«Югра — мой край родной, с днём рождения!»
материал (подготовительная группа)

Кирилова Татьяна Григорьевна

формирование представлений о родном округе - Югре, символике, коренных народах Севера – ханты и манси, природных богатствах;

-развитие познавательного интереса;

-воспитание любви к родному краю, уважения к людям разных национальностей;

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

-знакомство с национальными узорами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yugra_2019god.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

                      «Югра — мой край родной,  с днём рождения!»

Тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с родным краем.

Задачи:

-формирование представлений о родном округе - Югре, символике, коренных народах Севера – ханты и манси, природных богатствах;

-развитие познавательного интереса;

-воспитание любви к родному краю, уважения к людям разных национальностей;

-воспитание любви и бережного отношения к природе.

Слайд 1.

Ведущая: Люблю тебя, мой край родной,

За зимний холод, летний зной.

За рек студёную прохладу,

За щедрой осени отраду.

За гладь озёр и шум лесов,

За щебет птичьих голосов.

За то, что я здесь родилась,

И жизнь моя с тобой слилась.

-Ребята, о чём говорится в этом стихотворении?

(ответы детей).

Слайд 2.

Ведущая: О любимом и родном крае. Для нас это Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Именно здесь мы с вами и проживаем – в Югре.

И сегодня   10 декабря день рождения Ханты-Мансийского округа .

Слайд3 Видеопоздравление губернатора Комаровой Натальи

Слайд4

Ведущая:Нашему округ исполнилось 89 лет.

День рожденье - это всегда волнительно, и  сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по удивительному богатому природному краю, где живут коренные жители: ханты и манси, и где живем мы с вами. Это Югорский край.

Слайд5 Еще некоторое время назад Ханты-Мансийский автономный округ представлял собой огромные просторы безжизненных болот и труднопроходимой тайги. Не было ни только городов, но и малочисленные поселения встречались очень редко.

Слайд6 В настоящее время Югра является одним из самых богатых районов России. Здесь преуспевает лесная промышленность, рыбная, пушной промысел. По сей день коренные народы Югры ханты и манси занимаются оленеводством.  

Здесь добывают песок, глину, золото и многое другое. И именно на Югорской земле добывается большая часть нефти и газа в России. И сегодня наш  Округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира.

Югра – это северный край лесов, болот, рек и озёр. Здесь зимы долгие, снежные, морозные, а лето – короткое, часто бывает дождливым и холодным. Поэтому люди едут в тёплые края, чтоб погреться под жарким солнцем, искупаться в теплом море.

Ведущий: Скажите, как называется город в котором мы живём ?

Слайд7(ответы детей).Покачи.

Слайд 8:Ребята в нашем округе всего15 городов.

Слайд 9:Каждый город имеет свой герб .

Слайд 10 :Главный город Югры – Ханты-Мансийск.

Слайд 11:Символами ХМАО-Югры являются.

- флаг, представляющий собой прямоугольное полотно, разделённое на две равные полосы (верхняя — сине-голубая, нижняя — зелёная, завершённое по вертикали прямоугольной полосой белого цвета. В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета (корона в виде оленьих рогов – традиционный элемент национального орнамента народов ханты и манси, занимающихся оленеводством). Синий цвет флага обозначает обилие рек и озёр в нашем округе, зелёный – бесконечные леса, а белый цвет напоминает о долгой суровой зиме (цвет снега).

- герб представляет собой символ, подражающий двуглавой птице, расположенной на двух щитах (вписанных один в другой) синего и зелёного цвета. Контур щита обведен золотом. Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета. Щит увенчан элементом белого цвета – короной и окружен венком из зеленых кедровых ветвей. Девиз «Югра» расположен под щитом.

Слайд12Название округа образовалось от названия местных народов – хантов и манси, а их предками были угры. Отсюда и название ХМАО-Югра

«Ханты» означает «люди». Манси – ближайшие родственники хантов, на мансийском означает «человек».

Слайд13Ханты и манси занимались рыболовством, охотой

 Слайд1 4В реках и озерах Югры добывали: щуку, окунь, налим, стерлядь, муксун, карась, язь, осётр и другие

Слайд15Орудия ловли рыбы: остроги (острога - рыболовное орудие в виде вил с несколькими зубьями, сети.

Слайд16Для передвижения по воде использовали лодки-долбленки, называемые облас (обласок, изготавливали из ствола дерева, выбирая внутреннюю часть. Зимой для передвижения использовали скользящие лыжи. С обратной стороны лыжи обиты мехом

Слайд17, 18Охотились на животных: лось, медведь а также на пушных зверей (животные с ценным мехом): лисица, заяц, белка , песец, куница, норка, ласка, росомаха, соболь, выдра, бобр и другие

 Слайд19Также охотились на птиц: тетерев, глухарь, рябчик, куропатка, дикая утка и другие

Слайд.20При охоте применялись копья, ружья, лук со стрелами и др  .

Ханты и манси занимались оленеводством, олени заменяли им всех домашних животных. Вели кочевой образ жизни, т. е. переезжали с одного места на другое со всем имуществом, чтобы обеспечить пищей стада оленей. Оленей пасли на пастбищах  зимой животные питаются мхом, чтобы добраться до мха олени роют снег, летом - травами, листьями кустарников и деревьев. Когда пища для оленей заканчивалась, оленеводам приходилось кочевать с ними с места на место.

Слайд21Жилище хантов и манси – чум (шалаш из тонких стволов деревьев, очищенных от ветвей, покрываемый оленьими шкурами)

 В центре чума разводили огонь, на крюк подвешивали чайник или котёл и готовили пищу. Также огонь служил источником тепла. Дым выходил через дымовое отверстие. Такое жилище удобно при частых переездах, легко можно разобрать и собрать на новом месте.

Транспортом служили олени, запряжённые в сани (нарты)

Слайд22Основной пищей хантов и манси считалась рыба, второй продукт питания – мясо оленя или убитого на охоте зверя

Слайд23Посуда, мебель в основном делались из дерева и бересты.

Слайд.24,25Одежду и обувь шили из оленьего меха, выделанных шкурок пушных зверей, ткани. Одежду украшали вышивкой шерстью, бисером и аппликацией

Слайд 26Летом женщины надевали платья или распашные халаты, на голове – платок, мужчины – рубахи, штаны. Зимой надевали одежду из оленьих шкур: женщины – сах (распашная верхняя одежда, а мужчины малицы (верхняя одежда в виде рубахи с капюшоном и рукавицами, на ноги – кисы (зимняя обувь, сшитая из лап оленя).

Слайд27-30Элементами орнаментов  и рисунков являлись образы животных, птиц, рыб, растений. Например, «заячьи уши», «ветви берёзы», «оленьи рога», «щучьи зубы», «глухарь», «медведь» и др. Орнамент выполняли разными цветами: белым, чёрным, красным, жёлтым, зелёным

 Ребята, мы для вас приготовили заготовки - картинки   с  изображением народов ханты и манси в  Сейчас вам надо украсить их одежду , орнаментом. цвета можно использовать по желанию (самостоятельная деятельность детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Югра – мой край родной»

Программа родительского клуба по расширению знаний о северном крае....

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в cтаршей группе детского сада по теме «Югра – наш край родной»

Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей  группы (5-6 лет) по теме «Югра - наш край родной». Данный материал будет полезен воспитателям старшей...

Проект « Югра – мой край родной»

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»...

"Югра- мой край родной"

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы  по теме "Югра-мой край родной""...

Тема проекта: «Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. ...

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...