Авторская методическая разработка по познавательному развитию детей дошкольного возраста в рамках конкурса МАДОУ "Сказка". Тема: «Особенности национальной одежды народов севера». Номинация «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».
методическая разработка (подготовительная группа)

Гудимчик Елена Владимировна

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...

Арнолд М.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни. А древние традиции - это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа…

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

                     учреждение детский сад «Сказка»

                                  (МАДОУ «Сказка»)

                                   Методическая разработка

             «Особенности национальной одежды народов севера»

                             Номинация  «Мероприятия в мини-музее Коми-изба».

Исполнитель:                                                       Воспитатель подготовительной группы №1

Гудимчик Елена Владимировна

                                          Лабытнанги

                                         март 2019 год

                                           Аннотация

Культура — это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят...

Арнолд М.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, т.е. культуру. Традиционная культура народов Севера складывалась на протяжении веков и тысячелетий. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому.

Суровые природные условия Севера сформировали совершенно особое мировоззрение, быт, уклад жизни, которые легли в основу самобытной уникальной культуры, объединившей человека и его среду в единое неразрывное целое. У народов, связанных единым происхождением, общими природными условиями, всегда есть много общего в укладе жизни. А древние традиции - это своеобразный источник знания истории и культуры любого народа…

Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян. На сегодняшний день одним из основных видов  традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала является пошив национальной одежды, обуви  и головных уборов этих народов.

Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой. Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

        Данная методическая разработка может применяться педагогами ДОУ в непосредственно-образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми и для проведения  дополнительных занятий.

Гудимчик Елена Владимировна, воспитатель, МАДОУ «Сказка», высшая квалификационная категория.

Пояснительная записка

Актуальность. В наше время детям необходимо знать элементарное представление об истории родного края, традициях и культуре быта коренных народов Крайнего Севера, так как именно сохранению культуры уделяется особое внимание. Прежде всего, это объясняется интересом со стороны государства к культурному наследию народов, населяющих территорию России. Кроме того, возрастает и социальная активность народов, стремящихся сохранить свое национальное своеобразие. Культура и самобытность каждого народа отражается в его традициях, фольклоре, а также находит свое яркое выражение в национальной одежде. 

Л. В. Орленко в терминологическом словаре одежды приводит следующее определение: национальная одежда – это бытовая одежда, отражающая специфику и характерные особенности национальной культуры и быта народа.
Проблема изучения традиционного национального костюма является актуальной, потому что позволяет наглядно увидеть то своеобразие и неповторимость культуры, которое и отличает один народ от другого.

Цели:

  • воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных

ценностей;

  • создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
  • воспитание уважения к национальной культуре народов крайнего севера.

Задачи:

  • получить наглядное представление о внешнем облике, о национальных костюмах

коренных народов Ямала;

  • выявить сходства и отличия мужской и женской одежды у разных народов,

населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ;

  • пополнить методическую копилку  мини-музея «Коми-изба»;
  • развивать у детей чувство уважения, понимание смысла поведения и культурных

особенностей народов крайнего севера.

Формы работы: рассматривание иллюстраций в книгах, чтение северных сказок, непосредственно образовательная деятельность, презентация в слайдах на данную тему,  занятия в Городском краеведческом музее. Рассматривание кукол в национальной одежде. Рассматривание иллюстраций и фото, людей в национальных костюмах (ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне).

Методы: наблюдение, беседы, игры, игровые задания, ребусы.

Предполагаемые результаты. Дети должны знать и называть национальные костюмы  народов ханты, ненцы, коми-зыряне, селькупы. Закрепить и систематизировать знания детей об основных частях национального костюма. 

Личный вклад авторов заключается в изучении, сравнении и наглядном представлении (фото) состава национального костюма коренных народов, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ, а также пополнении методической копилки, как педагогов, так и мини-музея «Коми-изба».

Одежда любого народа представляет собой ценнейший материал для изучения его истории.

Н. В. Прыткова

На самом краю земли – на Ямале до сегодняшнего дня сохраняется самобытная культура таких кочевых народов севера как ненцев, ханты, коми-зырян, селькупов. Суровые природные условия  севера отразились на основных хозяйственных занятиях: оленеводство, охота, рыболовство. Осваивая бескрайние просторы тундры, лесотундры и тайги, каждый из народов выработал собственную культуру бытования.

