Перспективный план работы кружка по рисованию
рабочая программа (подготовительная группа)

Махмутова Лена Анваровна

Аннотация к работе кружка «Бабушкин сундучок»  в подготовительной группе «Колобок».

 

Программа кружка направлена на ознакомление детей с образцами народных художественных промыслов, на обучение детей самостоятельно создавать изделия народного промысла.

Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы:

Продолжать развивать декоративное творчество детей.

Продолжать знакомить с изделиями народного декоративно-прикладного искусства, с характерными элементами башкирского, татарского, русского народного орнамента.

Развивать умение создавать  узоры по мотивам народных росписей уже знакомых детям и новых.

Закреплять умение при составлении декоративной композиции использовать характерные элементы и цветовую гамму.

Формировать эстетическое отношение к предметам декоративно-прикладного искусства, воспитывать самостоятельность.

По итогам учебного года дети должны:

Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам

(изделиям декоративно-прикладного искусства, красивым предметам быта).

2. Украшать силуэты элементами росписи.

3. Применять в работе полученные знания, умения и навыки.

4. Различать и называть элементы татарского, башкирского, русского народного орнамента.

5. Составлять композиции, используя характерные элементы и цветовую гамму.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_babushkin_sund.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

     О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, еѐ культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери». Ребѐнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребѐнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребѐнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа –  подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребѐнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.  Я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества. Продолжать знакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Программа составлена для работы в МАДОУ детский сад №15 г. Туймазы, составлена в соответствии:

- Федеральным законом РФ «Об образовании» в редакции, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ,;

- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

-  Уставом МАДОУ детский сад №15 г. Туймазы.

Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов,  развивать эстетическое восприятие; знакомить детей с образцами народных художественных промыслов; учить детей самостоятельно создавать изделия народного промысла.

            Актуальность программы состоит в том, что воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину,  не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

   Таким образом, пришло решение составить программу «Бабушкин сундучок», которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности детей  по основной  программе, а дополняет их в виде кружковой работы.

        Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 6-7 лет.

Структура программы: Предлагаемая программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема.

               Формы работы:

1. Практические занятия, в т. ч. беседы  об окружающих предметах, о живой и неживой природе, о красоте изображаемых предметов,  рассматривание художественных альбомов, иллюстраций, репродукций.

2. Выставки работ.

3. Посещение выставок детей из других групп (несколько раз в год).

В работе используются различные методы и приемы:  обследования, наглядности, словесный, практический,  частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество, мотивационный.

Структура занятия:

1. Вступительная беседа (2-3 мин).

Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет  роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор   того или иного материала для изображения созданного им образа.

2. Выполнение задания (20 мин).

3. Заключительная часть (2-3 мин).

Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.

 Программа «Бабушкин сундучок»  реализуется в кружковой работе. Предполагает проведение одного кружкового занятия  в неделю в течение 30 мин.

1.2 Цель и задачи программы

Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы: 

  1. Продолжать развивать декоративное творчество детей.
  2. Продолжать знакомить с изделиями народного декоративно- прикладного искусства, с характерными элементами башкирского, татарского, русского народного орнамента.
  3. Развивать умение создавать  узоры по мотивам народных росписей уже знакомых детям и новых.
  4. Закреплять умение при составлении декоративной композиции использовать характерные элементы и цветовую гамму.
  5. Формировать эстетическое отношение к предметам декоративно-прикладного искусства, воспитывать самостоятельность.

1.3 Основные принципы программы

1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.

2. Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

1.4  Модель реализации программы

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия в кружковой работе.

В течение учебного года

2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков

2 раза в год (сентябрь, май)

3.Рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций, открыток, иллюстраций к художественным изданиям.

В течение учебного года

4.Чтение художественной литературы.

В течение учебного года

5.Продуктивная деятельность детей.

В течение учебного года

6. Участие в  выставках детского творчества, которые организовываются в детском саду

В течение учебного года

7.Творческие отчеты – организация выставки работ кружка.

1 раз в год (май)

2.Сотрудничество с родителями

1.Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.

В течение учебного года

2. Участие родителей в совместных конкурсах, которые организовываются в детском саду

В течение года

3. Методическое сопровождение

1.Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.

