Дидактические игры
методическая разработка (старшая группа)

Скуратова Юлия Сергеевна

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей старшей групп.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_microsoft_word.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей старшей группы.

Скуратова Юлия Сергеевна
Дидактические игры по русским народным сказкам для детей старшей группы.

Цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.
Дидактические игры составлены с учётом возраста детей.

  1. Д/И - Подбери пару.

Цель: подобрать к определенной сказке соответствующие слова, назвать сказку в которой встречаются эти слова

I вариант: подбери слова к сказке «Хаврошечка» - дождь, яблоко, муравей, гриб, лягушка, котенок.

II вариант: одноглазка, двухглазка, трехглазка, корова, снег, братец, малашечка, избушка, Морозко;

Яблоко, яблоня, медведь, ворона, кусочек – сказка «Яблоко»;

Щенок, лягушка, пчела, петух – сказка «Кто сказал мяу».

  1. Д/И - Собери сказку.

Цель: развивать у детей сообразительность, внимание, умение последовательно связывать события, изображенные на картинках.

Ход игры: детям раздаются картинки, изображающие различные эпизоды определенной сказки. Дети должны расположить эти картинки в порядке последовательности событий, рассказанных в сказке.

3. Д/И - Кто тут спрятался?

(р. н. с. «Зимовье»)

Цель: развивать у детей внимание, мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры: на фланелеграфе большой рисунок избы в лесу и фигурки животных и насекомых: волк, заяц, медведь, муравей, бабочка, мышка, воробей, а так же фигурки других животных, например, ежа, гусенка и т. д. Дети по очереди подходят к фланелеграфу и выбирают из всех этих животных тех, которые жили в лесу. Эту игру можно проводить типа соревнования между двумя командами.

4. Д/И - Найди свою пару.

Цель: у детей атрибуты из какого-то художественного произведения. Детей делят 2 подгруппы и размещают на противоположных сторонах комнаты. По сигналу дети идут друг к дугу и ищут свою пару, т. е. тех детей, у кого герои или предметы из одной сказки (произведения). Например, р. н. с. «Хаврошечка», р. н. с. «Гуси – лебеди».

5. Д/И - Никогда не унывай.

Цель: учить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тем, кто в этом нуждается.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что к ним приехали гости (из любого произведения). Все вместе рассматривают иллюстрации, эмоционально разглядывают изображенные лица. Дети должны подумать, что могло огорчить, удивить гостя. Затем дети выбирают одного из гостей и придумывают, как утешить огорченного. Потом проводится конкурс – способ улучшения настроения.

 6. Д/И -  Угадай, чего не стало.

Цель: развивать внимание, мышление, речь детей с использованием слов признаков.

Ход игры: воспитатель выставляет предметы, которые встречаются в какой-то одной определенной сказке или произведении (например, сказка «Лисичка со скалочкой»). Затем воспитатель убирает что-то из этих предметов и дети должны определить что. При повторении игры предметы меняются.

7. Д/И -   Помоги своим друзьям.

Цель: упражнять детей в чтении стихотворений/отрывков из сказок, воспитывать сострадание.

Ход игры: воспитатель рассказывает детям о том, что с героями случилась беда – этим героям надо помочь: спеть песенку или сказать волшебные слова, которые они забыли, и совершится чудо – и беда уйдет. Используются фрагменты следующих сказок: «Волк и семеро козлят», «Петушок – золотой гребешок», «Заюшкина избушка».

 8. Д/И -   Встанем в круг.

Цель: развивать речь детей, закреплять знания детей о произведениях того или ин6ого писателя, о сказочных персонажах, умение действовать по словесному сигналу.

Ход игры: дети встают в круг, воспитатель в центре круга (или другой ребенок). Воспитатель называет книжного персонажа того или иного писателя, той или иной сказки, и, бросая мяч кому-то из детей, просит назвать это произведение и т. д. Варианты заданий могут быть разными.

9. Д/И -   Распутай путаницу.

Цель: развивать внимание, мышление, умение отличать реальное от выдуманного, умение мыслить над принятым решением.

Ход игры: на картинках элементы разных сказок. Например: колобок катится и девочка несет мальчика, лиса несет в лапах петуха. Воспитатель: «Какие сказки перепутались?».

 10. Д/И -  Подберите шапки героям и исправьте ошибки.

Цель: развивать у детей внимание, память, мышление.

Ход игры: на фланелеграфе выставлены фигурки самых разных сказочных героев. У них перепутаны шапки. Надо исправить ошибки.

 11. Д/И -   Исправь ошибку.

Цель: учить детей замечать ошибки в рисунках, несоответствие сюжетам сказок.

Ход игры: детям показывают иллюстрации из сказок, но с небольшим искажением. Дети должны назвать сказку и определить, что неправильно нарисовал художник и доказать почему.

12. Д/И -   Зимовье.

Цель: развивать связанную речь, воспитывать внимание, закрепить знание данной сказки.

