Главные вкладки

    Кружковая работа в старшей группе
    рабочая программа (старшая группа)

    Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитаниепатриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл makarimovna.docx27.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА

    НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    «Наследие»

    Автор составитель:

    Воспитатель: Калимуллина А.М.

    с.Субханкулово

    Название программы: «Наследие»

    Для детей старшего дошкольного возраста

    Направленность программы: национально-региональный компонент

    Название организации: МАДОУ детский сад №6 с.Субханкулово

    Сроки реализации программы: один год

    Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, появляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.

    В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

    Актуальность данной программы заключается в том, что расширяя возможности по национальному компоненту, ребенок учится познавать мир, и осозновать себя и свое место в нем.

    Цель программы: помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

    Задачи:

    Образовательные:

    -расширение представления об окружающем мире;

    -способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;

    -повышать этнографическую грамотность детей;

    - обогащение активного словаря

    Развивающие:

    - развивать интерес к национальной культуре;

    - развивать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;

    - развивать мышление, воображение ребенка

    Воспитательные:

    -воспитание интереса к родному языку, культуре, обычаям и т.д.

    Формы и режим занятий: подгрупповые занятия 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительностью 20-25 минут.

    Предполагаемые результаты:

    - расширение представлений об окружающем мире

    -обогащение активного словаря

    Учебно- тематический план

    № занятия

    Месяц,неделя

    Тема

    Содержание

    Цель

    Материал

    1-2

    Сентябрь3-я,4-я недели

    «Я познаю»

    Ознакомление с краеведческим материалом, ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов.

    Формировать у детей представления. Знания краеведческого характера о различных республиках              ( Башкортостан, Татарстан, и др.)

    Наглядный материал: гербы, флаги, игрушки, посуда и т.д.

    3-4

    Октябрь 1-я, 2-я неделя

    «Мы играем»

    Знакомство с башкирской народной игрой «Юрта», «Курай»

    Познакомить детей с башкирскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

    платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула;мяч

    5

    Октябрь 3-я неделя

    Башкирская народная сказка «Ленивый сын»

    Рассказывание башкирской народной сказки «Ленивый сын»

    Познакомить детей с башкирской народной сказкой «Ленивый сын». Вызвать положительные эмоции, интерес к сказкам башкирского народа

    Башкирская литература

    6

    Октябрь 4-я неделя

    «Мы играем»

    Дидактическая игра: «Собери башкирский ковер»

    Развивать интерес к дидактическим играм, желание использовать ее в самостоятельной деятельности. знакомить детей с башкирской посудой; учить правильно называть ее; развивать логику, мышление. 

    18 карточек, 9 из них разрезаны на части, которые надо соединить, чтобы получилось целое.

    7-8

    Ноябрь 1-я,2-я неделя

    Башкирские узоры «Украсим фартук Айгуль»

    Использование башкирской народной культуры в аппликации

    Учить не только воспроизводить показанное, но и комбинировать исходные материалы. Учить видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять форму, величину, положение элементов на плоскости. Воспитывать интерес к башкирскому орнаменту

    Готовая форма из картона. Ножницы, цветные                самоклеющие обои, трафареты

    9

    Ноябрь3-я неделя

    «Кумыс»

    Беседа о целебных напитках «Кумыс»

    Познакомить детей с национальным напитком башкир.  Воспитывать интерес к башкирской народной кухне.

    Иллюстрации

    10

    Ноябрь 4-я неделя

    Башкирская сказка «Ленивый сын»

    Рассказывание башкирской сказки «Ленивый сын»

    Познакомить детей с башкирской сказкой «Ленивый сын». Вызвать положительные эмоции, интерес к сказкам башкирского народа

    Башкирская литература

    11

    Декабрь 1-я неделя

    «Хлеб всему голова»

    Беседа с детьми на тему: «Хлеб всему голова»

    Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб, формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий

     Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;

    12

    Декабрь 2-я неделя

    «Путешествие в Башкирию»

    Рисование памятника Салавата Юлаева

    Учить детей передавать в рисунках достопримечательности Башкортостана. Воспитывать гордость за поэта

    Альбомные листы, краски, цв. карандаши

    13-14

    Декабрь 3-я,4-я неделя

    «Чак-чак»

    Приготовление башкирских национальны блюд из теста (чак-чак,вак-бэлиш, кыстыбый)

    Познакомить детей с национальной кухней башкир. Учить готовить из теста чак-чак,вак-бэлиш,кыстыбый. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам.

    Ингридиенты, разделочная доска.

    15-16

    Январь 3-я,4-я неделя

    «Жизнь замечательной пчелы»

    Беседа о пчеле,строение тела, чем питается,жилище домашних пчел,

    Дать детям элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком).

    Картинки с пчелами,пасекой,улей

    17-18

    Февраль 1-я,2-я неделя

    «Мед чудесный дар природы»

    Беседа о меде,о ее целебных свойствах. Дидактическая игра «Путь изготовления меда»

    Дать детям представление о меде (вкус, цвет). Объяснить детям, что мед бывает разный(липовый, мед белой акации, донниковый, гречишный, каменный идр.) Рассказать детям о целебных свойствах меда «Кто мед пьет, того хворь не берет»

    Картинки с изображением последовательности изготовления меда

    19-20

    Февраль 3-я,4-я неделя

    «Башкирские народные музыкальные инструменты»

    Знакомство с башкирскими народными инструментами: курай, кубыз

    Знакомить детей с музыкальными башкирскими инструментами(курай,кубыз)

    Развивать музыкальные способности детей через восприятие звучания башкирских инструментов (курай,кубыз) Закрепить музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический,тембровый,динамический слух ;эмоциональную отзывчивость итворческую активность,  продолжать развивать навыки исполнения хороводов,пение с выразительным показом движений.

