кружковая деятельность "Юный эколог родного края"
материал (подготовительная группа)

Хабирова Анна Алексеевна

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog_2_podgotovitelnaya_besplatnyy_programma.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

                                                                              Утверждаю:

                                                                                                Заведующий МАДОУ

  детский сад № 22г. Туймазы

____________Каримова Р.С.

                                                                                                         Пр. №_______ от ________            

Программа кружковой деятельности

«Юный эколог родного края»

на 2019 – 2020 учебный год

Возрастная группа: подготовительная к школе

Принято на педагогическом совете

                                                               Пр. № ____ от ____________

                                                              Руководитель: Хабирова А.А.                        

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

В.А.Сухомлинский.

Пояснительная записка

С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Проблема загрязнения окружающей среды в нашей стране диктует необходимость просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
Экологическое воспитание дошкольника относится к числу коренных вопросов теории воспитания. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры. Одновременно к этому процессу приобщаются родители детей, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления всего населения России.

В период дошкольного детства закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основной идеей экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

Цели и задачи:
- приобщение детей к экологической культуре;

- формирование основ экологического миропонимания;

- способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе родного края;

- развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);

- привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность;

- обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Методы, технологии, формы обучения.

В процессе работы мной используются как традиционные методы, так и инновационные.

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

- наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе);

- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе как советских, так и башкирских писателей, использование фольклорных материалов);

- практические (экологические игры, опыты, труд в природе).

На занятиях и в обобщающих беседах использую отдельные приемы мнемотехники – мнемотаблицы,коллажи, кроссворды.

Широко применяю такие методы, как игровое проблемное обучение.

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

Технологии экологического воспитания дошкольников:

-циклы наблюдений за обитателями участка детского сада;

-систематическое моделирование в специальных календарях длительно протекающих изменений в природе, связанных с сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных;

- социально значимые экологические акции;

-чтение специальной литературы о природе

- экскурсии

Особое значение имеет широкое включение в воспитательно-образовательные технологии различных игр (дидактических, сюжетно-ролевых), специально разработанных игровых обучающих ситуаций, которые создают у детей положительный эмоциональный фон и обеспечивают нужный уровень усвоения ими экологических знаний, выработку правильного, заинтересованного отношения дошкольников к природе.

Организация экологически значимой деятельности в режиме дня.

Углубленная работа по экологическому воспитанию детей строится не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной познавательно -исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает детские интересы и инициативы. Необходимо строить образовательный процесс максимально компактно, чтобы в условиях сжатого времени обеспечить освоение ребенком культурных средств познания, охватить наиболее значимые представления об окружающем мире, не превышая максимальную образовательную нагрузку. Чтобы сделать занятия привлекательными и вызвать исследовательскую активность детей, я использую доступные и интересные старшим дошкольникам «типы исследования»:

-опыты (экспериментирование)

-коллекционирование (классификация)

-путешествие по карте и по «реке времени».

Каждый «тип исследования» создает благоприятные условия для реализации развивающих задач:

-опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей, получение представлений о связях и зависимостях в живой и неживой природе и т.п.;

-коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений, получение представлений о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.;

-путешествие по карте — освоение пространственных схем, получение представлений о пространстве мира, природных ландшафтах родного края, частях света и родной стране;

-путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений, получение представлений об историческом времени, истории материальной цивилизации.

        Кружковая деятельность осуществляется по перспективному плану, который предполагает различные формы работы с детьми:

двигательную (физминутки, игровые упражнения), игровую (дидактические игры, игры с правилами), продуктивную (рисование, аппликация, поделки из природного материала), коммуникативную (обучающие ситуации, беседы, загадки), трудовую (дежурство, поручение, совместные действия с воспитателем, няней), познавательно-исследовательскую (чтение художественной литературы, экскурсии, наблюдения, экспериментирование, коллекционирование).

Планируемые результаты освоения детьми программы.

Воспитанники должны знать:

- основы экологической культуры; некоторые особенности природы Башкортостана и родного города Туймазы;

-основные признаки времен года; называть времена года, отмечать их особенности;

-значение природы для человека; знать о взаимодействии человека с природой в разное время года;

-группы растений и животных родного края;

- знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений.

-некоторые охраняемые растения и животные Башкортостана;

-правила поведения в природе.

Воспитанники должны уметь:

-различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;

-выполнять правила личной гигиены;

- различать изученные растения, животных;

-вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;

- подкармливать птиц в простейших кормушках;

-ухаживать за комнатными растениями;

-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством воспитателя.