Особенность культуры любого народа особенно ярко прослеживается в его костюме. Изначально одежда шилась как средство защиты от неблагоприятного воздействия природы, но затем человек стал размышлять о ее красоте.

Ненцы – наиболее многочисленный кочевой народ, проживающий на севере. На Ямале в большем количестве проживают тундровые ненцы, и в меньшем – лесные ненцы.

Для ненцев если человек гол, это просто тело, если он одет, он живет. Одежда отражает различные состояния человека: торжество, траур; любовь, вражду; сон, бодрствование; младенчество, старость… Порой, создается впечатление, что поведение человека зависит от того, как ведут себя его вещи.

Традиционный мужской ненецкий костюм состоит из малицы, штанов, меховой обуви, в холодное время (сильные морозы) совика. https://etno-centr.hmansy.muzkult.ru/media/2018/09/18/1217068748/image_image_1603734.jpg

Малица – глухая (без разреза) одежда, сшитая мехом внутрь из оленьих шкур (телячьи шкуры). По покрою, она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен. Перед короче спинки. Малица имеет пришитый капюшон. Капюшон заменяет шапку. По краю капюшона пропущена тесьма, при помощи которой регулируется размер отверстия капюшона. Шьют его обычно из меха пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). К рукавам наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. По подолу малицы идет опушка из шкуры осеннего теленка или летней шкуры взрослого оленя (мех короткий и невысокого качества). Данная малица считается красивой, так как сшита из темного меха. C:\Users\User\Desktop\Методические разработки Музей\Маличная рубаха.jpg

Для предохранения малицы от сырости и солнца, поверх нее надевают маличную рубаху. Данная рубаха сшита из синего сукна. По покрою, маличная рубаха сходна с малицей – перед и спина сшиты из целых кусков и слегка расширяются к низу; перед немного короче спины; рукава – значительно шире к проймам, с ластовицами.  

Обязательным элементом малицы является пояс (ни), который носится на талии, поверх маличной рубахи. «Подпоясаться значит завершить облачение». Пояс олицетворяет мужскую силу, и ни одна женщина не должна прикасаться к нему, дабы не навлечь неудачу или беду на мужчину и его промысел. В любом занятии мужчины, будь то оленеводство, охота, рыболовство, пояс выступает «незаменимым помощником», являясь носителем необходимых вещей.

Мужской пояс (ни) изготовляется из сыромятной кожи и украшается металлическими накладками различной формы или пуговицами. К поясу, на металлических цепочках, прикрепляют: слева – нож (хар) в ножнах (хар’ се’, харнзе’), справа – точильный камень (си) в кожаном чехле (сия’ се’) и сзади – клыки различных животных, главным и обязательным из которых является клык медведя – тибяко. 

Он служит оберегом от злых духов и приносит по представлению ненцев, удачу на охоте. Пояс застегивается при помощи металлической пряжки. http://zo.syktsu.ru/images/10ris.%206.jpg

Поскольку малица по покрою очень широкая, при помощи пояса, в верхней части образуется напуск, который заменяет карман и является своеобразным складом. Здесь держат кисет с табаком, трубку и прочие необходимые предметы.

Повседневной обувью мужчин являются пимы. Это двойная обувь: пимы - мехом наружу и чижи мехом вовнутрь. Пимы сшиты из белого и серо-коричневого камуса мелким косым швом сухожильными нитками. Подошва из щеток (ворсом вперед), выкроенных по ступне, носок заострен. https://museum-noyabrsk.ru/uploads/collections/veschevaya/3.jpg

К ней вкруговую пришиты две полосы, сшитые между собой - союзки.

Голенище высокое, верх голенища имеет косой срез. По краю голенища пришита узкая полоска шкуры, мехом наружу, и завязки - пара ровдужных ремешков для крепления обуви к поясу.

Мужские пимы украшают при помощи поясов сплетенных из разноцветной шерсти. Пояса накладывают поверх пимов и подвязывают вокруг коленного сустава.

Женский ненецкий зимний костюм состоит из шубы, пояса, ложных кос, шапки и обуви.http://nacekomie.ru/forum/files/201406/20311_ea2b2c6af7a6c17b171d9a11f7aca5e3.jpg

Женская верхняя зимняя одежда (ягушка) - нё паны. Характерная особенность этого вида одежды является отсутствие конструктивных горизонтальных швов – все основные швы являются вертикальными.

