Этнокультурное воспитание дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа)

Теплых Оксана Николаевна

Целью педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности у дошкольников является воспитание гражданственности в подрастающем поколении, ознакомление детей с историей, искусством, традициями казахского народа через праздники, развлечения, игры, занятия с использованием народной педагогики, элементов фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etno.docx58.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД № 36 С.МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО  РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                      ТЕМА: «Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста»

Выполнила музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад № 36 с.Месягутово

Теплых Оксана Николаевна

                                                     2019 год

Содержание:

1. Введение

2. Этнокультурное воспитание дошкольников

Актуальность

     Концептуальность

3.Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий

4. Приоритетные направления в работе по приобщению детей к истокам башкирской (русской) народной культуры.

5. Понятие этнокультурной потребности

6.  Роль родителей в этнокультурном образовании детей 

Этнокультурное воспитание дошкольников

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является:

- приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;

- воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразияДошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности. Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для:

- целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

- воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста.

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы:

- изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

- знакомство с русскими народными игрушками и играми;

- создание «Русской избы» (мини- играми музея в детском саду).

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая«Ладушки, ладушки»«Потягуни - потягушечки»«Кашку варили».

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар«Без труда и зайца не поймаешь»«Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»«Делу время – потехе час».

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники: Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками: Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей. Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развитияразвития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий

Актуальность

Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены к местным национальным условиям жизни, а именно, одним из основных принципов дошкольного образования является учёт этнокультурной ситуации развития ребёнка.

Идеи этнопедагогики и формирования национального самосознания детей и юношества — достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры, приобретают все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности.

В дошкольном возрасте необходимо организовать доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребенка. И на сегодняшний момент, по моему мнению, доминантой будет являться этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.

Именно поэтому на современном этапе одной из важных задач образовательных учреждений становится восстановление их этнокультурной функции. Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволит организовать в детском саду систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края на уровне доступном их пониманию.

Воспитательно-образовательный процесс при изучении этнокультурного компонента в дошкольном учреждении будет более эффективным и продуктивным посредством использования игровых технологий, которые включают в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Учитывая значимость и актуальность этой работы, определила основную цель своей работы: приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям родного края посредством игровых технологий.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Образовательные задачи

• Познакомить детей с мордовскими народными играми.

• Расширить представления детей о мордовских народных играх.

• Познакомить с традициями мордовского народа, связанными с играми.

• Прививать интерес к мордовским народным играм;

• Проанализировать технологию использования мордовских народных игр в работе с дошкольниками.

• Выявить степень эффективности проведения народных игр и их влияние на усвоение детьми национальной культуры.

Развивающие задачи:

• Развивать познавательный интерес к национальным играм.

• Развивать внимание, воображение, логическое мышление, наблюдательность.

• Развитие двигательной активности детей, выносливости, ловкости.

• Развивать умение у детей действовать по правилам.

• Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать уважение к культурному наследию.

• Воспитывать уважение к своей малой Родине.

• Воспитывать в детях интерес не только к мордовским играм, но и к культуре своего народа в целом.

• Воспитывать в ребенке чувство гордости и любви к тому месту, в котором он родился и живет.

        Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов).

Новизна опыта – ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором говорится, что педагог должен обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, а ведущее место среди которых отводится игре. Вся его деятельность основана на игре. Через все многообразие мордовских национальных игр, в которых содержатся огромные возможности для воспитания и развития личности, мы сможем приобщить детей к народному духовному наследию своего народа. Мы сможем выстроить методику приобщения детей к народной культуре, опираясь на народный опыт. Отобрать и проанализировать фольклорный материал (народные игры) и показать пути его включения в жизнедеятельность детского сада.

Развивая ребёнка в этнокультурной среде, акцентируется внимание на приобщении его к красоте и добру, на желании видеть неповторимость родной культуры, природы, на чувстве гордости, уважения и любви к малой родине, опираясь на следующие принципы:

- принцип регионального компонента;

- принцип научности и доступности понятий;

- воспитательный характер обучения;

- построение материала от простого к сложному;

- доступность;

- разнообразие материала;

- систематичность;

- совместная деятельность;

- активность.

Работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре и традициям башкирского народа не огранивает использование других технологий:

• технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

• технология исследовательской деятельности;

• технология проектной деятельности.

• информационно-коммуникативные технологии.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

На начальном этапе я начинала свою работу с того, что выявила степень сформированности у дошкольников игровых навыков. Для этого был проведен первичный мониторинг, который обозначил проблему и противоречие.

После изучения и отбора необходимого содержания из дошкольных методик был составлен перспективный план работы для детей дошкольного возрастаРаботая по этому направлению, я использовала различные виды деятельности.

Особое место здесь, конечно же, уделено играм – подвижным и дидактическим.

Совместно с детьми изучали и играли в мордовские подвижные игры, такие как«В белочек»«В гусей и волка»«В белочек»«В круги»«В волков»«В журавлей»«Колечко»«В петушка»«В платочки»«В ворону»«Солнышко и птички»«Шарага – Варага»«В слепую старуху».

Так же мною были модифицированы общеизвестные детям игры, с помощью которых я приобщаю детей к истокам мордовской национальной культуры«Цифровые пазлы»«Угадай национальный костюм»«Сложи узор»«Лото»«Наряди куклу»«Знатоки»«Назови на мордовском языке»«Чудесный сундучок»«Собери из частей целое». Эти игры воспитывают в детях интерес не только к мордовским играм, но и к культуре своего народа в целом.

Организовывала показ сказок, презентаций, что позволяет нам донести до детей нравственные ценности мордовского народа, колорит его обычаев («Лиса и медведь»«Дуболго Пичай»«Портной, медведь, черт и Вирява»«Сыре –варда» и другие).

Знакомила детей с различными жанрами художественной литературы: рассказом, стихотворением, сказкой. Среди них самым любимым детьми является сказка. Вместе с детьми обыгрывали литературные произведения («Мышь и сорока» «Лиса и медвель» и другие). Это позволяет сформировать интерес к мордовской национальной культуре, к ее традициям.

Для лучшего понимания народного слова разучивала с детьми потешки, пословицы, поговорки. С огромным интересом дети отгадывали мордовские загадки.

Рассматривала с детьми книжные иллюстрации, репродукции (рассматривание мордовского национального костюма, мордовского узора) что позволило донести до детей самобытность и колорит мордовского народа.

В процессе знакомства дошкольников с культурой и традициями родного края проводились беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя («Моя Мордовия»«Игры моего народа»).

На базе нашего детского сада проводилось районное методическое объединение педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района на тему: «Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с учетом ФГОС ДО» где мною проводилось открытое занятие«День рождение Алдуни», в котором дети знакомились с культурой и традициями мордовского народа через игровые технологии.

Так же на уровне дошкольного учреждения мною было показано открытое занятие на тему«Мой край-Мордовия моя», целью которого было закрепление знаний детей о культуре мордовского народа.

Для детей была организована экскурсия в краеведческий музей МОУ «Александровская СОШ», где дети познакомились с мордовской избой, ее убранством, с предметами быта, которыми пользовались наши предки.

Работа по данной теме подразумевает взаимодействие с родителями. Для родителейразработаны были консультации«Воспитание игрой», «Использование различных видов игр в этнокультурном развитии дошкольников», «Этнокультурное воспитание в условиях семьи». Проводилось анкетирование на тему: «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома?». Создана картотека игр для родителей, в которые они могут играть с детьми дома.

Я считаю использование данных методов и приемов в практике работы с детьми по приобщению к культуре и традициям родного края эффективными и оптимальными.

Ведущая педагогическая идея – грамотное использование игровых технологий позволило существенно повысить знания детей в области этнокультурного компонента культуры родного края, так как познавая окружающий мир во всём его многообразии, ребёнок получает представления о действительности, усваивает ценностное отношение к ней. Содержание игр этнокультурной направленности определяется взаимообусловленными составляющими этноса: языком, национальной одеждой, обрядами, традициями, народным творчеством. В играх легко интегрируется разнообразное содержание этнокультуры. То, что знакомство с элементами этнокультуры осуществляется в игровой форме, а не в дидактическом занятии, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти.

