квест-путешествие " Земля Улыпа"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

васильева алевтина вячеславовна

воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле, человеколюбие, уважение к культуре, традициям других народов, проживающих в Чебоксарах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-_puteshestvie_zemlya_ulypa.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Квест-путешествие

           по   краеведению «Сокровища Улыпа»

Выполнила: воспитатель
Васильева Алевтина Вячеславовна

Цель:

Закреплять у детей знания о нашем городе: символика, улицы, и продукты питания.

Программные задачи:

Образовательные: расширить знания детей о родном крае.  Формирование понимания ответственности каждого человека за процветание и благополучие родного края, в котором живёшь. Познакомить с одной из легенд Чувашии.

Развивающие: развивать познавательную активность, стремление узнать, как можно больше о Чебоксарах. Способствовать развитию кругозора, воображения, любознательности, наблюдательности, памяти.

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле, человеколюбие, уважение к культуре, традициям других народов, проживающих в Чебоксарах.

Предшествующая работа:

  • Экскурсия в Чувашский национальный музей г. Чебоксары (совместно с родителями);
  • Экскурсия по улицам города (совместно с родителями);
  • Оформление стенда с выставкой флагов и фотографий улиц;
  • Ознакомление с Чувашской Республикой, с селом, с продуктами питания.
  • Беседы о семье;
  • Чтения литературных произведений в кругу семьи;
  • Рассматривание иллюстраций к произведениям.

Материалы:

  • Флажки и флаги;
  • Карточки для моделирования флагов;
  • Карточки для дидактической игры «Найди похожие флаги»;
  • Карточки для дидактической игры «Отгадай, чей флаг»;

Демонстрационные материалы:

  • Слайды (изображения улиц; иллюстрации отображающие сюжеты с изображением флагов, иллюстрации блюд чувашской кухни);
  • Флаги города Чебоксары, Чувашской Республики.

                                             Ход игры:

 Доброе утро, уважаемые ребята, гости и зрители! Мы рады приветствовать вас в нашей квест -путешествие по родному краю «Сокровища Улыпа»

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть свой чудесный, замечательный уголок на земле – место, где он родился.

Воспитатель: Ребята, какие для вас самые дорогие слова?

Дети: Мама, родная земля, родной дом.

Воспитатель: И таким родным домом для нас является наши Чебоксары. Жить на родной земле – это счастье!

.  Я вам прочитаю отрывок из стихотворения М. Юхма.

Светит солнышко над тобой,-

Светит, радостный город мой!

Ты знаком нам с детства,

В каждом нашем сердце-

Шубашкар мой, город родной!

             Город мой,

             Он цветёт,

             В его воздухе

             Липы и мёд!

             Славный город

             Над Волгой родной,

             Мой любимый родной!..

Какие замечательные и проникновенные слова подобрал поэт.

 Все начинается с малого: с семьи, со своего рода, с любимого села или города, родного края… Невольно вспоминаются слова Льва Николаевича Толстого: «Ты помни, мира не узнаешь, пока не знаешь края своего». Чтобы узнать мир, мы должны изучить историю и культуру своего родного края. А сегодня мы покажем сами себе и нашим гостям, что свой край мы знаем хорошо.

Воспитатель: А в каком мы городе живём?

Дети: Чебоксары.

Воспитатель: Ребята, а как называются люди, живущие в Чебоксарах?

Дети: Чуваши.

Воспитатель: Правильно. А хотите отправиться в квест— путешествие по нашему городу, но не на поезде и не на самолете, а с помощью компьютера, и путь нам укажет вот эта стрелочка. На каждой остановке мы будем находить буквы, а в конце путешествия мы эти буквы сложим и узнаем зашифрованное слово.

Но, чтобы отправиться в путь надо только сказать:

Стрелка, стрелка покажи.

Стрелка, стрелка укажи.

Итак, в путь.

Воспитатель: И наша первая остановка: «Герб и флаг Чебоксар».  Ребята, а вы знаете, что такое герб?

Дети: герб – это символ государства.

Воспитатель: герб – это эмблема государства, то есть условное изображение идеи в рисунке.  

 На столе лежат пазлы с фрагментами герба города Чебоксар. Вам нужно собрать его и назвать элементы, которые на них изображены, и рассказать, что они означают.  (Воспитатель вместе с детьми проверяет, правильно - ли собраны картинки, дети по ходу называют каждый элемент.)

Воспитатель: Какие вы молодцы. Все справились с заданием.

 На гербе города Чебоксары изображены:

- "Пять серебряных уток", которые означают стремление к свободе и достижение поставленных целей. Голубое поле означает красоту, ясность, мягкость и величие города Чебоксары.

- Дуб, любимое дерево чуваш, означает силу, вечность, крепость.

- Эмблема "Три серебряных дуба" - эти три силуэта означают существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем.