Покрой этой одежды состоял из отдельно кроенных шкур (зимняя) или ткани (летняя). Для этого типа характерны швы на плечах и прямая целая спинка. Расширяли одежду в подоле за счет треугольных клиньев, которые вшивали в боковые надрезы от пояса до подола. https://www.purmuseum.ru/uploads/images/catalogs/ornaments/slide0003_image018.jpg

Женскую верхнюю одежду носят обычно с поясом. Женский пояс сплетён из окрашенной в разные цвета шерсти (зеленой, красной, синей, белой, черной). Ближе к одному из концов пришита медная пряжка, имеющая форму кольца. Длинный конец, относительно пряжки, опоясав талию, продевают в кольцо, располагающееся спереди, где оба конца пояса связываются вместе.

Для украшения головы ненецкие женщины используют ложные косы. Раньше, если муж хотел поговорить с женой о чем-то важном, то он начинал перебирать руками металлические украшения на надетых ею ложных косах, после чего она сама начинала разговор.http://www.museum.ru/imgB.asp?64818

Представленные ложные косы состоят из двух частей: затылочной пластины и кос. Пластина, сшита из сукна, представлена в виде прямоугольника. К его боковым частям пришиты косы. Они состоят из двух частей: внутренней и внешней. Внутренняя часть кос – набивная, поверх которой, от изголовья до лопаток нашита ткань, дальше идет оплетение внутренней части жгутом, сплетенным в виде косички капроновых нитей. Длина кос может достигать 125,5 см. Косы заканчиваются пышными хвостами из   х/б и капроновых нитей. От основания кокошника вдоль кос пришиты украшения. Косы между собой соединены цепочкой из мелкого бисера.

Поверх ложных кос надевается головной убор. В описываемом костюме женский головной убор представлен Женской шапкой (не сава). Это капор. Он состоит из трех деталей: длинной полосы, которая идет через темя на уши; затылочной части, шьющейся из оленьего лба, причем глазницы зашиваются кусочками меха, окантованными цветным сукном; и задней части, которая полукругом спускается на спину. Эти части разделяются полосками узора из белого и темного меха. Вдоль лицевой части пришивают опушку из песцовых хвостов.

Повседневная женская обувь (пимы) имеет такую же форму и покрой, что и мужская, но есть ряд незначительных отличий. Обувь состоит из подошвы, головки и голенища. Подошва овальной формы, несколько сужена к пяточной части, сшита из щеток (шкуры с копыт оленя) ворсом наружу, ворс направлен вперед к носочной части. Головка обуви сшита из двух полос шкуры белого цвета ворсом наружу, ворс направлен вперед, швы сделаны спереди и сзади. В швы вставлены узкие полоски сукна. Голенище высокое, кверху несколько расширенное, его верхний край сзади короче, чем спереди. Голенище сшито из камусов оленя. Все швы сделаны сухожильными нитками, обметочным швом через край, снаружи швы практически не видны. Внутри обуви вкладывают стельки из сухой травы. Такую обувь обычно носят с меховыми чулками.https://zabavnik.club/wp-content/uploads/pimy_8_22164423.jpg

Прокопий Явтысый

Нить вплела в узоры паниц всё, чем славен мой народ:

Крылья песен, плавный танец, стад оленьих хоровод…

Зашифрованы в узорах, чтобы радовать людей:

Синь озер, а на озерах – гордый контур лебедей.

Рыбы лов, охоты сценки, ритм труда, азарт игры…

С древних пор владеют ненки тайной мастерства иглы.

Вот – их смех, лица румянец и смущенный быстрый взор.

На сукне, на мехе паниц вышивается узор,

Чтоб в орнаментах одежды бился пульс, таилась мысль,

И горел костер надежды, и мечта взмывала ввысь!

Селькупы – таежный человек. Селькупы территориально подразделяются на две группы – южную (Томская область) и северную (ЯНАО и Красноярский край). На территории ЯНАО расселены северные селькупы, проживающие в Красноселькупском и Пуровском  районах. До начала присоединения Западной Сибири к Русскому государству (XVв.) селькупы жили на территории среднего течения Оби и ее притоков. В XVII в. часть селькупов, была вытеснена из указанного района другими народами и переселилась на реку Таз, а позднее и на Турухан. Материальная и духовная культура селькупов очень близка к культуре кетов.

