Кружковая работа в старшей группе
рабочая программа (старшая группа)

Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитаниепатриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям, бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, произведениям местных писателей и художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarimovna.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Наследие»

Автор составитель:

Воспитатель: Калимуллина А.М.

с.Субханкулово

Название программы: «Наследие»

Для детей старшего дошкольного возраста

Направленность программы: национально-региональный компонент

Название организации: МАДОУ детский сад №6 с.Субханкулово

Сроки реализации программы: один год

Пояснительная записка: в последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, появляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Актуальность данной программы заключается в том, что расширяя возможности по национальному компоненту, ребенок учится познавать мир, и осозновать себя и свое место в нем.

Цель программы: помочь ребенку раскрыть мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Башкортостан; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.

Задачи:

Образовательные:

-расширение представления об окружающем мире;

-способствовать достижению результатов в формировании личности детей старшего дошкольного возраста;

-повышать этнографическую грамотность детей;

- обогащение активного словаря

Развивающие:

- развивать интерес к национальной культуре;

- развивать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью;

- развивать мышление, воображение ребенка

Воспитательные:

-воспитание интереса к родному языку, культуре, обычаям и т.д.

Формы и режим занятий: подгрупповые занятия 1 раз в неделю, во второй половине дня, длительностью 20-25 минут.

Предполагаемые результаты:

- расширение представлений об окружающем мире

-обогащение активного словаря

Учебно- тематический план

№ занятия

Месяц,неделя

Тема

Содержание

Цель

Материал

1-2

Сентябрь3-я,4-я недели

«Я познаю»

Ознакомление с краеведческим материалом, ознакомление с бытом, традициями, обычаями народов.

Формировать у детей представления. Знания краеведческого характера о различных республиках              ( Башкортостан, Татарстан, и др.)

Наглядный материал: гербы, флаги, игрушки, посуда и т.д.

3-4

Октябрь 1-я, 2-я неделя

«Мы играем»

Знакомство с башкирской народной игрой «Юрта», «Курай»

Познакомить детей с башкирскими народными играми. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.

платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула;мяч

5

Октябрь 3-я неделя

Башкирская народная сказка «Ленивый сын»

Рассказывание башкирской народной сказки «Ленивый сын»

Познакомить детей с башкирской народной сказкой «Ленивый сын». Вызвать положительные эмоции, интерес к сказкам башкирского народа

Башкирская литература

6

Октябрь 4-я неделя

«Мы играем»

Дидактическая игра: «Собери башкирский ковер»

Развивать интерес к дидактическим играм, желание использовать ее в самостоятельной деятельности. знакомить детей с башкирской посудой; учить правильно называть ее; развивать логику, мышление. 

18 карточек, 9 из них разрезаны на части, которые надо соединить, чтобы получилось целое.

7-8

Ноябрь 1-я,2-я неделя

Башкирские узоры «Украсим фартук Айгуль»

Использование башкирской народной культуры в аппликации

Учить не только воспроизводить показанное, но и комбинировать исходные материалы. Учить видеть в орнаментах комбинации цветов, сопоставлять форму, величину, положение элементов на плоскости. Воспитывать интерес к башкирскому орнаменту

Готовая форма из картона. Ножницы, цветные                самоклеющие обои, трафареты

9

Ноябрь3-я неделя

«Кумыс»

Беседа о целебных напитках «Кумыс»

Познакомить детей с национальным напитком башкир.  Воспитывать интерес к башкирской народной кухне.

Иллюстрации

10

Ноябрь 4-я неделя

Башкирская сказка «Ленивый сын»

Рассказывание башкирской сказки «Ленивый сын»

Познакомить детей с башкирской сказкой «Ленивый сын». Вызвать положительные эмоции, интерес к сказкам башкирского народа

Башкирская литература

11

Декабрь 1-я неделя

«Хлеб всему голова»

Беседа с детьми на тему: «Хлеб всему голова»

Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом; расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб, формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий

 Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;

12

Декабрь 2-я неделя

«Путешествие в Башкирию»

Рисование памятника Салавата Юлаева

Учить детей передавать в рисунках достопримечательности Башкортостана. Воспитывать гордость за поэта

Альбомные листы, краски, цв. карандаши

13-14

Декабрь 3-я,4-я неделя

«Чак-чак»

Приготовление башкирских национальны блюд из теста (чак-чак,вак-бэлиш, кыстыбый)

Познакомить детей с национальной кухней башкир. Учить готовить из теста чак-чак,вак-бэлиш,кыстыбый. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам.

Ингридиенты, разделочная доска.

15-16

Январь 3-я,4-я неделя

«Жизнь замечательной пчелы»

Беседа о пчеле,строение тела, чем питается,жилище домашних пчел,

Дать детям элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком).

Картинки с пчелами,пасекой,улей

17-18

Февраль 1-я,2-я неделя

«Мед чудесный дар природы»

Беседа о меде,о ее целебных свойствах. Дидактическая игра «Путь изготовления меда»

Дать детям представление о меде (вкус, цвет). Объяснить детям, что мед бывает разный(липовый, мед белой акации, донниковый, гречишный, каменный идр.) Рассказать детям о целебных свойствах меда «Кто мед пьет, того хворь не берет»

Картинки с изображением последовательности изготовления меда

19-20

Февраль 3-я,4-я неделя

«Башкирские народные музыкальные инструменты»

Знакомство с башкирскими народными инструментами: курай, кубыз

Знакомить детей с музыкальными башкирскими инструментами(курай,кубыз)

Развивать музыкальные способности детей через восприятие звучания башкирских инструментов (курай,кубыз) Закрепить музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический,тембровый,динамический слух ;эмоциональную отзывчивость итворческую активность,  продолжать развивать навыки исполнения хороводов,пение с выразительным показом движений.

Башкирская народная музыка. Курай  - Баяс, мелодии Урала – Кубыз, Минлегафур Зайнетдинов Кубыз, Ногайдын-Кубыз.Домбра. Барабаны, танец «Цветущий курай», А. Зиннурова «Курай», А. Имаева «Курай», А. Кубагушев. «Веселые джигиты» - просмотр видеозаписи. Исп. Национальный оркестр народных инструментов РБ, «Башкортостан-судьба моя» проектор, компьютер, иллюстрации с изображением  башкирских музыкальных инструментов

21-22

Март 1-я ,2-я неделя

Праздник: «День матери»

Беседа с детьми об истории происхождения праздника.
Подбор литературного материала.
Разучивание стихотворений о профессиях и частушек о маме, изготовление портретов мам.
Встреча с родителями с целью сотрудничества на развлечении.

Воспитание у дошкольников любви и глубокого уважения к самому дорогому человеку – к матери, стремления ей помогать, радовать её.
Расширение представления детей о празднике «День Матери».  Воспитание смелости, открытости, коллективизма.
Побуждение детей и родителей к активному участию.

Стихотворени, портреты мам

23

Март 3-я неделя

«Мой -Башкортостан»

Просмотр видеозаписей о Башкортостане

Расширять представления детей о родной стране, о Республике Башкортостан, столица - город Уфа, многонациональная республика; познакомить с государственной символикой (гербом, флагом, мелодией гимна, национальным костюмом. Рассказать о национальных героях, прославивших Башкирию.

Видеозаписи о Башкортостане

24

Март 4-я неделя

Мир малого фольклора

Знакомство с башкирскими пословицами

Познакомить с малым фольклором башкир, рассказать мудрость пословиц

Пословицы башкирского народа

25

Апрель 1- неделя

«Мой край родной»

Рисование на тему: «Мой край родной»

Воспитывать чувство любви к природе малой Родины. Воспитывать и прививать чувства эстетической красоты. Развивать воображение, чувства цвета, творческих способностей, глазомера

Краски, кисти, карандаши, листы формата А4

26-27

Апрель 2-я,3-я неделя

«Мир национальных узоров»

Организация выставки детских рисунков

Развивать у детей умение передавать узоры народов Поволжья в рисунках. Учить выразительности при рисовании. Закреплять знания детей. Воспитывать доброжелательность.

Листы альбомные, кисточки краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры

28

Апрель 4-я неделя

«Здороваемся на разных языках»

Овладение приветствиями на языках народов Поволжья.

Развивать интрес к языкам народов Поволжья, желание изучать языки. Способствовать повышению интереса к языкам. Запоминать слова и использовать их в повседневной жизни. Воспитывать уважение к языкам.

_

29-30

Май 1-я,2-я неделя

«Угадай мелодию»

Знакомство детей узнавать мелодиями народов Поволжья

Учить детей узнавать мелодии народов. Развивать интерес к мелодиям. Запоминать мелодии. Воспитывать уважение мелодиям народов.

Диск «Мелодии народов Поволжья»

30-31

Май 3-я,4-я неделя

«Сабантуй»

(итоговое занятие)

Подготовка и проведение праздника

Закрепить у детей знания о башкирском народе, об их традициях, обычаях, об укладе жизни. Развивать интерес к башкирскому народу. Воспитывать уважение к национальной культуре.

Атрибуты для развлечения, национ. Одежды.

Список используемой литературы

  1. Р.Ураксиной «Стихи об именах»
  2. Ф.Губайдуллина «Пособие для внеклассного чтения по культуре Башкортостана » стр.9)
  3. Х.Гиляжева «Воспитанный Айдар»(Под ред. Р.Х.Гасановой
  4. Р.Х.Гасанова «Я Родину свою познать хочу», стр.81) 
  5.  Р.Х.Гасанова «Я Родину свою познать хочу», стр.119)
  6. Р.Л.Агишева «Я познаю Башкортостан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование кружковой работы в старшей группе "Радуга цветов или волшебные краски "

Цели кружка:Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Развивать творческие способности. Способствовать формированию у детей чувства прекрасного, развивать воображение, самостоятельн...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе на 2014-2015 учебный год «Юный эколог»

Пояснительная записка «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источникдетского разума».В. С...

Кружковая работа в старшей группе "Мастерилка"

Перспективное планирование кружковой работы на год для старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности ( кружковая работа в старшей группе) «В середине человечка день и ночь стучит сердечко»

Тема: В середине человечка день и ночь стучит сердечко.Цель: формирование элементарных представлений о сердце, системе кровообращения человекаЗадачи: образовательные задачи: уточнить и активизировать ...

Кружковая работа в старшей группе

Перспективный план кружковой работы в старшей группе "Декаротивная тарелочка"...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе "Земля - наш дом"

Пояснительная записка“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”К.СимоновНаправления и актуальность:Кружок «Земля – наш общи...

План кружковой работы в старшей группе детского сада "Япознаю мир"

Перспективный и тематический план работы экспериментальной деятельности...