Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме: «Приобщение детей к казачьим традициям и обычаям»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Елена Ивановна Самсонова

Приобщение детей к казачьим традициям и обычаям.Казачьи музыкальные игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

для педагогов ДОУ по теме:

«Приобщение детей к казачьим традициям и обычаям»

 Подготовила: музыкальный руководитель: Самсонова Е.И.

Цель: обобщение знаний педагогов о казачьей культуре.

Задачи: раскрыть внутренний потенциал педагогов;

 пополнять копилку казачьих  игр, загадок, песен, воспитывать патриотические чувства, позитивные отношения к народному творчеству.

 Форма проведения: семинар – практикум.

  План проведения семинара - практикума.

1. Теоретическая часть.

1.1. Выступление для педагогов: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам казачьей культуры».

2. Практическая часть.

2.1.Тренинг «Родной край».

2.2. Авторские казачьи музыкальные игры.

2.3.Игра «Пословицы неспроста молвятся».

3. Итог. Рефлексия.

Ход семинара – практикума:

 1. Теоретическая часть. 

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам казачьей культуры. Сегодня всё более явственно обнаруживается возрождение национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей и социальных институтов, самосознания и самоуважения народа. Первым таким социальным институтом является семья, а потом уже – детский сад, который тесно сотрудничает с семьёй ребёнка. Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребёнком своего места в нём как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к казачьей культуре. При этом необходимо создать приоритетное направление изучения родной культуры в сочетании с воспитанием уважительного отношения к другим культурам. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с казачьей культурой. Как жили  казаки? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Люди издавна стремились как-то объяснить смену времён года, изменения, происходящие в природе. Этой теме посвящали песни. Важным средством приобщения к казачьей культуре народа является пословица.

 В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» – назидательность. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка - разгадка, да семь верст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления. В воспитании велика роль казачьих песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты казачьего народа. Красота и добро в песне выступают в единстве. Казачьи песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры. Восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление.

Казачьи игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к казачьему  творчеству. По содержанию все казачьи  игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом,  происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.

Очень важно приобщать детей к казачьим традициям именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении казачьих песен, инсценировках. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Важным моментом в формировании традиций может стать совместное проведение праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся день матери, Новый год, Рождество, Масленица, Весна на Дону, день Победы. Во многих группах нашего учреждения стало традиционным проводить казачьи праздники. На таких мероприятиях дети могут видеть своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в казачьем костюме или папу в роли Атамана Донского, поющего казачьи  песни. Дети рады таким праздником, т. к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания. Подводя итог можно сказать, что вся система работы должна включать в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях казачьей культуры. Работа должна заключаться в осуществлении художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно- творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к казачьей культуре. Интеграция включают в себя различные виды деятельности: изобразительное творчество, сюжетно-ролевые игры, драматизация, фольклор, проблемные ситуации, экспериментирование.

 2. Практическая часть.

2.1.Тренинг «Родной край».

Педагоги делятся на две команды и отвечают на вопросы:

 - Что значит, по вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности? (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);

 - От каких условий зависит пробуждение чувства любви к Родине, духовный патриотизм? (любовь к родному краю, отношения в семье, любви к старшим,  день пожилого человека, религиозные праздники);

- Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты характера и присущие ему нравственные ценности? (фольклорные праздники, казачьи праздники)

 - Почему, на ваш взгляд, приобщение детей казачьей  культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);

 - Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая);

- Какие элементы казачьего творчества можно использовать в повседневной работе с детьми? (игровые);

- Какое влияние на формирование душевных качеств оказывают окружающие предметы, характерные для казачьего быта, декоративно-прикладного искусства? (восторг, наслаждение)

2.2. Авторские  казачьи музыкальные игры  

Авторская  методическая разработка казачьей игры «Курень»

Задачи:

-Знакомить с традициями  и  культурой родного края,

воспитывать интерес к казачьему народному творчеству( играм);

-Развивать силу, ловкость, быстроту, равновесие, ориентировку в пространстве, координацию движений, быстроту реакций;

-Развивать музыкальный слух, память, внимание;

-Формировать коммуникативный навык;

-Воспитывать чувство патриотизма, прививать любовь к своей малой Родине.

Атрибуты: Папаха для атамана, шаль на плечи для ведущей девочки-казачки.

Описание игры:

Дети выбирают с помощью считалочки атамана среди мальчиков.

Считалочка:

На Дону казачата  играли,

Атамана выбирали.

1,2,3, атаманом  будешь ты!!

Описание игры: 

Дети становятся в круг.

Мальчик-казачок в папахе идет вокруг девочек и поет: 

«Вокруг куреня хожу и в окошечко стучу.

 В гости атаман пришел и казачку тут нашел ».

Мальчик дотрагивается до плеча девочки,  поворачивает ее к себе и они разбегаются в разные стороны, кто вперед добежит к окошку (на место ребенка, который побежал).

Игра начинается заново.

Авторская  методическая разработка казачьей игры  «Пастушок»

Задачи:

-Знакомить с традициями  и  культурой родного края, воспитывать интерес к казачьему народному творчеству ( играм);

-Развивать силу, ловкость, равновесие, внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, быстроту реакций;

-Развитие музыкального слуха, памяти, внимания;

-Формирование коммуникативного навыка;

-Воспитывать чувство патриотизма, прививать любовь к своей малой Родине.

Атрибуты:

Маска Волка, домик Волка, шапочка  и дудочка Пастушка, шапочки на голову по количеству детей - Овцы.

Описание игры:

Дети выбирают с помощью считалочки пастушка и волка, остальные дети – овцы.

Считалочка: 

На Дону казачата  играли,

 Пастушка выбирали.

1,2,3, Пастушком будешь ты!!

На Дону казачата играли,

Волка выбирали.

1,2,3, Волком будешь ты!!!

У овец два дома на противоположных концах зала.

Пастушок стоит на середине музыкального зала, играет на дудочке.

Овцы поют, зовут Пастушка:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок,

Травка мягкая, роса сладкая!

Гони стадо в поле погулять на воле./2раза/

Пастушок играет на дудочке, овцы гуляют по полю. По сигналу Пастушка : «Волк!!!» дети- Овцы убегают в дом на противоположную сторону музыкального зала.

Всех, до кого дотронулся Волк, выходят из игры, идут в дом Волка.

С помощью считалочки снова выбирают дети Волка и Пастушка  и игра начинается снова.

2.3. Игра «Пословицы неспроста молвятся»

Ведущая: Объясните, что это значит.

 Люди в старину не только трудились и отдыхали, но и народную мудрость порождали.

 Маленькое дело лучше большого безделья.

Казаку всегда мила  родная сторона!

Труд казака кормит, а лень портит.

Казак в труде, как в бою, славит Родину свою.

На Дону закон такой: всех врагов с земли долой!

3. Итог. Рефлексия.

Методика «Неоконченное предложение».

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…

 Выполнять задания мне помогало…

В ходе семинара мне было… Я оцениваю семинар …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"

Материал направлен на воспитание патриотических чувств , рассказывает об исторических традициях сложившихся и передаваемых из поколения в поколение....

Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"

Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"...

Консультация для родителей на тему: «Приобщение детей к народным традициям»

В консультации описывается вся необходимость приобщения детей к народным традициям, различные способы этой деятельности....

Консультация на тему: « Приобщение детей к народным традициям».

В консультации представлен материал по приобщению детей к русской культуре....

Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям".

Консультация для родителей на тему: "Приобщение детей к народным традициям"....

Статья на тему "Приобщение детей к народным традициям. "

Приобщение детей  к народным традициям.  Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учёными и практиками...