Одежда. В результате соседства и взаимодействия с ханты и ненцами некоторые варианты одежды селькупы переняли у этих народов. К примеру, селькупские ягушки отличаются от других отсутствием орнамента в виде головок, треугольников, зубчиков. Малица шьётся без орнамента, для отделки берётся сукно разных цветов, по подолу малицы пришивается опушка из шкуры взрослого оленя. Характерной верхней одеждой селькупов была парка  открытая спереди шуба из шкуры оленя или лося, сшитых мехом наружу.

Парка – (селькуп. тарый порко; taril porg) – мужская зимняя одежда, сшитая из белой оленьей шкуры мехом наружу. По покрою это распашная короткая одежда доходящая до колен (высота 91 см., ширина 56 см.), стан ее выкроен из одной шкуры и состоит из двух узких прямоугольных пол (ширина 33х42 см.) немного расширяющихся к низу, прямой спинки и двух рукавов с вшитыми рукавицами. На правой полочке пришиты с внутренней стороны 3 ровдужных завязки. По краю левой полочки, с внутренней стороны, пришиты 3 ровдужные завязки парные завязкам, расположенным на правой полочке. Таким образом, одежда слегка запахивается с лева на право. Пройма рукава широкая, рукав сужается к запястью. К концу рукава наглухо пришиты рукавицы из камуса мехом  наружу – порь (мех светлый). На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. Отверстие это покрывается манжетам из меха, направленного вовнутрь. Ворот округлой формы, к нему пришит воротник стойка. C:\Users\User\Desktop\Методические разработки Музей\Зимняя муская одежда селькупов.jpg

Ежедневная селькупская рабочая обувь (олк,а пемы – простая обувь) состоит из камусной головки и суконного голенища. Эту обувь надевают с меховыми чулками.

Еще одними представителями коренных народов Ямала являются северные ханты. Северные ханты являются близкими соседями тундровых ненцев и в их костюмах, особенно в зимних, много общих черт (Их зимняя одежда также как и ненецкая шьется из оленьих шкур; мужская имеет глухой покрой малицы, совика, женская одежда распашная, трапециевидной формы). Такое явление, прежде всего, связано с долговременными контактами и многочисленными обоюдными заимствованиями. Однако различия все-таки существенны и, прежде всего, это просматривается на весенне-летней одежде ханты.

Женский летний костюм ханты включает в себя: платье, халат, платок, обувь.

Женское платье по покрою шьется на кокетке. Кокетка выкроена из синего атласа со швами на плечах и имеет подклад из х/б ткани. Воротник отложной. Спереди сделан разрез с планкой для застежки. Подол платья сшит из  х/б ткани. Перед подола платья короче спинки.

С внутренней стороны низ подола утяжелён полосой из х/б ткани. У линии сшива кокетки на переднем и заднем полотнищах заложены глубокие складки. Рукав вшивной с манжетом. Манжеты укреплены изнутри цветной х/б тканью.C:\Users\User\Desktop\Методические разработки Музей\Хантыйский женский халат.jpg

Украшают платья тесьмой фабричного производства, пущенных по окружности подола платья. К платью часто надевают нагрудник -  орнаментированное украшение из бисера, а так же бусы по несколько нитей. 

Поверх платья надевается летний женский халат сах(к). Женский халат – сах бывает двух вариантов.

Первый вариант: покрой – распашной, с V-образным воротом, без воротника. На груди имеются боковые вытачки, к которым пришиты при помощи сборки рукава. Рукава по покрою широкие, доходящие до локтя. Спина (пут) прямая. Край подола обычно украшен орнаментом. http://4.bp.blogspot.com/-LicRd7HONLA/UQA166Ii38I/AAAAAAAAA38/kLvdgFoF2J4/s1600/hanty-platye.jpg

Второй вариант: покрой – распашной, с круглым воротом и длинным отложным воротником выполненного из белого меха (чаще всего оленьего, заячьего или беличьего меха). По покрою имеет трапециевидную форму, расширяющуюся к низу. Суконный халат также как и хлопчатобумажный богато декорируются бисером, тканевой аппликацией, суконными лентами.

Обуваются женщины в летнюю обувь – нюки ваи. Они сшиты в виде сапог до колен. Шьют из выделанной оленьей кожи. Подошва овальной формы, несколько сужена к пяточной части, сшита из стриженых щеток (шкуры с копыт оленя) ворсом наружу, ворс направлен вперед к носочной части. По краю подошвы пришита кожаная лента, загнутая к головке, при помощи стягивания ее через край сухожильными нитями.

В стык между головкой и подошвой пришиты три пары ровдужных петель, служащие для продергивания кожаного шнурка, который затягивает кисы снизу.

 Перед длиннее чем зад. С внутренней стороны края передней части голенища прикрепляются завязки, при помощи которых фиксируется обувь на ногах. C:\Users\User\Desktop\Методические разработки Музей\Хантыйская летняя женская обувь – нюки ваи.JPG

Голову женщины покрывают платками. Основа таких платков состоит из фабричного платка, к краям которого пришиваются широкие полосы с длинными кистями. Делается это для того, чтобы увеличить платок и сделать его еще более красивым.

Мужской летней одеждой служит либо старая зимняя малица, либо, в настоящее время все чаще используется суконный гусь.

Издавна на Ямале проживает народ Коми (Коми-зыряне, Зыряне) – финно-угорский народ, коренное население северного Приуралья.

Среди них есть северная группа, называемая «ижемцы» («изьватас»). Именно под этим наименованием коми известны коренным жителям Ямала. Первое появление коми в северном Зауралье относится к эпохе средневековья. В XVII веке коми вступили в тесные контакты с ненцами в северном Приуралье, заимствовали у них навыки выпаса оленей и начали осваивать все новые пастбищные территории европейских тундр, а с середины XIX века – уральские и сибирские угодья. С этого периода времени началось их массовое переселение в северное Зауралье. Несмотря на то, что коми заимствовали немало черт русской, а также ненецкой и угорской культур, они до сих пор сохранили собственную этнокультурную самобытность.

Одежда южных коми по стилю и крою напоминала русскую одежду: женщины носили рубахи, сарафаны, шубы, а мужской гардероб состоял из рубахи, холщевых штанов, кафтана и шубы. Отличие от русских костюмов заключалось в цветах используемых тканей и особенностях отделки. Северные коми не только сохранили элементы русской одежды, но и приняли  характерную для условий северной природы ненецкую и хантыйскую: их зимняя одежда шьется из оленьих шкур. Такое явление, преимущественно, связано с долговременными контактами и многочисленными обоюдными заимствованиями этих народов. Однако различия все-таки есть и, прежде всего, это просматривается на весенне-летней женской одежде.

Для женской одежды коми характерен сарафанный комплекс северорусского типа с некоторыми специфическими деталями.C:\Users\User\Desktop\Методические разработки Музей\Женская рубаха коми.jpg

Рубаха – основной элемент женского костюма. Верхняя ее часть (сос) шьётся из пестряди (ткани из остатков пряжи различного рода и цвета), а нижняя часть (мыг) – из более грубой ткани. Украшением рубахи служат вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. На груди прямой разрез с застёжкой у ворота.

Поверх рубахи надевается сарафан на лямках, сзади  лямки врезные, спереди - пришивные. Сарафан, ширина которого в подоле достигает 4 м.,  всегда подпоясывают пояском или  тканевым передником без нагрудника (водздора). http://old.nbrkomi.ru/content/3691/%D0%B6%D0%B5%D0%BD.%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC.jpg

В холодную погоду поверх сарафана надевают тужурку – короткую куртку,  сшитую из плотной ткани. Замужние женщины заплетают волосы в две косы, укладывая их вокруг головы, и покрывают голову повойником - специальным чепцом на мягкой основе. Традиционно женщины коми наматывают расчесанные волосы  на жесткий валик повойника (бабаюр), чтобы передняя часть убора и прическа были более высокими. Также повойник служит основой для надевания других головных уборов: выходя на улицу или при приходе гостей в дом, женщина надевает поверх чепца платок, который полностью прикрывает волосы. C:\Users\User\Desktop\Методические разработки Музей\Одежда коренных жителей\1.jpg

Особое внимание следует уделить орнаменту. Он несет, прежде всего, обереговую функцию и только потом эстетическую. Еще в древности люди считали, что силы природы оберегают их от несчастий, поэтому все отверстия в одежде украшалась природными знаками-рисунками, символами природных объектов – земли, солнца, деревьев, зверей и птиц.

Выделка шкур отличается своей особенностью, в тундре нет химикатов для выделки – только природные материалы. Чтобы шкура стала мягкой мездру (кожу) густо смазывают прокисшей отварной печенью оленя, складывают на несколько дней, потом специальным металлическим скребком снимают часть кожи, пока не появится белый мягкий слой кожи. Если кожа жестковата, процесс повторяют сначала. Невыделанные шкуры могут лежать месяцами, но летом, когда тепло и ветрено – дорог каждый час.



Предварительный просмотр:

Пояснения к орнаментам, изображённым на сувенирах и изделиях народных художественных промыслов

Характерной особенностью культуры народов севера (ханты, ненцев, селькупов и т.д.) является то, что нанесению орнаментов уделяется особое внимание. Это отражение богатства и своеобразия их материальной и духовной культуры.

У каждого орнамента есть свое иногда причудливое название: «Локоть лисицы», «След медведя», «Кости щуки», «Маленького оленя рога», но и большое значение. В старину орнаментальные украшения являлись культовым атрибутом. Считалось, что одежда, украшенная священным орнаментом будет оберегать и защищать человека. Существуют орнаменты, которые наносятся только на мужскую или только на женскую и детскую одежду. Которые принадлежат одному роду и их больше никто не использует.

Все термины объединены по разделам:

- птицы,

- духи и мифологические существа.

- земные и морские животные,http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/solnce.jpg

- растения.

Солнце. Приносит удачу, радость. Оберегает от злых духов. Орнамент Солнце.

Огонь. Снимает «нечистоту» с оскверненных предметов, не дает войти в дом злым духам.

Птицы.

Образ птицы один из центральных в искусстве древнего и до русского населения Сибири. В образе птицы представляется душа человека. Во сне душа обладателя амулета в образе птицы – неуязвима для злых духов.

Птица – связь трех частей вселенной: неба (Верхний мир), земной тверди (Средний мир) и водной глуби (Нижний мир). (Мифология народов Сибири)http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/gluharka.jpg

Глухарь – хранящий сон. По легендам народов ханты и ненцы глухарь считается детским хранителем, он оберегает душу во время сна. Орнамент Глухарка.

Сова. По легендам многих народов сова (филин) считается символом мудрости. Медальон, изображающий сову является вместилищем тайных знаний, защищающий от потусторонних темных сил.

Сокол. Придает силу, жизненную энергию храбрость. Белый сокол по легендам славян – первое божество (Род). Из его перьев произошли все остальные люди.http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/tryasoguska.jpg

Трясогузка. (Птица солнца) по легендам народов ханты и ненцы трясогузка приносит счастья, удачу, радость. Орнамент Трясогузка.

Гагара. (Священная птица) по приданию коренных народов гагара оберегает детей от болезней, приносит им счастье, и долголетие.

Земные и морские животные.

Заяц. В зайчиху могла перевоплощаться Хозяйка Среднего мира - Богиня Калтащ. Покровительница женщин и детей. Поэтому орнамент «Заячьи ушки» считается детским и женским орнаментом – оберегом. Им украшают детские изделия, чаще всего обувь, что бы дети были такие же шустрые. Орнамент Заяц.http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/zayac.jpg

Лось, олень. Орнамент изображающий рога и другие мотивы домашнего оленя или лося - символ достатка благополучия. (Ханты)http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/los.jpg

Лось – «Вещь с длинными ногами». Лось приравнивался к человеку, о нем нельзя было говорить плохо, мясо подсаливать, и резать железным ножом, кости нельзя раскалывать. На Васюгане существует поверье о неожиданно появляющейся фигурке лося, считалась, что она может появиться только перед теми, кого ожидает удачная охота. В форме головы лося оформлялись священные деревянные молоты для забивания кольев запора. Существует миф о восьми ногом лосе. От следа, которого на небе остается млечный путь. Никто из охотников не мог поймать его, а Богу Нум (охотнику) по млечному пути все же удалось его найти. Также существует другая версия о загадочном животном. Что такого лося могут увидеть только мужчины, и только в период, когда они из мальчика становятся юношами, а затем и мужчинами. (Ханты). Орнамент Лось.

Олень – основа жизни в тундре, от него зависит жизнь. Орнамент рога и другие мотивы домашнего оленя используют на нижней части меховой шубы, в бисерных украшениях детской люльки, на подушках из сукна или ткани на женских украшениях, украшениях для оленьей упряжи. «Ножки оленя» – украшают женские и детские шапки, на меховых сумках. «Оленья тропа» чаще встречается на мужской одежде, реже на женских сумках. Орнамент Оленьи рога.http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/olenyi-roga.jpg

Медведь – символ природной силы и мощи. Он охраняет членов семьи от болезней, разрешает возникшие между ними споры.