Ход игры: на фланелеграфе выставлены разные животные и ребенок должен отобрать, назвать ряд животных, которые действуют в какой-то сказке. Другие дети должны отгадать название этой сказки.

13. Д/И -   Помоги своим друзьям.

Цель: развитие у детей памяти, речи, воспитание сострадания.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что герои сказок попали в беду, надо помочь им: спеть нужную песенку или рассказать нужное стихотворение (используя материалы сказок).

 14. Д/И -   Найди героя по описанию.

Цель: воспитывать у детей умение узнавать героя по наиболее характерным приметам, развивать наблюдательность.

Ход игры: воспитатель описывает сказочных героев или героев повестей, рассказов, а дети должны отгадать, кто это за герои, в каких произведениях мы с ними встречаемся.

 15. Д/И -   Найди такую же.

Цель: учить детей сравнивать рисунки, находить в них признаки сходства и различия.

Ход игры: перед детьми выставляются по два рисунка, изображения (один и тот же фрагмент из литературного произведения или литературного героя, но эти рисунки отличаются какими-то деталями. Дети должны найти эти различия.

16. Д/И -   Кто как помог?

(р. н. с. «Бычок – смоляной бочок»)

Цель: развивать речевую активность детей, упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, воспитывать чувство уважения и сострадания.

Ход игры: на верхнем ряду фланелеграфа располагаются разные предметы: капуста, мед, ленточка. В нижнем ряду располагаются те животные, которые принесли эти предметы. Дети должны сказать, какое животное что принесло.

 17. Д/И -   Доброта.

Цель: активизировать процессы мышления, внимания, речь детей, воспитывать чувтво сострадания.

Описание: воспитатель сообщает о приезде доброго фотографа (см. план игры по х/л). Он фотографирует только добрых животных и людей. Воспитатель, например, помещает на фланелеграф Зайу из «Заюшкиной избушки» и просит поместить рядом тех, кто к нему был добр (карточки с другими героями у детей и на столе) и т. д.

18. Д/И -   Кто что говорит?

Цель: учить детей логически ставить вопросы, делать правильные умозаключения, активизировать речь детей.

Описание: подобран ряд картинок по сказкам, например, «Гуси-лебеди». Перед детьми ставится задача ответить, кто что говорит. Например: изображены печка и девочка. Что говорит девочка печке? После работы над картинками составить рассказ и пересказать сказку.

 19. Д/И -   Подбери хвосты

(р. н. с. «Хвосты»)

Цель: восприятие целостного предмета, ориентирование на бумаге.

Ход игры: воспитатель: «Герой сказки «Хвосты» потеряли хвосты. Надо помочь животным подобрать хвосты. На фланелеграфе помещены фигурки разных животных и их хвосты.

20. Д/И -  Отгадай и назови

Цель: развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышление, развивать сообразительность.

од игры: воспитатель читает стихи из разных сказок и рядом иллюстрации из этих и других сказок. Дети отгадывают загадку и находят иллюстрации к сказкам.

21. Д/И -   Угадай, кто сказал

Цель: упражнять слуховой анализатор, развивать внимание, память, закреплять знания детей о прочитанных сказках.

Ход игры: воспитатель читает отрывки из произведений тех или иных детских писателей. Дети должны вспомнить, кто и в каком литературном произведении сказал эти слова.

22. Д/И -   Кто что делает

Цель: активизировать словарь, использовать в речи слова действия, развивать воображение.

Ход игры: герои определенной сказки, например, кот, лиса и петух помещены на мольберте.

Вопрос: что этот герой делает в сказке?

23. Д/И -   Кто лишний?

Цель: развивать логическое мышление, активизировать речь детей, закреплять знания в русских народных сказках.

Ход игры: на мольберте изображения героев какой-то определенной сказки и еще добавляются герои из других сказок. Воспитатель дает задание назвать сказку и убрать лишних героев.

24. Д/И -   Узнай героя по описанию.

Цель: развивать слуховое внимание, мышление, воображение, умение соотносить слова с действиями.

Ход игры: воспитатель описывает героя из сказки, например, сказка «По щучьему велению». Например «Он не любил работать, у него были хорошие помощники: печка, ведра, топор, этому герою надо было сказать несколько волшебных слов».

Дидактическая игра по физическому развитию «Отгадай, что спряталось». Загадки о зимних видах спорта для старшего возраста

Наталия Никитина
Дидактическая игра по физическому развитию «Отгадай, что спряталось». Загадки о зимних видах спорта для старшего возраста

ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Санкт-Петербурга

Дидактическая игра по физическому развитию «Отгадай, что спряталось»

(загадки о зимних видах спорта)

Старший дошкольный возраст

Цель игры:

-Закрепить знания детей о зимних видах спорта

Задачи:

-систематизировать знания детей о зимних видах спорта

-развивать умение различать зимние виды спорта

-прививать желание заниматься спортом, вести здоровый образ жизни

-развивать словесно-логическое мышление

-воспитывать внимательность

-развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.

Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадку о каком-нибудь зимнем виде спорта, если дети отгадывают загадку правильно, то картинка открывается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...