ПРОЕКТ "ПРАЗДНИК "ШАГАА""
проект (младшая группа)

Оюн Чодураа Владимировна

В этой работе описывается праздник "Шагаа":игры, обряды, традиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_proekta.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 города Турана Пий-Хемского кожууна

Проект

на тему:

ПРАЗДНИК «ШАГАА»

Проект разработал:

воспитатель  второй младшей группы

  Оюн Чодураа Владимировна

 

Туран 2018г.

Тема: Праздник «Шагаа»

Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный.

Вид проекта:  групповой, семейный.

 Сроки проведения:  февраль 2018год

Участники проекта: дети второй младшей группы и родители

 Возраст детей: 3-4 года.

Проблема: современные дети мало знают о празднике «Шагаа».

Цель: Приобщение детей к культуре, к традициям через праздник «Шагаа»

Задачи проекта: 

Для воспитанников:

  • Дать первоначальные знания о празднике «Шагаа»
  • Развивать у детей творческую познавательную активность, любознательность.
  • Воспитывать  интерес и любовь к традиционному народному празднику «Шагаа».

     Для воспитателя:    

  • Формировать у подрастающего поколения чувства  национальной   гордости за родной язык и культуру.
  • Включить в целостный педагогический процесс разнообразие форм и методов работы по формированию патриотических чувств к родному краю.
  • Обогатить предметно-развивающую среду  группы по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • Применить значимость проблемы к проявлению творческой              активности, инициативы в подборе форм, методов  в работе с детьми и их родителей.

 

Актуальность  проекта:

Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости.

Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в первую очередь, в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру другого народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов, проживающих на территории нашей республики, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Ожидаемые результаты:

  • Дети должны знать и читать  стихи наизусть на родном языке.
  • Дети должны разучить пальчиковые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры.
  • Учить детей правилам игры.

Методы и формы работы  с родителями по реализации проекта:

  •  Индивидуальные консультации  и беседы с родителями о предстоящем проекте.
  • Совместная подготовка индивидуальных проектов: «Тувинские национальные блюда из молока», «Тувинский  чай с молоком».
  • Создание лепбука
  • Организация конкурса – выставки «Поздравительная открытка, посвященная празднику «Шагаа»».

     

Этапы проекта

Подготовительный этап 

  • Довести до детей и их родителей важность проблемы. Провести родительское собрание, консультации и беседы.
  • Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу, иллюстрационный материал по данной теме.
  •  Подобрать материалы для создания лепбука.

2. Первый этап проекта (первично-ознакомительный)

  • Дать первичную информацию о культуре и традициях родного края   путем игр, пальчиковых игр, стихов и песен.
  • 1. Чтение стихотворений, прибауток, загадывание загадок.
  • 2. Разучивание с детьми песен, потешек, коротких стихотворений.
  • 3. Рассматривание картин и проведение бесед о Республике Тыва, просмотр видеороликов о праздновании «Шагаа».
  • 4. Знакомство с подвижными играми.

3. Второй этап проекта

Разделы работы

        Цель

Содержание  

Игровая деятельность.

Настольно-печатные игры.

Словесные игры

Художественно-эстетическая деятельность

Музыкально-театрализованная деятельность.

развивать у детей самостоятельность в игре;

учить коллективной игре, быть внимательным и играть по правилам игры.

учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память

совместная работа с родителями

 слушали музыку, пели песни

«Скачки»

«Закидывать аркан»

«Аскак- кадай»

«Тевек»

«Кажык»

«Домино»

«Арбай-Хоор»

«Матпаадыр»

«Чадыр»

«Чылгычылар»

 

Открытка, посвященная празднику «Шагаа-2018»

Рисовали узоры

«Чай тувинский с молоком»

«Шагаа, шагаа!!!»

Продукты проекта:

-фотоматериалы,

-проектная папка,

- выставка работ,

- создание лепбука.

Задание 1. Подвижные игры и настольно-печатные игры.

Картотека подвижных игр

Настольно-печатные игры: кажык, даалы (домино). 