Медведь – лесной человек. Мастерица сумевшая изобразить орнамент медведя по всем правилам, попадает в разряд мастериц высшей категории. Изображения медведя используют в украшении мужской одежды: на рукавах малицы, парки, на подоле, капюшоне. «Медвежьи ушки», «Медвежий позвоночник», «Медвежий след». (Ханты) Когда - то медведь был младшим сыном бога Торума, за непослушание (за то, что он без разрешения отца начал есть людей) был спущен с небес на землю в железной люльке. Бог Торум разрешил охоту на него. Но, помня божественное происхождение медведя, ханты сопровождают охоту различными обрядами, устраивают праздники в его честь. Орнамент Медвежий позвоночник. Орнамент Медвежьи уши. Орнамент Медвежий след. Орнамент Медведь. http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/medved.jpg

http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/medvejiy-pozvonochnic.jpghttp://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/medvejiy-sled.jpghttp://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/medveji-ushi.jpg

Мамонт. Древнее животное полуострова Ямал. По легендам народа ненцы мамонтов пасли представители древних племен Сихиртя. Является символом силы и мужества. Орнамент Мамонт.http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/mamont.jpg

http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/lisiy-lokot.jpg

Лисица. «Лисий локоть», «Лисья лапа» – этот орнамент любят применять на женской обуви. Орнамент Лисий локоть.

http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/belka.jpghttp://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/zub-belki.jpg

Белка. «Зуб белки», «Летающая белка» и другой орнамент с изображением белки встречается на мелких изделиях, чаще всего на сумочках. По приданию белка приносит удачу в дороге. Считается, что где живет белка там все в изобилии. У кочевых народов севера есть примета в дорогу брать, что - то с ее изображением, чтобы на новом месте хорошо жилось и семья жила в достатке. Орнамент Зуб белки. Орнамент Белка. 

Соболь. Символ достатка и материального благополучия. Из-за редкости его считают священным зверьком. За шкурку соболя отдавали целого оленя. Кусочками его шкурок женщины окуривали чум и одежду, чтобы изгнать злых духов. Есть интересный орнамент - «Соболь с топором». Орнамент Соболь с топором.http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/sobol-s-toporom.jpg

Лягушка. Ее называют «Между кочек живущая женщина». Символ семейного счастья. (Ханты, селькупы). Дарит семейное счастье, определяет количество детей, облегчает роды и даже играет заметную роль при выборе брачного партнера. По рассказам молодой мужчина мог приворожить понравившуюся ему женщину, пришив косточку лягушки к рукаву своей одежды, и при первом удобном случае как бы нечаянно прикоснуться к женщине. Изображение лягушки держали перед рожающей женщиной для того, чтобы обеспечить новорожденному крепкое здоровье и долгую жизнь. (Ханты). Орнамент Лягушка.http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/lyagushka.jpg

«Щучьи зубы». Второе название такого орнамента - «чумики». Используется в качеств дополнительной отделки основного узора. Высушенные щучьи зубы используют как лекарственное средство и оберег от болезни. Орнамент Щучьи зубы.http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/shichyi-zubi.jpg



Предварительный просмотр:

Духи и мифологические существа.

Дух воды. Хозяин рек и родников, покровитель рыбаков. (Обский старик – Ас-ики.)

Человек- лось. Человек с головой лося на ящерице. Посредник между природой и человеком.

Мунику (мынико). Дух приносящий добрые вести. По легендам считается, что с ним начатое дело спорится, все получается.

Первопредок – дух посредник. Это существа несущие черты человека, зверя и птицы.

След сихиртя (сиртя). Сихиртя древний низкорослый народ, населявший Ямал: замечательные кузнецы, ювелиры. По легенде ушли под землю. Сейчас найденные старинные вещи называют «след сихиртя»

«Мир сусне хум» (за народом смотрящий человек). Младший сын Бога Торума - отгоняет несчастья, оберегает, защищает от злых духов.http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/moroshka.jpg

Растения.

Морошка. (Орнамент лесных ненцев) Корневищная трава с цельными лопастными листьями, белыми однополыми цветками, и желто-оранжевыми, сочными плодами. Моченая или протертая с сахаром морошка сохраняет до 85% витамина С. Орнамент Морошка.

Сосновая шишка. По легендам шишка - символ плодородия, богатства. (Орнамент лесных ненцев). Орнамент Сосновая шишка. Орнамент Шишка.

http://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/sosnovaya-shishka.jpghttp://remeslo89.ru/images/hudojestvenniy_salon/severie-arnamenti/shishka.jpg



Предварительный просмотр:

Задание. Соотнеси объект окружающего мира с орнаментом и соедини их линией.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\3орн.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\олень.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\2аорн.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\olenevod_31.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\5орн.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\лиса.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\6орн.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\заяц.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\Копия 2аорн.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\утка.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\Копия (2) 2аорн.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\силач.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\Копия (2) 3орн.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\ветки ели.png

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\Копия (2) 6орн.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\макодан и труба.bmp

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\2аорн.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\заяц.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\Копия (2) 6орн.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\утка.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\Копия 2аорн.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\силач.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\Копия (2) 2аорн.jpg

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\орнаменты ненцы\макодан и труба.bmp

правильные ответы



Предварительный просмотр:

Выполни задания.

Ямальские  мастерицы (ханты, ненцы) шьют одежду из различных материалов: оленьего меха, пушнины, ровдуги, сукна. Из шерстяных нитей плетут пояса и подвязки для обуви. Украшениями служат бисер, металлические подвески, орнамент.

Ровдуга – мягкая бархатистая кожа из оленьей шкуры.

Напиши названия элементов традиционного костюма ямальцев.

Слова-подсказки: пимы, капюшон, пояс, сапоги, ягушка, кроссовки, шуба, шапка, малица, капор, плащ, ремень, перчатки.

http://900igr.net/up/datai/150036/0008-013-.jpg

Орнамент – узор, в котором повторяются и чередуются его элементы; предназначается для украшения различных предметов.

Орнаменты ямальских народов подсказаны окружающим миром.

C:\Users\User\Desktop\Методические разработки Музей\2.png     C:\Users\User\Desktop\Методические разработки Музей\3.png



Предварительный просмотр:

Одежда коми-зырянC:\Users\User\Desktop\4.jpgC:\Users\User\Desktop\5.jpg

Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки, штанов, плетеного шерстяного пояса с кисточками, сапогов и куртуза. Рубаха шилась из льна и украшалась вышивкой по вороту, груди и низу рукавов.

Женская рубаха шилась из шелка, атласа. Поверх рубахи надевали сарафан с лямками, который шили из дорогих тканей – парчи, шелка, атласа. Передник также шился из дорогой ткани. Украшали костюм кружевом, атласными лентами.http://www.finnougoria.ru/upload/iblock/626/zjAIGyS-COM.jpg

Задание. Для того, чтобы узнать как называются женские головные уборы, надо разгадать ребусы:  

  1. http://www.pngall.com/wp-content/uploads/2016/03/Duck-PNG-2.pngC:\Users\User\Desktop\Методические разработки Музей\5.jpg

C:\Users\User\Desktop\0011-011-Z.jpg

C:\Users\User\Desktop\851919 - копия.jpeg

    C:\Users\User\Desktop\Lux-tools-валик-малярный-lux-profi-5-см.jpg

https://img.fonwall.ru/o/2/loshad-pole-trava-nebo.jpg?route=mid&h=750C:\Users\User\Desktop\851919.jpegC:\Users\User\Desktop\5791a79d44dbf15610f6be62.pngC:\Users\User\Desktop\851919.jpegC:\Users\User\Desktop\851919.jpeg

C:\Users\User\Desktop\851919 - копия.jpeg

     

                                                                                                            Л=Н                                                       

                                                    C:\Users\User\Desktop\5c2484819b625.jpg

  1.         C:\Users\User\Desktop\851919.jpegC:\Users\User\Desktop\morda-vzglad-roga-baran.jpgC:\Users\User\Desktop\851919.jpeghttps://i.pinimg.com/originals/fc/3c/1d/fc3c1d3dc341cac2f0f384b747131096.jpg

                                                           

 

     

      Р=Ю                 

   (ответы: повязка, кокошник, бабаюр)      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Методическая разработка "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями"

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через ознакомление с разными национальностями...

«Мини-музей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Мини-музеи ДОУ соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, а также задачи отдельных разделов программы. Внедрение музейно-пед...

Методическая разработка интегрированного занятия для детей дошкольного возраста (4-5 лет) по теме: «Путешествие в космос»

Методическая разработкаинтегрированного занятиядля детей дошкольного возраста (4-5 лет)по теме:«Путешествие в космос»...