В течение реализации программы

2.Подборка художественной литературы

В течение учебного года

3. Конспекты  кружковых занятий.

В течение реализации программы

4. Работа с педагогами

1. Выступления на педагогических советах, методических объединениях.

В течение учебного года

2.Работа в творческой группе педагогов.

В  течение реализации программы

1.5 Планируемые результаты

    Основное внимание  следует уделять не столько к формированию конкретных представлений, развитию умений, сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа.

   По итогам учебного года дети должны:

  1. Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам

(изделиям декоративно-прикладного искусства, красивым предметам быта).

2. Украшать силуэты элементами росписи.

3. Применять в работе полученные знания, умения и навыки.

4. Различать и называть элементы татарского, башкирского, русского народного орнамента.

5. Составлять композиции, используя характерные элементы и цветовую гамму.

  1. Содержательный раздел

Перспективный план

№ п/п

Тема

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1

Вводное занятие

Познакомить с содержанием кружковой работы, вызвать интерес к кружковой дятельноси, формировать навыки безопасного поведения во время проведения занятия.

Иллюстрации изделий прикладного творчества, кукла в национальном костюме, гуашь,кисти,бумага цветная, пластилин.

2

Рисование «Накосники (сулпы) для куклы Айгуль»

Познакомить детей с украшением башкирских женщин; учить изображать украшение на листе бумаги.

Кукла в национальной башкирской одежде, картинки с изображением украшения «сулпы» альбомный лист, гуашь, кисти.

Октябрь

1

Рисование  «Украсим пиалу башкирским орнаментом».

Закрепить умение рисовать элемент орнамента «ромб»; учить располагать орнамент на поверхности пиалы, вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать.

Пиала с башкирским орнаментом, шаблоны из бумаги в форме пиалы, гуашь, кисти.

2

Аппликация  «Украсим чайник татарским

орнаментом».

Продолжать знакомить детей с растительным элементом «тюльпан» татарского орнамента; учить располагать готовые элементы на поверхности чайника вызвать положительный эмоциональный отклик,

Иллюстрации с элементами татарского орнамента, вырезанный из бумаги чайник, готовые элементы орнамента из цветной бумаги, клей, кисточки.

3

 Аппликация «Поднос для фруктов»

Продолжать знакомить с элементами городецской росписи; учить располагать элементы узора на подносе; закрепить приемы наклеивания; развивать эстетическое восприятие.

Иллюстрации с изображением городецских  подносов, вырезанный из желтой бумаги поднос, элементы орнамента из цветной бумаги, клей, кисточки

4

Рисование «Украсим кувшин для Маши»

Продолжать знакомить с характерными элементами узора «Гжель», учить рисовать «бордюры» и «капельку» на поверхности кувшина

Иллюстрации с изображением изделий мастеров Гжели,кувшин, вырезанный из бумаги, гуашь, кисти.

Ноябрь

1

Аппликация «Сапожки для Айгуль»

Продолжатьзнакомить детей с элементами башкирского орнамента- ромбом и полоской; учить располагать орнамент на поверхности; развивать чувство композиции.

Сапожки вырезанные из бумаги, элементы башкирского орнамента из цветной бумаги, клей, кисти.

2

Рисование «Тюбетейка»

Познакомить детей с татарским национальным головным убором-тюбетейкой; учить изображать цветок (тюльпан),располагать рисунок на круглой основе.

Кукла в татарском национальном костюме, вырезанные из бумаги тюбетейки, гуашь, кисти.

3

Лепка«Франтихи» (Дымково)

Учить лепить дымковскую игрушку из цельного куска пластилина, закрепить прием оттягивания. Учить украшать игрушку характерными элементами узора.

Дымковская игрушка, пластилин,дости, стеки

4

Аппликация

«Чудо-платок»

Учить срезать углы квадрата, составлять цветок из вырезанных элементов и располагать их на квадратной основе; закрепить приемы наклеивания.

Большой лист бумаги, элементы национального орнамента, клей, кисти.

Декабрь

1

 Аппликация

«Коврик для бабушки».

(Башкирские мотивы)

 Познакомить детей с башкирским орнаментом лесенкой; учить резать по прямой, составлять узор из полосок; закрепить прием наклеивания, развивать чувство композиции.

Лист бумаги черного цвета, полоски желтого и красного цвета из цветной бумаги, ножницы, клей, кисти.

2

 Рисование «Мягкая подушка»»

(Татарский орнамент)

Продолжать знакомить детей с татарским растительным орнаментом ( тюльпан, листики), закрепить приемы изображения; учить располагать орнамент на квадратной поверхности.

Иллюстрации, альбомный лист, гуашь, кисти.

3

Рисование «Ложка для Антошки»

Познакомить с расписными деревянными изделиями, закрепить приемы изображения элементов узора хохломы

Деревянные ложки, пластилин, гуашь, кисти

4

Рисование.

 Коллективная работа

«Дед Мороз везет подарки»

Учить использовать знакомые элементы орнамента в украшении

Большой лист бумаги с изображением санок и Деда Мороза, мешочки, вырезанные из бумаги, гуашь, кисти.

5

Рисование.

 Коллективная работа«Морозные узоры»

Учить рисовать морозные узоры ; учить рисовать «завиток», точку, листик; учить  получать голубой оттенок.

Листы бумаги, гуашь, кисти, «окно» для создания коллективной композиции.

Январь

1

Лепка «Чак-чак на подносе»

Познакомить с национальным блюдом , развивать умение создавать задуманный образ, закрепить приемы лепки.

Иллюстрации, пластилин, стеки, доски для лепки.

2

Аппликация «Украсим полотенце»

Продолжать знакомить с татарским растительным орнаментом, учить срезать уголки от бумаги, располагать их на прямоугольной поверхности, закрепить приемы аккуратного наклеивания.

Иллюстрации с татарским орнаментом, полоска бумаги, цветная бумага, ножницы, клей.

3

Рисование«Филимоновские свистульки»

Продолжать знакомить с филимоновской росписью, выделяя характерные элементы; учить украшать игрушку волнистой линией, точками; развивать эстетический вкус, творческие способности.

Иллюстрации филимоновских игрушек, альбомный лист с контурным рисунком, гуашь, кисти.

Февраль

1

Аппликация «Бабушкин сундук»

Закрепить приемы вырезывания по линии сгиба, учить разрезать квадрат на треугольники, закреплять умение располагать узор на прямоугольной основе, развивать аккуратность при работе с клеем.

Контурные изображения сундука, цветная бумага, ножницы, клей, кисти.

2

Рисование «Колыбелька».

Продолжать учить изображать «тюльпан», чередуя листиками на прямоугольной основе; закреплять умение узнавать характерные элементы татарского орнамента; вызвать положительный эмоциональный отклик.

Вырезанные из бумаги изображения колыбельки, гуашь, кисти.

3

Рисование «Украсим папе рубашку»

Продолжать знакомить с элементами башкирского орнамента, закрепить умение изображать крестообразный элемент, располагать его на манжетах и воротнике рубашки.

Вырезанны из бумаги рубашки, гуашь, кисти.

4

Коллективная композиция. Лепка « Снежные бабы-франтихи»

Учить создавать выразительные лепные образы, учить украшать пышные юбки снежных баб элементами дымковской росписи: разноцветными кружочками, точками; воспитывать умение работать в коллективе.

Основа для композиции, пластилин, доски.

Март

1

Аппликация

«Шкатулка для украшений»

Продолжать знакомить с характерными элементами башкирского орнамента, развивать умение резать по прямой; учить располагать вырезанные полоски лесенкой; воспитывать аккуратность.

Вырезанные из бумаги шкатулки, полоски цветной бумаги, клей, кисти, ножницы.

2

«Украсим татарскую матрешку»

Продолжать развивать умение изображать татарский растительный (тюльпан, листики) орнамент, использовать его при украшении матрешки; воспитывать интерес к народному творчеству.

Кукла в татарском национальном костюме,вырезанные из бумаги матрешки, гуашь, кисти.

3

«Русская матрешка»

Закрепить умение изображать бутоны, листики, учить использовать их при украшении русской матрешки, вызвать положительный эмоциональный отклик.

Кукла в русском национальном костюме, вырезанные из бумаги матрешки, гуашь, кисти

4

«Украсим башкирскую

матрешку»

Закрепить умение изображать крестики и ромбики,полоски;учить использовать их при украшении башкирской матрешки, вызвать положительный эмоциональный отклик.