Словесные игры

 Физминутки с движениями

Дымырааш чаъс дым-дым      (салааларынын баштарын оочурлап партаны соктаар)

Суггур чаашкын дадыр-дадыр  (дургедей бээр)

 Чаашкын тонген дым-дам (оожургай бээр)        

Чырык, чылыг хунчугежим унуп келди           (адыштарын ажыдып,хаар) 

 Чараш даштар чыып ойнап        

 (ийи будун эгинге денней тургаш, бутар бурузунче оочураайы-биле донгаяр)

Чаштар бистер хоглеп тур бис   

 ( ийи холду ору кодургеш денге чаяр)

Чажыттарым бээр-бээр               

 (ийи холду оочурлап чаяр)

Чаржып,шурап  ойнаал!         

 (ийи буттарынын кырынга шураар)

Бо ачам      (улуг эргек)

Бо авам      (айтыр салаа)

Бо угбам    (орта салаа)

Бо акым     (оочурлап базар)

бо мен  …(бичии салаа)

Найыралдыг ог- буле бис

 (чудуруктанган холду нугуур)

Ала-шокар дииспейим             

 (бажын ол-бо талаларынче чаяр)

Арнынбо-ла чугган орар        

  ( арнын чуурун оттунер)

Тенектенип ойнай бергеш       

 (олуруп, туруп, бутар баштарынга халыыр)    

Тура дужер, ора дужер, дидиредир халыгылаар.

 

Ажыл кылыр холдарым бо     

  (холдарга сула шимчээшкиннер)

Санаар, чуруур салааларым      

   ( салааларны санай коргузер)

Халыыр, шураар,кашпагай           

  (бут баштарынга чиик халыыр)

Хаттан дурген буттарым

Чаржып баткан хемнин суунга 1-2-3

(холдар биле чалгыгларны оттунуп коргузер)

Чаштар бистер чуннуулунар  ( холдарны чунган кылды ркоргузер)

Арным, бажым, кулактарым

Арыг-силиг кадык болур                       (айтып коргузер)

 

Пальчиковая игра « Арбай-Хоор»

Матпаадыр паштанзын,

Бажы-курлуг маназын.

Ортаа-Мерген одагланзын,

Уваа-Шээжен уруктазын,

Биче-Моомей буурек-баарак чизин,

Чээрген-чаарган чыгзын.

Арбай хоор, арбай хоор!-дээр

Оон соонда адыш ортузун кижиргендир дырбааш, олурган эжинин чудуруунун кырынга бодунун адыжы-биле салбышаан, дынзыг туткаш: « Чуп-чудурук»-дээр, билээн туткаш- «бип-билек», кырызын туткаш - «кып-кыры», чарнын часкааш « чап чарын» дээр. Оон ол кижинин холун ору кодуре аарак колдуун « тас колдук-колдук» дээш, кичигелээр.

Пальчиковая игра «Чылгычылар (табунщики)».

Показывая на большой палец:

– Матпаадыр (большой палец) караулит.

Показывая на указательный палец:

– Бажы-курлуг (указательный палец) кухарничает.

Показывая на средний палец:

– Ортаа-мерген (средний палец) костер разводит.

Показывая на безымянный палец:

– Уваа-шежен (безымянный палец) ловит.

Показывая на мизинца:

– Биче-мөөмей (мизинец) вареные почки ест.

Пальчиковая игра «Чадыр (шалаш)».

В эту игру играют вдвоем. Один из игроков пальцами делает «шалаш» (соединяет кончики пальцев правой и левой руки). Другой, показывая на «шалаш», спрашивает:

– Что это у вас?

– Это мой золотой дворец.

Показывая на соединенные пальцы, спрашивает:

– Что это у вас?

– Это комнаты моего золотого дворца.

Показывая на каждую «комнату» по очереди, спрашивает:

– Можно ночевать в этой комнате?

Каждый раз получает отказ. Разрешение получает по последней «комнате». Когда «вошел» в разрешенную «комнату», хозяин спрашивает:

– Зачем пришли?

– Табунщики убили зайца, хотел попросить котел для варки его мяса.

– Моя злая собака кушает, если она пустит возьми.

Тогда «гость» со словами «можете ли поймать меня? » старается вырваться из «шалаша», тот старается удержать его. Затем меняются ролями.