Методическая разработка смотра-конкурса "Югра - любовь моя!"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края - Ханты-Мансийского автономного округа через проведение смотра- конкурса "Югра - любовь моя!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Березка» п. Зеленоборск.

Методическая разработка

смотра-конкурса

«Югра- любовь моя!»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Гагарина Елена Анатольевна

Учитель – логопед МАДОУ д/с «Березка»

Арманшина Татьяна Сергазыевна

Воспитатель МАДОУ д/с «Березка»

п. Зеленоборск 2017 г.

Цель:

Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю через проведение  смотра-конкурса.

Задачи:

  • Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Ханты – Мансийского автономного округа - Югры.
  • Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
  • Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.
  • Закрепить умения воспитанников работать с маршрутным листом (картой).
  • Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов Ханты –Мансийского автономного округа - Югры.
  • Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
  • Взаимодействие с социальными партнерами г.п. Зеленоборск (Глава городского поселения Зеленоборск Набатов И. А., директор МОУ СОШ  Калугина О.М., директор МУК «Русь» Тырнова Т.В., заведующий филиалом межпоселенческой библиотекой Волкова И.А.)

Пояснительная записка:

    Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство малой  Родины. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство малой Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

    Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, поселке, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.

   В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края – Ханты-Мансийского автономного  округа. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной  культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом и краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через смотр-конкурс.

Актуальность темы.

   У каждого счастливого человека есть своя малая Родина. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом крае. Причем этому краю вовсе не обязательно быть столицей. Он может быть тихим городком, поселком и в то же время являться самым любимым местом на земле, так как с ним связано много приятных воспоминаний. У каждого любовь к малой Родине проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом крае,  композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя свою малую Родину, увековечивая память о ней на многие годы. Мы хотим, чтоб наши дети, родители, наше общество знало историю своего округа, гордилось им, и он для них стал бы любимым! Этот смотр-конкурс посвящается родному округу – Югре, который является Родиной наших воспитанников.

Ведущая педагогическая идея.

   Ведущая педагогическая идея– пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Севера через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами народов ханты и манси. Формировать у детей навыки доброжелательного отношения к представителям этого народа.

Сроки и место проведения.

Смотр-конкурс проводится 10 декабря 2017 г. в музыкальном зале МАДОУ «Детский сад «Березка».

Участники и условия проведения.

В смотре - конкурса принимают участие 2 команды старшей группы и 3 команды подготовительной группы детского сада. Каждая команда имеет свое название и отличительный элемент (это может быть головной убор, нашейный платок), соответствующий тематике конкурса. Смотр - конкурс проводится в течение 50 минут. На каждую станцию дается 10 минут. Член жюри каждой станции оценивает работу команды специальным жетоном. После прохождения всех станций команды возвращаются на подведение итогов в музыкальный зал. В группах поддержки и подготовки к смотру-конкурсу принимают участие сотрудники детского сада, родители участников и общественность.

Оборудование: музыкальная аппаратура, маршрутные листы на каждую команду, интерактивное оборудование, график движения детей по детскому саду, атрибутика соответствующая каждой станции, судейские карточки-жетоны, национальные костюмы.

Оформление:

Зал украшен выставкой народно - прикладного искусства народов Севера. В центре зала оформлен интерьер жизни, быта и природы народов ХМАО (чум, деревья, мох, бутафорский снег, сеть рыбацкая, куски меха, котел для еды, силуэты и фигурки животных).

Награждение:

Команды - победители за I, II, III места награждаются грамотами и сладкими призами, Грамотами отмечаются самые активные участники смотра-конкурса.

Предварительная работа:

1. Заучивание стихов, поговорок и пословиц о родном крае.

2. Беседы о достопримечательностях края, животном и растительном мире.

3. Цикл НОД о «Окружающий мир Югры», «Коренные  малочисленные народы Севера: культура и быт»

Ожидаемый результат.

