тахан». Кто первый, исполняет   танец, остальные хлопают).

Ведущий:     Край чувашский хорош, лучше края не найдешь.

                     Мы танцуем и  играем - вот как весело живем.

Илемпи:  Ребята,  а  вы любите  свой родной край?  (слайд № 13).

 16  ребенок: Таван Сершыв, Таван Сершыв, тенчере пере,

                       Таван Сершыв, Таван Сершыв, емере-емере!

17  ребенок: Земля моих отцов, земля родных людей.

                       Любовь моя, забота и награда.

                       Наверно, земли есть и краше, и теплей.

                       Наверно есть, других мне и не надо.

 18  ребенок: Славлю край родной любимый,

                       Славлю край неповторимый.

                       Лип цветущих аромат,

                       Шелковых лугов наряд!

19  ребенок: Славлю я поля родные, славлю берега крутые,

                       Край Чувашский, край Родной! Расцветай над Волгою рекой!

 Илемпи:  Я вижу, ребята, что вы любите свой родной Чувашский край, много знаете о нем, о его народе. И помните:  «Земля талантами  богата, земля талантами сильна!».   И если вы, ребята, будете хорошо учиться, заниматься, стараться узнавать что-то новое, петь, рисовать и танцевать, наш край будет жить и развиваться. Ну, а мне пора прощаться с вами. Сыва пулар! До свиданья!

 

Литература:  

«Мой край обновленный» М. Юхма

«Родной край»  В.Ф. Каховский

«Стихи для детей» Р. Сарби

Портал: Чувашия/Выдающиеся люди Чувашии – интернет

Праздник на земле Улыпа. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/под ред. Р. Б. Кузьминой- Чебоксары, 2006.

Чувашская МУЗЫКА  в детском саду. Хрестоматия/ под ред. Г. П. Захаровой, Л. Л. Захарова - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1995.