Анализ результативности опыта

Таким образом, видно, что проводимая работа по теме «Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» способствует привитию интереса к культуре и традициям родного края, выявилась положительная динамика показателей приобщения детей к мордовской культуре в процессе ознакомления с играми. Дети на эмоциональном уровне испытывают любовь и привязанность к своему родному краю, к селу, родному дому, детскому саду. С большим удовольствием они стремятся изучать и знать как можно больше о своей малой Родине.

Семья является главным источником народных традиций, поэтому мы заинтересовали родителей проблемой приобщения детей к культуре и традициям родного края. Хочется отметить, что мы добились хороших результатов: родители вовлечены в игровую деятельность, оценили всю значимость игры в жизни ребенка, а так же стали больше проявлять интерес к деятельности детского сада по приобщениию детей к национальной культуре. Объединены усилия педагогов и родителей при организации работы по приобщению к национальной культуре.

Работа по данному направлению существенно улучшила предметно-пространсвенную среду группы, которая позволила ребенку ощутить связь с историческим прошлым.

Разработано большое количесво игр, по ознакомленю дошкольников с культурой родного края- «Лото»«Цифровые пазлы»«Чудесный сундучок»«Назови на мордовском языке»«Угадай национальный костюм»«Сложи узор»«Знатоки»«Наряди куклу»«Собери из частей целое». Данные игры были собраны в единое целое и представлены в виде лэпбука «Мордовская мозаика» на районный конкурс «Понарошкин мир», в котором я стала победителем в номинации «Познаю мир».

Практическая значимость:

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении более эффективным и продуктивным, создает

необходимый эмоциональный фон, способствует лучшему усвоению

материала, отвечает возрастным требованиям.

Возможность тиражирования

Данный педагогический опыт предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, имеющих разный уровень педагогического мастерства.

Работа по данной теме демонстрировалась на районных методических объединениях педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района; районных конкурсах «Поиск. Технология. Успех»«Образовательные проекты»; в педагогических чтениях на базе МКУ «ЦИМОМОУ» Лямбирского муниципального района; на республиканской конференции «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста». Опыт работы опубликован на персональном сайте Панковой Екатерины Николаевны; Международном образовательном портале MAAM.RU; сайте МБДОУ. Разработано методическое пособие «Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре, посредством дидактических игрразработанных на основе мордовской культуры».

Приоритетные направления в работе по приобщению детей к истокам башкирской (русской) народной культуры


1.Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками. Загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевностью детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

.Большое место должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

.Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Знакомство с традициями и обычаями рядом живущих народов - одно из направлений работы по этнопедагогике. Занятия развивают у детей уважение к старшему поколению, ко всему окружающему его миру, к своему внутреннему «Я». Ненавязчивое, но постоянное предложение правил этикета и приобщения через адаптационные процессы к изменяющимся условиям внешней среды межпредметного общения дают ребенку широкий диапазон навыков для формирования национального самосознания, уважения к себе, родственникам, окружающим людям, родителям, воспитания патриотизма к своей Родине.

Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако, не всё к этому сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

этнокультурный обучение воспитание доминантность


Заключение


Мадест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации.

В наши дни, когда дети большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка со взрослыми и, самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей.

Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народных обычаях, о народной культуре, страдают нравственные устои! «Дети и народная культура». «Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремесла народа. Историческое время и повседневная жизнь отсеивают все, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера и здравому смыслу. В глубинах народного бытия рождались неписаные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее. Интонационная, пластическая, музыкальная, танцевальная, педагогическая, трудовая культура каждого народа - это не «музейное», а живое, творческое явление, которое должно развиваться поступательно и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Велика ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность, уникальность социально - исторического опыта народа и являются оптимальными.

Дети, их жизнь и творчество - это феномен в культуре каждого народа, требующий пристального внимания, комплексного изучения, научно-практических рекомендаций и их внедрения в реальную современную жизнь подрастающего поколения.

Понятие этнокультурной потребности


Все высшие духовные потребности человека - в познании, самоутверждении, самовыражении, безопасности, самоопределении, самоактуализации - это стремления к развитию, самоусовершенствованию Чтобы человек мог удовлетворить свои потребности, необходимо создать ему соответствующие условия: свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт.