Участники смотра - конкурса

- имеют представления о родном крае, символике, достопримечательностях, 

- имеют представления о жизни коренных народов Югры;

- умеют  творчески применять полученные знания, умения, навыки в игровой, художественно-продуктивной деятельности;

- умеют выступать перед аудиторией;

- владеют исследовательскими умениями наблюдать, сравнивать, анализировать, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, навыками поисковой деятельности;

- способны  организовать свою деятельность;

- знают животный и растительный мир своего родного края;

- чувствуют свою сопричастность к миру, осознают родовую связь с природой.

Программа Смотра – конкурса «Югра - любовь моя!»

Под веселый марш в музыкальный зал входят участники смотра-конкурса, их приветствуют приглашенные гости (глава городского поселения Зеленоборск Набатов И. А., директор МОУ СОШ Калугина О.М., директор МУК «Русь» Тырнова Т.В., заведующий филиалом межпоселенческой библиотекой Волкова И.А.). Представляется жюри и ответственные по станциям смотра-конкурса. Капитан каждой команды получает из рук ведущего маршрутный лист. (Приложение 1) Председатель смотра-конкурса объявляет начало игры. Каждая команда начинает движение по станциям согласно своему маршруту.

Станции смотра – конкурса «Югра - любовь моя!»:

1. «Кто, кто в городе живет?» (Приложение 2)

Назвать населенные пункты (города) ХМАО.

Назвать жителей предложенного города.

Показать герб…..

2. «Сказочно - загадочная» (Приложение 3)

Отгадать загадки народов севера (мансийские загадки).

Перечислить сказки народов севера.

Викторина по сказкам.

3. «Все обо всем» (Приложение 4)

Назвать традиционные виды деятельности коренных жителей Югры. (рыболовство, охота, оленеводство)

Назвать профессии людей, проживающих в нашем округе.

Собрать хантыйский орнамент.

4. «Развлекательная» (Приложение 5)

Организовать и провести национальную игру.

Произнести приветствие на языке хантов и манси.

Назвать национальные праздники обских угров.

5. «Угадай-ка» (Приложение 6)

Отобрать животных и птиц, населяющих ХМАО.

Викторина «Самый умный».

Подведение итогов смотра-конкурса «Югра - любовь моя!»

Награждение. (Приложение 7)

Литература.

  1. Мансийские загадки. Сост. Слинкина Т.Д., БУ ХМАО-Югры «Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок»-2-е изд., доп.- Ханты-Мансийск: Югорский формат,2015.
  2. Сказки, песни, загадки народов манси. Фольклорный сборник. Сост. Кумаева М.В., под ред. Слинкиной Т.Д., Соловар В.Н.; Деп. образования и молодежной политики ХМАО – Югры, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок. - Ханты-Мансийск: Югорский формат,2015.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по семейной педагогике: Родительская любовь.

Материал полезен родителям, воспитателям детского сада и студентам ВУЗа....

Методическая разработка "Проект ЛЮБОВЬ"

«Добро существует там, где его постоянно творят»Владислав Гжещик  ПРОЕКТ  «Что такое доброта? Это сердца высота!Работая в детском саду, я стала замечать , что у детей больше появилось а...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Когда сердцем правит любовь »

Знакомство с житием святого  преподобного  Сергея Радонежского. Показать на основе его жизни высочайший пример любви к Богу, родному Отечеству , Стремление к приумножению христианской ...

Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....

методическая разработка проекта "Любовь к Родине начинается с семьи"

Любовь к родному краю, культуре, родной речи начинается с любви к своей семье, к своему дому, улице, городу.Для ребенка семья - это основная среда развития,...

Методическая разработка. Воспитателя, Кононовой Любови Николаевны, Государственного Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения детский сад № 10 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

По результатам анализа литературных источников и проведенных исследований мной  была разработана система занятий, направленных на развитие уровня общения детей дошкольного возраста со взрослыми. ...