Кукла в башкирском национальном костюме,вырезанные из бумаги матрешки, гуашь, кисти

Апрель

1

Аппликация.

 «Украсим юрту»

Закреплять умение вырезывания по прямой, учить располагать полоски и полукруги на поверхности юрты; развивать чувство композиции

Вырезанные из бумаги юрты, полоски и кружочки из цветной бумаги, ножницы, клей, кисти.

2

Рисование.

 «Украсим наличники для окон» (татарские мотивы)

Продолжать развивать узнавать элементы татарского орнамента, учить использовать при закрашивании рисунка разные цвета, вызвать чувство радости от выполненной работы.

Изображения окон с наличниками с контурным растительным орнаментом, гуашь, кисти.

3

Пластилинография: 

«Красивые ворота»

Внести элемент деревянного зодчества-изображение символа солнца; учить украшать ворота символом солнца; развивать умение создавать выразительный образ.

Вырезанные из картона ворота, пластилин, доски.

4

Аппликация.

Коллективная работа

«Красивые дома на нашей улице»

Учить  использовать знакомые элементы народных орнаментов при украшении домов;продолжать развивать умение пользоваться ножницами; воспитывать дружелюбие, вызвать чувство радости от выполненной работы.

Вырезанные из бумаги дома, заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей, кисти.

Май

1

Аппликация «Бочонок меда»

Учить узнавать характерные элементы башкирского орнамента, продолжать учить пользоваться ножницами, разрезать квадрат по диагонали; располагать элементы орнамента на поверхности бочонка; развивать чувство композиции, воспитывать аккуратность

Вырезанный из бумаги бочонок, квдратики из цветной бумаги, ножницы, клей, кисти.

2

Рисование.

Коллективная работа «Хоровод матрешек»

Закрепить умение узнавать башкирский, татарский, русский орнамент, учить подбирать краски для закрашивания, воспитывать умение работать в коллективе; вызвать чувство радости от выполненной работы

Силуэты матрешек с контурным орнаментом на юбке, гуашь, кисти.

3.Организационный раздел.

3.1 Условия реализации программы

 Ресурсное обеспечение программы

Карандаши цветные

Гуашь

Акварельные краски

Кисточки для  рисования № 3, 7

Кисточки для клея

Клей ПВА

Салфетки для кисточек

Бумага цветная

Картон цветной

Ножницы

Баночки для воды

Пластилин

Доски для работы с пластилином

Альбомы для рисования

              Трафареты

Методический инструментарий

Конспекты кружковых занятий

Картотека дидактических игр по художественно - эстетическому развитию Подборка картин декоративно –прикладного искусства

Список используемой литературы

Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях.М. Просвещение,1982.

Комарова Т.С.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.Просвещение, 2014.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа.М.,2009.

Молчева А.В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана- дошкольникам. Уфа,1995

Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Владос, 2000.

3.2 Учебный план дополнительной образовательной услуги

Группа, возраст детей

Подготовительная группа

( 6  - 7  лет)

Длительность условного часа организованной образовательной деятельности (ООД)

30 мин

Количество условных часов в неделю

1

Общее астрономическое время ООД в неделю

30 мин

Количество условных часов в месяц

4

Общее астрономическое время ООД в месяц

Количество условных часов в год

31 ч

Общее астрономическое время ООД в год

15 ч 30 мин

                 

Расписание дополнительной образовательной услуги

Четверг

15.30 – 16.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"

Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...

Перспективный план работы кружка "Всезнайка"

Кружок по развитию логического мышления...

перспективный план работы кружка римики "Каприз"

Перспективный план работы кружка ритмики "Каприз" представляет программу кружковой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Перспективный план работы кружка дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник рисования . Вторая младшая группа....

Перспективный план работы кружка по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе

Перспективный план работы кружка по декоративно-прикладному искусству  "Волшебный завиток"...

Перспективный план работы кружка по нетрадиционному рисованию

План работы кружка по рисованию нетрадиционными техниками для детей в подготовительной группе,соответствует ФГОС ....

Перспективный план работы кружка рисования с использованием техники «пальцевой живописи» «Өҥнөөх таммахтар» на 2021 – 2022 уч. год

Перспективный план работы кружка рисования с использованием техники «пальцевой живописи» «Өҥнөөх таммахтар»на 2021 – 2022 уч. год...