    Башкирская народная музыка. Курай  - Баяс, мелодии Урала – Кубыз, Минлегафур Зайнетдинов Кубыз, Ногайдын-Кубыз.Домбра. Барабаны, танец «Цветущий курай», А. Зиннурова «Курай», А. Имаева «Курай», А. Кубагушев. «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ, «Башкортостан-судьба моя» проектор, компьютер, иллюстрации с изображением  башкирских музыкальных инструментов

    21-22

    Март 1-я ,2-я неделя

    Праздник: «День матери»

    Беседа с детьми об истории происхождения праздника.
    Подбор литературного материала.
    Разучивание стихотворений о профессиях и частушек о маме, изготовление портретов мам.
    Встреча с родителями с целью сотрудничества на развлечении.

    Воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку – к матери, стремления ей помогать, радовать её.
    Расширение представления детей о празднике «День Матери».  Воспитание смелости, открытости, коллективизма.
    Побуждение детей и родителей к активному участию.

    Стихотворени, портреты мам

    23

    Март 3-я неделя

    «Мой -Башкортостан»

    Просмотр видеозаписей о Башкортостане

    Расширять представления детей о родной стране, о Республике Башкортостан, столица - город Уфа, многонациональная республика; познакомить с государственной символикой (гербом, флагом, мелодией гимна, национальным костюмом. Рассказать о национальных героях, прославивших Башкирию.

    Видеозаписи о Башкортостане

    24

    Март 4-я неделя

    Мир малого фольклора

    Знакомство с башкирскими пословицами

    Познакомить с малым фольклором башкир, рассказать мудрость пословиц

    Пословицы башкирского народа

    25

    Апрель 1- неделя

    «Мой край родной»

    Рисование на тему: «Мой край родной»

    Воспитывать чувство любви к природе малой Родины. Воспитывать и прививать чувства эстетической красоты. Развивать воображение, чувства цвета, творческих способностей, глазомера

    Краски, кисти, карандаши, листы формата А4

    26-27

    Апрель 2-я,3-я неделя

    «Мир национальных узоров»

    Организация выставки детских рисунков

    Развивать у детей умение передавать узоры народов Поволжья в рисунках. Учить выразительности при рисовании. Закреплять знания детей. Воспитывать доброжелательность.

    Листы альбомные, кисточки краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры

    28

    Апрель 4-я неделя

    «Здороваемся на разных языках»

    Овладение приветствиями на языках народов Поволжья.

    Развивать интрес к языкам народов Поволжья, желание изучать языки. Способствовать повышению интереса к языкам. Запоминать слова и использовать их в повседневной жизни. Воспитывать уважение к языкам.

    _

    29-30

    Май 1-я,2-я неделя

    «Угадай мелодию»

    Знакомство детей узнавать мелодиями народов Поволжья

    Учить детей узнавать мелодии народов. Развивать интерес к мелодиям. Запоминать мелодии. Воспитывать уважение мелодиям народов.

    Диск «Мелодии народов Поволжья»

    30-31

    Май 3-я,4-я неделя

    «Сабантуй»

    (итоговое занятие)

    Подготовка и проведение праздника

    Закрепить у детей знания о башкирском народе, об их традициях, обычаях, об укладе жизни. Развивать интерес к башкирскому народу. Воспитывать уважение к национальной культуре.

    Атрибуты для развлечения, национ. Одежды.

    Список используемой литературы

    1. Р.Ураксиной «Стихи об именах»
    2. Ф.Губайдуллина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана » стр.9)
    3. Х.Гиляжева «Воспитанный Айдар»(Под ред. Р.Х.Гасановой
    4. Р.Х.Гасанова «Я Родину свою познать хочу», стр.81) 
    5.  Р.Х.Гасанова «Я Родину свою познать хочу», стр.119)
    6. Р.Л.Агишева «Я познаю Башкортостан»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе "Радуга цветов или волшебные краски "

    Цели кружка:Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельн...

    Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»

    Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...

    Кружковая работа в старшей группе "Мастерилка"

    Перспективное планирование кружковой работы на год для старшего дошкольного возраста....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности ( кружковая работа в старшей группе) «В середине человечка день и ночь стучит сердечко»

    Тема: В середине человечка день и ночь стучит сердечко.Цель: формирование элементарных представлений о сердце, системе кровообращения человекаЗадачи: образовательные задачи: уточнить и активизировать ...

    Кружковая работа в старшей группе

    Перспективный план кружковой работы в старшей группе "Декаротивная тарелочка"...

    Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе "Земля - наш дом"

    Пояснительная записка“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”К.СимоновНаправления и актуальность:Кружок «Земля – наш общи...

    План кружковой работы в старшей группе детского сада "Япознаю мир"

    Перспективный и тематический план работы экспериментальной деятельности...