- Три четырехлучевые восьмиугольные звезды описывают девиз чебоксарцев: "Были, есть и будем".

 Основной цвет флага белый. В центре расположен герб города, окаймленный венком хмеля, и три солнца над гербом. 

Воспитатель: За выполненные задания — вот ваша первая буква «У».

Ну что ж, а мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке:

Все вместе:

       Стрелка, стрелка подскажи.

Стрелка, стрелка укажи

Воспитатель: Вторая остановка: «Улицы нашего города».

Ребята, а вы, знаете, каков он, этот народ, живущий в этом городе, всегда можно понять, походив по её улицам.

С высоты волжского утёса город кажется сказочной птицей, летящей, расправив свои могучие крылья.

На экране будут появляться улицы Чебоксар, а мы будем их рассматривать и называть.

1.В честь этой улицы назван выдающийся писатель? Его называют» Улып Чувашской Литературы». Он написал много книг о человеке труда и о рабочих руках. (Алексей Талвир)

2.А этот проспект назван в честь создателя чувашской письменности и литературного языка, историком, фольклористом, переводчиком, издателем первых книг? Посмотрите внимательно на экран, какой знакомый проспект. (пр. И. Я. Яковлев)

3.Ребята, вспомните пожалуйста куда мы свами любим ходить подышать свежим воздухом. Посмотрите на слайд. Конечно в парк. Как он называется? (парк Б.И. Гузовского). Этот человек внёс значительный вклад в науку о лесе. Именно он посадил леса, которые тянутся вдоль нашей реки Волги.

4.А эта улица находится, где дорога идёт на Чебоксарский аэропорт. (улица Бичурина). Его называют светильником разума. Он впервые создал китайско-русский словарь.

Ребята мы с вами посмотрели малую часть улиц нашего города. А их у нас очень много. Названиями улицы, проспектов и площадей хранят свою историю, обычаи и традиции народа. Чебоксарам в этом отношении повезло. Город хранит память предков.

За выполненные задания — вот ваша вторая буква «ЛЫ

 А мы сейчас с вами немного поиграем в чувашскую игру «Сирелер». «Расходись!» («Сирелер!»)

Среди игроков выбирается водящий, остальные встают в круг и водят хоровод. Водящего выбирают считалкой:

Ты – идёшь, Ку – каять,

А ты – беги, Ку – чупать,

Ты – стоишь, Ку – юлать,

А ты – води. Ку – тытаканни пулать.

Водящий стоит в середине круга и неожиданно говорит: «Расходись!» («Сирелер!»). Игроки разбегаются, водящий их ловит. Водящий осаливает игроков касанием руки. Пойманный игрок становится водящим. Если водящий никого не поймает, то продолжает водить.

 А мы отправляемся дальше путешествовать, обратимся к нашей стрелочке.

Все вместе:

Стрелка, стрелка подскажи

Стрелка, стрелка укажи.

Воспитатель: Третья остановка: «Национальная кухня» «Лишь травмы нет от пищи, - сказано в древней чувашской «Книге судьбы», - а остальные, даже простуда, от неправильного питания». Потому чуваши, хотя и не особо привередливые в застольях, всегда внимательно относились к своей кухне. В основном чуваши вместо сахара использовали мёд из собственной или соседской пасеки. Поэтому их дети не знали, что такое зубная боль. Цельное молоко пили маленькие или больные дети. А из самого молока делали творог, сметану, кислое молоко, масло, сырки. Главным напитком чувашей была родниковая вода. А сейчас мы с вами вспомним, какие блюда чувашской кухни вы знаете.

Посмотрите на экран.

-Это блюдо делают из субпродуктов, туда входят сердце, легкие, печень? Правильно, это Какай- шурпи.Это национальное чувашское блюдо готовится из субпродуктов. В его состав входят говяжьи или свиные ноги, сердце, лёгкие, печень, рубец.  На стол подаётся горячим в глубокой тарелке.

-А для этого продукта используют бараний желудок и мякоть баранины? Конечно –это Шӑрттан. Для приготовления этого своеобразного мясного блюда понадобятся: бараний желудок; мякоть баранины; чеснок; перец чёрный молотый; соль поваренная; лавровый лист. Желудок тщательно промывают и заполняют подготовленным мясом, солят, добавляют чеснок, лавровый лист, а затем отверстие нужно зашить нитками, положить на промасленный противень и поставить запекаться примерно на 4 часа. Подаётся шӑрттан на стол горячим.

-Дрожжевой пирог из картофеля, свинины и лука, как называется? Да, правильно. Хуплу.  Это чувашское блюдо представляет собой дрожжевой пирог с начинкой из картофеля, свинины и лука. Чтобы его испечь, нужно подготовить следующие ингредиенты: дрожжевое тесто; мякоть свинины; лук репчатый; картофель; яйца куриные; соль поваренная; перец чёрный молотый. Это блюдо можно также приготовить с начинкой из гусятины или утятины.

-А этот продукт является древним видом печенья?

 Йӑва (колобок) - являлось древним видом печения, что подтверждается культовым характером его потребления. Прежде всего употребление йaва имело связь с культом плодородия скота. Йaва было принято есть на празднике сурхури, чтобы обеспечить плодородие овец. Ели йaва с молитвой: «Турa, eрчет сурaхсене, йaва чухлe пeр карта сурaх пултар» («Боже, умножь число овец, пусть в скотной карде будет столько овец, сколько йaва.

Искусство приготовления пищи связано с бытом и культурой, обычаями образом жизни народа. Интересна чувашская национальная кухня со своими излюбленными блюдами, традиционным убранством стола, манерой угощения. Тысячелетиями по крупицам собирался коллективный опыт наших предков, утвердилось понятие «чувашский вкус». Поэтому чувашу «какай шӳрби» кажется вкуснее русской окрошки, а «шӑрттан» - грузинского шашлыка сациви, «шаркку» - узбекского плова…

Национальная кухня всегда складывается из образа жизни народа. Без преувеличения можно сказать, что национальные блюда родного края для нас – не только еда, но ещё и символ тепла, уюта, отдыха.

Какие вы все молодцы. Вот вам остальные буквы «ПА»

Сейчас мы все вместе сложим буквы и скажите какое слово получилось. Правильно. «УЛЫПА». Знаете, кто это?

Это чувашский богатырь, он самый великий среди героев, каких знала земля. Прославивший свой чувашский народ и весь человеческий род.

 Хотите услышать легенду о первом путешествие» Улыпа».

«Быстро рос Улып. К семи годам стал настоящим богатырём. С малых лет ему не сиделось дома. Подолгу он пропадал часто в степи, в ущельях гор…Однажды Улып решил дойти до конца широкой степи и узнать, что за племена живут там, куда он до сих пор не ходил. Одел свои широкие шаровары, обулся в лапти и пошёл на север. По пути попался ему действенный большой лес. Деревья мешали Улыпу шагать, цеплялись ветвями за штаны, за лапти, несколько раз он споткнулся и чуть не упал, рассердился тогда Улып и стал вытаскивать деревья прямо с корнями. За несколько минут он раскорчевал так много деревьев, что сделал себе широкую просеку и пошёл по нему дальше на север. Лес кончился, опять началась степь. И тут Улып почувствовал; что-то мешает ему идти. Оказывается, когда он выкорчевал лес, комья земли попали в лапти. Поняв это, Улып сел на землю, разулся и высыпал из лаптей всю землю.И образовалась на том месте два больших кургана, которые чуваши до сих пор называют УЛЫП ТАПРИ- ЗЕМЛЯ УЛЫПА.»

Какая интересная легенда, правда ребята. Всё это великое достояние чувашского народа, уходящий своими корнями в историю, в глубь живого, земного, человеческого. Легенды и мифы, родились на земле Чувашии давным –давно. Сочиняя их, люди говорили о своих радостях, бедах, надеждах. Из уст в уста, из поколения в поколение передавалась эта мудрость народа и дошла до наших дней.

Заключение

Вот и закончилось наше квест –путешествие, мы узнали много интересного и полезного, расширила свои знания о родном крае.

 Мы – молодое поколение будем стараться соблюдать культуру наших предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения в форме квест-путешествия «Путешествие на лесную полянку»

               В рамках проведения Всероссийского конкурса «Региональное мероприятие первого Всероссийского экологического детского фестиваля», с целью ф...

Фотоотчет развлечения в форме квест-путешествия «Путешествие на лесную полянку»

               В рамках проведения Всероссийского конкурса «Региональное мероприятие первого Всероссийского экологического детского фестиваля», с целью ф...

Конспект квест- путешествия по карте по теме «Путешествие по Самарской области» (для детей 6-7 лет)

Вид путешествия: путешествие по карте.Виды деятельности детей (по ФГОС ДО):·   познавательно–исследовательская деятельность, изобразительная деятельность....

квест-путешествие по экологическому воспитанию "Путешествие в зимний лес"

квест-путешествие по экологическому воспитанию...

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ» РАЗВЛЕЧЕНИЕ В ФОРМЕ КВЕСТ-ПУТЕШЕСТВИЯ.

занятие цель которого- воспитание любви к природе, дать ребятам понятие целостности окружающего мира и заботы о нем....

Земля улыпа.

ЗЕМЛЯ УЛЫПА . По рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда людей на нашей чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса, — с южных Арамазейских гор спустил...

Конспект интегрированного занятия «Ознакомление детей с книжной графикой иллюстратора В. Бритвина по сюжетам чувашской народной сказки «Земля Улыпа»

В ходе занятия предполагается повышение интереса детей к книжной графике, как к одному из видов искусства, развитие познавательной активности и обогащение речевого словаря старших дошкольников. Ознако...