Проект "Мой город - Коркино"
проект (подготовительная группа)

Волошенко Анна Геннадиевна

Паспорт проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt_korkino.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

                    учреждение «Детский сад № 14»

                                                               

                    Педагогический проект

       по нравственно – патриотическому                

                       воспитанию детей

     

«Мой город – Коркино»

     

         

   

Подготовила:

Волошенко

Анна Геннадиевна

                                                       воспитатель

         

 

Коркино, 2019

                                   

Введение                                               

                                         

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного патриотического воспитания. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе любовь к родной природе, к родному дому  и семье, к истории и культуре своего города, страны, созданной трудами родных и близких людей. Дошкольники воспринимают окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране, к людям у них проявляются в восхищении своим городом, своей страной, окружающими его людьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного дошкольного образовательного учреждения глубокой целенаправленной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию, приобщению детей к социокультурным  нормам,  традициям семьи, общества, страны, формировать чувство любви к своей малой родине, пробудить чувства гордости за то, что они живут в такой замечательной стране как Россия!

Постановка проблемы.

 Задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества.   Дети страдают дефицитом знаний о городе, крае, где многие из них родились и живут, родной стране, особенностях русских традиций.

Равнодушно относятся к близким, пожилым людям, товарищам по группе, недостаток сострадания и сочувствия  к чужим переживаниям, к  чужому горю. Уже с детства человек должен  гордиться своей национальной принадлежностью, любить родной край, свою Родину. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что каждому из нас надо быть полезным  Родине, а для этого надо много знать, уметь, с детства совершать такие поступки, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем - на благо всей страны.

 Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс.  Оно начинается у ребенка с отношения к своей  семье,  к самым близким  людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, сестре, брату…,

 с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чем он изумляется и что находит отклик в его душе.  Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его архитектурой,  ребенок учится  осознавать себя живущим в определенном временном периоде, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры

 Патриотическое  воспитание-понятие емкое. Наша задача - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Все  выше сказанное способствовало началу работы над проектом «Мой город – Коркино».

Проблема: В результате анализа  знаний о своем городе было выявлено, что дети не владеют достаточной информацией,  имеют элементарное представление. Возник вопрос: как решить выявленную проблему? Так  родилась идея педагогического проекта: расширить знания детей о своем городе, его жителях, истории и культуре.

Ведь уже с детства человек должен любить свою Родину, родной край,  гордится своей национальной принадлежностью. Если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее благоприятным периодом для воспитания высоких социально-нравственных  качеств в детях, для которых характерны податливость, доверчивость, склонность к  подражанию и огромный авторитет  взрослого, это остается с ним на всю жизнь.

Важным условием решения  проблемы является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Как выяснилось, родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимания данной проблеме, считают ее не важной.  Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой  Родине, следовательно, проблема нравственно - патриотического воспитания важна для общества в целом.

Гипотеза исследования: не следует  ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто его основал, начнут проявлять интерес к природе,  к событиям городской жизни, то можно считать, что цель достигнута, и задачи проекта выполнены.

Цель проекта: Формирование патриотических качеств личности через приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

1.Создать условия для восприятия сведений о культурном облике своего города, округа, об историческом прошлом родного края.

2.Развивать эмоционально - целостное отношение к своей семье, дому, улице, городу,  краю, стране.

2.Вызвать интерес к истории своего города,  уважение к  людям труда.

3. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

4. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе

5.Развивать представление о культуре и быте коренных народов родного края.

6. Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой родине.

7. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать

8. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Ожидаемые результаты:

•        Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях.

•        Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

•        Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

•        Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

•        Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Коркино, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

Новизна проекта.

Заключается в комплексном подходе к решению поставленных задач проекта:

  • интегративный подход в организации образовательной деятельности (организованные формы  обучения,  совместная  деятельность воспитателей с детьми, свободная самостоятельная деятельность)
  • интеграции образовательных областей в соответствии с         возрастными возможностями и особенностями воспитанников:  « Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • совместная деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению прошлого и настоящего родного города, по формированию определенных нравственных качеств;
  • взаимодействие с семьей и социумом по патриотическому воспитанию детей в условиях ДОУ.
  • в создании  условий педагогической деятельности всех участников проекта, активной эмоциональной включенности  педагогов, детей, родителей, поиском методов и средств освоения задач проекта.

Практическая значимость.

  • Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной  исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
  • Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.
  • Обогащение  предметно- пространственной среды и создание условий для обобщения материала по формированию у детей нравственных качеств.
  • Внедрение в практику совместную  работу семьи и детского сада по решению  поставленных  задач.
  • Формирование у детей интереса к своему городу, сохранению его архитектурных ценностей,  воспитание уважения к  людям.

Теоретическая значимость.

Долгие годы педагогический процесс нравственно-патриотического воспитания  больше был направлен на социум (интересы общества, государства). Советская педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма,  патриотизма, интернационализма. В наше время основами нравственно-патриотического воспитания считают формирование  эмоционально – положительных отношений к людям разных национальностей, воспитание любви к своей Родине, месту, где родился и живешь, гуманных чувств и отношений к природе, окружающему миру, восприятие нравственно - волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками. К самому себе, воспитание культуры поведения.

Нравственно- патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные  знания о своей малой  Родине, базисные знания о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

 Принципы создания проекта.

- Принцип доступности – предусматривает организацию рабаты с учетом индивидуальных и  возрастных особенностей.

- Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть и  услышать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Принцип  интегративности – сочетание всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

- Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы, где основной является игра.

- Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех  субъектов творческого проекта.

- Принцип дифференциации в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний.

- Принцип системности – достижении цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.

- Принцип преемственности  взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.      

 Методы и прием:

1.Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.

2.Обьяснительно - иллюстративные.

3.Демонстрационные.

4.Проблемные ситуации.

5.Словесные.

6.Исследовательские.

7.Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы.

8.Методы формирования личности и формирования опыта поведения: упражнения, поручения, воспитывающие ситуации.

Формы организации детей:

Беседы

Экскурсии

Целевые прогулки

НОД

Продуктивная деятельность

Дидактические игры

Подвижные игры

Сюжетно - ролевые игры

Театрализованные игры.

Рассматривание тематических альбомов

Организация выставки  поделок сделанных  вместе с родителями

Заучивание стихов, пословиц, поговорок по теме проекта.

Чтение художественной литературы.

Просмотры  презентаций, фильмов.

Формы работы с родителями.

Анкетирование.

Дни открытых дверей.

Индивидуальные беседы.

Консультации.

Продукт проектной деятельности.

Фотоальбом  «Коркино – глазами детей»

Макеты «Аллея памяти»,  «Коркинский разрез», «Площадь им. Ленина», «Пограничный столб», «Кинотеатр им. Горького», «Почта»

Альбом  «Мой город»

Фильм, презентации о Коркино

Игра-ходилка  «Город Коркино»

Разрезные картинки «Собери герб»

Сборник дидактических игр по теме

Сборник стихотворений, пословиц и поговорок по теме

Интегрируемые образовательные области: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»,  «Художественно-эстетическое».

Тип проекта: открытый (в контакте с семьей),  познавательный,  творческий, групповой.

Длительность проектной деятельности: 2 месяца (октябрь 2019г. – ноябрь 2019г.)

 Реализация задач предусматривала три этапа:

  1. Организационно - диагностический.
  2. Формирующий.
  3. Обобщающий

     Участники проекта: дети подготовительной к школе группе, воспитатель, родители.

  1. Поэтапное содержание проекта.

Этапы

                        Содержание

1этап.

Организационно-  диагностический.

Диагностика по выявлению знаний  детей о своем городе. Анкетирование родителей.

Подбор и изучение соответствующей литературы.

Создание развивающей предметно – развивающей среды: подобрать материал, игрушки, атрибуты  для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстративный материал, художественную литературу по теме. Подбор материала для продуктивной деятельности.

Разработка содержания конспектов НОД.

Разработка консультаций, и памяток для родителей.

Проведение родительского собрания.  

2этап.

Формирующий.

Организация бесед с родителями.

Оформление информационных стендов.

Проведение цикла НОД на тему «Город Коркино – прошлое и настоящее».

Оформление альбома «Мой город - Коркино»

Сюжетно – ролевые игры, строительные, театрализованные, развлечение по данной теме.

Изготовление  наглядно – дидактических пособий, составление картотек стихов, игр, пословиц, поговорок о городе.

3этап.

Обобщающий.

Обобщение результатов работы.

Подведение итогов.

               

  1. Анализ результативности работы проекта.

Данный  проект нашел эмоционально – положительный отклик среди всех участников проекта: детей, родителей, педагогов. Работа над ним способствовала решению всех поставленных задач.

У детей появилось желание быть похожими на близких людей в своих делах и поступках на благо своего города. Возникает желание рассказать о прошлом и настоящем города, его жителях через разные виды деятельности. (рассказы, рисунки, аппликации, презентации…).

Подводя итог можно сделать вывод, что проектная деятельность способствовала:

  • самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности;
  • возможности конструктивного сотрудничества педагогов дошкольного образовательного учреждения с семьями  воспитанников;
  • активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышению психолого-педагогической культуры родителей;
  • активизации творческих способностей детей и родителей в совместной деятельности;
  • созданию системы знаний по теме проекта, расширить кругозор, повысить познавательную активность;
  • помогла формированию положительной направленности поведения, формированию доброжелательных отношений в коллективе детей;
  • обогащению предметно-развивающей среды в группе, созданию уголка по нравственно-патриотическому воспитанию, различных выставок, фильмотеки.

                                                       Заключение.

Нравственно- патриотическое воспитание в детском саду заключается в том, чтобы развить у ребенка нравственное сознание, сформировать чувство любви к родному дому, к своей семье, к истории и культуре своего города,  края, своей страны созданной трудом людей тех, кого мы называем родными.

Работа над проектом «Мой город – Коркино», позволяет сделать  вывод, что воспитание патриотических чувств у дошкольников – это процесс сложный и длительный. Он не ограничивается одним проектом. Эта работа должна проводиться систематично, планомерно в разных видах деятельности по разным направлениям: это и воспитание любви к близким людям, и формирование интереса к прошлому и настоящему родного города, знаменитым людям своей страны.

Работа, проделанная в ходе реализации проекта, способствовала зарождению первых ростков патриотизма у детей, которые в будущем должны превратиться в большую любовь к нашей великой Родине, а это возможно лишь  при условии совместной, целенаправленной деятельности педагогов и родителей.      

Весь смысл данной проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает навыки познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение планировать, работать в коллективе, а такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Список литературы.

  1. «Технология проектирования в ДОУ» Евдокимова Е. 2006г.
  2. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образовательного образования. /Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, - М.: Мозаика- Синтез, 2014г.
  3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, М.:    Перспектива, 2008г.
  4. Алешина Н.В.Знакомим дошкольников с родным городом М.: ТЦ Сфера. 1999г.
  5. Александрова Э.И. Система патриотического воспитания в ДОУ.
  6. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма  детском саду. Практическое пособие М.: Аркти, 2007г.
  7. Веракса Н.Е. «Проектная деятельность дошкольников». М.: Мозаика-Синтез, 2008г.
  8. Ветохина А.Я. « Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». М.: «Детство-пресс», 2001г.
  9. Вишневская В.Н. «Свет Руси» программа духовно-патриотического воспитания детей 5 – 7 лет М.: «Аркти», 2004г.
  10. ЗеленоваН.Г. «Мы живем в России». М.  «Скрипторий», 2007г.
  11. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?». М.: «Сфера» 2003г.
  12. Маханева М.Д. нравственно - патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. М.: Сфера, 2009.
  13. Микляева Н.В. «Социально-нравственное воспитание детей от  5 до 7 лет». М. «Айрис-пресс».
  14. Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». М.: Линка - Пресс,2003г.
  15. Тимофеева Т.Е. «Проектная деятельность в воспитании любви к родному городу». Управление ДОУ, научно-практический журнал.2001-№1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по Ознакомлению с окружающим миром (наш край) в средней группе "Город Коркино".

Материал позволит  продемонстрировать детям   разрез "Коркинский", некоторые достопримечательности нашего города....

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром «Наш город — Коркино» Старшая группа

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром «Наш город — Коркино» закрепить знания детей о родном городе, полученные в средней группе: название города, ...

Игра-бродилка "Мой город- Коркино"

Настольная игра - бродилка для закрепления знаний о родном городе, его достопримечательностях....

Картотека стихов, пословиц и поговорок о городе Коркино

Подборка стихотворений о городе Коркино, пословицы и поговорки...

Педагогический проект во второй младшей группе «Мой родной город Коркино»

   Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек....

Проект «Мой город Коркино»

В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществля...