Основы духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Егорова Светлана Валериевна

Основной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающие актуальными знаниями и умениями, способный реализовать свой потенциал в обществе людей, готовой к миру и защите своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nikolskoe_cht.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Егорова Светлана Валериевна

Воспитатель

 МБДОУ №166  «Детский сад №166 «Цветик-семицветик»

Чувашская Республика город Чебоксары

Основы духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста

В наше время все актуальнее стало, воспитание у дошкольников начал национального понимания, интереса к культуре и традициям, духовнно-нравственным ценностям прошлого и поддерживать их в будущем.

Основной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающие актуальными знаниями и умениями, способный реализовать свой потенциал в обществе людей, готовой к миру и защите своей Родины.

Для добывания результата и для его функционирования требуются слаженные условия всех участников воспитательного процесса: семьи, общественных организаций, включая учреждения дополнительных услуг образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных объединений.

По-другому духовно-нравственное воспитание - это трудоемкий непрерывный процесс. Воспитанники не все хотят слушать наши наставления на эту тематику. Поэтому в каждой деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной, продуктивной, досуговой деятельности мы включаем задачи по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников. Постоянно ищем наиболее понятные и интересные ребенку формы, где неназойливо, заостряем его внимание на духовно-нравственному мировоззрению. Нам в этом помогают: художественная литература, сказки, театрализованная деятельность (инсценировка сказки), стихи, фольклор, народные сказки, беседы и конечно различные игры – все то что, делает жизнь насыщенной, интересной и счастливой. Детей знакомим с произведениями чувашского просветителя И. Я. Яковлева и дети активно участвуют в инсценировке мини-рассказов.  Знакомясь с произведениями И. Яковлева, дети приобщаются к общечеловеческим нравственным ценностям, таких как дружба и радость.   Именно произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

 Например, в течении года с воспитанниками младшего возраста проводились познавательные мероприятия экологического и культурного направления. Были организованны акции по сбору макулатуры и изделий из пластика (которые уже не нужны), уборки участка на территории д/с, изготовлению кормушек и посадке цветов на клумбах. Через игру дети узнали о значении лесных ресурсов, и важности их сохранения и процессе переработки бумажных отходов. Был создан проект «Эколята-дошколята», в ходе этого ребята научились определять растения, ухаживать за ними и сами с родителями на своих дачных участках (в деревнях) посадили деревья.  Дети познакомились с персонажами проекта «Шалун», «Умница», «Тихоня», «Елочка». Вместе с героями они охраняли и берегли лес,  заботились о его обитателях в игровой форме. Они помогли воспитанникам ближе узнать природу, заботиться о его обитателях, подружиться и полюбить ее.

В групповом помещении оформлен мини-музей, где представлены изделия чувашских мастеров, альбомы о родном крае, государственная символика республики подобраны и разработаны дидактические игры нравственного содержания на традициях чувашского народа. В книжном уголке  собраны пособия и книги с чувашскими сказками, создана медиатека  по ознакомлению дошкольников с родным краем.

В рамках  Фестиваля народной культуры с детьми проводила открытое мероприятие  по теме «Экскурсия в мини-музей», где  познакомила дошкольников с культурой, декоративно-прикладным искусством   и бытом родного края. Благодаря таким мероприятиям, у детей воспитывается любовь к родному краю и культуре, уважение к традициям и обычаям чувашского народа.

Проводя итоги работы нашего коллектива, мы пришли к выводу, что нельзя строить свою работу без тесного взаимодействия и понимания с семьями воспитанников. Наша основная задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться с поколения в поколение нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими бабушками и дедушками, что именно родители несут ответственность за воспитание детей, и что семья для ребенка – это некий мир, в котором закладываются начальные основы воспитания, отношение и уважение к людям, к природе которая окружает его.

Для этого совместно с родителями были проведены различные мероприятия, в которых они  активно принимали участие.  Совместно  с детьми посещают музеи, парки города, знакомятся с достопримечательностями родного края. Знакомясь с памятниками города, родители изготовили своими руками макеты для конкурса «Мои Чебоксары». Неоднократно провела с родителями воспитанников мастер-класс по ознакомлению с родным краем – из соленого теста изготовили обереги чувашского народа, поводились круглый стол и консультации   по теме «Воспитание нравственно-патриотических качеств у детей 3-4 лет».

Проделанная работа показала эффективный результат, участников мероприятий объединила, заинтересовала наша совместная работа по патриотическому воспитанию младших дошкольников.

Литература

1. Азбука нравственного воспитания : пособие для учителя / под ред.      И. А. Каирова, О. С. Богданова. – М. : Просвещение, 2009. – 318 с.

2. Алябьева,  Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева.  – М. : Сфера, 2008. – 128 с.

3.Кожанова, М. Б. Этнопедагогическая основа содержания дошкольного образования / М. Б. Кожанова. -  Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2005. -52 с.

4.Реализация национально-регионального компонента в этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса : сб.науч.тр./ Чуваш. гос. пед. ун-т; науч. ред. Т. Н. Петрова. – ЧГПУ, 2008. -217 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка»       Доклад«Формирование духовно-нравст...

Презентация "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"

Презинтация к докладу "Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста"...

Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...