Социальный комфорт в обществе будет в случае, если будет удовлетворяться потребность в своем родном языке и культуре. Этнокультура - от слов «этнос», что значит «народ», и культура (лат.-)совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру: в более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни людей.

В настоящее время большое внимание стало уделяться воспитанию на народных традициях, распространению идей этнопедагогики, приобщению детей к сокровищам народных культур с целью возрождения, сохранения и развития неиссякаемого источника мудрости и исторического опыта народа, формирования национального самосознания детей и юношества - достойных представителей своего этноса, носителей своей национальной культуры.

Многие даже не подозревают о своих этнокультурных потребностях, не знают, какие национально-культурные и языковые услуги могут оказать государственные образовательные структуры, неформальные организации.

Механизм потребностей настолько силен, что если они не удовлетворяются в положительной, прогрессивной сфере развития, то обращаются к отрицательной сфере (правда - ложь, любовь - эгоизм, терпение - раздражительность, трудолюбие - лень).

Сегодня общество не предоставляет достаточного пространства для удовлетворения всего диапазона потребностей ребенка в положительной сфере, более того, некоторые актуальнейшие потребности детей игнорируются. Эмпирически обосновано, что важно учитывать: есть ли у конкретного индивида потребность в своей национальной культуре и языке, есть ли у него стремление овладеть ими, в конце концов, желание идентифицировать себя со своим народом.

Известно, что язык и культура не разделимы. Это ведет к тому, что мир той страны, в котором живут и играют дети, говорящие на другом языке, остается для ребенка чужим и закрытым, причем на долгое время. Именно поэтому в центре внимания в процессе обучения и воспитания должны быть факты и явления не взрослой, а детской культуры.

В наше сегодняшнее время нельзя не забывать о народности и национальном характере образования, который является одним из главных принципов его развития. К. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», он высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…»

Народное воспитание - это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остается объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Следует, однако, принять во внимание, что педагогическое воззрение народа, сложившееся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в известной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт с детьми не всегда был осознанным. В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать все лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека.

С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического творчества, как итог своеобразного исторического народного педагогического эксперимента. До сих пор являются поучительным, вдохновляющим примером выработанные народными воспитателям и приемы и методы трудового, нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания.

Народная педагогика имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи. В этих условиях активно взаимодействует не только прямая, но и обратная связь. Современная теория педагогики, обогащенная народным опытом воспитания, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры.

Удовлетворение той или иной потребности происходит в процессе деятельности. Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. Нелинейно в силу различных причин, а в значительной мере от недостатка или отсутствия знаний и умений у ребенка в соответствующей сфере самоусовершенствования. Почувствовать и постигнуть важность соблюдения этических правил, определить свою моральную позицию поможет целенаправленная деятельность воспитателя, которую можно организовать системно.

Но вернемся к выше названным потребностям. Механизм удовлетворения этих потребностей - познание, испытание и реализация своих возможностей. Потребность направляет эту деятельность, буквально ищет возможности (объекты и способы) своего удовлетворения. Именно в этих процессах удовлетворения потребностей и происходит присвоение опыта деятельности - социализация, саморазвитие личности. Процессы саморазвития происходят самопроизвольно, спонтанно (случайно).

Роль родителей в этнокультурном образовании детей 

Этнокультурное образование – это образование, направленное на защиту и развитие этнокультурной идентичности дошкольника, приобщение к родному языку и культуре своего народа.

Основная цель этнокультурного образования – это воспитание духовно-нравственной личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей семьи, этноса.

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано народом за его историю.

 Жизнь в русле родной культуры очень важна для ребенка - дошкольника, так как в этом возрасте ребенок начинает познавать мир. Интерес к своим народным корням у ребёнка возникнет только тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Поэтому на протяжении многих веков мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка.

Цель этнокультурного воспитания в семье - приобретение детьми понимания смысла жизни и выработка жизненной позиции с детских лет. Семья является каналом формирования у детей потребности в своей национальной культуре, в языке, стремления идентифицировать себя со своим народом. Семья воспитывает гражданское отношение к истории родного края, духовно нравственным ценностям своего народа, национальным традициям как части мировой культуры.

Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знания в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.  Семья, где основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями, является мощным фактором, влияющим на развитие личности детей и на их последующую судьбу.

Одной из самых эффективных форм воздействия на ребенка в семье были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных народных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Народные Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами – возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие– и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

Также в семье используются перешедшие от взрослых в детский быт разного рода приговорки– обращение к улитке – «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, телёнке, о птицах – журавлях, воробьях, воронах и т.д. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором – «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, Масленица, Крещение, Святочные вечера, Покров, Святая Пасха, Красная горка.

Родители также являются активными участниками педпроцесса по приобщению детей к народным традициям в детском саду.

Цель совместной деятельности педагогов и родителей заключается в объединении детей, родителей, педагогического коллектива детского сада в коллектив единомышленников, который решает следующие задачи:

- повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода;

- организация встреч с мастерами народных промыслов и интересными людьми ;

- пропаганда здорового образа жизни;

- проведение национальных праздников по народному календарю;

- организация совместных выставок, концертов;

- участие в городских  мероприятиях;

Педагог должен правильно донести до родителей роль этнокультурного воздействия на детей. Сотрудничество детского сада с семьей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

К коллективным формам работы относятся родительские собрания, дни открытых дверей, утренники, выставки поделок и рисунков дошкольников, народные праздники.

Индивидуальные формы работы - консультации и беседы, поручения при подготовке к проведению праздников, открытых занятий, организации развивающей среды, например: оформление казачьего уголка в группе:

  • с помощью родителей изготовлен казачий курень, обшиты куклы, в дальнейшем планируем собрать и пополнить уголок казачьей утварью, оформить семейный альбом, оформить справочник-словарь старинных казачьих слов),
  • совместная с детьми творческая деятельность (разучивание казачьих песен, стихов, поговорок, выражений, игр, чтение казачьих сказок),
  • помощь в организации экскурсий, походов.

Для достижений поставленных целей в этнокультурном воспитании детей каждый  педагог должен:

- уметь создавать условия неформального общения, способствующего проявлению инициативы, активной позиции родителей;

-  уметь влиять на общение, отношения между людьми;

- уметь строить взаимоотношения на основе общения на равных: педагог, родитель, дошкольник;

- формировать интерес к народной культуре, развивать механизм  самообразования родителей;

- развивать у взрослых интерес к совместному проведению времени с ребенком.

Благодаря совместным действиям детского сада и семьи можно добиться хороших результатов в воспитании национального самосознания у воспитанников. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Заключение

М. П. Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации.»

В наши дни, когда дети большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит общения ребенка со взрослыми и, самое страшное, с родителями, - наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей.

Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народных обычаях, о народной культуре, страдают нравственные устои! «Дети и народная культура». «Традиционная культура каждого народа уникальна и необъятна. Тысячелетиями складываются мировоззрение, жизненный уклад, нормы поведения, искусство и ремесла народа. Историческое время и повседневная жизнь отсеивают все, что противоречит экологическим, климатическим условиям, складу национального характера и здравому смыслу. В глубинах народного бытия рождались неписаные правила, формировались законы сохранения здоровья народа, продолжения рода, его обращенность в будущее. Интонационная, пластическая, музыкальная, танцевальная, педагогическая, трудовая культура каждого народа - это не «музейное», а живое, творческое явление, которое должно развиваться поступательно и включаться в современную жизнь подрастающих поколений. Народная культура донесла до наших дней древние традиции, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Велика ценность народных традиций, ибо они определяют самобытность, уникальность социально - исторического опыта народа и являются оптимальными.

Дети, их жизнь и творчество - это феномен в культуре каждого народа, требующий пристального внимания, комплексного изучения, научно-практических рекомендаций и их внедрения в реальную современную жизнь подрастающего поколения.

Список литературы:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий, сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов. Авторы- составители: Т. А. Бударина, Л. С. Куприна СПб. Детство -Пресс. 1999г.
  2. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет. Занятия, мероприятия, творческая деятельность. Автор-составитель: Ю. А. Вакуленко Волгоград издательство «Учитель» 2009г.
  3. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ. Авторы- составители: Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова. Учебно-методическое пособие. Москва: «Центр педагогического образования» 2007г.
  4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. Авторы - составители: О. Л. Князева, М. Д. Маханева СПб. Детство -Пресс. 1998г.

 «Этнокультурное воспитание детей в семье

Каждый народ велик своей историей и культурой, своей неповторимостью. Общечеловеческие ценности усваиваются не абстрактно, а через познание, усвоение национальных традиций, обычаев, многовековой культуры своего народа. Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей. Ребёнок не рождается ни русским, ни марийцем, ни татарином или мордвином, но он живёт и воспитывается в определённой этнической среде.

Первый человек, с которым ребёнок вступает общение - это мать. Он слышит её речь, язык, узнаёт других членов семьи, познаёт окружающий его мир. Постепенно ребёнок познаёт традиции, обычаи, устои своей семьи, а потом и своего народа. Он усваивает определённые нормы поведения, даёт оценку окружающему миру и самому себе. Лишь хорошо зная национальные традиции, многовековую культуру своего народа, человек сумеет понять и оценить, научиться уважать культуру других народов.

Так как родители и педагоги сотрудничают в процессе воспитания детей. Мы в свою очередь, в детском саду ведем свою работу. Федеральные государственные образовательные стандарты при планировании образовательного процесса, большое внимание уделяют этнокультурной ситуации развития детей. Процесс этнокультурного воспитания начинается с раннего детства. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство отражаются в содержании образования и воспитания детей уже с младших групп детского сада.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этнокультурная компетентность – это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности.

В дошкольном образовании этнокультурное воспитание более эффективна, если установлена тесная связь родителей с педагогами. В этом случае родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое значение. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

Так же в дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем. И это имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагоги и родители сами должны знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где они проживают.

В свою очередь при этнокультурном воспитании в дошкольном образовательном учреждении, первое дело, проводится работа с детьми, начиная с младшего возраста.

1. Оформление уголков группы в соответствии с возрастными особенностями детей; (оформляем с помощью родителей)

2. Занятия (аппликация, рисование, конструирование, просмотр, слайдов)​, беседы, развлечения со старшими группами.

3. Игры. Воспитываем чувства уважения и гордости у детей используя дидактические игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры», «Одень куклу».

4. Целевые прогулки. Просмотр мультиков народов Поволжья. Чтение художественной литературы​ и постановки сказок народ ​Поволжья.

Второе дело взаимодействие работа с родителями. Это у нас родительские собрания, консультации,​ оформление родительских уголков, совместные праздники, посиделки, индивидуальные беседы​.

В заключении хочется сказать словами замечательного писателя, публициста, создателя народной педагогики Василия Александровича Сухомлинского «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

«Особенности педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности у дошкольников»

Истоки возрождения культуры - в народных традициях. Вспомним, как
почитались у всех народов отец и мать, и самыми главными достоинствами человека всегда считались честность, уважительность, благородство, патриотизм и доброта. Высоко ценились мастерство н трудолюбие.

    У каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности. И наша прерогатива брать на вооружение замечательные традиции народа и широко использовать их. В этой связи, представляется возможность шире использовать народную педагогику.

     Целью педагогической работы по формированию этнокультурной компетентности у дошкольников является воспитание гражданственности в подрастающем поколении, ознакомление детей с историей, искусством, традициями казахского народа через праздники, развлечения, игры, занятия с использованием народной педагогики, элементов фольклора.

      Задачей является:

- заложение базиса высокой культуры через знакомство с образами
национальной культуры;

- воспитание интереса и уважения к традициям казахского народа,
любовь к языку своей Родины;

- обновление содержания нравственно-эстетического воспитания на
основе идей народной педагогики: колыбельные, потешки, пословицы,
поговорки.

       Принципы построения:

1. духовно-нравствен пая направленность (формирование эмоциональной увлеченности, заинтересованности тем, как подается ребенку);

2. От простого к сложному (программа усложняется от среднего возраста к старшему);

3. Интегрированный подход (связь с театрализацией, литературой, ознакомлением с окружающим музыкой, игрой, трудом);

4. Игровой принцип (позволение чувствовать себя раскованно, свободно, занятия не придерживаются строгого построения);

5. Вариативность (в зависимости от возраста детей, условий, развивающей среды, желаний).

       Основными средствами пропаганды и реализации педагогической мысли казахского народа как этноса, выступает родной язык, народное творчество, символика, традиции, обычаи, обряды, народные игры, пословицы, поговорки и загадки. Дошкольный возраст благоприятен в плане формирования у них симпатии и дружелюбия к разным народам. Осуществляя эти задачи, нужно широко использовать устное народное

творчество как важное педагогическое средство. Дети с интересом воспринимают народные игры, загадки, потешки, обычаи и традиции казахского народа. В подборе этого материала необходимо учитывать ряд методических требовании:

1. Для детей средней группы доступными являются малые фольклорные формы (потешки, считалки, народные сказки, ритуальные песни);

2. В старшей группе наряду с этим все большее место уделяется народным сказкам, крылатым выражениям, обычаям, ритуалам;

3. В подготовительной группе, кроме более сложного материала, используется такая форма работы, как театрализация, драматизация традиций и обрядов.

Практика этой работы показала, что дети легко обогащают словарный запас, заучивая и исполняя стихотворения и песни на казахском языке. Очень нравятся детям игры - драматизация и театрализация обрядов. Своеобразие этих приемов заключается в том, что по сюжету сказки или обряда детьми выполняются определенные роли и воспроизводятся нее события в их последовательное I и, кроме того, фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и духовно-нравс!пенного развития детей.

      В своей работе, как на занятиях, так и во внеурочное время я использую народное творчество. Практически на каждом занятии присутствует билингвальный компонент. Лексические темы наших занятий перекликаются с темами занятий государственного языка, например, при изучении темы «Домашние животные» мы закрепляли названия домашних животных на казахском языке, в следующих играх:

«Я цыпленок - балапан, зернышки клюю я сам»;

«Иг - собака, ты вставай и ребяток догоняй».

При изучении темы «Овощи - фрукты»:

«Ма-ма- это яблоко - алма,

Ма-ма - очень вкусное алма».

При изучении темы «Семья»:

«Эже наша очень добра.

Бабушка - Эже, я люблю тебя».

      Па занятиях мы используем потешки, как казахского, так и русского народов, проводим параллель, сравниваем.

Во второй половине дня через игру знакомимся с обрядами. Например, обряд «Колыбельная» (укладывание в кроватку) присутствует как у русского, так и у казахского народов.

«Баю-баюшки-баю...» «Элд|-элд1-ай...»

Обряд «Резание пут» используется и у русского, и у казахского
народов.

      Национальные обычаи, традиции, праздники дают огромную возможность для воспитания у детей гордости за свой народ, чувство благодарности к своим родителям. Заботы о них позволяют воспитывать детей добрыми, отзывчивыми. Народная мудрость, пройдя через века, не устарела.

Нам , воспитателям, нужно взять ценное из прошлого народа и использовать его в воспитании чувства патриотизма у детей, удачно связывая прошлое и настоящее.

        Используя новые современные методы, постоянно показывать старинные казахские обряды, напоминать и внедрять жизнь старинные традиции, возратить детей к семейным национальным праздникам. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и родным языком, необходимо разъяснять народные пословицы, заучивать мудрые изречения.

В этой связи основной задачей общественности, семьи, детского сада является воспитание гармонично развитой личности с национальной психологией, воспитанной на лучших традициях народной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре – одно из средств этнокультурного воспитания дошкольника

Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города.Но еще есть историческая память поколе...

Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания,   ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...

Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников/

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественн...

Сюжетно-ролевые игры дошкольников в этнокультурном воспитании дошкольников.

В данной статье рассмотрена роль сюжетно - ролевых игр в этнокультурном воспитании дошкольников....

Этнокультурное воспитание дошкольников путем приобщения к народным обычаям и традициям и культуре.

Формирование представлений детей о культуре и быте русского народа....

Формы работы по этнокультурному воспитанию дошкольников

Формы работы по этнокультурному воспитанию дошкольников...

Статья в районной газете "Огни Курумкана" "Этнокультурное воспитание дошкольников"

Статья в районной газете "Огни Курумкана" "Этнокультурное воспитание дошкольников"...