Социокультурный проект для дошкольников «Мой город - мой дом»
проект (старшая группа)

Борисова Инна Михайловна

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. 
Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности. 
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. 
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.VVV

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_gorod_borisova.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Социокультурный проект для дошкольников «Мой город -  мой дом»

   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. 
Именно в период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности. 
Став взрослым, человек часто вспоминает родные места, где прошло его детство. Эти воспоминания - след того первого эмоционального восприятия Родины, которое бывает только в детстве. 
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатой природе своего родного города? В этом - выражение глубокой любви ко всему, что вошло к нам в сердце как самое дорогое. Поэтому задачей дошкольных работников является - научить детей замечать все происходящее вокруг, показать родные места с привлекательной стороны, чтобы дети убедились, что родной город и наш край прекрасен и интересен.

Тема: «Мой город -  мой дом»
Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие». 

Участники проекта: дети средней и старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, сотрудники краеведческого музея.

Проблема: Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Цель проекта:
- Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств.
- Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города.

Задачи проекта:
1. Дать знания детям о родном городе и его истории, развивать бережное отношение к нему, его достопримечательностям, культурным ценностям.
2. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город. 
3. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
4. Создать условия для формирования любви к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. 
5. Воспитывать чувство гордости за своих земляков. 

Продолжительность проекта: долгосрочный. 
Срок реализации: с 3 сентября 2018г. по 25 мая 2019г.

Предполагаемые результаты: открытие детьми своей малой родины.

Условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Методические разработки;
- Взаимодействие со специалистами краеведческого музея

Обеспечение: материально - техническое, учебно - методическое, художественная литература, дидактические игры, фотоматериал, информационно - коммуникативные технологии.

Актуальность:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Важно, чтобы город, в котором живут наши дети, стал для них любимым!

Ожидаемые результаты:
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Петровска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Форма проведения:
- образовательная ситуация;
- дидактические игры;
- беседы;
- рассматривание иллюстрация;
- чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен;
- работа с родителями;

- экскурсии;

- викторины.



Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап. 
-сбор литературы по данной теме
-постановка цели, 
-поиск формы реализации проекта, 
-разработка содержания, 
-приобрести наглядный материал, 
-изготовить дидактические игры по теме,
-подготовить материалы для работы с родителями.


Основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей и социума. 

Сентябрь 
НОД «Город, в котором я живу»
Виртуальная экскурсия «А вокруг такая красота (природа города)»
Игры со строительным материалом «Матрешка гуляет по улицам города»
Анкетирование родителей


Октябрь  

Экскурсия в краеведческий музей  «Знаменитые земляки»
Беседа «Достопримечательности Петровска»
Сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли, дорогие пришли»
Консультация для родителей «Как знакомить детей с городом»


Ноябрь
НОД «Улица, на которой я живу»
НОД «Здания нашего города» (конструирование)
Дидактическая игра «Поможем матрешке найти заплатку»


Декабрь 
НОД «Мы – петровчане»

НОД «Праздничный город» (рисование)
Консультация для родителей «Идем с ребенком в магазин»


Январь 
НОД Составление рассказов «Как я люблю гулять в городском парке»
НОД «Городской транспорт»
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Консультация для родителей «По дороге в детский сад»


Февраль 
НОД «Наша речка Медведица» 
Викторина «Растительный и животный мир Саратовской области»

Посещение картинной галереи «Художники Петровска»


Март 
НОД «Транспорт» (пластилинография)
НОД «Рассматривание предметов быта русского народа»
Спортивное развлечение «Крепость Петровская» (с родителями)


Апрель 

Музыкально – литературная композиция «Земля моя Петровская…»
НОД «Рассматривание предметов быта русского народа»

Взаимопосещение сотрудников краеведческого музея с презентацией на тему «Зодчество и быт наших предков»

Май

Беседа «Петровчане в годы ВОВ»

НОД «Салют Победы» (рисование)

Викторина «Что я знаю о родном городе»

Игра «Интервью»

Завершающий этап. 
• Оформление папки передвижки.
• Развлечение «Ярмарка в Петровске».
• Подведение итогов проекта.

Результативность проекта: 
1. У детей появился ярко выраженный интерес к своему городу.
2. Увеличился объем знаний о родном крае, достопримечательностях города, земляках, народных промыслах.
3. Развились нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города.


Список литературы:
1. Алёшина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом – М. ТЦ. Сфера, 1999г
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников – М, ЦГА, 2004
3. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика 2006г, №6
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие. – М., 2007.
5. «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников, Москва, Издательство «Скрипторий», 2008г.

6. Материалы районной газеты «Петровские вести»

7. Архивные документы краеведческого музея города Петровска

8. И. П. Ивлиев «Тернистый путь Петровчан к Победе», Петровская типография, г. Петровск. 2001 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 «Тополек» г. Петровска Саратовской области

Социокультурный проект «Мой город -  мой дом»

(для детей средней и старшей групп)

Подготовили: Горшенина В. В.

                                                                                                 

                                                                                     Борисова И. М.

2018 - 2019 уч. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социокультурный проект для дошкольников, находящихся в социально опасном положении "Дворовая игра разных национальностей" на 2020-2021 учебный год

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. Те самые игры, в которые играли более старшие поколения, в том числе и мы сегодняшние взрослые. Те самые игры, которы...

План проведения семинара: 17 марта 2016 год «Формирование нравственных понятий и общечеловеческих ценностей в процессе реализации социокультурных проектов с дошкольниками»

Семинар для специалистов и воспитателей дошкольного образования«Формирование нравственных понятий и общечеловеческих ценностей в процессе реализации социокультурных проектов с дошкольниками&raqu...

«Формирование нравственных понятий и общечеловеческих ценностей в процессе реализации социокультурных проектов с дошкольниками»

laquo;Формирование  нравственных понятий  и общечеловеческих ценностей в процессе реализации социокультурных проектов  с дошкольниками»...

Освоение социокультурного пространства старших дошкольников через знакомство с городом

Дошкольный возраст характеризуется развитием активных познавательных действий, формированием нравственных основ, которые будут совершенствоваться по мере взросления. Вопросы нравственно-патриотическог...

Социокультурный проект для дошкольников, находящихся в социально опасном положении "Дворовая игра разных национальностей" на 2020-2021 учебный год

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. Те самые игры, в которые играли более старшие поколения, в том числе и мы сегодняшние взрослые. Те самые игры, которы...

Социокультурный проект для дошкольников, находящихся в социально опасном положении "Дворовая игра разных национальностей" на 2020-2021 учебный год

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. Те самые игры, в которые играли более старшие поколения, в том числе и мы сегодняшние взрослые. Те самые игры, которы...