Перспективный план

кружковой деятельности «Юный эколог родного края»

на 2019-2020 учебный год

Октябрь

  1. «Планета Земля в опасности».

Задачи: Дать детям представлении о том, что Земля-это шар, большая его часть покрыта водой, так же есть материки, где живут люди. На планете Земля обитает много живых существ, которым нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Наша планета сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Чтобы спасти планету, надо любить природу, изучать её, правильно с ней обращаться. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 115

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр. 60 стихотворение Мустай Карим «Пускай на глобусе ты кажешься листком….»

  1. «Насекомые».

Задачи. Продолжать формировать представление детей о многообразии насекомых родного края (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, питание, размножение), о сезонных изменениях в поведении насекомых.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 122

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр. 101 стихотворение АбдулхакИгебаев «Пчела и комар».

3. «Кто живет в лесу?».

Задачи: Формировать у детей представление о диких  животных Башкортостана, взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 117

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр. 107 стихотворение Николай Грахов «Дятел».

4. «Животные степей и пустынь».

Задачи: Формировать представление детей о пустыни и степи, живущих там животных и растениях, и их образе жизни.

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 120

  Ноябрь

5.  «Комнатные растения».

Задачи: Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям требуется много влаги, другие – засухоустойчивые. Отметить приспособленность засухоустойчивых растений к малому расходованию воды. Учить рассматривать особенности внешнего строения растений (растущих в нашей группе) и на этой основе относить их к засухоустойчивым или влаголюбивым.

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 118

  1. «Как узнать растения».

Задачи: Способствовать представлению детей о растениях родного края. Развивать умение обобщать по существенным признакам. Воспитывать интерес к растениям, желание узнавать, как они себя чувствуют и помогать соответствующим образом.

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 124

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр. 96 стихотворение МинигульХисамова «Подорожник».

  1. «Птицы осенью».

Задачи: Расширять представления детей о птицах. Закреплять знания о зимующих птицах нашего города и заботе человека о них. Воспитывать интерес к птицам родного края, бережное отношение к ним.

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 127

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр. 105 стихотворение СаляхКулибай «Сорока», «Голубь».

  1. «Осень золотая».

Задачи: Сформировать у детей обобщённое представлении об осени как времени года, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (укорачивается день, становится холоднее и др.).  Как растения и животные приспособились к этим изменениям. Учить детей по значкам и рисункам календаря описывать события природы.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 131

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.95 стихотворение АсхальАхмет – Хужа «Осень».

Декабрь

  1. «Человек и природа».

Задачи: Обобщить представления детей о том, как человек использует факторы природной земли. Учить бережно и гуманно относиться к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу. Воспитывать любовь к природе.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 133

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.62 стихотворение Салават Юлаев «Мой Урал».

  1. «Как кожа помогает человек».

Задачи: Развивать представления детей о коже, её основных функциях. Воспитывать желание узнавать о себе, стремление содержать свое тело в чистоте.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 134

  1. «Как узнать птиц».

Задачи: Развивать обобщенные представления детей о птицах как живых существах, живущих на земле. Воспитывать познавательный интерес к природе.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 136

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.99 стихотворение Сулейман Муллабаев «Следы на снегу».

  1. «Красавица ёлка».

Задачи: Развивать умение называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие её от других деревьев, различать ель и сосну. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 137

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.75 стихотворение Фарзана Губайдуллина «Ёлочка».

 Январь

  1.  «Жизнь на Крайнем Севере и в Тундре».

Задачи: Расширять представления детей о жизни на Крайнем Севере и в Тундре, о приспособлении человека к жизни в суровых условиях. Воспитывать интерес к научно – познавательной и художественной литературе.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 140

  1.  «Как растет растение».

Задачи: Обобщить представления детей о росте и развитии растения, его последовательности и закономерной направленности. Способствовать накоплению детьми опыта внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 138

Февраль

  1.  «Экологические цепочки в лесу».

Задачи: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знание о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 141

  1. «Откуда берутся болезни».

Задачи: Расширять представления детей о микробах, вирусах, о путях попадания их в организм. О пользе и вреде для человека. Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, заботу о нем.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 142

17. «О диких зверях и домашних животных».

Задачи: Расширять представления детей о домашних животных Башкортостана. Уточнить с детьми их признаки. Показать, что домашние животные отличаются от диких – они не приспособлены самостоятельно жить в лесу. Упражнять умственные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 145

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.151 башкирская сказка «Лиса и петух».

18. «Прошла зима холодная».

Задачи: Обобщить представления детей о зиме как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям. Формировать эмоционально – эстетическое отношение к зимним явлениям. Воспитывать заботу о своем здоровье.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 146

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.95 стихотворение ХабибуллаГабитов «Зима».

Март

  1.  «Кто где живет и почему?».

Задачи: Обобщить представления детей о приспособленности животных к разным средам обитания, которая проявляется во внешнем виде животных и особенностях их жизнедеятельности. Развивать наблюдательность, стремление не нарушать сложившиеся в природе связи.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 148

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.95 стихотворение ХабибуллаГабитов «Зима».

  1.  «Кому нужна вода».

Задачи: Уточнить и обобщить представления детей о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам. Ознакомить с круговоротом воды в природе. Воспитывать бережное отношение к воде.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 149

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.95 стихотворение ХабибуллаГабитов «Зима».

  1.  «Связь живой и неживой природы».

Задачи: Расширять и обобщать представления детей о связи живой и неживой природы. Воспитывать желание сохранять и оберегать природу.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 149

  1.  «Птицы прилетели».

Задачи: Уточнить представления детей о перелетных птицах родного края, о заботе человека о птицах. Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 151

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.98 стихотворение Мустай Карим «Прилетай».

Апрель

  1.  «Жизнь в степи».

Задачи: Расширять и обобщать представления детей о жизни растительного и животного мира в степи, природных условиях, приспособлении живого к этим условиям.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 153

  1. «Все нужны на земле».

Задачи: Развивать у детей эмоционально – положительное и экологически правильное отношение к внешне непривлекательным животным. Воспитывать экологическую культуру и экологическое сознание.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 15

  1. «Комнатные растения весной».

Задачи: Обобщить представления детей о росте и развитии растений, о способах размножения растений и ухода за ними. Воспитывать бережное отношение к растениям.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 155

  1.  «Лес в жизни человека».

Задачи: Уточнить и расширить представление детей о лесах Башкортостана. В лесу растёт много разных деревьев, растений, грибов и пр. Живёт много разных животных. Лес – это общий дом для растений и животных. Какие бывают леса, как выглядят в разное время года.

     О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 155

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.97 стихотворение МинигульХисамова «Крапива обожгла».

Май

  1.  «Цветущие деревья».

Задачи: Обобщить представления детей о деревьях в весенний период.    Учить сравнивать цветущие деревья, растущие на нашем участке д/сада. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к красоте природы, бережное отношение к природе.

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 158

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.98 стихотворение КадырДаян «Весенние цветы».

  1.  «Жизнь в воде».

Задачи: Обобщить представления детей о реке как сообществе водных обитателей. Расширять представление детей о озере Кандрыкуль и его обитателях. Уточнить представления о море, его разных состояниях. Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 159

 Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.55 стихотворение Муса Гали «Песня Агидели».

  1.  «Чем богаты недра Земли».

Задачи: Развивать представления детей о природных богатствах недр                                            

Земли и ландшафтах родного края. Учить распознавать некоторые материалы, используя сенсорные анализаторы. Воспитывать чувство гордости и ответственности за богатства и красоту Земли.

О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в ДОУ» стр. 161

Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» стр.53 рассказ МухамедьянХисматов «Прекрасная сторона – моя земля».

Список литературы:

1. О.Ф. Горбатенко «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» Волгоград: Учитель. 2007. – 286с.

2. Р.Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» КИТАП Уфа – 2011.

3. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» М.: «Просвещение» 2002.

4. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?» М.: Гном и Д. 2001.

5. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.: Гном и Д. 2000.

6. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» М.: Гном и Д. 2001.

7. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» М.: Гном и Д. 2000.

8. Л.Ф. Тихомирова «Уроки для здоровья детей 5-8 лет» - Ярославль: Академия развития, 2002.

9. Козлова С., Князева О. «Мой организм», - М.: Владос, 2001.

10. Интернет – источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Следы на снегу" к занятию по экологии родного края.

ЭКСКУРСИЯ В ПАРК. СЛЕДЫ НА СНЕГУ.Задачи: учить воспринимать красоту зимних пейзажей, расширить пред­ставление детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему пе­риоду, учить понимат...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края"

В настоящее время нравственное воспитатние является серьезной и актуальной проблемой....

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»

Тема:«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края»...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологию родного края.

В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьёзной и актуальной проблемой.Воспитание патриота - сложный прцесс. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не мы, воспита...

Программа экологического кружка в средней группе "Юные Экологи родного края"

Программа экологического кружка в средней группе детского сада "Незабудка"...

Программа экологического кружка в средней группе "Юные Экологи родного края"

Программа экологического кружка в средней группе "Юные экологи родного края"...