Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
проект (младшая группа)

Умарова Ижайбат Имамудиновна

Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_russkaya_izbav.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

 детский сад «Золушка»

Подготовила воспитатель Умарова И.И.

Когалым 2019г.

     

Пояснительная записка.

      Одной из задач основной образовательной программы нашего образовательного учреждения является задача по приобщению ребенка к культуре своей страны и региона, воспитание уважения к другим народам и культурам. Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит стать созидателем своей малой Родины.  

Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, мы решили разработать образовательный проект «Русская изба, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры», реализация которого будет осуществляться через мини-музей.

Возраст детей нашей группы 3-4 года (младший дошкольный возраст). Поэтому перед собой поставили цель.

Цель - приобщение детей дошкольного возраста к культуре русского народа посредством знакомства с основами русской избы, уважении к русской народной культуре.

Задачи:

  • познакомить детей с устройством русской избы, с многообразием предметов домашнего обихода, их названием и назначением;    
  • формировать первоначальные представления о народных традициях, обычаях, обрядах                                                                                                                                                                            
  • развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству и декоративно – прикладному искусству.
  • развивать творческие способности у детей в процессе музыкально-театрализованной деятельности.
  • познакомить с русскими народными хороводными играми;
  • воспитывать чувство патриотизма и любви к малой Родине.

Проект реализовывали в тесном сотрудничестве с родителями нашей группы, а также специалистами детского сада.

В мини-музее «Русская изба» представлены следующие экспонаты:

предметы быта (посуда, корзины, туеса, нитки, ухват, шкатулки, самовар);

макет русской печи;

декоративные элементы (скатерти, рушники, салфетки, тканые коврики для пола);

предметы народных промыслов (изделия из бересты, хохломская роспись) и др.

Для решения образовательных задач работу в мини-музее «Русская изба» организовали как в непосредственно образовательной деятельности (в режиме дня, так и в организованной образовательной деятельности с детьми через разные формы и виды детской деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, игровой, продуктивной, музыкальной, театральной, двигательной.

Направления проектной деятельности: воспитание духовно-нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования

Сроки реализации: долгосрочный

Основной раздел программы: познавательное развитие

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • подбор исторической литературы;
  • подбор произведений русского народного творчества;
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
  • подготовка разного вида бросового материала;
  • подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
  • дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
  • выставки книг, рисунков, поделок;
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, приёмной (для родителей – информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты);
  • создание мини-музея «Русская изба».

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический

Проведение цикла познавательной непосредственно образовательной деятельности, на темы: «Знакомство с русской избой»; «Знакомство с хозяйкой русской избы»;  «Русская народная игрушка - матрешка»; Посиделки в русской избе.

Оформление альбомов: «Русская народная кукла», «Мое любимое имя»; альбом рисунков «Дымковская игрушка», альбом «Русская национальная одежда»; альбом "Предметы утвари русской избы"

Оформление дидактических игр по краеведению: «Собери картинку», «В русской избе».

Ручной труд: изготовление оладушек,посуды из глины и соленого теста.

Разучивание русских народных частушек, песен, чтение русских народных сказок.

III. Презентационно - завершающий

Непосредственно образовательная деятельность конспект «Посиделки в русской избе»

Выставка продуктов детской деятельности, совместная деятельность «Родитель + ребёнок».

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Необходимые условия реализации проекта:

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

Для детей:

Дети имеют представление о жизни людей в старину на Руси,предметах быта русской избы, элементах народного костюма. Знают заклички, народные потешки, инсценируют русские народные сказки. Проявляют интерес к народным играм.

Для педагогов:

Приобрели опыт в проектировании и создании мини- музея. Изучили методическую литературу, опыт педагогов в рамках проекта. Построили взаимодействие с родителями по реализации проекта.

Для родителей:

Повысилась активность родителей. Родители проявляют интерес и заинтересованность в организации развивающей среды группы, стали активными участниками праздников и групповых проектов.Методы проекта:

  • Наблюдение.
  • Совместные игры
  •  Активные формы образовательной деятельности и познавательные НОД
  • Беседы,

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к русскому быту, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о разных  видах национального искусства, об русской избе, народной кукле, начнут проявлять интерес к истории и культуре русского народа и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта будут  выполнены.

Перспективный план

Тема

Цель

Итоговые мероприятия

Работа с родителями

Октябрь

НОД                                                     Тема: "ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ ИЗБОЙ"

 Цель. Знакомство с «избой» и ее обитателями. Создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно-игровой формы с потешками о детях и прибаутками о котике.

Совместная деятельность родителей и детей. Выставка поделок "Дары природы".

"Добрые избы".

 вызвать у детей интерес к крестьянской избе, дать представление об избе.

Сюжетно-дидактическая игра  «Путешествие в русскую избу». 

Привлечение родителей к пополнению мини-музея.

НОЯБРЬ

Одежда.

Знакомство с элементами русского народного костюма.

-Д/и «Подбери головной убор к сарафану»и Выставка детского творчества «Синенький кафтанчик, красный сарафанчик».

Оформление стенда для родителей «Русский народный костюм».

НОД                                         Тема: «Русская народная игрушка - матрешка»;

Познакомить с народной игрушкой — матрешкой; формировать понятие, из чего она сделана, как украшена; расширять словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрешку.

Ручной труд: "Укрась матрёшку"

Беседа о русской матрешке.

ДЕКАБРЬ

Зимние забавы. Новый год.

Знакомство с традициями народного быта.

Приберём избу к празднику (предметы быта) .

Празднование Нового года на Руси.

Семейные посиделки «В преддверии Нового года»

«Русская изба»

Приобщать детей к истории нашего народа, обустройству быта. Знакомство с домашней утварью, предметами быта прошлого времени. Сравнивать особенности  старого  и современного быта.  

 Дидактическая игра «В русской избе»

Выставка из бросового материала

ЯНВАРЬ

Что расскажет о себе посуда".

познакомить детей с крестьянской посудой: деревянной, глиняной.

Изготовление предметов посуды  из соленого теста

Беседа о деревянных ложках.

ФЕВРВЛЬ

"Наши руки не знают скуки".

воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.

НОД Тема: «Знакомство с хозяйкой русской избы»

Беседа: "Гости в горнице"

МАРТ

«Делу – время, потехе – час»

Знакомить детей с произведениями русского фольклора.

Чтение пословиц, поговорок, русских народных сказок.

Утренник  посвященный Международному женскому дню "Мамы всякие нужны..."

                                                                              АПРЕЛЬ

"Давайте жить дружно".

познакомить детей с русской народной куклой

Изготовление тряпичных кукол

                                                                                 МАЙ

НОД " Посиделки в русской избе."

формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа;

Открытый показ

"Посиделки у самовара".

познакомить с русской культурой чаепития, воспитывать любовь к культуре русского народа.

Беседа о традициях русского чаепития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка....